12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Людмила20

Филиал МБОУ «Темтовская основная общеобразовательная школа» - «Обходская основная общеобразовательная школа
Уренского муниципального района

Нижегородской области

Союз

школы и семьи

(Из опыта работы)

Подготовили:
Ромашова Нина Александровна

учитель математики, классный руководитель

Хоряхова Людмила Михайловна

учитель начальных классов, классный руководитель

 

Воспитание имеет три главные части: воспитание физическое, нравственное, имеющее предметом образование сердца, и разумное воспитание, занимающееся просвещением или образованием разума.

Новиков Н.И.

Актуальность

Под воспитанием понимают комплекс технологий, направленных на целенаправленное формирование личности ребенка (воспитание) или изменение личности (перевоспитание).

В педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива и воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств.

А.Макаренко говорил: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – ЛЮДИ. Из них на первом месте – РОДИТЕЛИ и ПЕДАГОГИ».

С этим высказыванием нельзя не согласиться, особенно нам, учителям,

Сегодня система образования в России претерпевает существенные изменения – происходит переход на новые государственные стандарты второго поколения. Модернизация образования не может не затронуть и воспитательную систему. В условиях введения и реализации ФГОС наиболее актуальной воспитательной задачей школы да и общества в целом является духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация физически здорового подрастающего поколения.

Значимую роль в решении данной задачи новые образовательные стандарты отводят внеурочной деятельности. Классный руководитель при этом сопровождает и поддерживает ребенка в учебно-воспитательном процессе, являясь связующим звеном между учеником и его родителями. Ведь кто как не классный руководитель знает, что наше взаимодействие с семьей учащегося– процесс целенаправленный, и результатом его является создание благоприятных условий для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решается не только проблема воспитания, но и проблема обучения.

Наверное, ни для кого не секрет, что среди педагогов бытует мнение о том, что самое сложное в работе с детьми – это РАБОТА С ИХ РОДИТЕЛЯМИ.

Опровергаем это мнение и доказываем следующее: работать с родителями можно, нужно и просто интересно!

Основная часть

В период перехода основной школы на ФГОС 2 поколения у нас возникла необходимость перестроить уже сложившуюся систему воспитательной работы, когда классные руководители работают только с одним курируемым классом. Мы –классные руководители Обходской основной общеобразовательной школы, которая является филиалом и представляет собой малокомплектную школу из далекой сельской глубинки, где организовать внеурочную деятельность для одного класса непросто (в классах обучается в основном по 2-3 ч.). Поэтому нами было принято решение об объединении нескольких классов-комплектов и создании одного разновозрастного отряда, в который на момент создания вошли дети 1,4 и 5 классов.

Закон «Об образовании» обязывает родителей воспитывать своих детей в традициях высокой нравственности, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, родители обязаны проявлять заботу о здоровье ребенка, о полноценном его физическом развитии, создавать необходимые условия для того, чтобы дети могли своевременно получать образование. Поэтому наша работа спланирована в совместном творчестве учителя и родителей.

Наша совместная деятельность ни к чему не обязывает, она выстраивается только на взаимопонимании и взаимопознании. Это дает возможность неформального общения детей, родителей и классного руководителя, раскрывает творческий потенциал семьи и как ничто другое, помогает решать проблемы воспитания и образования.

Цель нашей воспитательной работы:

способствовать созданию условий для формирования духовно-богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности обучающегося, способной адаптироваться в новых условиях жизни через вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Задачи для достижения поставленной цели:

формирование у детей бережного и ответственного отношения к своему здоровью;

воспитание духовно-нравственной гармонично развитой личности;

воспитание патриотизма, гражданственности, духовности и толерантности;

развитие интеллектуальных способностей и навыков исследовательской работы;

формирование сплоченного коллектива детей и родителей.

Воспитательная работа в нашем коллективе ведется по 3 направлениям:

Я – гражданин

Мое здоровье

Мир добра

Направление «Я - гражданин» соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию, предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций, развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, воспитанию любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, трудолюбия, организацию трудовой деятельности обучающихся, экономического просвещения школьников. По данному направлению были организованы и проведены акции, требующие использования трудовых навыков и творческих способностей: «Вы для нас всегда УЧИТЕЛЬ!», «Птичья столовая», «В гости к малышам», «Подарок бабушке и маме своими руками». Дети старались сделать работу как можно лучше и испытывали искреннюю радость, когда видели, что подарки нравятся. Сами родители также стали инициаторами акций «Сундучок с секретом» и «Открытка для учителя».

