12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Maria49
Россия, Вологодская обл., Череповец
2

Серия занятий по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Мы – журналисты!»

Фофанова Мария Вячеславовна

Старший воспитатель, высшая квалификационная категория

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №110»

Вологодская область, г. Череповец

Серия занятий по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Мы - журналисты!»

В методической разработке представлены конспекты занятий по речевому развитию детей с учётом принципов системно-деятельностного подхода, в основе которого лежит создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Конспект ООД по речевому развитию: «Репортаж из зоопарка»

Цель: обучение составлению описательного рассказа, с опорой на предложенный наглядный план.

Задачи:

Образовательная:

1. Расширять представления детей о диких животных, профессиях «зоолог», «репортёр», «фотограф», «фотокорреспондент».

2. Формировать умение составлять описательные рассказы по предложенному наглядному плану.

3. Расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные».

4. Формировать навыки словообразования и словоизменения, умение подбирать прилагательные.

Развивающая:

1. Развивать навыки речевого общения, связной речи, мышления, внимания.

2. Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

3. Развивать моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность.

2. Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Интеграция ОО:

- социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:

- мультимедийное оборудование, презентация-PowerPoint «Прогулка по зоопарку», бумага белая (10*15см) по 15 листов на каждого ребёнка, простой и цветные карандаши на каждого ребёнка, схема для составления описательных рассказов, мешочек с фигурками диких животных, картинки диких животных и их детенышей.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением диких животных наших лесов и их детенышей. Беседа о диких животных зимой. Чтение произведений: Е. Чарушин «Лисята», Л. Н. Толстой «Белка и волк», В. Чаплина «Как лиса зимует?». Беседа о профессиях «ветеринар», «зоолог», «смотритель зоопарка». Просмотр диафильма «Кто как зимует». Ознакомление с графическим планом «Описание животного»

Ход ООД:

Организационный момент. Дети собираются вокруг воспитателя, вспоминают, какая тема недели (Дикие животные). Воспитатель предлагает поиграть в игры «Угадай кто», «Скажи какой?».

«А теперь поиграем. Я буду называть признаки животного, а вы по признакам догадайтесь о каком животном идет речь».

Рыжая, хитрая – лиса (выставляем картинку)

Большой, неуклюжий, косолапый – медведь (выставляем картинку)

Голодный, серый, зубастый – волк (выставляем картинку)

- А сейчас скажите, белка, какая? (выставляем картинку)

(пушистая, ловкая, прыгучая).

- Волк, какой? (выставляем картинку) (голодный, серый, зубастый, страшный).

- Медведь, какой? (выставляем картинку) (большой, неуклюжий, хищный, косолапый).

- Лиса, какая? (выставляю картинку) (рыжая, красивая, пушистая, хитрая).

- Лось, какой? (выставляю картинку) (большой, рогатый, травоядный).

- Молодцы, как много признаков подобрали к словам, обозначающих животных.

- Подойдите ко мне и по очереди достаньте из мешочка фигурку животного. Постарайтесь отгадать кто это на ощупь.

Дети достают фигурки животных и садятся за столы, на которых лежат простые карандаши и бумага, на доске - мультимедиа-презентация «Прогулка по зоопарку».

После игры воспитатель задаёт детям вопросы:

- Откуда мы с вами может получить знания о диких животных? (Из книг, из интернета, можно спросить у взрослого, можно сходить в зоопарк)

- Давайте сейчас туда мы с вами и отправимся, а кто нам поможет в зоопарке получить новые знания? (Зоолог)

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами по очереди станем зоологами – будем рассказывать о диких животных в зоопарке; а за столами у нас будут работать фотокорреспонденты – «делать фотографии» этих животных. У зоолога есть схема-помощник для составления рассказа.

Воспитатель – первый «зоолог» – даёт детям образец составления рассказа, затем дети по очереди выходят к доске и самостоятельно составляют описательные рассказы. Остальные дети – фотокорреспонденты – рисуют во время рассказа это животное.

Физкультминутка «Слон»

В зоопарке ходит слон,

Уши, хобот, серый он. (Наклоны головы в стороны.)

Головой своей кивает, (Наклоны головы вперед.)

