Проект по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Первая буква моего имени»

2
0
Материал опубликован 16 December 2021 в группе

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Уголёк" г.Волгодонска










Проект по речевому развитию

«Первая буква моего имени»

подготовительная к школе группа № 3 "Любавушка"

t1639661887aa.jpg



Учитель-логопед: Хорошавцева О.В.

г. Волгодонск

2021 год


Тип проекта:

по составу участников – групповой (дети, педагоги, родители);

по целевой установке – исследовательско-творческий.

Участники проекта: дети, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Возраст детей: дошкольники 6-7 лет.

Сроки реализации: среднесрочный (2 недели).

Вид: Информационно-исследовательский.

Цель: формировать первоначальные представления о своем имени, познавательный интерес к изучению букв; повышение мотивации к школьному обучению; привлечение родителей к образовательному процессу.

Задачи:

Образовательные:

сформировать положительное отношение к своему имени, знать с какой буквы оно начинается;

учить слышать звук, узнавать букву имени, придумывать слова с первой буквой своего имени;

закрепить умение образовывать «взрослое» имя и отчество;

сформировать индивидуальную самосознательность.

Развивающие:

учиться представлять себя коллективу сверстников;

формировать познавательный интерес к обучению грамоте;

развивать речетворчество, речевые способности в словообразовании и грамматическом строе речи.

Воспитательные:

воспитывать умение самостоятельно договариваться между собой в совместных действиях;

воспитывать любовь и бережное отношение к своему имени и именам своих друзей.

Актуальность:

Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени, развивать познавательный интерес. Привлечение родителей к совместной поисковой, творческой деятельности способствует улучшению детско-родительских отношений.

Предполагаемый результат:

развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями через привлечение детей к изучению алфавита в интересной форме; умение анализировать и выделять первые звуки в словах, подбирать слова с заданным звуком и определение места звука в слове;

формирование у детей зрительного образа букв; умения видеть и различать графические образы изучаемых букв, соотносить образ буквы со звуком;

формирование у родителей интереса к совместной поисковой, творческой деятельности, улучшение детско-родительских отношений; совместное изготовление с ребёнком буквы.


Этапы проекта «Первая буква моего имени»:

I этап: Организационно – подготовительный.

Постановка проблемы: Предложили детям узнать, как им выбирали имя, почему их так назвали, кто ещё из родственников носит такое же имя.

Предложили детям ответить на вопросы:

«Тебе нравиться своё имя? »,

«Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как?»

Изучение методической литературы по данному вопросу.

Изготовление пособий (таблиц, карточек, игр).

Подбор дидактического материала для занятий по обучению грамоте.

Консультации для родителей и воспитателей.

II этап: Основной, практический.

Цель: поиск ответов на поставленные задачи, вопросы разными способами.

Формирование, обогащение и закрепление представлений о звуках, буквах алфавита.

III этап: Обобщающий.

Цель: обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, выставка творческих работ, самопрезентации по теме «Первая буква моего имени».


Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
- работа педагогов с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- работа с родителями.


Образовательная область

Деятельность детей

Взаимодействие с родителями


Социально-

коммуникативное развитие

Беседа с использованием иллюстраций, дидактических пособий: «Что такое имя?», «История моего имени».

Беседа с использованием презентации: «Что обозначают наши имена?»

Проблемная ситуация: «Хотел(а) бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? »


Консультация для  родителей:


«Формирование у детей положительного отношения к своему имени».

Сообщение «Отечественные традиции имянаречения».



Познавательное развитие

НОД «Первая буква моего имени» (интегрированное занятие)

Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа:

Дидактические игры: «Услышь звук», «Придумай слово с заданным звуком», «Где живет звук?», «На что похожа буква?», «Прочитай по первым буквам» и др.

Совершенствование графо-моторных навыков в процессе НОД по обучению грамоте:

- обведение букв по контуру;

- штриховка;

- написание букв по точкам, в воздухе, на ладошке, на манке;

- выкладывание букв из спичек, палочек, круп, шнурков,

- нахождение буквы среди графически сходных по написанию;

- дописывание элементов букв, нахождение неправильно написанных и т. д.


Консультация для  родителей:


«Дисграфия или Что нужно знать родителям о письме первоклассника?».




Речевое развитие



Чтение  художественной литературы:



Чтение рассказа Бориса Житкова «Чудесное имя».

Самопрезентация «Первая буква моего имени».




Совместная деятельность с родителями:



Составление рассказов на темы: «Как мы делали букву», «В каких словах живет моя буква»



Художественно-

эстетическое развитие

НОД Лепка

Лепка «Первая буква имени».


НОД Рисование

Раскраски «Первая буква моего имени».

Прослушивание песен В.Воскобовича «Складушки».





Совместная деятельность с родителями:


Изготовление первой буква имени ребенка в различных техниках


Физическое развитие

Подвижные игры

на развитие фонематического слуха.

Игры для развития мелкой моторики:

«Физкультминутки с карандашом во время письма».

Упражнения для профилактики нарушений осанки во время письма.



Консультация для родителей


«Профилактика нарушений осанки».


Продукты проекта:

Выставка «Первая буква моего имени»;

Рассказы на темы: «Как мы делали букву», «В каких словах живет моя буква»;

Самопрезентация ребенком: «Первая буква моего имени».

