Статья на тему «Из опыта работы»
Макарова Наталья Михайловна
Из опыта работы
Введение.
«Самое главное научить человека мыслить»-
(Б.Брехт)
«Знать - значит победить».
(А.Н.Несмеянов)
Если не освоить язык, то науку не познаешь. Химическая наука трудная, но увлекательная, удивительно красивая своими экспериментами, понятиями. Основные дидактические единицы содержания химического образования являются законы и теории, понятия химии факты и методы химической науки, система умений. Это один из компонентов образования. Умение- этим словом обозначают процесс выполнения входе определенных действий или операций, которые направлены на выполнение конкретной учебной цели. Умение-это уже приобретенная знанием или опытом способность выполнять какую – либо деятельность на более высоком уровне. Навыки - это высший уровень умения. Достигнутый многократными повторами действия (умения до автоматизма). Считаю главной своей задачей обеспечение разностороннего и своевременного развития детей, их творческой природы(а она есть у каждого),формирование навыков самообразования, самореализации личности. Как достичь этого! Прежде всего, необходимо учить мыслить. Это не только решение задач по химии, но и решение задач жизни человека принятие правильных решений.
Психолого-педагогическое обоснование.
Каждый учитель знает и принимает тот факт, что основной целью нашего обучения является воспитание учащихся как самостоятельно мыслящих и обладающих чувством ответственности людей. Несомненно, что каждый урок может и должен способствовать формированию мышления учащихся. Наша обязанность- развивать их способность не только к репродуктивному, но и творческому мышлению, пробуждать у них радость мысли. Нередко репродуктивное мышление противопоставляется творческому, как имеющее якобы меньшее значение. Но это грубая ошибка. Ни один урок не может обойтись без передачи молодому поколению закрепленного общественного опыта, знаний человечества накапливающихся веками, т, е, без передачи их посредством примера и объяснения, что делается по большой части в устной форме. Ясно, что продуктивное мышление –более высока ,более совершенная форма ,чем репродуктивное мышление. однако ,знание фактов ,законов ,правил, приемов и т.п. является необходимой предпосылкой творческого мышления. Творческое мышление не возникает само по себе, его необходимо пробуждать, способствовать его развитию, оно должно быть желанным. А для того, чтобы мыслить «высоко» необходимо овладеть педагогическими технологиями.
Педагогическая технология-это индивидуальная (авторская) деятельность педагога по проектированию учебной деятельности и ее практической организации в рамках определенной предметной области с ориентацией на темп психического развития учащихся и учет личных возможностей педагога. Это конечно, то, что присуще не многим. К этому каждый должен стремиться. Чтобы овладеть педагогическими технологиями, необходимо овладеть ведущими методами обучения.
«Всякий труд осмыслен и свободен, когда он осознается…. Как моя собственная личная потребность». ( А.Ф.Лосев). Развивающий учебный труд, бесспорно, должен быть осмыслен учащимися. Более полувека назад Я. Корчак писал, что ребенок не готовится к жизни, а живет. Точно так же учащиеся изучают предмет не только длятого, что бы знания им пригодились в будущей профессиональной деятельности. Приобретаемые ими знания должны быть актуальны сегодня, потому что «Здесь и сейчас» ученик приобщается к современной культуре, познает мир, получает образование, которое важно не только для профессиональной ориентации, но и формирования активной гражданской позиции. Свободы выбора личности, не возможно без образованности, осведомленности и умения мыслить.
Современная школа и у нас в стране, и в Европе в целом, до недавнего времени по большей части руководствовалось принципом «учить всех всему». И сталкивалась все при этом с проблемами растущей перегрузки школьников и, главное, с подавлением творческих начал.
Ведь вместе с послушным усвоением готового знания «хороший ученик», невольно усваивал и характер мышления. Выход из этой ситуации есть. И в первую очередь подразумевает воспринимать учащихся не объектом воспитания и обучения, а исследователем, т.е., человеком, самостоятельно ставящим вопросы, диалектически разрешающим противоречия.