Будто в гости приглашает. (Голову прямо.)

Раз, два, три — вперёд наклон,

Раз, два, три — теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)

Головой качает слон —

Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)

После просмотра всех экспонатов, дети с воспитателем проходят на ковёр. Воспитатель проводит словесную игру «Сосчитай-ка»:

- один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

- один слон, два слона, три слона, четыре слона, пять слонов.

(один волк…, бегемот…, лось…, тигр…, лисица…, лев…)

Организация итога.

Воспитатель задаёт вопросы детям:

- О чём мы сегодня с вами говорили? Что учились делать? Что было интересно? Что вызвало затруднения? Какой зоолог понравился больше всего? Почему?

После подведения итогов воспитатель предлагает взять цветные карандаши и сделать черно-белые «фотографии» животных цветными.

Конспект ООД по речевому развитию: «Поездка на ферму»

Цель: обучение составлению описательного рассказа, с опорой на предложенный наглядный план.

Задачи:

Образовательная:

1. Закреплять представления детей о домашних животных, профессии «фермер».

2. Формировать умение составлять описательные рассказы по предложенному наглядному плану.

3. Расширять и активизировать словарь по теме «Домашние животные».

4. Формировать навыки словообразования и словоизменения.

Развивающая:

1. Развивать навыки речевого общения, связной речи, мышления, внимания.

2. Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

3. Развивать моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность.

2. Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Интеграция ОО:

- социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:

- мультимедийное оборудование, презентация-PowerPoint «На ферме», бумага белая (10*15см) по 15 листов на каждого ребёнка, простой и цветные карандаши на каждого ребёнка, схема для составления описательных рассказов, мяч.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением домашних животных и их детенышей. Беседа о домашних животных. Чтение произведений: В. Сутеев «Кто сказал мяу?», РНС «Лиса и петух», «Бычок смоляной бочок», «Бычок - черный бочок, белые копытца». Беседа о профессиях «ветеринар», «фермер». Ознакомление с графическим планом «Описание животного»

Ход ООД:

Организационный момент. Дети собираются вокруг воспитателя, вспоминают, какая тема недели (домашние животные). Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Лишний, потому что…»:

Хлев, свинья, корова, цыплёнок

Щенок, гусь, ягнёнок, телёнок

Хрюкает, мычит, корова, топает, кудахчет

Корова, лошадь, козлёнок, овца

После игры воспитатель задаёт детям вопросы:

- Откуда мы с вами может получить знания о домашних животных? (Из книг, из интернета, можно спросить у взрослого, можно съездить в деревню, на ферму)

- Давайте сейчас мы с вами отправимся на ферму домашних животных, а кто нам там расскажет об обитателях фермы? (Фермер)

Дети и воспитатель проходят к столам, на которых лежат простые карандаши и бумага, на доске - мультимедиа-презентация «На ферме».

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами по очереди станем Фермерами – будем рассказывать о домашних животных; а за столами у нас будут работать фотокорреспонденты – «делать фотографии» этих животных. У фермера есть схема-помощник для составления рассказа.

Воспитатель – даёт детям образец составления рассказа, затем дети по очереди выходят к доске и самостоятельно составляют описательные рассказы. Остальные дети – фотокорреспонденты – рисуют во время рассказа животное.

Физкультминутка

«Цок-цок-цок!» - лошадка скачет, «Цок-цок-цок» - копытом бьет.

«Цок-цок-цок» - тележку тащит, На тележке нас везет.

(Дети скачут, как лошадки на месте. Останавливаются и ударяют носком ноги по полу. Снова скачут на месте. Приседают на корточки и встают)

После просмотра всех экспонатов, дети с воспитателем проходят на ковёр. Воспитатель проводит словесную игру «Назови детёныша домашнего животного»:

- Корова (телёнок)

- Лошадь … (жеребёнок)

- Овца …(ягнёнок)

- Коза …(козлёнок)

- Собака …(щенок)

- Кошка …(котёнок)

- Свинья …(поросёнок)

- Кролик …(крольчонок)

Мышь (преднамеренная ошибка).

Организация итога.

Воспитатель задаёт вопросы детям:

- О чём мы сегодня с вами говорили? Что учились делать? Что было интересно? Что вызвало затруднения? Какой фермер понравился больше всего, а фотокорреспондент? Почему?