Результаты реализации проекта:

Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.

Заключение:

В результате реализации проекта «Первая буква моего имени» у детей повысился интерес к сложному процессу обучения чтению и письму, ребята начинают активно проявлять интерес к чтению, выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски.



Список литературы

1. Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. / Т2 И-О – М.: Русский язык, 1978.

2. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений./ – М.: Азбуковник, 1999.

3. Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. – Л.: Лениздат, 1991.

4. Суперанская А.В., Суслова А.В.. О русских именах/ - СПб.: Азбука – классика, 2001.

5. Борисова Ю.С. Все тайны имени. – М.: Мир книги, 2009.

6. Цымбалова Л.Н., Книга детских имён/ - Ростов н/Д.: Владис, 2009.

7. Вартаньян Э.А. Занимательно об именах»/ - Москва: Просвещение, 2009.




















Приложения

Беседа «Что такое имя»

Цель: познакомить детей с правом на имя, закрепленным документом «Свидетельство о рождении», научить применять это право в жизни, формировать способы речевой коммуникации, закреплять умение называть полные и уменьшительно-ласкательные имена, познакомить с понятием «отчество», воспитывать чувство самоуваже6ния, доброжелательное отношение друг к другу, развивать понимание, что добрые слова вызывают подобную ответную реакцию.


Материал: кукла-мальчик, мяч, фотографии, документ «Свидетельство о рождении».


Воспитатель вносит в группу куклу-мальчика.

В.: - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Здравствуй, малыш!

К.: - Здравствуйте.

В.: - Давай знакомиться?!

К.: - А как это – знакомиться?

В.: - Ребята, что значит – знакомиться?


Дети отвечают.


В.: - Давайте мы первыми познакомимся с нашим новым другом.


Дети приветствуют гостя и называют свои имена.


- Здравствуй, меня зовут……!

- Привет, я ……!

- Рад тебя видеть, я …..! И т.д.


В.: - Я тоже очень рада, что ты к нам пришел. Меня зовут …….. А как твое имя?

К.: - Имя? А что такое имя?

В.: - Ну как тебя называет мама?

К.: - Она называет меня сыночек, или солнышко, или зайчик, или котенок, или Радомир.

В.: - Ребята, как вы думаете, из всех этих слов какое слово – имя этого мальчика?


Дети отвечают.


В.: - Правильно, Радомир. А остальные слова – это ласковые прозвища. Часто родители, любя своих детей, называют их «цветочек» или «куколка». А Кирилла как папа любит называть? (Карасик) Но это ведь не имя.

Р.: - А знаете, иногда ребята во дворе называют меня Рыжиком или Рыжим… Мне это неприятно, обидно!

В.: - Конечно, как может быть приятно, когда тебя дразнят! Но ты не расстраивайся, Радомир, у нас в группе никто не дразнится, все называют друг друга по имени.

Если бы не было имен, как бы мы обращались друг к другу или понимали, о ком говорят? Вот я, например, рассказываю: сегодня девочка в синем платье с темными волосами помогала мне поливать цветы, а кареглазый мальчик в желтой рубашке дежурил в обед. Вам придется долго догадываться, о ком идет речь. А если я назову имя девочки – Таня, и имя мальчика – Виталик, то все сразу станет понятным.

Имя дается человеку не просто так, каждое имеет значение. Считается, что имя даже влияет на характер человека. Например, Кирилл - это значит «солнце». ……., как ты думаешь, твоему другу оно подходит? Скажи, почему ты так думаешь?

А имя Анна означает «благодать» - благие дела, хорошие. Расскажи, ….., об …...

Имя Софья значит «мудрость», Никита – «победитель», Ксения – «гостеприимная».


Дети читают стихи о своих друзьях.


В.: - А у тебя такое красивое имя – Радомир. Ребята, как вы думаете, что оно значит?


Ответы детей.


В.: - Видимо, твои родители были очень рады, что ты у них родился и верили, что ты совершишь много хороших поступков, всему миру принесешь радость, поэтому тебя назвали таким замечательным именем – Радомир. Давая ребенку имя, родители как бы говорят ему: - Да, ты можешь быть таким! Например, смелым, мудрым, справедливым, радостью для всего мира!

Запомните, ребята, очень обидно, если кто-то неправильно произносит твое имя или превращает его в кличку. Поэтому я не разрешаю вам говорить на Никиту – Никитос, или Сережу называть «Серый». Ведь имя должно нас радовать. Когда мы обращаемся к человеку по имени, мы проявляем любовь, уважение.


А теперь давайте поиграем. Вы любите пальчиковые игры? Сегодня поиграем в новую игру, про гостеприимную Ксюшу и ее друзей.


Пальчиковая игра «Гости»:

- Стала Ксюша гостей созывать:

И Полина приди, и Марина приди,

Тимофей приди, и Андрей приди,

А Никитушка – ну пожалуйста!

Стала Ксюша гостей угощать:

И Полине блин, и Марине блин,

Тимофею блин, и Андрею блин,

А Никитушке – мятный пряничек!


Как вам показалось, кого из своих друзей в этой игре Ксюша особенно любит? Почему вы так думаете?


Ответы детей.


