Дополнительная общеразвивающая программа «Шаги к успеху»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Шаги к успеху»
Направленность программы: социально-гуманитарная
Возраст детей, на которых рассчитана программа: 14-16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Уровень программы: ознакомительный
Название объединения, реализующего даннуюпрограмму: «Шаги к успеху»
Педагог, реализующий программу:
Н.А. Кошкина, учитель английского языка
ГБОУ Школа № 1554 г.Москва
г. Москва,
2021 - 2022 учебный год
1.Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по английскому языку «Шаги к успеху» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897).
Данная программа имеет интеллектуальную направленность и рассчитана на 1 год из расчета 2 часа в неделю (всего 74 часа) и представляет собой вариант программы организации дополнительного образования для детей 14-16 лет.
Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях и знакомится с тонкостями грамматики. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, понимать, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Главной целью данного курса является:
-развитие элементарных языковых навыков, необходимых для успешного овладения английским языком путём углубления и закрепления уже имеющиеся знаний и получения дополнительных;
- создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и проектную деятельность посредством английского языка.
Задачи:
I. Познавательный аспект.
-способствовать приобщению школьников к иноязычному миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
-познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
-формировать универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
-способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
II. Развивающий аспект.
-развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
-развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
-приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
-формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
-совершенствовать технику речи, артикуляцию, интонации.
III. Воспитательный аспект.
-способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
-приобщать к общечеловеческим ценностям;
-способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
-отрабатывать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой.
Коммуникативная компетенция развивается с использованием в речи грамматических форм и структур, характерных для английского языка.
2. Общая характеристика программы по английскому языку
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность и на обеспечение понимания ими языкового материала, развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Изучение грамматики английского языка способствует развитию речевых способностей школьников, как на иностранном, так и на родном языке. Помимо этого изучение английского языка позволяет расширить словарный запас школьника на родном языке за счет так называемых интернациональных слов.
Формы и режим проведения занятий
Формами организации занятий являются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа(творческие отчеты, мини-драматизации сказок, рифмовок). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий предусматривается индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическая часть планируется с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Однако учитывая практико-ориентированную направленность, программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы обучения:
- чтение, литературно-художественная деятельность;
- диалоги;
-выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
-заучивание грамматических «запоминалок»;
-использование проектной деятельности;
-отработка навыков написания эссе.
Срок реализации программы
Данная программа рассчитана на 74 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных дополнительных занятий со школьниками (2 часа в неделю).
С целью достижения качественных результатов во время занятия предусматривается использование современных технических средств. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется, вызывая положительные эмоции учащихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Планируемые результаты
В результате реализации данной программы учащиеся должны:
Знать/понимать:
• грамматические явления и структуры английского языка;
• наизусть грамматические структуры (доступные по содержанию и форме).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
• наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых грамматических явлений;
• применять основные нормы речевого поведения в процессе общения;
• грамматически правильно строить английские предложения в речи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• понимать на слух речь учителя, одноклассников;
• использовать грамматически правильные структуры и явления во всех видах речевой деятельности;
• проводить собственные интервью;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные результаты:
-формирование у детей мотивации к обучению, развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления;
-осознание возможностей самореализации и социальной адаптации средствами иностранного языка;
-стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
-стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные:
- умение учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации;
- добыча необходимых знаний и с их помощью проделывание конкретной работы;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
- осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные:
- умение взаимодействовать с окружающими выполняя разные социальные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- умение координировать свои усилия с усилиями других;
- формулировка собственного мнения и позиции;
-умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- умение задавать вопросы;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).
Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.
3. Формы аттестации и оценочные материалы
Формы контроля
Составление диалогов и монологов с использованием изучаемой грамматики.
Выполнение письменных и устных заданий.
Создание проектов.
Средства контроля
Тест.
Экспресс-опрос.
Игровые методы оценивания.
Контрольное упражнение.
Наблюдение.
Самооценка.
7. Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов).
4. Содержание программы
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем (выбрать ту или иную игру, стихотворение, форму работы, заменить одну сказку на другую, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.).
Предметное содержание речи, предлагаемое в программе, полностью включает темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта по иностранным языкам. («Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык.. 10-11 кл». – М., «Просвещение» 2012 г., – Серия «Стандарты второго поколения»). Ряд тем рассматривается более подробно.
Учебно-тематический план
№ |
Разделы программы и темы занятий |
Кол-во часов |
Из них теор./практ. |
|
Тема 1. Формы настоящего, прошедшего и будущего времени |
6 |
2/4 |
|
Тема 2. Инфинитив , “-ing”-форма, причастия |
6 |
2/4 |
|
Тема 3. Прилагательные, наречия, сравнения |
8 |
3/5 |
|
Тема 4. Существительные, артикли, словообразование |
8 |
4/4 |
|
Тема 5. Модальные глаголы |
5 |
1/4 |
|
Тема 6. Страдательный залог, the Causative |
6 |
2/4 |
|
Тема 7. Косвенная речь. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени, цели, условия. |
8 |
4/4 |
|
Тема 8. Эмфаза и инверсия. |
6 |
2/4 |
|
Тема 9. Условные предложения.Выражение желания. Определительные придаточные предложения |
6 |
2/4 |
|
Тема 10. Придаточные предложения Слова-связки |
6 |
3/3 |
|
Тема 11. Местоимения |
5 |
1/4 |
|
Тема 12. Вопросы и ответы |
5 |
1/4 |
|
Тема 13. Резервные уроки |
6 |
1/5 |
|
Итого: 81 урок (из них 6 – резервных) |
|
|
5. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Использование текстов на представленные в программе темы, использование аудио и видеоматериалов, использование наглядности: карточки, картинки, таблицы, электронное оборудование - доска, материалы МЭШ.
Материально-техническое обеспечение
Ноутбук с DVD проигрывателем с Интернетом; оснащенный звуковыми колонками.
Мультимедийный проектор.
Классная доска МЭШ
Компакт-диски с музыкальным материалом, видеофильмами.
7. Используемая литература
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования(утвержден приказом Минобрнауки России приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «17» декабря 2010 г. № 1897).
2. Баранов Ю.Ю. и др. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. Организаций. – Просвещение, 2013. – 96 с. – (работаем по новым стандартам).
3. New Round Up 4 (Практическая грамматика английского языка) Pearson, 2019
4. Ваулина Ю.Е., Дули Дженни, Подоляко О.Е., Эванс В. Spotlight 10. . – Москва: «Просвещение», 2018