Проект программы внеурочной деятельности по информатике «Сетевой этикет»
«Сетевой этикет»
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО) основная образовательная программа основного общего образования реализуется через учебную и внеурочную деятельность. Программа внеурочной деятельности «Сетевой этикет» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО к структуре программы, определяет её содержание, организацию и направлена на повышение цифровой грамотности школьников. Курс внеурочной деятельности
«Сетевой этикет» поможет детям познакомиться с разными возможностями Интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски (технические, контентные, коммуникационные, потребительские и риск интернет-зависимости), успешно разрешать проблемные ситуации в Сети, защищать свои персональные данные и управлять ими.
В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программой школы занятия по программе внеурочной деятельности «Сетевой этикет» направлены на совершенствование и развитие следующих общеучебных умений: коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных. С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность данного курса. В основу программы положена идея личностно-ориентированного и сознательно-коммуникативного обучения информатики, технологии проблемного обучения, проектное обучение. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению информатики в 5 классах.
Развитие информационного общества предполагает внедрение информационных технологий во все сферы жизни, но это означает и появление новых угроз безопасности – от утечек информации до кибертерроризма. В проекте Концепции стратегии кибербезопасности Российской Федерации киберпространство определяется как «сфера деятельности в информационном пространстве, образованная совокупностью Интернета и других телекоммуникационных сетей и любых форм осуществляемой посредством их использования человеческой активности (личности, организации, государства)», а кибербезопасность – как «совокупность условий, при которых все составляющие киберпространства защищены от максимально возможного числа угроз и воздействий с нежелательными последствиями». Государство считает необходимым расширение объема преподавания информационных технологий в общеобразовательных организациях. В качестве одной из организационных мер в обеспечении кибербезопасности определена разработка и внедрение в учебный процесс образовательных организаций разного уровня курса по информационной безопасности, включающего модули по обеспечению кибербезопасности, либо дополнение имеющихся курсов модулями. Школьная программа должна соответствовать этим целям, поэтому представляется актуальным дополнить модулями по «Основам кибербезопасности» курсы «Информатика», «Окружающий мир (Природоведение)», «Основы безопасности жизнедеятельности» и, возможно, других предметов. В связи с этим большое значение приобретает проблема «культуры безопасного поведения в киберпространстве». Поэтому возникает необходимость введения в школьный курс внеурочной деятельности программы «Сетевой этикет». Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к организации внеурочной деятельности и направлена на повышение цифровой грамотности школьников. Курс внеурочной деятельности «Сетевой этикет» поможет детям познакомиться с разными возможностями Интернета, научиться вовремя распознавать онлайн-риски (технические, контентные, коммуникационные, потребительские и риск интернет-зависимости), успешно разрешать проблемные ситуации в Сети, защищать свои персональные данные и управлять ими.
Основная частьПрограмма внеурочной деятельности «Сетевой этикет» составлена на основе ФГОС ООО по информатике базового и профильного уровней, в соответствии с приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры «О комплексе мероприятий по повышению квалификации педагогических работников и мер повышения качества образования в ХМАО-Югре на 2014-2020 годы» и нормативных документов о формировании и развитии творческих, общеучебных и специальных исследовательских умений и навыков обучающихся в школьном образовательном процессе, в соответствии с примерной программой по информатике для 5-9 классов общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова «Информатика для 5-9 классов» издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» 2016 год.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Сетевой этикет» разработана на основе следующих документов:
ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобразования и науки РФ от 17.12.2010г.
№1897, зарегистрированным в Минюсте РФ 01.02.2011г., регистрационный №19644, с изменениями, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 29.12.2014 г. №1644, зарегистрированным в Минюсте РФ 06.02.2015г., регистрационный №35915
Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования».
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.
Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986).
Локальные акты общеобразовательной организации.
Программа Развития общеобразовательной организации.
Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 5—9 классы: проект.
— М.: Просвещение, 2016. — (Стандарты второго поколения).
УМК по предмету «ОСНОВЫ КИБЕРБЕЗОПАСНОСТИ. Описание курса для средних школ, 2-11 классы» - авторы Тонких И.М., Комаров М.М., Ледовской В.И., Михайлов А.В.