В.: -Давайте поиграем в игру «Назови друга ласково».


Дети бросают друг другу мяч в кругу, говоря: «Лови, Поленька!», «Лови, Тимоша!» и т.д.

В.: - Правда, было очень приятно слышать обращенные к вам ласковые имена? Не зря говорят: «Ласковое имя лучше мягкого пирога». Давайте назовем ласково нашего нового друга.


Дети образуют ласкательную форму слова Радомир.


В.: - Имя сопровождает человека всю жизнь. Человек растет, взрослеет, и его имя тоже «взрослеет». Я сейчас расскажу вам одну историю. Родилась когда-то в нашем городе маленькая девочка. Родители очень любили ее и называли ласково Оленькой.

(Показываю фото).

- Девочка подросла и пошла в детский сад. И там ее называли – Оля.

(Фото).

- Потом девочка стала еще старше и пошла в школу. И свои тетради она уже подписывала полным именем – Ольга.

(Фото).

- А теперь она стала совсем взрослая и работает в детском саду. И все называют ее теперь по имени-отчеству. Вы еще не догадались, о ком я говорю?

(Фото).

- Правильно, я говорю о себе…..а зовут меня…..! Видите, взрослела она, и «взрослело» ее имя. А совсем взрослых людей полагается называть по имени-отчеству. Отчество присваивается ребенку по имени отца. Например, Сониного папу зовут Павел, когда Соня вырастет, к ней будут обращаться так: Софья Павловна.


Давайте поиграем: мы как будто вырастем и назовем свое «взрослое» имя.


Игра «Имя-отчество».


В.: - Как только человек рождается, он получает очень важный документ – «Свидетельство о рождении» (показываю). Здесь написано, когда родился ребенок, как его назвали, кто его родители, в каком городе и в какой стране он родился.

Р.: - Ребята, я так рад, что пришел в вашу группу! Я столько интересного узнал сегодня!

В.: - Тебе понравилось, Радомир? А вам, ребята? Когда придете домой, расскажите своим папам и мамам, о чем узнали сегодня. Спросите, почему они назвали вас именно так и попросите показать ваш документ – «Свидетельство о рождении».






























Сообщение для родителей

«Отечественные традиции имянаречения»


Задолго до появления ребенка в семье начинаются размышления по поводу его будущего имени. В выбор активно включаются не только отец и мать, бабушки и дедушки, но даже и многие сослуживцы и знакомые.


Говоря о «красоте» имен, нельзя не вспомнить о так называемой моде на имена. Эта мода напоминает поветрие в буквальном смысле этого слова (разносится по ветру, из уст в уста). Так, к примеру, в начале 70-х годов модное имя Елена давали всем девочкам подряд, невзирая на то, что в селе было уже 10-15 Лен!


В России существовал целый ряд традиций, связанных с имянаречением.


Имя выбирали по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении. Считалось, что в этом случае дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божиих.


Таким образом, чаще всего ребенка называли в честь святого, память которого приходилась на день рождения или день наречения имени, а также день крещения


Таким образом, человек получал имя от Церкви, при Крещении, и выбиралось оно не произвольно, а по одному из нескольких правил.


Святые, имена которых носят люди, принято называть их ангелами, а день именин – днем ангела. Ангелами эти святые называются потому, что со времени наречения людям их имени, они делаются особыми покровителями, защитниками от невидимых и видимых врагов, молитвенниками за них перед Богом и, таким образом, в дополнение к бесплотному ангелу-хранителю, человек получает нового ангела–хранителя.













Консультация для родителей

«Дисграфия или Что нужно знать родителям о письме первоклассника?»


Уважаемые родители!


Хочу немного рассказать Вам о том, что такое дисграфия и как важно вовремя выявить этот дефект у ребенка!

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

По некоторым данным, дисграфические ошибки встречаются у 20-30% младших школьников.

Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту.


Дисграфия характеризуется некоторыми видами нарушения письма: дети пишут так, как говорят, пропускают буквы, изменяют окончания. На самом деле это очень серьёзная проблема. Если не уделить внимание её решению, у ребёнка может развиться комплекс неполноценности. Сверстники в школе будут насмехаться над ним, что приведёт к потере уверенности в своих силах.


Причины дисграфии у младших школьников


Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на:


лексико-грамматической стороне речи.

звукопроизношении.

связности речи.

фонематическом восприятии.


Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как:


дизартрия

дислалия

афазия

алалия

задержка психического развития.


Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у, него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах. Это касается и новорожденных. Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.

Сюда можно отнести множество факторов, окружающих младенца с момента рождения.


Например:

двуязычие или многоязычие в семье.

дефицит общения и речевых контактов.

неправильная речь близких людей или нечеткое произношение слов.

слишком ранние попытки обучения ребенка грамоте, когда психологически он к этому шагу еще не готов.


Важно, помнить, что проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга.


В группу риска появления заболевания можно отнести детей с ЗПР, конституциональной предрасположенностью, а также тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения.


На что нужно обратить особое внимание:


1. Если Ваш ребенок левша.


2. Если он - переученный правша.


3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.


4. Если в семье говорят на двух или более языках.


5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.


6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.


7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.


8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).


9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).


10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).


Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.


Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!