Были созданы условия и для интеллектуального развития личности детей через организованные родителями поездки в планетарий города Нижний Новгород и музей на выставку «Золотая вышивка» города Урень. Родители стали активными участниками тематических викторин («Что такое ГТО?», «Птичьи домики» и др.) и классных часов («День рождения Деда Мороза», «Зачем быть вежливым» и пр.).

Направление «Мое здоровье» объединяет физическое и экологическое воспитание учащихся и предполагает формирование у них ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью, воспитание способности осознанно вести здоровый образ жизни, организацию туристической, спортивной работы, воспитание гармонично развитой личности.

Работая по этому направлению совместно с родителями, были проведены тематические классные часы («Готовимся к сдаче ГТО», «Здоровье – бесценное богатство», «В здоровом теле здоровый дух» и т.п.), часы и уроки здоровья («Снежные скульптуры», «Эх, прокачу!..», «Как сохранить хорошее настроение и дарить людям радость» и др.). Кроме того, осуществлялись прогулки и походы на природу («Времена года. Осень», «Зимний лес полон сказок и чудес» и пр.), игры, веселые старты и праздники на свежем воздухе («Эстафета «SMS», «Звонкая лыжня», «Праздник печеной картошки»). Совместно с детьми и родителями мы неоднократно посещали в г. Урень ледовую арену ФОКа «Спарта» и развлекательный центр «Непоседы».

Направление «Мир добра» включает в себя работу по духовно-нравственному и семейному воспитанию, предполагает воспитание чувства патриотизма, приобщение к опыту православной культуры, обогащение духовного мира детей, привитие навыков культуры поведения и ответственности за свои дела и поступки, усвоение ребенком понятия «милосердие» и «толерантность», проведение актов милосердия, формирование толерантного отношения к людям, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям, организация совместной деятельности педагогов и родителей.

Выполняя работы по данному направлению и опираясь на жизненный опыт мам и пап, бабушек и дедушек, нами проведен цикл обрядовых праздников «Созрели яблоки в саду», «Коляда, коляда, отворяй ворота», «Крещенские посиделки», «Масленичные забавы». Каждому из них предшествовали классные часы по соответствующей теме.

Особое внимание было уделено воспитанию доброты, сострадания и милосердия. Классные часы «О милосердии», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Человек среди людей», «Кто я, какой я?» дали страт социальным проектам «Одинокой старости нет» и «ВМЕСТЕ нам хорошо», реализованным при непосредственном участии родителей. Так, в рамках проекта «Одинокой старости нет» наш коллектив посетил учителей-ветеранов в День учителя и канун Нового года с литературно-музыкальными композициями. Учителям-пенсионерам были вручены сувениры, изготовленные руками детей и их родителей. К 8 Марта было проведено масштабное мероприятие «Целуем бабушкины руки», где дети проявили свои способности как артисты (представили концертные номера), художники (рисовали портреты своих бабушек), писатели (писали сочинения), творцы (изготовили поделки) и дизайнеры (оформляли зал), а мамы и бабушки выступали в роли благодарных зрителей, организовав для присутствующих чаепитие с вкусными пирогами.

Помимо прочего, наши дети и родители являются самыми активными участниками волонтерского объединения «Добрые волшебники», действующего при Обходской школе. Так, наши волонтеры взяли шефство над живущими на территории п. Обход детьми с ограниченными возможностями здоровья и навещают их в праздничные дни с подготовленными выступлениями, дарят сувениры собственного изготовления. Не забывают волонтеры пожилых людей и семьи, которые находятся в трудных жизненных ситуациях и, по возможности, помогают им (разбиваем клумбы под цветники, делимся одеждой, обувью, продуктами питания и др.). А в 2016/2017 учебном году наш волонтерский отряд принял непосредственное участие во Всероссийской акции «Весенняя неделя добра - 2017» и был награжден Благодарственным письмом Cектора молодежной политики

Неотъемлемой частью работы по всем направлениям является подготовка детей к взрослой жизни, к умению зарабатывать и разумно тратить свои сбережения. Обсудив на родительском собрании «Карманные деньги: «за» и «против» данную проблему, было принято решение о включении в план трудовых акций, позволяющих детям самостоятельно заработать (сбор макулатуры, посадка и выращивание лука и рассады цветочных и овощных культур с дальнейшей их реализацией населению, ярмарка-продажа поделок, изготовленных руками детей и родителей). Полученные денежные средства по согласию с родителями учащихся были потрачены на поездки и путешествия в каникулярное время.

Описанная нами воспитательная работа получила высокую оценку детей и родителей. Тому подтверждение – желание детей участвовать во всех делах, высокий уровень удовлетворенности родителей нашей воспитательной работой (по проведенной диагностике У> 3 у 100% родителей) и их стремление к сотрудничеству. Да и нам самим такое общение с детьми и родителями приносит огромную радость.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.