Паспорт программыНаименование программы | «Сетевой этикет» |
Направленность программы | общеинтеллектуальное |
Основание для разработки программы | федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; положение о внеурочной деятельности учреждения. |
Заказчик | МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов» |
Цель программы | обеспечения информационной безопасности подростков при обучении, организации внеурочной деятельности и свободном использовании современных информационно- коммуникационных технологий (в частности сети Интернет); формирование на качественно новом уровне культуры умственного труда и взаимодействия с окружающими, ответственного отношения к вопросам безопасности жизнедеятельности; совершенствование школьного образования и подготовки в сфере информационных технологий, а также популяризация профессий, связанных с информационными технологиями. |
Задачи программы | формирование и расширение компетентностей работников образования в области медиабезопасного поведения детей и подростков; формирования информационной культуры как фактора обеспечения информационной безопасности; изучение с нормативно-правовых документов по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; формирование знаний в области безопасности детей использующих Интернет; организация просветительской работы с родителями и общественностью. |
Целевые группы программы Особенности ступени образования | Разработана, для обучающихся 5 классов (11-12 лет), с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей |
Исполнители основных мероприятий | администрация МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов», педагог-организатор, учитель информатики, классные руководители, родители. |
Ожидаемый результат | Учащиеся научатся: скачивать полезную информацию и отличать от вредной; экономить время на поиск информации в Интернете; создавать презентации; грамотно размещать информацию в сети Интернет; пользоваться информационной системой; работать с фотографиями и рисунками; обращаться с файлами чужими и своими, чтобы их не потерять; грамотно защищать информацию; переносить фото на компьютер; работать с электронной почтой; правилу общения в социальных сетях. Установят причины загрязнения компьютера. Польза компьютера для профессий. Узнают про интернет мошенников. Компьютер и электронная книга, как их защитить от вредных воздействий? |
Общая характеристика курса | является вариативной, комплексной, разноуровневой, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала и т. д. |
Сроки реализации программы | 1 год (35 часов) по 1 часу в неделю один год |
Система организации контроля исполнения программы | общий контроль в ходе реализации Программы осуществляет директор МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов»; оперативный контроль - заместитель директора по учебно-воспитательной работе |
Ресурсное обеспечение программы | кадровое (администрация, педагоги, педагоги-психологи и т.д); материально - техническое: наличие кабинета информатики, компьютеры с выходом в Интернет, проектор, интерактивная доска; -информационно-методическое (методическая литература, мультимедийные элементы (тесты и задания, активные ссылки на справочные материалы и образовательные интернет-ресурсы и др). |
Социальные партнеры | Учитывая возрастные особенности обучающихся, данная программа предусматривает привлечение социальных партнёров – Единыйурок.рф - онлайн-площадка, школы поселка. Ученикам потребуется помощь родителей в создании и оформлении проектов, подготовке к защите творческой работы. Участие обучающихся в научных конференциях, проектах, выбор будущей профессии |
В число требований к результатам подготовки учащихся включено не только «удовлетворение познавательных интересов, поиск дополнительной информации», знание «технических устройств (в том числе компьютеров)», умение «искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием; следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий», но и знание основ кибербезопасности, умения соблюдать требования кибербезопасности в практической деятельности и организовывать безопасность личного информационного пространства.
При отборе содержания и структурирования программы использованы обще дидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающейнаправленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения ивоспитания, практической направленности и посильности.
Структура программы предусматривает развитие образовательной среды школы включая в себя, три базовых компонента:
пространственно-предметный, т. е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся;
социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.);
психодидактический, т. е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.
Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, дифференцированного, проектного обучения, индивидуализация, ИКТ - технологии.
В обучении наиболее эффективно будет внедрение следующих методов с использованием ИКТ:
метод проектов | Развитие познавательных и творческих навыков учащихся при разработке конструкций роботов по заданным функциональным особенностям для решения социальных и технических задач |
метод портфолио | помощь при формировании докладов на конференции школьников, при разработке модели робота для выступления на соревнованиях различного уровня, при разработке плана на учебный период и т.д. |
метод взаимного обучения | определение вида общения и организационной формы обучения, может сложиться ситуация, в которой учащиеся обучают самого учителя, что положительно влияет как на самооценку учеников, так и на отношения с учителем |
модульное обучение | целесообразно содержание элективного курса разбить на следующие модули: конструирование, моделирование, программирование, решение прикладных задач |
метод проблемного обучения | активизация самостоятельной деятельности учащихся, направленной на разрешение проблемной ситуации, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей |
При обучении по программе внеурочной деятельности «Сетевой этикет» используется типология проектов, признаки и характерные его особенности (по классификации Е.С. Полата).