После подведения итогов воспитатель предлагает взять цветные карандаши и сделать черно-белые «фотографии» цветными.

Конспект ООД по речевому развитию: «В музее мебели»

Цель: обучение составлению описательного рассказа, с опорой на предложенный наглядный план.

Задачи:

Образовательная:

1. Расширять представления детей о мебели, ее назначении, материалах из которых она состоит.

2. Формировать умение составлять описательные рассказы по предложенному наглядному плану.

3. Расширять и активизировать словарь по теме «Мебель».

4. Формировать навыки словообразования и словоизменения, умение подбирать прилагательные.

Развивающая:

1. Развивать навыки речевого общения, связной речи, мышления, внимания.

2. Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

3. Развивать моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность.

2. Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Интеграция ОО:

- социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:

- мультимедийное оборудование, презентация-PowerPoint «Музей мебели», бумага белая (10*15см) по 15 листов на каждого ребёнка, простой и цветные карандаши на каждого ребёнка, схема для составления описательных рассказов, мяч.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением предметов мебели. Беседа о мебели, её назначении и изготовлении, о профессиях, связанных с изготовлением мебели. Чтение произведений: РНС «Три медведя», К. Чуковский «Мойдодыр», С. Маршак «Кошкин дом». Ознакомление с графическим планом «Описание мебели»

Ход ООД:

Организационный момент. Дети собираются вокруг воспитателя, вспоминают, какая тема недели (В мире предметов). Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Скажи какой» (бросает детям по очереди мяч, а они подбирают прилагательные к различным видам мебели).

- стул какой? (деревянный, коричневый, твёрдый, маленький…)

- диван какой? (кожаный, мягкий, кухонный…)

- шкаф какой? (деревянный, книжный, высокий...)

- стол какой? (обеденный, письменный, деревянный, гладкий…)

- кровать какая? (деревянная, металлическая, детская, мягкая …)

- кресло какое? (мягкое, удобное…)

- полка какая? (книжная, большая, деревянная…)

После игры воспитатель задаёт детям вопросы:

- Что за предметы я сейчас вам называла? (Мебель)

- Откуда мы с вами может получить знания о мебели и о том, как её делают? (Из книг, из интернета, можно спросить у взрослого, можно сходить на экскурсию на мебельную фабрику)

- А если мы захотим узнать, какая была мебель в старину, и сравнить с той мебелью, какая сейчас у нас, что мы можем сделать? (сходить на экскурсию в музей мебели)

- Давайте сейчас туда мы с вами и отправимся, а кто нам поможет в музее получить новые знания? (Экскурсовод)

Дети и воспитатель проходят к столам, на которых лежат простые карандаши и бумага, на доске - мультимедиа-презентация «Музей мебели».

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами по очереди станем экскурсоводами – будем рассказывать об экспонатах музея; а за столами у нас будут работать фотокорреспонденты – «делать фотографии» этих экспонатов. У экскурсовода есть схема-помощник для составления рассказа.

Воспитатель – первый экскурсовод – даёт детям образец составления рассказа, затем дети по очереди выходят к доске и самостоятельно составляют описательные рассказы. Остальные дети – фотокорреспонденты – рисуют во время рассказа этот мебельный экспонат.

Физкультминутка (Во время просмотра презентации)

А теперь, ребята, встали! Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево,

Тихо сели - вновь за дело!

После просмотра всех экспонатов, дети с воспитателем проходят на ковёр. Воспитатель проводит словесную игру «Один-много»:

- один стул и много … (стульев)

- один диван и много … (диванов)

- один шкаф и много …(шкафов)

- один стол и много …(столов)

- одна кровать и много …(кроватей)

- одно кресло и много …(кресел)

- одно зеркало и много …(зеркал)

- одна полка и много …(полок)

Организация итога. Воспитатель задаёт вопросы детям:

- О чём мы сегодня с вами говорили? Что учились делать? Что было интересно? Что вызвало затруднения? Какой экскурсовод понравился больше всего? Почему? О каких предметах ещё вы бы хотели узнать, сходить в музей на экскурсию?

