12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Коробкова Наталья Геннадьевна68
Материал размещён в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»

Сенсорные песочницы

В настоящее время можно часто встретить термин «песочная терапия», что является одним из методов психотерапии, который применяется в медицине и основан на взаимодействии и манипуляциях с песком.

Актуальной эта технология становится и для детского сада. Песочница- это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Альтернативой песку могут выступать крупы и другие разные по фактуре материалы.

Здесь возникает термин «сенсорная песочница» или «сенсорная коробка»

Что же это такое?

По сути это любая посуда, коробка, контейнер , ящик, наполненный каким то материалом, в котором дети могут покопаться руками.

Ну а то, чем наполнить такую песочницу, будет зависеть только от вашей фантазии. Кроме круп это могут быть бобовые, текстиль, бумага и природный материал.

А дополнительным материалом выступают все возможные совочки, ведерочки и игрушки для обыгрывания.

Главным критерием использования сенсорной песочницы является ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игры в такой песочнице педагог должен находится рядом или принимать непосредственное участие в игровых действиях.

Работа в таких песочницах способствует,

Во-первых, снять психо-эмоциональное состояние.

Такая деятельность часто используется с целью спокойной и безболезненной адаптации, помогает отвлечься от мыслей о маме, о доме, стабилизируют эмоциональный фон. Работа с сыпучими материалами успокаивает (особенно гиперактивных детей), они обретают внутреннюю свободу и уверенность.. На таких занятиях они обычно веселы и раскованы.

Во- вторых, развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Крупа является природным и сыпучим материалом с разнообразной фактурой. Она предполагает работу руками, в процессе знакомства с материалом дети задействуют свои пальчики, совершенствуют различные захваты предметов. Стимулируют тактильное восприятие фактурой материалов. С развитием тактильной чувствительности ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. Таким образом происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Игры в сенсорных песочницах способствуют развитию таких психических процессов как воображение, внимание память, мышление.

В-третьих, усилить желание узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Благодаря сенсорным песочницам дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное-самостоятельно. Все это является необходимым условием формирования познавательной мотивации.

Для детей 1,5-2 лет используются сенсорные коробочки с наполнителем, разным по тактильным ощущениям (без предметов). Дети только знакомятся с содержимым, расширяя свой тактильный опыт.

Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и показать как с ними играть (что с ними делать). В крупу и другие наполнители добавляются мелкие предметы (например, фасоль, камушки, кубики, мелкие игрушки). Детям можно предложить выбирать предметы и складывать их в баночку, сортировать предметы – по цветам, форме, тематике. Для маленьких обычно используют элементы Монтессори-практикуют орудийные действия,разными ложками, совочками пересыпать содержимое песочницы в стаканчик, потом обратно.

Для детей, которые освоили совок, можно использовать другие приспособления, например мельница и сито. Для таких игр нужно использовать крупу помельче -манка и пшено. При помощи сита можно научить отделять от манки фасоль, бусины, мелкие игрушки. В общем, сыграть в Золушку. В ходе этой деятельности складывается четкое представление о совместимости размеров, что в мелкие дырочки сита крупные предметы никак не поместятся.

Чтобы ребенок лучше усваивал цвет, можно устраивать так называемые цветные дни. Нужно заранее подобрать предметы определенного цвета. В процессе такой игры ребенок быстро усваивает цвет, т.к нужный цвет всегда перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

Для детей 3-5 лет сенсорные песочницы служат основой для организации сюжетно-ролевых игр.

Помимо других наполнителей можно добавить аквагрунт.

Игры с аквагрунтом вызывают настоящий восторг у детей, им нравится просто погружать туда руки и перебирать пальчиками. Ощущения здесь совсем новые и непривычные- Он скользский, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки совсем не просто, как кажется, они того и гляди выскользнут. При организации игры с аквагрунтом нужно быть осторожным. Его нужно замачивать в воде заранее, в отсутствии детей, следить чтобы сухие гранулы не попали в рот ребенку. И с готовыми гранулами нужно быть осторожными , тщательно следить за игрой, пресекать любые попытки попробовать на вкус.

В этом возрасте можно использовать тематические сенсорные коробки, которые являются замечательной площадкой для ролевых игр и проведения тематических занятий. В сенсорной песочнице можно воссоздать небольшой мирок со своими жителями и характерной окружающей средой, разыграть простые жизненные ситуации и тем самым закрепить знания малыша по изучаемой теме.

Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий, логических и познавательных игр.

Таким образом , использование сенсорной песочницы в работе с детьми возможно без особых материальных затрат и больших усилий, главное- заинтересовать детей. Ну и, конечно же, не забывать часто менять ее содержимое и не давать все сразу, чтобы каждая игра давала ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное- несла бы в себе развивающую функцию.



Опубликовано в группе «Воспитатель-работа по ФГОС.»


Комментарии (1)

Мастина Ольга Валерьевна, 03.11.19 в 20:36 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, с удовольствием познакомилась с Вашей публикацией!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.