Школа должна быть для ученика своеобразной исследовательской лабораторией, где ученик делает открытия, с той только разницей для человечества, а для малого человека. Посуществу в таком же виде этот вывод был сформулирован еще в начале столетия известным русским педагогом П.П. Блонским, написавшим, что превращения школьных знаний из уроков послушания вряд открытий, делаемых учеником- «это то единственное», что действительно может сделать нашу истину живо, пережитой и осознанной для ребенка».
Если целью образования будет не просто запоминание готовых знаний, а их поиск открытие и активное усвоение, воспитание творческого мышления, то необходимо по –другому проверять успехи учеников и строить урок.
В настоящее время проблема перехода к личностному ориентированному обучению имеет огромный общественный резонанс. Вполне закономерно, что ученые и педагоги- практики вновь и вновь обращаются к этой теме.
Более полувека назад Корчак писал, что ребенок не готовится к жизни, а живет. Точно так же учащиеся изучают предмет не только для того, чтобы знания пригодились им в будущей профессиональной деятельности.» Приобретаемые ими знания должны быть актуальны сегодня, потому что «здесь и сейчас» ученик приобщается к современной культуре, познает мир, получает образование, которое важно, но и для формирования активной гражданской позиции,свободы выбора личности, невозможного включения учащихся с первых уроков химии в исследовательскую деятельность.
Необходимость удовлетворения в решении познавательных задач, дать возможность, это почувствовать.
Учащиеся должны осознавать, что саморегуляция- основа образования. Поэтому развитие мотивации учения невозможно без целенаправленной работы по созданию условий для относительной автономии ученика в организации собственной деятельности: возможность выбора заданий доступного уровня сложности в самостоятельных работах , форм учащихся в семинаре, внеклассных мероприятий. На практике можно предложить различные задания с разным уровнем сложности, творческие задания и т.д. воспитание творческой активности в процессе изучения ими химии является одной из актуальных задач, стоящих перед преподавателями химии из средств развития химических способностей учащихся являются задачи.
Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние химической подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала.
Поэтому вполне оправдано то повышенное внимание, которое уделяется решению задач при обучении химии.
Химия сформировалась в самостоятельную науку после того, как благодаря работам Р.Бойля, М.В. Ломоносова, А.Лавуазье и другими, стали учитывать количественную сторону химических явлений. Попытки изучать химические явления без учета количества вещества всегда приводили к ошибочным представлениям.
Применение расчетов по уровням реакций ведет к лучшему пониманию учащимися химических превращений в свете важнейших теорий.
О методах решения задач
Существуют различные способы решения задач по химии. Опыт последних лет доказывает большую эффективность решения задач с позицией УДЕ.
Как только начинается изучение темы «Количественные отношения: «Моль», «Молярная масса»», вводятся следующие понятия и символы.
М-молярная масса; V- Моль; Мv-Молярная масса- масса одного вещества. Ля всех газов 22,4 л/моль при н.у. Число Авогадо NA- число структурных единиц в 1 моле вещества.
m=* V=*V0 N=*NA
=m =VV0 =NNA
V0=22,4лмоль (н.у) NА=6*1023моль-1
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Без знания современных подходов к данной проблеме невозможно их качественное применение. Вначале нужно ответить на вопрос Что и Как формировать у нашего ученика, чтобы подготовить его к жизни современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.
- Поэтому мы должны знать:
- Что такое ребенок, как личность?
- Что определяет его позиции?
-Какие качества следует развивать?
Структура качеств личности по Платонову
Темперамент
Особенности психических процессов
Опыт личности
Направленность
Согласно Выгодскому Л.С., движущими силами развития психики человека как субъекта деятельности, как личности являются внутренние противоречия. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями для их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т.д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям. В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдается в некоторые периоды скачки развития. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.