По виду деятельности | Исследовательские; творческие; ролевые; информационные; практико-ориентированные |
По предметно-содержательной области | Монопроекты (в рамках одного предмета); межпредметные проекты |
По характеру контактов | Внутренние; региональные |
По количеству участников | Личностные; парные; групповые; индивидуальные |
По продолжительности проведения | Краткосрочные; средней продолжительности |
Темы проектов и исследований
Социальные сервисы Интернет и цели их использования учениками.
Путешествие во времени: Носители информации - от первобытности к современности
Интернет - зависимость - проблема современного обществ.
Как не испортить себе настроение при общении в Сети и не опуститься до уровня «веб- агрессора».
Алгоритмы в жизни человека
Робот будущего! Роботы в нашем мире
Секреты создания компьютерной клавиатуры
Создание анимации на свободную тему
Шифрование информации
Путешествие во времени: Как передавали информацию в прошлом (Технологии передачи данных)
Критерии оценивания проектаАналитический этап.
Критерии оценивания исследовательского проекта.
Наличие авторского конечного продукта исследовательской деятельности.
Теоретическая значимость исследования.
Практическая значимость, реальность проекта.
Объем и полнота разработки проблемы (темы), законченность исследования.
Оригинальность раскрытия темы (решения проблемы).
Соответствие структуры исследования официальным требованиям.
Соответствие оформления исследования официальным требованиям.
Критерии оценивания творческого проекта.
Наличие авторского конечного продукта творческой деятельности.
Оригинальность разработки темы (проблемы).
Полнота, насыщенность содержания проекта.
Эстетика внешнего оформления.
Рефлексивный этап (предзащита).Владение основами проектной деятельности.
Рефлексия проектной деятельности.
Степень самостоятельности выполнения проекта.
Коммуникативная культура.
Презентационный этап.Критерии оценивания защиты (презентации) проекта.
Полнота представления содержания проекта.
Культура речи (правильность, точность, уместность, выразительность).
Умение удержать внимание аудитории, оригинальность.
Соответствие временным требованиям.
Готовность к дискуссии, грамотность ее ведения. Каждый критерий оценивается в баллах:
баллов – критерий не реализован;
балл – критерий реализован частично;
балла –критерий полностью реализован.
Выставление оценки:Исследовательский проект: Творческий проект:
«5» - 32-30 баллов; «5» - 26-24 балла;
«4» - 29-27 баллов; «4» - 23-21 балл;
«3» - 26-24 балла; «3» - 20-18 баллов;
«2» - ниже 24 баллов. «2» - ниже 18 баллов.
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов | Использование современных учебных материалов | Использование современных оценочных средств |
Общие сведения о безопасности ПК и Интернета | |||||
1 | Наука и компьютер | Как компьютер помогает науке и почему он нуждается в защите. Наука о защите компьютеров | 1 | Диспут | |
2- 3 | Поиск в Интернете | Где Интернет хранит свои данные. Как сохранить в сети найденную информацию. Что такое облачные сервисы – безопасны ли они? | 2 | Проект | |
Поиск информации в сети: к чему ведет переход по вредоносным ссылкам. Опасная информация в сети | |||||
4 | Виды Интернет- общения | Виды Интернет-общения. Безопасно ли общение в Интернете? | 1 | https://studbooks.net/1317096/psi hologiya/sposoby_obscheniya_int ernete | Кейс |
5 | Болезни Интернета | Когда появились компьютер и Интернет. Как вместе с Интернетом появились его болезни | 1 | Создание кроссворда | |
6 | Дистанционное обучение | Что такое дистанционное обучение. Есть ли у него минусы? | 1 | Диспут | |
7 | Профессии кибербезопасно сти | День системного администратора и день программиста – что это за профессии? Что они делают для кибербезопасности? | 1 | Виртуальная экскурсия, беседа | |
Техника безопасности и экология | |||||
8 | Воздействие компьютера на человека | Воздействие компьютера на зрение и др. органы | 1 | Кейс | |
