12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тарасенко Людмила Анатольевнв16

ШАГИ К ДИАЛОГУ КУЛЬТУР

 

Каждый народ, своеобразно своим характером, происходящим от местности, от единства или разнообразия элементов, из коих образовалась его жизнь, и исторических обстоятельств, при коих она развилась, играет в великом семействе человеческого рода свою особенную, назначенную ему роль, и вносит в общую сокровищницу его успехов на поприще самосовершенствования, свою долю, свой вклад.

В. Г. Белинский


 

Во все времена и в любом обществе воспитанию подрастающего поколения уделялись особое внимание и забота, так как от этого зависит будущее общества, его процветание. Сегодня и профессиональные педагоги, и простые россияне солидарны в том, что большую роль в воспитании играет приобщение детей и подростков к истокам традиционной культуры этносов, проживающих рядом, на территории малой Родины, региона, страны. Современному растущему поколению необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи. Поэтому важно вовлечь детей в активное изучение родного края, его культуру, традиции своего и других народов, сформировавших региональное своеобразие культурных традиций.

В Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко разработан проект «Областная детская этнографическая экспедиция «Радуга» как средство воспитания этнокультуры школьников». Цель проекта - организация этнокультурного воспитания школьников через областную детскую этнографическую экспедицию «Радуга» в многонациональном регионе. Оренбургская область как географический центр России в течение многих веков являлась той точкой, где, по словам Н. А. Бердяева, «столкнулись и смешались два потока мировой истории — восточной и западной». Это та лаборатория, где в течение многих веков осуществлялся синтез культурных различных начал. Центральное положение региона обусловило то, что в нем, как в фокусе, воплотились наиболее яркие черты пограничной культуры: полиэтичность, поликонфессиональность, веротерпимость, способность к продуктивному диалогу, открытость и т.д.

Однако в период обострения межнациональных, межкультурных, межэтических противоречий регионы, подобные Оренбургской области, могут стать источником напряженности всего российского общества. Именно поэтому особое значение сегодня для региона приобретает проблема формирования установок межкультурного согласия, формирования толерантности, которая в данном случае выступает как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Все это предопределило в качестве одного из приоритетных направлений в деятельности региональной власти национальную политику, отвечающую интересам всех национальных и этнических групп, проживающих в регионе.

Работа учреждений дополнительного образования детей по историко-национальному направлению включена в программу «Реализации модели региональной национальной политики Оренбургской области на 2014 — 2020 гг». Возможности системы дополнительного образования в реализации этой программы огромны. Формирование межнациональной и межконфессиональной толерантности — длительный и сложный процесс, начинающийся в раннем детстве и протекающий в течение всего периода становления личности, и в какой — то мере, в течение всей жизни. Этот процесс осуществляется под воздействием множества фактов, и решающими среди них являются образование и воспитание.

Дифференциация педагогического труда становится нормой для общеобразовательных учреждений, где в едином образовательном пространстве и социокультурной среде взаимодействуют с ребенком учителя, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования и другие специалисты. Совместно решается проблема противоречия между необходимостью сформировать толерантную личность, способную эффективно взаимодействовать с представителями других культур в условиях поликультурного общества, и недостаточной эффективностью традиционных средств этнокультурного воспитания. Этот проект реализуется с 1997 года и охватывает почти всю территорию Оренбургской области.

В ходе реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности:

- координация работы учреждений дополнительного образования области;

- организация поисково-исследовательской деятельности учащихся по изучению историко-культурного наследия многонационального Оренбуржья;

- взаимодействие с национально-культурными центрами области;

- организация детских этнографических фестивалей, ярмарок и выставок народного творчества и промысла;

- взаимодействие со СМИ для освещения положительного опыта в решении проблем осуществления национальной политики в сфере дополнительного образования детей.

Организаторы экспедиции выезжают в учреждения дополнительного образования и школы районов области, выявляют проблемы создания и деятельности детских фольклорно-этнографических коллективов, определяют направление их деятельности; оказывают методическую помощь педагогам, занимающимся воспитанием этнокультуры; проводят консультации, беседы. На примере опыта лучших создаются видеофильмы, которые пропагандируют культуру народов многонационального Оренбуржья.

В районных учреждениях дополнительного образования работа строится на основании положения, созданного организаторами областной детской этнографической экспедиции «Радуга». Проводятся районные детские этнографические фестивали, где встречаются дети разных национальностей, рассказывают об обрядах и традициях своей национальной культуры, угощают друг друга национальными блюдами, играют в народные игры. Такие мероприятия учат школьников обретать уважение к чести и достоинству каждого народа, показывают, что нет народа лучше или хуже другого. Главное в каждом, какой он человек, а не к какой национальности принадлежит. Лучшие детские фольклорно-этнографические коллективы области ежегодно участвуют в областном детском фольклорно этнографическом фестивале «Радуга».

В рамках проекта областной детской этнографической экспедиции «Радуга» в 2011г. создан дистанционный тур по этнографии «Родник чистой души». Главная цель проекта – это образовательная деятельность детских фольклорно – этнографических коллективов региона. Дистанционный тур по этнографии «Родник чистой души» предназначен для детей разного возраста и различного уровня осведомленности в этнографии. Вариативное содержание позволяет работать с широким спектром освоения народной культуры детьми, молодежью и взрослыми в любом возрасте.

Организация дистанционного тура по этнографии «Родник чистой души» способствует:

- созданию условий для развития этнокультурного образования детей;

- активизации внеклассной и внешкольной работы в образовательных учреждениях в рамках внеурочной деятельности по ФГОС;

- созданию банка программно- методического обеспечения;

- налаживанию связей между общим и дополнительным образованием в духовно- нравственном и социокультурном направлениях;

- развитию новых видов образовательной и социокультурной деятельности;

- предоставлению учащимся возможности соревнования в масштабе, выходящим за рамки села, района, и применения своих знаний в новом контексте;

- обновлению содержания повышению качества и образования на селе;

- гармонизации межнациональных и этноконфессиональных отношений в Оренбургской области и улучшению показателей национальной толерантности школьников.

На сайте Областной детской этнографической экспедиции «Радуга» в течение полугода размещается курс лекций на темы:

«Устное народное творчество»

«Традиционная культура народов Оренбуржья»

«Народно-прикладное творчество»

«Традиционные календарные праздники»

В разработке лекций участвуют ведущие специалисты и педагоги нашей области. Первую половину года образовательная деятельность в фольклорно-этнографических коллективах области опирается на эти лекции. Эта деятельность вызвала большой интерес у педагогов, руководителей коллективов у детей, участников этнографических экспедиций, фестивалей, профильной смены. На сайте завязался продуктивный диалог.

По результатам курса лекций составлены тестовые задания, которые представляют собой 30 вопросов, разбитых на три группы сложности (по 3, 4 и 5 баллов за правильный ответ). Для каждого вопроса предложены три варианта ответа. Итоговое количество баллов и определяет уровень подготовленности у частников дистанционного тура. Победителей награждают грамотами, подарками на ежегодном областном детском этнографическом фестивале «Радуга».

Идея межнационального согласия и межкультурных коммуникаций заложена в основу реализации региональной программы развития воспитательной компоненты. Неразрывно увязаны с ней идеи межпоколенческих связей, диалога, социокультурных практик приоритета исследовательской деятельности гармонично реализуются в нашем проекте. Организация областного дистанционного тура по этнографии «Родник чистой души» способна стать методическим центром для педагогов дополнительного образования, руководителей детских этнографических коллективов, методистов учреждений дополнительного образования области, занимающихся вопросами этнокультурного воспитания в Оренбургской области.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.