Представленные психологические исследования по проблеме развития психики ребенка неизменно расширяются. Но уже имеющийся материал дает учителю широкие возможности оптимизации обучения и воспитания с учетом возрастных психологических особенностей у учащихся. Учитель выступает в качестве фасилитатора во взаимодействии родителя и ребенка.
Однако в структуре личности имеется ряд качеств, который могут проявляться на всех уровнях. Все эти качества образуют, каркас личности, все они тесно взаимосвязаны. Различные технологии по разному рассматривают личность как систему и предлагают свои нормы и способы для ее развития.
Укрупнение дидактических единиц –УДЕ
Автор - П.М.Эрдниев по уровню применения технология общепедагогическая; по фактору развития- социальная. Т.е. данная технология предполагает, что личность на которой записывается социальный опыт человека и результаты обучения. По усвоению- ассоциативно рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации: основу составляет условно- рефлекторная деятельность головного мозга, вскрытая еще Павловым И.П их суть в том, что человеческий мозг обладает способностью не только запечатлевать сигналы органов чувств, воспроизводить связи между событиями, фактами. При этом происходит обобщение, и затем развитие.
Мышление может протекать в различных формах: понятий, суждений, умозаключений, гипотез и теорий. Причем, понятие- высшая форма отражения материальной действительности. А.В.Усова дает такое определение понятия: «понятие есть знание существенных свойств предметов явлений окружающей действительности, знание существенных связей и отношений меду ними». Схематично ступени образования понятий можно предоставить так: ощущение- восприятие- представление- понятие.
Понятия развиваются в сознании каждого человека в зависимости от возраста, под влиянием воспитания и обучения и в процессе деятельности. Рассмотрим, как к вопросу развития и усвоения понятий, т.е. развитие мышления относятся современные образовательные технологии.
Конечно, в условиях сельской общеобразовательной школы нельзя пользоваться одной технологией, какой бы замечательной она не была. Технология преподавания должна представлять собой синтез и зависеть от уровня подготовленности класса, контингента учащихся индивидуальности каждого и индивидуальности учителя. Если к этому добавить творчество то и результат будет. И нельзя сразу судить обо всем и только по знаниям. Самое главное- кого мы вырастим. Учитель должен воспитывать своим отношение м к предмету, к детям, к своей работе. Он должен быть мыслителем, артистом, философом и самое главное дети, уходя с урока, должны научиться приносить пользу другим.
Однако химия наука вовсе не развлекательная. Здесь много законов, терминов, фактов и понятий, преподавание которых должно производиться в строго логической последовательности. И у каждого учителя есть свои приемы изложения материала. Межпредметная интеграция – необходимое условие современного образования.
В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать – главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный – и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки – это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.
Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.
Другая сторона вопроса заключается в том, что принятие Базисного плана жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.
Таким образом, межпредметная интеграция сегодня – важнейший фактор развития образования, многообразна практика её применения, все реально существующие варианты трудно охватить.
Психологические и философские основы межпредметной
интеграции.
Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.
Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.
Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику.
Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
Признаки интегрированного урока: 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; 2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; г) экономии учебного времени и т. п.; 3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление межпредметных связей.
Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей. «Чувство приобщённости к тем, кто размышляет о предмете, исследуемом на занятии, - одна из главных составляющих мотивационной сферы урока. Это чувство способно развить самую человеческую из всех страстей – страсть к познанию» (В.А.Сухомлинский).
Из опыта работы.
Вся радость жизни в творчестве.
Творить-значит убивать смерть.
