Публикация «Креативный педагогический подход как основа инновационной деятельности»
Креативный педагогический подход как основа инавационной деятельности.
Инновационная деятельность воспитателя коррекционной школы-интерната состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в воспитательно-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.
Для работы в режиме инновационной деятельности воспитателю необходима креативность – это значит, педагог должен проявить свою фантазию, включить воображение и способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления, обладать гибкостью, способностью решать нестандартные проблемы, к самоанализу и рефлексии.
Воспитательский труд очень сложен, потому что в его основе лежат человеческие отношения. Моё стремления воспитывать лучшие человеческие качества у обучающихся подчас встречают сопротивление с их стороны. Каждый рабочий день несёт что-то новое, иногда возникают трудности в процессе общения и работы с детьми и эти трудности предстают передо мной как перспектива возможности их разрешения своими силами. Вот здесь-то и необходим креативный подход, потому что именно он отличается высокой степенью результативности, инновационной деятельности, обладает высокой чувствительностью к проблемам, творческой активностью. В инновационной деятельности важное место занимают импровизация, педагогическая интуиция и творческое воображение, обеспечивающих создание оригинальных подходов к воспитанию детей.
Одним из важнейших компонентов креативности в моей педагогической деятельности является импровизация. Практически ежедневно в своей работе я сталкиваюсь с нестандартными ситуациями, которые трудно предвидеть. Мне необходимо быстро сориентироваться, принять решение без предварительного обдумывания и осмысления, проявляя гибкость и найти пути их разрешения. И если импровизация организована правильно (монолог или диалог с группой, мини-высказывания, применение народного фольклора, удачно сказанная шутка), она помогает не только снять напряжение, но и актуализировать любую деятельность детей и вовлечь каждого из них в сотрудничество. Это может быть
Пример: Во время проведения часа обшественно-полезного труда, была распределена территория, каждому отведён свой участок, дано своё задание, всё по плану, но двое подростков рассорились из-за того, что не поделили инвентарь. Пришлось импровизировать, менять задание на ходу, поставила обоих носить носилки с мусором. В результате к концу работы оба помирились и даже не вспомнили о конфликте.
Ещё один компонент креативности – это педагогическая интуиция. Интуиция помогает понять душевное состояние ребёнка или угадать общее настроение группы ещё до того, как оно проявится в каком-то проступке, мгновенно отреагировать и принять ответственные решения.
Пример: пришёл на работу, а ребёнок уже с утра успел совершить столько неблаговидных поступков, что побывал во всех инстанциях: отклассного руководителя до администрации школы и ждёт, когда воспитатель ещё начнёт беседу проводить. Вот здесь-то и понимаешь, что конфликт может усугубиться, и на уровне интуиции говоришь с ним совсем о других вещах: мечтах, родителях, о чём угодно, и только когда это чувство тревожности уходит, можно вернуться к тому проступку, что он совершил. Тогда ребёнок лучше понимает, воспринимает беседу совсем по-другому и тогда проведённая работа будет иметь лучший результат и наибольшую отдачу.
Такой компонент как творческое воображение позволяет эффективно бороться с так называемой психической инерцией, т.е. привычкой к шаблонному мышлению. Оно необходимо для поиска оригинальных подходов к анализу учебно-воспитательных ситуаций и решению педагогических задач. Я считаю, что именно эта способность педагога, в свою очередь, создаёт своеобразный фундамент для развития исследовательских умений, инициативности, активности, и наблюдательности обучающихся. Часто дети не замечают привычные вещи, (например беспорядок в спальной комнате) и постоянно указывать им на них в обычной форме порой не имеет смысла, потому что воспринимают это как назидание.
Пример: уборка на полках в шкафах – самая красивая полка, самое интересное решение как аккуратно сложить вещи – номинация «Самая образцовая полка» перестановка в спальной комнате, генеральная уборка.
Таких примеров можно приводить много, но они даже все не запоминаются.
Все эти три компонента помогают мне выработать свой индивидуальный стиль в работе с детьми, свою систему приёмов, манеру общения, способы разрешения конфликтов, находить оригинальные способы решения поставленных передо мной педагогических задач.
Работа педагогов коррекционной школы-интерната это не просто работа – это миссия. Главная цель: каждый учитель, воспитатель должен чувствовать и осознавать себя профессионалом, способным справиться с большинством возникающих проблем. Педагогическая креативность развивается на протяжении всей педагогической деятельности и является решающим фактором его продвижения к вершинам педагогического мастерства
2