9- 11 | Электронные книги | Электронная книга. Польза и вред | 3 | https://vash.market/elektronika/po rtativnaya-tehnika/elektronnye- knigi-kak-bumaga.html | Проект |
Правила работы с ПК и электронными книгами | |||||
Компьютер и электронная книга – как защитить их от воды, жары и холода | |||||
12 - 14 | Взаимодействие компьютера с домашней средой | Для компьютера тоже важен чистый воздух | 3 | https://spec-nout.ru/blog/kak- zashhitit-noutbuk-ot-opasnosti- istoriya-o-detyah-i-domashnih- zhivotnyh | Проект |
Стоит ли размещать рядом компьютер и домашние растения | |||||
Компьютер и домашние животные, как защитить их друг от друга | |||||
15 | Мультимедиа | Что такое мультимедиа, правила безопасной работы | 1 | Создание кроссворда | |
16 | Сканер и принтер | Сканер и принтер – как с ними правильно обращаться | 1 | https://ru.wikipedia.org/wiki/Мно гофункциональное_устройство | Бортовой журнал |
Проблемы Интернет-зависимости | |||||
17 | Время и Интернет | Если слишком долго находиться в Интернете: что такое интернет-зависимость? | 1 | Диспут | |
18 | Социальные сети | Социальные сети. Детские социальные сети. Какую информацию о себе следует выкладывать в сеть? Какая информация принадлежит вам? Не слишком ли много у вас друзей в социальной сети? | 1 | Виртуальная экскурсия, беседа | |
19 | Виртуальная личность | Утечка и обнародование личных данных | 1 | https://www.xn-- d1abkefqip0a2f.xn-- p1ai/index.php/4-primery-urokov- po-kursu-osnovy- kiberbezopasnosti/4-6-7-klass- utechka-i-obnarodovanie- lichnykh-dannykh | Кейс |
20 | Интернет- общения | Зависимость от Интернет-общения | 1 | http://security.mosmetod.ru/intern et-zavisimosti/72-problemy- virtualnogo-obshcheniya | Квест |
21 - 22 | Игры в Интернете | Развлечения в Интернете. Игры полезные и вредные. Признаки игровой зависимости | 2 | https://ru.wikipedia.org/wiki/Зави симость_от_компьютерных_иг р | Онлайн-тест |
Сетевые игры | |||||
Методы обеспечения безопасности ПК и Интернета. Вирусы и антивирусы | |||||
23 | Вирусы | Правильно ли работает компьютер? Признаки работы вирусов | 1 | http://www.pcbee.ru/virusy-i- antivirusy/kak-uznat-est-li-virus- na-kompyutere.html | Кейс |
24 | Контент- фильтры | Ищите в Интернете только то, что вам требуется. Как защититься от вредного контента. Что такое контент-фильтры | 1 | Тест | |
25 - 26 | Поиск информации | Поиск информации. Что такое поисковые серверы? Как с их помощью защитить себя от нежелательной информации | 2 | Проект | |
Поиск информации. Обращайте внимание на предупреждения о вредоносном содержимом по найденной ссылке | |||||
Мошеннические действия в Интернете. Киберпреступления | |||||
27 | Личная информация | Поиск информации: если у вас требуют личную информацию при скачивании данных. Что такое личная информация? | 1 | http://fss.su/stati/kak-zashitit- lichnyu-informaciu-v-internete | Практикум |
28 | Мошенничество в Интернете | Поиск в Интернете. Если вам сообщают о выигрыше в лотерею. Если вам предлагают установить новое приложение | 1 | https://xn--b1aew.xn-- p1ai/document/1910260 | Квест |
Сетевой этикет. Психология и сеть | |||||
29- 30 | Основы сетевого этикета | Что такое этикет и почему он появился? | 2 | Кейс | |
Правила общения в Интернете | Квест | ||||
31 | Что такое спам? | Переписка в сети. Этикет при переписке. Что такое спам? | 1 | Тест | |
Государственная политика в области кибербезопасности | |||||
32 | Что такое кибервойна? | Войны нашего времени. Что такое кибервойна? | 1 | https://www.единыйурок.рф/ind ex.php/glava-1-osnovy- kiberbezopasnosti-tseli-i-zadachi- kursa | Кейс |
33 | Информация и право | Что такое информация. Право на информацию в Конституции | 1 | Кейс | |
34 | Информация и государство. | Почему государство защищает информацию. Защита государства и защита киберпространства | 1 | Виртуальная экскурсия | |
35 | Защита собственного проекта | Темы проектов предлагаются на выбор | 1 | | Проект |