(Ромен Роллан)
Прогресс общества всегда определялся уровнем развития творчества людей. Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности. Важно только в процессе его обучения развить эти способности и способствовать творческому саморазвитию. Каждый учитель стремиться к тому, чтобы ученики любили и знали его предмет. Для этого учитель должен использовать такие формы работы с детьми, которые вызывают интерес, развивают творческие способности. В этом контексте важной проблемой является создание реальных условий для творческого саморазвития как отдельной личности, так и всего ученического коллектива. Одним из главных критериев высокого уровня творческого саморазвития является способность учащихся к интеграции, структурированию и систематизации имеющихся знаний и умений из различных школьных дисциплин для решения реальных жизненных задач. В данном случае под структурированием и систематизацией знаний следует понимать мыслительную деятельность школьников по установлению удаленных связей между отдельными понятиями, объектами и объединению их в определенную систему. Таким образом учащиеся осуществляют перенос (проекцию) имеющихся знаний об основных изученных закономерностях, фактах и явлениях в область творческой исследовательской деятельности для решения новых, ранее неизвестных для них проблемных задач.
Практически это наивысший уровень творческого саморазвития личности, поскольку в процессе решения возникшей задачи школьник сам генерирует субъективно новые знания и умения. Для реализации концепции творческого саморазвития личности в процессе обучения химии эффективно использовать комбинации различных технологий.
Могу ли я говорить о том, что мною создана особая технология. Конечно нет, а вот о результатах синтеза различных технологий, разных комбинациях их применения, которые успешно мною используются на уроках, определенные выводы сделать необходимо.
Интеграция в исследовательской работе учащихся.
Система интегрированных уроков по различным предметам, а также интеграция в исследовательской работе учащихся, о которой пойдет речь, призваны помогать в решении подобных проблем.
Химия как наука тесно связана с биологией, физикой, географией, математикой, поэтому большинство интегрированных уроков, разрабатываемых учителями химии, так или иначе завязаны с этими дисциплинами.
Смежные предметы могут стать опорой учащимся и при проведении исследовательских работ. Современная наука не стоит на месте, и для описания какого-либо явления или объекта используют все накопленные человеческие знания. Это и есть так называемый комплексный подход в исследовании, когда изучаемый предмет рассматривают с точки зрения химии, биологии, физики и т.п.
Проводя исследовательскую работу с учащимися, важно научить их использовать не только знания по химии, но и опыт, накопленный в области других естественно-научных дисциплин.
Методические рекомендации по организации исследовательской работы на уроках и во внеурочное время.
Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и представлении новых выводов.
Последовательность действий при проведении исследования такова:
Определение объектной области, объекта и предмета исследования.
Выбор темы и обоснование ее актуальности.
Изучение научной литературы и уточнение используемых понятий.
Формулирование гипотезы.
Формулирование цели и задач исследования.
Объектная область – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Объект исследования – это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).
Тема исследования – это сфера проводимой исследовательской деятельности. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.
Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.
Цель исследования – это конечный результат, которого исследователь стремится достичь. Чаще всего она формируется со словами: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Цель – это идеальное видение результата. Задачи исследования – выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Гипотеза – основание, предположение – научное обоснование предположения о явлении, процессе, деятельности. После формулирования гипотезы окончательно определяют цели и задачи, сформулированные в начале деятельности.
Конечно, при использовании УДЕ, приемов исследования деятельности, интеграции различных предметов во время уроков, необходимых знаний, методик дифференцированного обучения и личностно-ориентированных методов преподавания. Ведущими из них становятся частично поисковыми и проблемными. Таким образом, ученику предлагается на уроках стать в роли ученого и заново пройти путь открытия. Что значит проблемный подход для меня? Это создание проблемы и последующая организация учебной деятельности на уровне самостоятельности. Это более высокий уровень, когда ребенок сам составляет план действия.
Поиск проблемы – min.
Проблема исследования – max.
Любой химический эксперимент требует дифференцированного подхода к учащимся, личностно-ориентированного аспекта деятельности.
Необходимо как можно раньше формировать теоретическое мышление.
Рассмотрим урок развивающего обучения, на примере изучения свойств непредельных углеводородов.
