Проект в средней группе «Семья — моя маленькая страна»
Проект в средней группе «Семья — моя маленькая страна»
Проект в средней группе «Семья — моя маленькая страна»
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители - пример тому.
Себастьян Брант
Вид проекта: информационно-познавательный,творческий.
Продолжительность проекта: (краткосрочный) 1 неделя.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели группы,
родители воспитанников, музыкальный руководитель.
Форма представления проекта:изготовление буклетов для родителей с целью ознакомления с проектом «Семья – моя маленькая страна»,выставка детских рисунков на тему: «Моя мама лучше всех», «Моя семья», выставка творческих работ детей и их родителей «Сказочная осень», изготовление альбома «Моя семья», создание гениалогического древа каждой семьи и составление небольшого рассказа о своей семье.
Актуальность проекта.
Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
Наблюдения за играми детей, беседы с детьми показали, что они недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья».
Для ребёнка семья – это целый Мир, в котором он живёт, делает открытия, учится любить, ненавидеть, сочувствовать. Мы, взрослые, педагоги и родители, являемся проводниками в этот Мир, учим ребёнка Добру и Злу.
Цель проекта.
Расширять представления детей о своей семье, родословной, семейных традициях.
Задачи проекта.
- Расширять знания детей о родственных отношениях, о семейных ценностях.
- Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная.
- Воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, любовь и уважение к семье и её членам.
Предполагаемый результат.
1. Повысить уровень знаний детей о семье, о родственных отношениях.
2. Иметь представления о том, что у семьи есть свои истории и традиции.
3. Иметь представления о родословной, как истории семьи.
4. Проявлять уважение и заботливое отношение ко всем членам семьи.
5. Повышение педагогической культуры родителей, установление с ними доверительных и партнёрских отношений.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап:
1. Наблюдения за детьми в игровой деятельности.
2. Беседы с детьми на тему «Семья».
3. Постановка цели и задач проекта.
4. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности, дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
5. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
6. Изготовление и распространение буклетов для родителей с целью ознакомления их с проектом.
Основной этап :
- Познавательное развитие: беседа «Моя семья».
- Художественно-эстетическое развитие: рисование «Моя мама лучше всех», «Моя семья», лепка «Мама», конструирование «Мебель для моей семьи».
- Развитие речи: «Моя дружная семья» (составление и рассказывание небольших рассказов о своей семье, рассказывание детям белорусской народной сказки «Пых».
Беседы:
«Выходной день в моей семье»,
«Как я помогаю дома»,
«Кем работают твои родители» (с использованием альбома,
«Как мы отдыхаем»,
«Что такое генеалогическое древо моей семьи»,
«Как я помогаю родителям».
Театральные игры по сказкам: «Маша и медведь», «Красная Шапочка», «Теремок».
— Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
— Подбор фотографий на тему «Моя семья».
— Рассматривание семейных фотоальбомов.
— Пословицы, поговорки, стихи и загадки о семье.
— Чтение художественной литературы:
«Посидим в тишине»Е. Благинина,
«Синяя чашка» М. Матвеева,
«Теплый хлеб» К. Паустовский,
«Сказка об умном мышонке» С. Маршак,
«Цветик-семицветик» В. Катаев,
«Мамина работа» Е. Пермяк,
«Чем пахнут ремесла» Д. Родари,
«Мамина дочка» В. Белов,
«Косточка» К. Ушинский,
«Старый дед и внучек» Л. Толстой,
«Как Вовка бабушек выручил» А. Барто,
«У бабушки дрожат руки» В. Сухомлинский,
«Похищенное имя» Шорыгина Т. А. ,
сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Красная шапочка», «Гуси-лебеди».
— Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери», «Магазин». «Больница»
— Строительные игры «Мебель для дома», «Наш дом».
— Книжный уголок: предметные картинки, художественная литература по теме «Семья».
Самостоятельная деятельность детей:
— рассматривание картинок «Семья за праздничным столом», «Дети вручают маме и бабушке цветы», ситуации положительных эмоциональных состояний — радости, улыбок, взаимного внимания.
В игровом уголке — создание с помощью кукол ситуации семейного праздника.
Дидактические игры «Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало, «Разложи по порядку» (фигуры человека с учётом возрастных изменений).
Игровые ситуации «Научи сестрёнку делать фигурки из песка», «Покажи братику, как построить гараж из конструктора».
Заключительный:[/b]
- Составление альбома «Я и моя семья».
- Выставка рисунков «Генеалогическое древо семьи».
- Выставка творческих работ детей и их родителей «Сказочная осень».
- Праздник «Моя мама лучше всех».
- Выставка рисунков детей «Моя мамам лучше всех».
- Выставкам рисунков детей «Моя семья».
Результаты проекта:
Дети знают, что такое семья, имеют представления о родственных отношениях, семейных ценностях.
Дети стали чаще проявлять такие нравственные качества, как: сочувствие, сострадание, уважение, любовь.
Укрепились и усовершенствовались партнёрские взаимоотношения педагогов, родителей и детей. Все участники проекта получили позитивные эмоции, радость от совместной деятельности.
Методическая литература:
1. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва, 2013;
2. Деркунская В. А. «Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре» - Москва : Педагогическое сообщество России, 2005;
3. Бондаренко. А. К. Дидактические игры в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - М: Просвещение, 1991;
4. Гризик Т. И. «Познаю мир» - Москва: Просвещение, 2007;
5. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества дошкольников» М Сфера 2003;
6. Ушакова О. С. «Знакомство с литературой детей 3 -5 лет» - Москва: Сфера, 2009;
7. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ» М Сфера 2007;
8. Лыкова И. А. Изобразительное творчество в детском саду. Занятия в изостудии - М. : Карапуз-дидактика, 2008;
9. Синкевич В. В. - «Физкультура для малышей» - М, Детство – пресс. 2002.
10. Зверева О. Х., Кротова Т. В., «Общение педагога с родителями в ДОУ» - М, ТЦ Сфера, 2005.
11. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции» - М, Линка-Пресс, 2007.
12. Козлова А. В., Дешулина Р. П. «Работа с семьей» - М. : Т. У. Сфера, 2004.
Соколова Елена Борисовна