Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Весна»
Тема: «Здравствуй, Красавица Весна!»
Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников о весне.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительного с прилагательными и глаголами); закреплять навыки употребления в речи сравнительных оборотов, закреплять умение правильно строить сложноподчиненные предложения с причинным союзом потому что.
- Отрабатывать интонационную выразительность речи, используя разную силу голоса.
- Обогащать активный словарь детей за счет существительных, обозначающих названия весенних цветов.
- Формировать умение составлять описательный рассказ по мнемотаблице, закреплять умение образно рассказывать о природе весной.
- Закреплять правила безопасного поведения на водоеме весной.
- Продолжать знакомить с творчеством А. К. Саврасова, формировать умение видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов, особенности композиции.
- Упражнять в умении чувствовать картину(«входить в нее») посредством передачи своих чувств, ощущений, настроения (ТРИЗ).
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес к природе, воображение.
- Совершенствовать речевой слух, внимание.
- Развивать координацию речи с движением посредством логоритмики и звуковой гимнастики.
- Развивать умение творчески применять ранее усвоенные способы конструирования из бумаги.
Воспитательные:
- Воспитывать речевую активность, эмоциональность.
- Воспитывать уважительное отношение ко взрослым и сверстникам: слушать, не перебивать.
- Формировать эмоциональный отклик на произведения изобразительного искусства, мир природы.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Словарная работа: проталины, капель, набухают, снегогон, цветень, репродукция.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин о весне.
Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, мнемотаблицы и карточки по теме, тучка, бумага для изготовления корабликов, ручеек, стенд «Правила поведения на водоеме», цветочная полянка.
1. Организационный момент.
Этюд «Доброе утро»
Придумано кем-то и мудро
При встрече здороваться
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам.
- Доброе утро! – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым,
доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
- Возьмем друг друга за руки и скажем ласковые слова.
Эмоциональная игра «Мне нравится в тебе…»
- Почувствовали тепло рук? Как приятно слышать хорошие слова, не хочется ссориться и обижаться. Пусть так и пройдет весь наш день.
2. Стихотворение «Кто пришел так тихо- тихо…»
- Прислушайтесь, вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто прошёл так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И, конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог.
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травинки,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли.
И подснежник тихо вышел.
И повсюду тишина.
Это значит, это значит
Тише всех пришла весна.
- Вы уже догадались, о чем мы сегодня будем говорить?
- Вот и к нам пришла весна.
Светлее небо, тает снег
Мы расскажем с вами о весне,
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
- После какого времени года и перед каким наступает весна?
3. Весенняя сказка.
Ребята, посмотрите, сегодня в группе появилось что-то необычное. Как вы думаете, что это?(тучка) О чем же она нам хочет рассказать? Давайте посмотрим.
Тучка приглашает нас в сказку. (просмотр на мультимедийном оборудовании)
Жили-были четыре времени года. Вы их узнали? Времена года жили дружно и по очереди правили миром. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали песни петь. Люди устали топить дома, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Лето и Осень. АВесна сказала: «не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое может победить холод!»
- Что это за чудо? Может тучка нам подскажет? (костер, лампочка, солнце).
- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? Почему вы так думаете?
- Наступит ли весна, если солнце не будет светить и пригревать? Что произойдет?
4. Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»
- Солнце самый главный помощник весны. Оно самое большое и доброе чудо. Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить? Подарите ему ласковые слова.
- Какое солнышко?
- Что оно делает?
5. Дидактическая игра «Сравни и назови».
Солнце желтое, как…
Солнце круглое, как…
Солнце ласковое, как…
Солнце веселое, как…
Солнце теплое, как…
Солнце яркое, как…
- Солнышко улыбается нам, а мы улыбнемся ему.
Произнесем предложение «Весной солнце ярко светит» тихо, громко, радостно.
- Действительно, солнце поднимается выше, светит ярче, греет сильнее.
А какие весенние месяцы оно приводит с собой? Отгадайте загадку:
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто знает?
- Как в народе называют этот месяц? Почему?
6. Дидактическая игра «Будь осторожен»
- Прислушайтесь, что это за звук?