Создание проблемы ( на изучение всей темы).
- Пришла соседка и рассказала о том, что у них из-за плохого качества бензина испортился двигатель. Такое может быть?
- Да, такое часто бывает.
- Ребята, а ведь мы уже с вами изучали свойства природных углеводородов. Я сегодня принесла бензин 2 пробирки: одно из дома, другую привезли. А как вы думаете если на него подействовать бромной водой, что-то произойдет?
- Ничего не произойдет. Алканы не обесцвечивают воду.
Проводится химический эксперимент. В одной из пробирок происходит обесцвечивание раствора марганцовки.
- Вот это да! Странно. Этого не должно быть. А какое вещество там может быть?
2. ученики сами формулируют проблему, составляют план и выполняют его. Возможен еще один химический эксперимент. Проводят оценивание своей деятельности и даже называют тему: Непредельные углеводороды.
3. здесь социальные роли меняются. Учитель становится контролером и предлагает оценить знания учащихся (Ребята как мы будем проверять?). И задания всегда уровневые –
1 группа делает кроссворды.
2 группа решает задачи.
3 группа читает учебник и выполняет тесты.
Или например урок в 9 классе. Тема: Массовая доля.
Элементы этой задачи применяю в 10 классе по теме: Спирты.
Учитель: Вчера по телевизору увидела рекламу пива «Арсенальное» выпил 3 бутылки пива и принял правильное решение! Ребята, как вы думаете, принятию каких правильных решений это способствует?
Дети: разные варианты: в дружбе, в любви, в экстримальных ситуациях, более быстрое решение, раскрепощение…
Учитель: А что в пиве способствует раскрепощению?
Дети: Небольшое содержание алкоголя.
Учитель: Насколько мне известно медики об этом говорят: алкоголь затормаживает психические процессы
Дети: да вы что, Наталья Михайловна! Пиво слабый алкогольный напиток!
Учитель: А подскажите, как определить крепость пива?
Дети: на этикетке….4 или 5% или вообще только 3%
Учитель: А какая величина измеряется в этих единицах, как рассчитываются эти %( из математики они пробуют вспомнить формулы. Учитель им помогает). Мне как химику известна формула:
= m(спирта)m(раствора)
И начинается 2 этап: так давайте же определим сколько содержится чистого спирта в 3-х бутылках «Арсенального»?......Субъективный опыт учащихся, создание проблемной ситуации с помощью средств информации способствует переходу от социального к познавательному (и имеет большое воспитательное значение). Ну а если создается ситуация с помощью проблемного эксперимента, ученики самостоятельно, используя все навыки и приемы, интегрируя свои знания делают выводы и заключения. А это творческий путь!
Каждый эксперимент - это творческий путь познания истины ( выдается ученикам)
Перед вами 2 пробирки. В каждой - щелочь 1)едкий натр 2)едкое кали.
Информация к размышлению: Щелочи - это сложные вещества состоящие из 2-х компонентов (ионов): ионов металла и ионов гидроксильной группы. Например: едкий натр состоит из катионов Na+ и анионов ОН- ,а едкое кали состоит из К+ и ОН-.
Инструкция к выполнению.
Разделите каждую пробирку на 2 и проверьте действие индикаторов на щелочи. Почему действие индикаторов одинаково на разные щелочи? (таблица изменения окраски индикаторов прилагается). Такую же инструкцию можно дать и по кислотам и т.д. Неплохо использовать данные приемы при изучении таких тем, как кислоты, основания или лучше всего во время проведения практикумов по химии, например, ученикам выдаются инструкции по проведению эксперимента. Они сами выдвигают гипотезы, проводят эксперимент и делают выводы. Понятно что для хорошего результата необходимо знание химического языка, но эффект на лицо. И эти моменты придуманы давно.