КАК НАУЧИТЬ

Здесь все достаточно просто. В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на это хватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста из любого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГО РАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ В КЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!

Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка к занятиям . При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям "из-под палки", результатов может не быть. Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, для ребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует, отчетливо переписанная. Общая цель - не допустить ни малейшего отвращения, усталости, даже недовольства собой!




Несколько советов родителям:


1. Если ребенку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приемов.


2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.


3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.


Главные рекомендации:


- не ругать и не наказывать детей

- не заставлять сотни раз переписывать начисто

- не торопить, не упрекать, не злиться

- поощрять за успехи

- больше проводить времени с ребенком

- свежий воздух и физические упражнения обязательны

- необходимо овладеть речевым дыханием

- тренировать зрительно-моторную координацию: вместе с детьми лепить, рисовать, раскрашивать.


Но самое главное, "Ребенку с дисграфией необходимо внимание и деликатное отношение взрослых. Ведь здесь важно не вселить страх перед ошибкой, а помочь обрести уверенность. Принесут занятия стойкий результат или лишь скорректируют - все покажет только время. Но в любом случае необходимо помнить - у каждого ребенка есть свой талант.


Литература:

1.Ананьев Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения чтения и письмом. Известия АПН Р.- СФСР1950.-Вып.70.

2. Левина Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. - М.,1961.

3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. - М.,1983.









Конспект интегрированного НОД детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Первая буква моего имени»

ЦЕЛЬ:

Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи НОД:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

познакомить с историей возникновения письменности;

расширять кругозор;

обогащать словарный запас;

учить детей заполнять все пространство буквы (с которой начинается имя), используя разнообразные средства графики: линию, точку, штрих, пятно;

развивать цветовое восприятие, творческую активность;

закреплять технику рисования фломастерами;

воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы.

Словарная работа: наскальная живопись, алеф, дельта, инициал, точка, линия, штрих, пятно.

Зрительный ряд:

презентация;

перо, образцы букв выложенных из пуговиц и стеклянных камней;

рисунок - имя педагога, украшенное в соответствии с его значением.

Оборудование:

мультимедийный проектор;

компьютер.

Материалы:

заготовки меток для шкафов с изображением буквы-инициала

фломастеры.

Предварительная работа:

беседа о различных знаках (дорожные знаки, вывески, эмблемы и символы), об их назначении в повседневной жизни (несут необходимую для человека информацию);

беседа о буквах (какие буквы алфавита знают дети, с какой буквы начинается их имя);

рассмотреть буквицы в книгах, обратить внимание на их украшение.

Ход НОД:

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Речевая деятельность

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, скажите, когда вы приходите утром в детский сад, где вы встречаетесь, здороваетесь, раздеваетесь? (ответы детей: в раздевалке). Конечно же, у каждого из вас свой шкафчик для одежды. Ксения, как ты узнаешь, что это твой шкафчик? (ответы детей: потому, что есть картинки).

Воспитатель: Да, у каждого на шкафчике есть рисунок, это не просто картинка, это символ, знак, который помогает нам ориентироваться. Вы убедились, что рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Вспомните, какие еще вы знаете, знаки и символы, которые помогают человеку в повседневной жизни и для чего они необходимы? Какие знаки вам встречаются на дороге, по пути в детский сад? (Ответы детей: - Дорожные знаки). Конечно, эти знаки очень важны, потому, что передают необходимую людям информацию. Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю традицию и сохранилась до сих пор. И сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие во времени.

Речевое развитие,

Познавательное развитие

Речевая деятельность, умственная деятельность

Беседа: «Письменность до нашей эры!»

Воспитатель: - Давным-давно, когда люди, жили в пещерах, носили вместо одежды звериные шкуры, охотились на мамонтов и саблезубых тигров, все что с ними происходило, они изображали на стенах пещеры рисунками. Такая наскальная живопись сохранилась до сих пор в разных местах нашей планеты. Это было очень трудно, изображать все в картинках, и человек делал картинки более простыми.

Речевое развитие Познавательное развитие

Речевая деятельность, умственная деятельность

Беседа: История появления первых букв

Воспитатель: Так постепенно стали появляться буквы, почти все буквы нашего алфавита раньше были изображениями конкретных предметов и явлений. Вот так выглядела хорошо знакомая всем буква «А», называлась она «алеф». Как вы думаете, что она изображала? (Ответы детей.) Когда-то она изображала голову быка, со временем буква изменилась, превратилась в три черточки, а потом и вовсе встала вверх «ногами» и приобрела привычную нам форму. А что, по-вашему, символизировала буква «дельта» (дом). Она и сейчас очень похожа на дом и на свою прародительницу.

Воспитатель: - Таким образом, были придуманы буквы и письменность. А как вы думаете, чем писали люди в Давние времена? (Ответы) Раньше писали гусиными перьями (показываю перо).

Воспитатель: - Потом им на смену пришли другие инструменты. Чем можно писать сейчас? (ответы детей: кистью, пером, карандашом, фломастером).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5.
Будем буквы украшать.
А чтоб было интересней,
Все покружимся на месте.
Руки вверх, руки вниз,
Приседай не ленись!

