12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Богданова Елена Геннадиевна18
2

Сетевой проект для эффективного достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Сетевой проект для эффективного достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем, в конце XX века проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов (в бизнесе, в журналистике и в других сферах) заметно сгладило исходное техническое значение этого понятия.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. (Пахомова Н.Ю.)

Возрождение метода учебных проектов пришлось на 90 годы ХХ века и состоялось в педагогической практике уже Российской Федерации. После долгого забвения метод вновь стал популярен потому, что позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.

Метод проектов целесообразно применять, если:

Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).

Есть значимость результата (теоретическая, практическая).

Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.

Возможно структурирование (этапность) проекта.

Используются исследовательские методы:

формулировка проблемы исследования;

выдвижение гипотез её решения;

формулировка целей и задач исследования

обсуждение методов исследования;

обсуждение способов оформления результатов;

сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;

получение результата, выводы.

Результат – материальный/теоретический продукт.

В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

В начале 80-х гг. прошлого века телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене писем между учащимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:

электронную почту,

списки рассылок,

электронные доски объявлений,

дискуссионные группы,

средства поиска информации в Интернете,

средства общения в реальном и отложенном времени,

аудио- и видеоконференции,

социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (Полат Е.С.)

Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.

В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.

Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.

В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)

Планирование сетевого проекта

Чтобы разработать авторский сетевой проект, необходимо определить: общую тему, в рамках которой будет проводиться проект, актуальность проекта, т.е. зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта, основные задачи, направления, из которых складывается проект, этапы проекта с конкретными предполагаемыми результатами.

Затем необходимо описать ключевые элементы проекта; ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом. Планирование сетевого проекта включает следующие шаги.

Шаг 1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект.

Шаг 2. Определение примерной структуры проекта.

Название.

Цитата, лозунг.

Аннотация

Цели и задачи.

Участники.

Условия регистрации.

Сроки реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

Условия участия.

Особенности проведения, виды деятельности.

Формы взаимодействия организаторов с участниками.

Критерии оценивания работ участников и проекта.

Результаты проекта. Награды, призы.

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

Шаг 3. Формулировка проектных заданий.

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:

сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,

проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным явлением,

сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта,

создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,

проведение экскурсии, экспедиции, состязания,

сетевое общение.

Шаг 4. Разработка критериев оценивания этапов проекта.

Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:

Соответствие теме.

Наличие исследования.

Грамотность.

Дизайн.

Оригинальность.

Критерии оценки образовательных результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

Участие в сетевых проектах - это замечательный стимул для творчества и развития, открытие для себя новых идей, вдохновение для дальнейшего поиска и экспериментов не только для ребят, но и для учителя. Это путь к новым горизонтам. Впереди нас ждёт ещё много открытий!




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.