12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ковалева Ольга Борисовна17
2

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Ковалева О.Б., Булавинова Л.В. воспитатели

МАДОУ «Детский сад № 393»

Сормовский район, г. Нижний Новгород.

Россия, г. Нижний Новгород

e-mail: sadik393@mail.ru, 225-56-29


Аннотация. В статье раскрываются особенности сенсорного развития детей раннего возраста.


На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает сенсорное развитие детей. Но во ФГОС ДО задача только ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними, а в методиках сенсорное развитие детей, на эти же задачи направлена наша образовательная программа.

Раннее детство – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал, именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70 % информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30- 40 %. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Л.А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка».

Этапы работы.

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование сенсорного развития воспитанников, анкетирование родителей, обогащение развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по сенсорному развитию через дидактические игры воспитанников раннего возраста). (август - сентябрь).

Основный (организация взаимодействия с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация взаимодействия с родителями ) (октябрь – апрель).

3.Итоговый (повторное обследование особенностей сенсорного развития детей, диапазон личностного вклада, трансляцию собственного опыта и определение перспектив деятельности). (май)

Прежде чем начать работу с ребенком, нам необходимо узнать его индивидуальные особенности. Когда ребенок приходит первый раз, мы о нем не знаем ничего, кроме имени, фамилии и возраста. Т.к. родители являются активными участниками образовательного процесса, мы знакомимся с ними и с ребенком, путем анкетирования и бесед. Выявляем режим ребенка, его здоровье, интересы, привязанности, любимые игрушки, и как называют малыша дома. Параллельно из бесед узнаем особенности воспитания: как кушают, как спят, чем занимаются с ребенком, в какие игры играют, какие книги читают. Это помогает организовать образовательный процесс детей и родителей.

Следующий шаг – выявить особенности нервно – психического развития ребенка. С письменного согласия родителей после проведения адаптационного периода, проводим обследование особенностей развития ребенка по методике К.Л. Печора, Л.Г. Голубевой, Г.В. Пантюхиной. Беспокоят проблемы в сенсорном развитии воспитанников раннего возраста.

Цель: Создание психолого – педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста средствами дидактических игр.

Задачи:

Познакомить детей с формой, цветом и величиной предметов.

Закреплять умение детей различать предметы по форме, цвету, размеру и соотносить их с образцом, группировать предметы по образцу.

Формировать умение узнавать и называть форму, цвет, предметов, сравнивать предметы по цвету (такого же формы, цвета, разного цвета) и группировать их (по образцу).

Формировать умение детей простейшим способам действий с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать и открывать, застегивать и расстегивать и т.д.)

Совершенствовать координацию движений рук под зрительным контролем.

Воспитывать интерес к окружающему миру и игрушкам.

Работу с детьми мы реализуем по 4 этапам:

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к определенному сенсорному признаку, который должен быть освоен.

На втором этапе обучаем детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

Цель третьего этапа - группировать предметы по тому или иному качеству.

На четвертом этапе - создаём условия для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности

Развивающая предметно пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребенка и всех видов детской деятельности. Поэтому свою работу мы начали с создания такой среды.

Оформили «сенсорную зону», где находятся все материалы для развития восприятия формы, цвета и величины предметов, а также для развития слухового восприятия и пространственных отношений. Это различные пирамидки; предметы-вкладыши (матрёшки, кубы, коробочки, шары и др.) дощечки с плоскими геометрическими вкладышами; объёмные контейнеры с отверстиями разной формы; плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); объёмные геометрические формы (шар, призма, куб, кирпич); центр для игры с водой и песком; для развития мелкой моторики рук (шнуровки, кнопочницы, мозаики, бусинки и пуговицы разного цвета и размера, бутылочки с закручивающимися крышками и др.); шумящие коробочки, звоночки; предметные картинки с изображением больших и маленьких животных, предметов мебели, посуды, одежды и др. Есть пособия, выполненные нашими руками («Солнышко», «Облачка», «Елочки», «Машинки», «Сделай бусы», «Разноцветные домики», «Разноцветные флажки», «Воздушные шарики», «Цветные волчки», «Составь картинку из фигур») они полностью соответствуют возрастным нормам и эстетическим требованиям.

На первом этапе мы знакомим детей с предметами ближайшего окружения, их свойствами формой, цветом, размером. Основной метод: обследование и наблюдение.

Успешное, на наш взгляд, выполнение игровых задач, осуществлялось и благодаря методу повторения. Мы считаем, что полученные в играх представления и умения должны быть достаточно прочными и устойчивыми, поэтому неоднократная повторяемость игр в течение дня и всей последующей недели были необходимым условием для этого. Из методов, стимулирующих познавательную активность, мы чаще использовали сравнение (такой - не такой формы цвета), соотнесение (такой же).