Речевое развитие Познавательное развитие

Речевая деятельность, умственная деятельность

Беседа

Воспитатель:

Букву можно не только написать, выложить из различных предметов: из бусин (на слайде буква «Я» выложена янтарными бусинами), печенья, конфеток, ракушек. Ребята, а из чего выложены эти буквы? (Рассматриваем образцы).

Буква может быть украшена: каким-либо рисунком.

Буква может стать сама изображением животного, как в этом слове «слон», могут быть буквы человечки.

Речевое развитие Познавательное развитие

Речевая деятельность

Стихотворение

Воспитатель: Можно украсить букву, используя разные средства выразительности графики: линии, точки, цветовые пятна. Поэт Юлия Филиппова, в своем стихотворении «Три приятеля больших», говорит о важности этих средств графики:

Дорогие мои дети.
Много есть чудес на свете.
Смело их рисуют люди:
Это яблоко на блюде,
Дом, забор, собака, киска.
Только кто же их создал,
А точней нарисовал?
Три приятеля больших –
Точка (!), линия и штрих!
Точка – маленький кружочек,
Штрих – от линии кусочек,
Ну, а линия большая
И прямая, (!) и кривая
Может (!) в шарик превращаться
И (!) в зигзаги изгибаться,
Может (!) сеточки плести,
Ведь она всегда в пути.
Я хочу совет вам дать.
Подружиться с ними можно,
Научившись рисовать!
Точкой, линией, штрихом
Можно буквы написать,
Что хотите рисовать.
Только помните, друзья,
Рисовать старательно –
Это обязательно!

Познавательное развитие

Речевая деятельность

Трудовая деятельность

Оформления букв

Воспитатель: – Ребята, подумайте, какая буква будет изображать ваш инициал, и возьмите на столе нужную вам букву.

Воспитатель: - Молодцы, теперь будем украшать инициал рисунком, а помогут вам средства выразительности графики. Какие? (Ответы детей: точка, линия, штрих, цветное пятно).

(В процессе рисования проводится индивидуальная работа.)

Воспитатель: - Давайте украсим ваши шкафы новыми картинками – буквами и разместим инициалы на шкафчиках

(Прикрепляем картинки на шкафы, если занятие проводится вне группы, то работы можно расположить на специально организованном пространстве.)

Молодцы ребята, вы выполнили свое задание, инициалы получились яркие, интересные, разнообразные, все очень постарались. Замечательно, что вы использовали разные средства выразительности графики в своих работах!

Речевое развитие

Речевая деятельность

Итоговая беседа «Назови свое полное имя»

Воспитатель: – Ребята, знаете, имя имеет определенное значение, несет в себе какой-то смысл. У каждого из вас очень красивое имя. Родители неспроста дали вам ваши имена. Поинтересуйтесь, пожалуйста, у ваших мам и пап, почему они вас назвали вашим именем и что оно означает.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовые поручения для детей.



























Дидактические игры на развитие

звуко-буквенного анализа

Дидактическая игра «Назови слово»

Цель: Упражнять детей в нахождении слов на заданный звук.

Описание: Вариант 1: Ведущий предлагает детям по очереди называть слова на определённый звук (какой звук, перед игрой определяет ведущий или выбирают дети). Дети по очереди называют слова.

Вариант 2: Для большего интереса можно предложить играть на печенье (маленькие конфеты, мармелад и т. д.) Перед каждым ребёнком тарелочка с одинаковым количеством сладостей. В центре стола стоит пустая тарелка. Дети по очереди называют слова на нужный звук. Ребёнок, который не назовёт слова, со своей тарелки перекладывает одно печенье на общую тарелку в центре стола. Выиграет тот, у кого больше всех осталось сладостей.

Вариант 3: Можно играть на фишки. За каждое слово водящий выдаёт фишку (например, счётные палочки или любые мелкие игрушки). Выигрывает игрок, у которого наибольшее количество фишек. Можно предложить в качестве награды какое-нибудь поощрение: конфету, посмотреть любимый мультик, почитать сказку. Поощрение обговаривается заранее.

Дидактическая игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в придумывании слов на заданный звук.

Описание: Вариант 1: Первый игрок называет любое слово. Следующий игрок придумывает слово на звук, каким заканчивалось слово первого игрока. И т. д. (коТ – торТ – танК – кастрюлЯ – яблокО – овЦы – цыплёноК и т. д.) Взрослый следит за правильностью называния слов.

Вариант 2: В эту игру можно играть, записывая своё слово. Первый игрок (или ведущий – взрослый) записывает слово на листе бумаги и передаёт лист следующему по очереди. Тот игрок записывает своё слово на звук, каким закончилось предыдущее слово и передаёт лист бумаги следующему. Продолжительность игры 15 – 20 минут (в зависимости от усидчивости детей). Взрослый следит за правильностью написания слов и выполнением  правила игры (называть слова на последний звук предыдущего слова).

Дидактическая игра «Кто напишет больше слов»

Цель: Упражнять детей в нахождении слов на определённый звук (или с определённым звуком). Упражнять в нахождении места звука в слове.

Описание: Вариант 1: Перед каждым ребёнком лист бумаги, желательно в широкую линейку, и простой карандаш. Водящий определяет время игры (15 – 20 минут), в течении этого времени дети будут записывать слова на предложенный водящим звук. По окончании игрового времени водящий – взрослый проверяет правильность написания слов (орфографические ошибки не учитываются, но исправляются при ребёнке, чтобы последний старался зрительно запомнить правильно написанное слово). В конце игры подсчитывается количество написанных слов у каждого ребёнка. Победителем становится игрок, написавший наибольшее количество слов.