По Гальперину | По моей методике |
Цель. Создание внутренней мотивации | Главный вопрос – почему? Он звучит на всех уроках. |
Ознакомление с будущей деятельностью и знаниями | Ориентир + указания (гипотеза). Например, в растворе не может быть... |
Выполнение действий (глаз + рука) | Я вижу, я делаю (опыт, эксперимент). Исследование почв, сбор гербария. |
Использование устной в письменной речи, обсуждение, выводы. | Оформление, доказательство гипотез, анализ, выводы. |
Деятельность внутри себя и повтор (действие до автоматизма) | Проверка опытных данных (НОУ). «переваривание» полученных данных. |
Умственная деятельностьумственный пландействие | Создание новых гипотез, новых выводов и экспериментов. |
Результаты моей педагогической деятельности
Высший уровень творческой деятельности учащегося – это его научно-исследовательская работа. Это выстраданная, доказанная новая гипотеза, это то, что еще не придумал никто, это он открыл сам. Не из интернета скачал, не подглядел в других работах, а открыл сам, неизвестное до сих пор никому! Путь признания тернист и труден. Иногда требуется несколько лет, чтобы доказать свою правоту. Например: изучение дубравы продолжалось 5 лет. Все началось с того момента, когда ученики нашей школы, проходя туристическим маршрутом, увидели на склоне хребта высокие дубы. И началось все с вопроса, почему растут дубы там, где не должны? Изучение проходило комплексно. Изучалась география, почвоведение, общая биология, экология, химия, климатические условия. Проводилось сравнение с Шемахинской Дубовой рощей. И наконец родилась работа, которая позволила выйти на Российский уровень. За 10 лет ежегодно ученики МКОУ «Ситцевская СОШ» становились призерами и победителями конкурсов «Шаг в будущее», «Леонардо», «Балтийский инженерный конкурс», «Вода на Земле» и другие
Исследовательская деятельность во внеурочное время помогает учащимся в учебе, в определении жизненной позиции и будущей профессии.
Выводы
В результате обобщения опыта и его теоретического осмысления можно прийти к следующему выводу: без использования современных технологий, активизации мыслительной деятельности, не может быть качественного усвоения знаний и творческой активности. Это объясняется особенностями процесса познания и памяти. Отсюда следует, что их применение должно предусматривать сочетание различных технологий, способов, форм; быть системным и доступным. Все это повысит интерес к изучению химии и позволит учащимся в самореализации в различных видах деятельности как на уроках, так и во внеурочное время.
Список литературы
1. Афанасьев В.Г. О системном подходе в воспитании. Педагогика.1991, №2.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (общедидактические аспекты). М.: Педагогика, 1977.
3. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
4. Вергелес Г.И. Формирование учебной деятельности младших школьников на основе межпредметных связей. Л., 1987.
5. Боярчук В.Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. Вологда, 1988.
6. Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. М.: Знание, 1977.
7. Ильенко Л.П.Опыт интегрированного обучения в начальных классах.
Начальная школа. 1989, №5.
8. Комментарий к «Закону РФ об образовании». М.:Юрист, 1988.
9. Колягин Ю.М., Алексеенко О.Л. Интеграция школьного обучения. Начальная школа.-1989.-№9
10. Краевский В.В. Проблеме научного обоснования обучения: методический анализ. М.: Педагогика, 1977
11. Максимова В.Н., Зверев И.Д. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе в современной школе. М.: Просвещение,1987.
12. Огонькова Т. Сюжетное построение учебного дня. Учитель.2003,№2
13. Осин А. Главное – мотивация и самоорганизация учения. Учитель.-2003. №2.
14. Степин Б.Д, Аликберова Л.Ю. – Занимательные задания и эффектные опыты по химии. Дрофа – Москва 2006г.
15. Журналы «Химия в школе» №2 – 2006г. – стр 54-57.
16. Ильясов Д.Ф., Семиздралова О.А., Махмутова Л.Г., Нижегородова Л.А. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя. – Москва «Владос» 2008г.
18