После подведения итогов воспитатель предлагает взять цветные карандаши и сделать черно-белые «фотографии» мебели цветными.

Конспект ООД по речевому развитию: «Репортаж с показа мод»

Цель: обучение составлению описательного рассказа, с опорой на предложенный наглядный план.

Задачи:

Образовательная:

1. Расширять представления детей об одежде, её назначении, материалах из которых она состоит.

2. Формировать умение составлять описательные рассказы по предложенному наглядному плану.

3. Расширять и активизировать словарь по теме «Одежда».

4. Формировать навыки словообразования и словоизменения, умение подбирать прилагательные.

Развивающая:

1. Развивать навыки речевого общения, связной речи, мышления, внимания.

2. Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

3. Развивать моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность.

2. Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Интеграция ОО:

- социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:

- мультимедийное оборудование, презентация-PowerPoint «Модный показ», бумага белая (10*15см) по 15 листов на каждого ребёнка, простой и цветные карандаши на каждого ребёнка, схема для составления описательных рассказов, мяч.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением одежды. Беседа о различных видах одежды, её назначении и изготовлении, о профессиях «модельер», «швея», «портной», «манекенщица». Чтение произведений: РНС «Рукавичка», Н. Носов «Живая шляпа», К. Чуковский «Мойдодыр». Ознакомление с графическим планом «Описание одежды».

Ход ООД:

Организационный момент. Дети собираются вокруг воспитателя. Воспитатель предлагает рассмотреть коллекцию тканей. Дети рассматривают ткани, исследуют их руками на ощупь.

- Какие ткани вам понравились?

Дети рассказывают, какая ткань по цвету, фактуре (толстая или тонкая, мягкая или жёсткая, прозрачная или плотная.)

После ознакомления воспитатель задаёт детям вопросы:

- Для чего нужна ткань человеку? (Для того чтобы делать одежду)

- Кто делает одежду? А кто её придумывает? (швея, портниха, модельер)

- Откуда мы с вами может получить знания об одежде и о том, как её делают? (Из книг, из интернета, можно спросить у взрослого, можно сходить на экскурсию на швейную фабрику)

- Где можно увидеть новую одежду, которую придумал модельер? (в магазине, на показе модной одежды)

- Сегодня нас с вами пригласили на показ мод, а модельер нам расскажет про каждый предмет одежды.

Дети и воспитатель проходят к столам, на которых лежат простые карандаши и бумага, на доске - мультимедиа-презентация «Модный показ».

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами по очереди станем модельерами – будем рассказывать об одежде; а за столами у нас будут работать фотокорреспонденты – «делать фотографии». У модельера есть схема-помощник для составления рассказа.

Воспитатель – даёт детям образец составления рассказа, затем дети по очереди выходят к доске и самостоятельно составляют описательные рассказы. Остальные дети – фотокорреспонденты – рисуют во время рассказа одежду.

Физкультминутка

Есть в шкафу у куклы Кати кофты, сарафаны, платья.

(Встать движение руками сверху вдоль туловища)

Есть пальтишко, брюк две пары, для прогулки шаровары. (Наклон вперед, движения ладонями вдоль ног сверху вниз)

Много блузок ровно, вряд в Катином шкафу висят.

(Встать, руки вперед, попеременное движение вверх-вниз)

Эти вещи одевают, и одеждой называют.

(Присесть, развести руки в стороны)

После просмотра всех моделей одежды, дети с воспитателем проходят на ковёр.

Воспитатель проводит словесную игру со словами словаря «У меня-у нас-у нас нет»: Например: майка – майки - маек, футболка – футболки – футболок…

Организация итога. Воспитатель задаёт вопросы детям:

- О чём мы сегодня с вами говорили? Что учились делать? Что было интересно? Что вызвало затруднения? Какой модельер понравился больше всего? Почему?

После подведения итогов воспитатель предлагает взять цветные карандаши и сделать черно-белые «фотографии» цветными и вклеить в групповую газету.

Конспект ООД по речевому развитию: «Открытие цветочной оранжереи»

Цель: обучение составлению описательного рассказа, с опорой на предложенный наглядный план.

Задачи:

Образовательная:

1. Закреплять представления детей о цветах, о профессии «флорист».