Вариант 2: Водящий предлагает записывать слова с заданным звуком и подчёркивать звук в слове, тем самым определяя его место в слове (в начале, середине, конце слова). Побеждает тот, у кого написано больше всего слов.

Дидактическая игра «Разбери слово на звуки»

Цель: Упражнять детей в нахождении гласных звуков, в умении определять на слух мягкие и твёрдые согласные звуки, используя чтение слогов и слов.

Описание: Взрослый пишет 6 – 10 слов на листе бумаги и предлагает ребёнку разобрать слова на звуки. Сначала читается всё слово целиком. При разборе слова проще находить сначала гласные звуки (они при произношении тянутся, во рту ничего не мешается, обозначаются красным кружком). Далее следует предложить ребёнку прочитать первый слог и услышать первый согласный звук – как он звучит при чтении его с гласным звуком. Мягкий согласный обозначается зелёным кружком, твёрдый согласный – синим кружком.

Дидактическая игра «Найди звук в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.

Описание: Вариант 1: В начале игры определяется звук, который дети будут искать в словах. Взрослый называет слово с нужным звуком, ребёнок ищет его место в слове (в начале, середине, конце слова).

Вариант 2: Можно усложнить задание (если ребёнок легко справляется с первым вариантом игры), и предложить ребенку называть, который звук по счёту. Например, ищется звук «Ш». Шшшум – первый; маршшш – четвёртый; нашшш – третий и т. д.

Дидактическая игра «Составь слово»

Для игры необходимы буквы алфавита, желательно 2 – 3 набора. Подойдут так же буквы, вырезанные из бумаги (картона): гласные – красные, согласные мягкие – зелёные, согласные твёрдые – синие.

Цель: Закреплять знание букв. Упражнять в умении слышать мягкие и твёрдые звуки, а так же гласные звуки.

Описание: Вариант 1: Водящий называет слово (слово произносится чётко, выделяя все звуки), ребёнок выкладывает это слово буквами на столе. Водящий проверяет написание слова по звукам. Например, сок – СОК; липа – ЛИПА и т. д.

Вариант 2: Дети самостоятельно выкладывают разные слова, стараясь не повторяться. Водящий проверяет правильность написания слов.

Дидактическая игра «Разбери слова на слоги»

Цель: Упражнять детей в разделении слов на слоги. Закрепить знание правила: сколько в слове гласных, столько и слогов.

Описание: Вариант 1: Взрослый называет слово, ребёнок на слух делит его на слоги, произнося слово по частям. (Машина – ма-ши-на, кукла – кук-ла и т. д.)

Вариант 2: Взрослый пишет 6 – 8 слов на листе бумаги и предлагает ребёнку разобрать слова на слоги. Сначала читается всё слово. Определяется количество гласных звуков в слове. Слово произносится по слогам, разделяя слоги вертикальной чертой и подчёркивая каждый слог, произнося его.

МАШИНА  КУКЛА

Вариант 3: Дети выкладывают слово из набора букв и делят его на слоги, раздвигая слово.








































Подвижные игры, целью которых является

развитие фонематического слуха


Волшебный колокольчик

Задачи: Развивать умение различать громкие и тихие звуки.

Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры:

Логопед предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.

Дети идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо – присесть, когда колокольчик звенит громко – бежать по кругу.


Ушки на макушке

Задачи: Развивать умение различать на слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колокольчик.

Развивать быстроту реакции.

Оборудование: музыкальные игрушки: бубен, погремушка, колокольчик

Описание игры:

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, дети выполняют движение, заранее названное логопедом:

Услышишь звучание бубна – попрыгай на месте

Погремушки – покружись

Колокольчика – подними руки вверх


Цветы и пчелки

Задачи: Развивать умение различать на слух твердые и мягкие звуки.

Оборудование: синие и зеленые цветы, вырезанные из картона. Квадраты синего и зеленого цветов.

Описание игры:

По группе разложены синие и зеленые цветы. На некоторых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Логопед называет слова с твердыми и мягкими звуками, изучаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к синему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Услышав слово с мягким звуком, дети берут зеленый квадрат и кладут его на свободный зеленый цветок.


Живая стрелка

Задачи: Закреплять умение определять в слове первый звук, давать ему характеристику. Упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

Воспитывать целеустремленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.

Описание игры:

В центре круга находится ребенок, изображающий стрелку. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Ребенок достает из сумки «Стрелки» картинку, определяет в нем первый звук и дает ему характеристику.


Умный мячик

Задачи: Упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков.

Развивать глазомер, ловкость. Учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Оборудование: синий и зеленый мячи.

Описание игры:

Дети встают в круг. Если логопед бросает ребенку синий мяч, поймав его, ребенок должен назвать слово с твердым звуком (полка). Если логопед бросает зеленый мяч, ребенок называет слово с мягким звуком (пила).


Ловишка

Задачи: Формировать быстроту и ловкость движений.

Воспитывать целеустремленность.