Подойдем к ручейку поближе, но сначала посмотрите, что это за картинки? О чем они нас предупреждают? (закрепление правил поведения на водоеме весной)
7. Рассказы о весне.
Ручеек приготовил сюрприз - «на льдинке весенние картинки»:
белые - мнемотаблицы – рассказывание стихов (для детей с низким уровнем,
голубые (для детей со средним уровнем) – составление мнемотаблиц, которые помогут рассказать о весне,
синие (для детей с высоким уровнем - читающих) – составление пословиц о весне из отдельных слов.
Весна получилась у всех разная. Прислушайтесь, ручеек шумит и зовет нас за собой.
Послушайте еще одну загадку:
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
И подснежник вдруг проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел?
- Как называют этот месяц в народе?
8. Физминутка «Цветы»
Как только растает снег, распускаются цветы.
Выходите на полянку.
Выпрямите спинки,
Протяните мне ладошки.
Будем цветы называть
И ладошками играть.
Кого ладошкой коснусь,
Тот называет цветок.
- Раз, два, три! Превратились дети в цветы.
- Ты какой цветок?
- Что-то давно не было весеннего дождя, наши цветочки совсем завяли.
Сначала опустили головки,
Потом листочки.
А потом согнулся весь стебелек
До самой земли.
Вдруг закапал дождь,
И цветочки начали оживать.
Подул ветерок,
Зашумели стебельки.
Затих ветерок.
- Раз, два, три! Стали вы опять детьми.
- Понюхаем, как пахнут цветы. Глубокий вдох носом, на выдох произнесем: «Ах, как чудно пахнет цветок»
А ручеек наш шумит и бежит дальше, а вы послушайте еще одну загадку:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Птицы стаями летят,
Гром грохочет, угадай,
Какой это месяц? Как его называют в народе?
9. Дидактическая игра «Найди ошибку и исправь»
- Май озорник! Разукрасил мир в разные цвета. И я с вами хочу поиграть. Послушайте внимательно предложения, все ли в них правильно?
- Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы.
- Пригрело солнце, потому что расцвели цветы.
- Оттаяла земля, потому что сажают деревья.
- Наступила весна, потому что
проснулся медведь.
10. Рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Много красивых слов сказано о весне, художниками написано много картин.
Сейчас приготовим свои глазки, для того чтобы увидеть одну известную картину.
Гимнастика для глаз.
Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть все дано
Где картина, где окно.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
- Посмотрите, ребята, кто узнал эту картину? Кто её написал?
Посмотрим на нее внимательно.
Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Он глянул в окно и был потрясен. За окном голубело небо, блестели лужицы. Но главное – птицы! С ликующим пронзительным криком, стаями и в одиночку. Они кружили в прозрачном весеннем воздухе. Унылые черные гнезда ожили: вокруг них хлопотали прилетевшие из-за моря долгожданные гости.
- Эту картину природы и запечатлел художник.
11. Беседа по картине «Грачи прилетели»
- Как художник показал приближение весны?
- Всмотритесь в небо. Какое оно?
- Посмотрите внимательно, а есть ли на картине солнце?
- Каким вы видите снег?
- Расскажите о березках.
- Что вы видите вдали?
- Представьте, что мы сейчас вдруг оказались там в этой картине, чтобы мы увидели и услышали?
Закройте глаза и представьте себе, что вы там.
12. Изготовление бумажного кораблика - оригами
- Что-то громче зашумел наш ручеек. Он стал большим и скоро добежит до Реки желаний. Предлагаю вам сделать лодочку, загадать желание и отправить её в путь. И тогда все мечты обязательно сбудутся.
13. Рефлексия
- Ребята, мне понравилось, как вы сегодня работали, вы справились со всеми заданиями. А что вам больше всего запомнилось?
Кораблики поплывут по волшебной реке и все ваши мечты сбудутся. А мое желание уже осуществилось. Посмотрите внимательно, что это за корзинка стоит на берегу. Посмотрим что в ней. Весна дарит каждому маленькое солнышко. Пусть на вашей душе всегда будет светло и радостно.
Скрипникова Валентина Михайловна