На втором этапе мы активизируем обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. Сначала учили детей различать форму, величину и цвет, подбирая тождественные. Развивали у ребят память, внимание, наглядно – действенное мышление, речь. Для этого предлагались дидактические игры: «Мячики по корзиночкам», «Не ошибись», «Подбери по цвету», «Собери бусы», «Цветная посуда», «Нарядим солнышко» и др. Дидактический материал вызывал у детей большой интерес, желание действовать. Малыши обменивались предметами, сравнивали их, делали умозаключения: «Такой же шарик. Такая же полочка. Грибочки одинаковые. Варежки разные». Конечно же, не все дети справлялись с поставленной задачей. Часть из них не могла правильно подобрать грибки, шарики, палочки по признаку цвета, величины. Мы постоянно разнообразила дидактический материал. Использовали игры‑самоделки: «Воздушные шары», «Спрячь мишку», «Подбери чашки к блюдцам», лото «Цвет и форма», «Разноцветная каруселька» регулируемая по высоте и др., которые вызывали у ребят интерес. Они увлеченно рассматривали материал, сопоставляли его, подбирали к эталону.

Каждую дидактическую игру по формированию представлений о форме, цвете, мы проводили один раз в неделю. Длительность игры не превышала десяти минут. Занимались с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю мы знакомили детей с новой игрой. В течение недели все дети, принимающие участие, были вовлечены в игру. При проведении дидактических игр мы пользовались краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Вначале, мы не требовали от детей обязательного запоминания и употребления названия цвета. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов.

На третьем этапе основная цель: группировать предметы по тому или иному качеству. Учитывая особенности восприятия детьми формы, мы сначала учили круг, потом квадрат, потом треугольник. При восприятия детьми цвета, мы использовали сначала красный и синий цвета, затем желтый и зеленый. Мы старались также подобрать игрушки и предметы интенсивной окраски. Ребята научились простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета. Но все же часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу, поэтому пришлось использовать игры сюжетного содержания «Воздушные шарики», «Солнечные косички», Петрушка с разноцветными ленточками, цель которых – научить ребят обобщать предметы по сюжету и цвету. В игре «Солнечные косички» перед детьми было представлено обиженное солнышко, которое не нарядили к празднику. И ребятам предлагалось подарить ему косички с бантиками, т.е. нужно было к косичке подобрать бантик и подарить солнышку. Но от детей не требовались названия цветов. Игры малышам понравились, они правильно подбирали тождественные цвета.

Цель четвертого этапа - создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. В утренние часы, когда в группе один - два ребенка обязательно проводили индивидуальную работу, предлагая детям разный дидактический материал для игр. Просили ребенка называть его цвет, форму, но не требовали, если он отказывался. Во время режимных моментов обращали внимание детей на цвет, размер полотенец, салфеток и пр.

В сюжетно – отобразительных играх также обращали внимание детей на цвет предметов: «Какого цвета тарелочку тебе дать?», «Какого цвета конфету дадим кукле?». Разнообразие игр, имеющих похожие цели, с одной стороны, помогали закрепить пройденный материал, с другой стороны - поддерживать у детей познавательную активность. С каждой игрой дети проявляли все больший интерес, старались добиваться результатов, тянули воспитателя за руку к сенсорному уголку, просили повторить игру еще раз и неохотно отдавали пособия.

Трудности возникали при необходимости выполнить орудийные действия с предметом: посадить цветочки на полянки, прикрепить иголки к ёлочке, лучику к солнышку и т.д. Таким детям оказывалась индивидуальная помощь.

 Важно также взаимодействие с родителями. Привлекла родителей беседа об особенностях сенсорного развития их детей и возрастных нормах. Понравилось участие в конкурсе «Очумелые ручки» по изготовлению игр и пособий по сенсорному воспитанию. И в группе появилась сенсорная гусеница, разнообразные самодельные бусы, разноцветные тарелочки, корзиночки и т.д.

Большой интерес у родителей вызвал видеосюжет по работе с детьми по сенсорному воспитанию в организованной деятельности и в повседневной жизни.

Включение родителей в процесс воспитания и обучения, не только облегчает процесс адаптации ребенка к новым условиям, но и учит родителей относиться к воспитанию ребенка как к сложному и кропотливому процессу развития ребенка.

​​​​​​​Повторное обследование сенсорного развития по программе «Детство» и методике Печора, Пантюхиной и проявляемых качеств воспитанников показало следующие результаты: сенсорное развитие соответствует возрасту, повысилась самостоятельность и активность

Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей, результатами работы стали:

Дети знакомы с формой, цветом, величиной предметов. Подбирают, называют словом.

Различают предметы по форме, цвету, размеру, группируют предметы по образцу.

У детей сформированы способы действий с предметами (вынимать, вкладывать, нанизывать, закрывать и открывать, застегивать и расстегивать и т.д.)


Список литературы:

1. 1. Венгер Л. А. и др. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». - М.: Просвещение

2.Дыбина О.В. Моделирование развивающей предметно - пространственной среды в детском саду: методическое пособие – М: ТЦ Сфера, 2015. – 128с.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.