Оборудование: фанты (мелкие игрушки) на каждого ребенка.

Описание игры:

Дети стоят кругом, взявшись за руки. В центре круга – ловишка. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы ребята - дошколята,

Бегать любим и скакать!

Ну, попробуй нас догнать!

Раз, два, три – лови!

На последнем слове дети прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих детей, ловишка забирает у них фанты и отдает их логопеду.

Педагог дает задание каждому «Фанту»

- Повторить цепочку слогов: са-са-за зо-со-зо

- Из трех слов назови только слово со звуком С: зонт санки коза

- Назови в слове первый звук: зима сом замок сито


Найди себе пару

Задачи: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком.

Развивать быстроту реакции.

Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: парные картинки с изображением предметов, отличающихся в произношении одним звуком: уточка – удочка, коза – коса, миска – мишка, крыша – крыса

Описание игры:

Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. В руках у детей картинки. По сигналу логопеда дети начинают двигаться навстречу друг другу. По другому сигналу дети находят себе пару (картинку, сходную по звучанию) и озвучивают картинки.


Найди свой домик

Задачи: Закреплять умение определять количество слогов в слове. Обогащать словарный запас детей.

Развивать ориентировку в пространстве.

Воспитывать самостоятельность.

Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами. Предметные картинки, сундучок.

Описание игры:

В разных местах группы расставлены домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами – слова с двумя слогами, с тремя окнами – слова с тремя слогами.

Дети берут из сундучка картинки. По первому сигналу педагога разбегаются по группе, по следующему сигналу находят домики для картинок.


Один, два, три

Задачи: Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Упражнять детей в построении и перестроении.

Развивать произвольность внимания.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.

Описание игры:

Дети ходят по группе врассыпную. На сигнал логопеда: «Внимание» - дети смотрят на выставленную картинку и строятся в колонну по одному, парами, тройками, в зависимости от количества слогов в слове.












«Физкультминутки с карандашом во время занятий и письма»


1 упражнение: «Прокатывание карандаша в ладонях».

Варианты выполнения:

А: Пальцы обеих рук расположены - в одном направлении, в одной плоскости, как при обычном хлопке руками, ладонь одной руки совпадает с ладонью другой, пальцы с пальцами.

Б: Пальцы левой и правой руки расположены в разных направлениях (навстречу друг другу), локти разведены, ладони развернуты таким образом, что при хлопке руками, ладонь одной руки соприкасается с пальцами другой.

2 упражнение: «Вращение карандаша подушечками пальцев».

Ребенок держит карандаш горизонтально с двух сторон двумя руками и вращает его. Направление вращения: 1.:к себе; 2.: от себя.

Варианты выполнения:

Во вращении участвуют по 3 пальца с каждой стороны: большой и два других.

Во вращении участвуют по 2 пальца с каждой стороны: большой и любой другой.

3 упражнение: «Мост».

Захватить карандаш двумя пальцами (подушечками) разных рук и держать его («мост») горизонтально. Пальцы - «опоры моста» должны быть выпрямлены. После "построения моста" проверяется его прочность, т.е. может ли ребенок удержать карандаш при изменениях его положения (например, различных наклонах и поворотах).

Варианты выполнения:

- Карандаш берется двумя одноименными пальцами. Например, указательными пальцами.

Карандаш берется двумя разноименными пальцами. Например, безымянным пальцем левой руки и средним пальцем правой руки. 

Примечание: Если ребенок испытывает трудности в «построении моста», следует предложить ему следующий легкий способ: надо захватить карандаш подушечками пальцев с разных сторон, когда он лежит на столе и затем поднять его.

Варианты ведения диалогов при выполнении упражнения:

Педагог: Как же я к тебе доберусь, если между нами река? - спросил указательный палец левой руки у указательного пальца правой руки. Тогда решили указательные пальчики построить мост, положили между собой бревнышко и встретились. Здравствуй, братец правый указательный. Здравствуй, братец левый указательный. Заметьте, ребята, что все остальные пальцы сжаты в кулак - они спрятались. Поднимите свой мост вверх, я посмотрю, как он у кого получился.

Педагог: Хорошо! А теперь решили средние пальчики построить мост. Здравствуй, средний правый братик. Здравствуй, средний левый братик.

Педагог: Решили наши пальчики покачаться на качелях. Большой зовет указательный: «Милый братец, ..... »,

В: В парах. Дети строят один «мост» на двоих и используют для этого длинный предмет (не стандартный карандаш, указку и Т.П.). Такой способ позволяет расширить пространство ориентировки, учить взаимодействию ребят друг с другом.

4 упражнение: «Ножницы».

Карандаш располагается перпендикулярно ладони, его зажимают между соседними пальцами Участвуют одна или две руки.

Примечание: При участии в этом упражнении двух рук, зажимать карандаш между пальцами можно между одноименными и разноименными пальцами. Также следует использовать наклоны и повороты «моста».

5 упражнение: «Бревнышко».

Карандаш располагается параллельно (в плоскости) ладони, его зажимают среди пальцев.

Вариант ведения диалога при выполнении упражнения:

Педагог: Решили пальчики позагорать на бревнышке: мизинец и средний легли на бревнышко вот так, посмотрите (показывает). Кто может повторить такую фигуру? Дети: Я могу, ... я могу.