2. Формировать умение составлять описательные рассказы по предложенному наглядному плану.

3. Расширять и активизировать словарь по теме «Цветы».

4. Формировать навыки словообразования и словоизменения, умение подбирать прилагательные.

Развивающая:

1. Развивать навыки речевого общения, связной речи, мышления, внимания.

2. Развивать навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи.

3. Развивать моторику рук.

Воспитательные:

1. Воспитывать любознательность, усидчивость, аккуратность.

2. Воспитывать умение выслушивать друг друга.

Интеграция ОО:

- социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование:

- мультимедийное оборудование, презентация-PowerPoint «В цветочной оранжерее», бумага белая (10*15см) по 15 листов на каждого ребёнка, простой и цветные карандаши на каждого ребёнка, схема для составления описательных рассказов, карточки с изображением цветов.

Предварительная работа: Просмотр слайдов с изображением цветов. Беседа о различных видах цветов, особенностях ухода, о профессиях «флорист». Чтение произведений: Аксаков «Аленький цветочек», Е. Благинина «Одуванчик», Е. Серова «Ландыш. Гвоздика. Незабудка». Ознакомление с графическим планом «Описание цветов».

Ход ООД:

Организационный момент. Дети собираются вокруг воспитателя, вспоминают. Воспитатель предлагает поиграть в игру: «Скажи какой» (раздаёт по очереди карточки с цветами).

- подснежник какой? (маленький, нежный, лесной…)

- гладиолус какой? (высокий, пышный,…)

- роза какая? (красная, колючая,...)

- ландыш какой? (хрупкий, весенний, садовый,…)

- фиалка какая? (разноцветная, комнатная,…)

- василёк какой? (полевой, яркий…)

- нарцисс какой? (ранний, двухцветный, садовый…)

После игры воспитатель задаёт детям вопросы:

- Что изображено на всех карточках? (Цветы)

- Откуда мы с вами может получить знания о цветах? (Из книг, из интернета, можно спросить у взрослого, можно сходить на луг, на экскурсию в цветочный магазин, в цветочную оранжерею)

- Ребята, сегодня нас, фотокорреспондентов, пригласили на открытие цветочной оранжереи, а кто нам поможет получить новые знания о цветах? (Флорист)

Дети и воспитатель проходят к столам, на которых лежат простые карандаши и бумага, на доске - мультимедиа-презентация «В цветочной оранжерее».

Воспитатель:

- Сейчас мы с вами по очереди станем флористами – будем рассказывать о цветах в оранжерее; а за столами у нас будут работать фотокорреспонденты – «делать фотографии» этих экспонатов. У флориста есть схема-помощник для составления рассказа.

Воспитатель – даёт детям образец составления рассказа, затем дети по очереди выходят к доске и самостоятельно составляют описательные рассказы. Остальные дети – фотокорреспонденты – рисуют во время рассказа цветы.

Физкультминутка

Я большая стрекоза, очень круглые глаза

Я верчусь, как вертолёт вправо, влево, взад, вперёд.

Я летала и летала, устали не знала.

На ромашке посидела и опять полетела.

(Дети выполняют движения по тексту)

После просмотра всех экспонатов, дети с воспитателем проходят на ковёр. Воспитатель проводит игру «Путаница»:

- Ромашка села на бабочку

- Муравей взлетел с одуванчика

- Розы и огурцы – садовые цветы

- Ландыш – красивая осенняя цветок

- Лекарственные травы уничтожать надо

Организация итога. Воспитатель задаёт вопросы детям:

- О чём мы сегодня с вами говорили? Что учились делать? Что было интересно? Что вызвало затруднения? Какой флорист понравился больше всего? Почему?

После подведения итогов воспитатель предлагает взять цветные карандаши и сделать черно-белые «фотографии» цветными и вклеить в групповую газету «Наши новости».

Список использованной литературы:

Тематический конструктор по формированию коммуникативной компетенции детей 3-7 лет./ Под ред. Т.А. Сидорчук, г. Ульяновск, «Вектор-С», 2013.- 80с.

 

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 03.11.20 в 02:51 0Ответить Пожаловаться
Ценный материал для профессиональной деятельности! Благодарю за информацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.