Саша: И также на левой руке?

Педагог: Правильно подсказывает Саша. Повторите это задание на левой руке. Вытяните руку вперед, покажите мне фигуру. Галя, назови пальцы, которые находятся под «бревнышком».

6 упражнение: «Вращение пропеллера». Варианты выполнения:

А: Вращать карандаш на столе (по часовой и против часовой стрелки) разными руками, разной парой пальцев.

Б: Вращать карандаш в воздухе, перебором пальцев (по часовой и против часовой стрелки).

Шуточные упражнения:

упражнение: «Шапка».

Положить карандаш на голову и удерживать его .

Вариант ведения диалога при выполнении упражнения:

Педагог: А теперь ребята необычное задание: положите карандаш на голову так, чтобы он не падал. Не двигайтесь, посмотрим, кто дольше всех продержит его на голове.

8 упражнение: «Буратино».

Приложить карандаш одним концом к носу, прижать и удерживать его одним пальцем (фото N2 71 О). Чередовать руки и пальцы.

9 упражнения:: «Карандаш за ухом».

Положить карандаш за ухо (левое, правое), удерживать его. Удерживать карандаш за ухом с медленным поворотом головы влево-вправо.

Игра: «Я - учитель»

Рекомендации по проведению упражнений:

1. Первые упражнения направлены на развитие тактильной чувствительности. Этому способствует массажный эффект шестигранного карандаша, когда от его прокатывания происходит мелкая вибрация и возникает значительное тепло в ладонях. Ребра карандаша эффективно воздействуют на ладони и подушечки пальцев. Такое упражнение весьма полезно перед графическими занятиями, письмом, рисованием (особенно в прохладные дни, в период отключения топления). Необходимо следить, чтобы карандаш катался не только по ладоням, но и по пальцам.

2. При выполнении упражнений следует контролировать правильную осанку у детей.

3. Если педагог не ставит задачу облегченного выполнения или выполнения с использованием опоры, он предлагает детям делать упражнения стоя, сидя на стуле или на полу, сохраняя прямое положение спины. В некоторых упражнениях, особенно на начальном этапе обучения, предусмотрена постановка рук на локти с опорой на стол.

4. Известно, что «для профилактики зрительного утомления и. предупреждения прогрессирования глазных заболеваний очень важно чередовать периоды восприятия на близком и дальнем расстоянии от глаз. Учитывая это обстоятельство, педагогу следует руководить зрительным вниманием детей.

5. Вариативность многих упражнений связана с чередованием в них рук, пальцев и направлений вращения.

6. Когда упражнения освоены детьми, следует каким-либо способом (помимо вариативности) усложнять их, менять формы проведения (проделать вслепую).

7. Уместно включать в упражнения с карандашом подходящие четверостишья.


«Сверло»

Если видишь я кручусь,

Это значит я тружусь.

А кружиться перестало,

Это значит я устало.


«Мост»

Ты на том берегу,

Я на этом берегу.

Через речку перебраться

Я тебе помогу.






Консультация для родителей

«Профилактика нарушений осанки»

Болезни позвоночника - одна из основных причин потери трудоспособности, ухудшения качества жизни и инвалидизации. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся ещё в детском возрасте. Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление нарушений и их активное устранение.

Осанка считается нормальной, если голова держится прямо, грудная клетка развёрнута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.

Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, всём внешнем облике, но и оказывает прямое влияние на его здоровье.

При её ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются окислительные процессы, что ведёт к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушения зрения (астигматизм, близорукость) и морфо-функциональные изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. Уже к концу первого года жизни у ребёнка образуются четыре естественных (физиологических) изгиба позвоночника: шейный и поясничный - выпуклостью вперёд, грудной и крестцово-копчиковый - выпуклостью назад. Крестцово-копчиковый кифоз формируется первым, ещё на этапе внутриутробного развития. Когда ребёнок научится понимать и удерживать головку, появится шейный изгиб (лордоз) позвоночника. Грудной кифоз формируется во время сидений малыша, а поясничный лордоз, когда он начинает ползать, становиться на ноги и ходить.

Чёткие, естественные изгибы позвоночника образуются к 6-7 годам жизни ребёнка. Они играют очень важную роль в предохранении внутренних органов и головного мозга от толчков и сотрясений, так как позвоночник приобретает способность пружинить при движениях стоп.

У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект - вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и сдвинутые вперёд плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки свисающий живот; нередко ноги слегка согнуты в коленных суставах. На основе вялой осанки позднее могут сформироваться плоская, круглая и кругло-вогнутая спина, а также боковые искажения (сколиотичная осанка) или комбинированное искажение.

Дефекты осанки могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников. Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают обычно после физических или статических нагрузок, на чувство онемения в межлопаточной области.

Поскольку на рост и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, родители и сотрудники дошкольных учреждений, должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе.

Важное значение имеют:

Своевременное правильное питание;

Свежий воздух;

Подбор мебели в соответствии с длиной тела;

Оптимальная освещённость;

Привычка правильно переносить тяжёлые предметы;

Привычка правильно сидеть за столом;

Расслаблять мышцы тела;

Следить за собственной походкой.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 23 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги не достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1, 52 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (1517 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.