Конспект урока математики в 5 классе на тему «Шкала. Координатный луч»

2
0
Материал опубликован 30 August 2022

«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по математике». Малова Татьяна Николаевна МАОУСШ №3 г Кстово



Шкала. Координатный луч (УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский и др.)

Тема урока

Шкала. Координатный луч

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели

Предметные:

- научить приводить примеры приборов со шкалами, определять цену деления шкалы,

- читать показания некоторых приборов

(термометра, спидометра, часов и т. д.),

- строить шкалы с помощью выбранного единичного отрезка,

- строить на координатном луче точку с заданной координатой,

- определять координату точки.


Личностные:

-формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.


Метапредметные:

- формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности,

- развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Задачи:

-закрепить основные навыки построения прямой, луча и отрезков заданной длины;
-закрепить навыки изображения точек на координатном луче;

-приучать к аккуратности в ведении записей;  

 -способствовать развитию интереса к изучению математики; 

- развивать словесно-логическое мышление, математическую речь;
 -развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной;
 -учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации;
 -развивать графическую культуру.



Планируемые результаты

Учащийся научится приводить примеры приборов со шкалами, определять цену деления шкалы, читать показания некоторых приборов (термометра, спидометра, часов и т. д.), строить шкалы с помощью выбранного единичного отрезка, изображать координатный луч, строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки.

Основные понятия

Шкала, цена деления, координатный луч, начало отсчёта, единичный отрезок, координата точки.



п/п

Этап

Деятельность

Учителя

Обучающегося

1


Организационный момент.


-Настраивает учащихся на урок

Посмотрите, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.



-Запишите в тетрадях дату.

Проверка готовности к уроку

2































3































4

Актуализация знаний.





























Целеполагание.

Постановка темы и целей урока.

























Изучение нового материала

Для начала предлагаю вспомнить материал прошлых уроков

-t1661886368aa.jpg Назовите геометрические фигуры на рисунке.

- Какие фигуры называют отрезком, лучом, прямой, ломаной?

t1661886368ab.png



-С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка?

- А какие еще вы знаете измерительные инструменты или приборы и что они измеряют?

распределим названные предметы на две группы

а) имеющие шкалы в виде прямой линии:

линейка,

измерительная рулетка,

термометр,

штангенциркуль,

б) имеющие шкалы в виде круга или дуги:

транспортир,

часы,

весы,

датчики в салоне автомобиля.




- А что общего они имеют?

Аt1661886368ac.png какое существует математическое понятие?

Затрудняетесь? Отгадайте ребус и вы ответите на поставленный вопрос.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.





Мотивирует учащихся, вместе с детьми определяет цель урока.

- Что общего вы видите?

- Сколько делений между двумя числами? (ввести понятие «цена деления»)

- Определите, чему равна «цена деления» на каждом приборе (линейка, термометр, часы)

Работаем с учебником.

Откройте учебник с. 34. Выполняем практическую работу. (параллельно построение показывается на доске)

-построим луч, расположенный горизонтально, отмечаем начало луча точкой О над лучом, под лучом подписываем число 0, – точка О - точка отсчёта

-откладываем отрезок длинной 2 клетки (можно взять любое количество клеток) и отмечаем число 1 и называем А.

ОА - единичный отрезок;

-еще один отрезок такой же длины и число 2 и т. д. Получаем геометрическую фигуру. Найдите в тексте название этой фигуры.

- Числа – 0, 1, 2, 3,… называют координатами точек О, А, В, С, …

Уточните сейчас тему урока, как мы назовём луч, о котором идёт речь?

- Какова же будет цель урока?





Организация и контроль за процессом решения задач.

Луч станет называться координатным, если …?

Понятие координатного луча:

-расположен горизонтально слева направо

-отмечено начало,

-отложены от начала луча единичные отрезки.

Какой длины может быть единичный отрезок?

Вы в жизни при встрече можете услышать такое «оставьте свои координаты». Что это значит?

Значит, речь идет …о чем

А что же используют для записи адреса?

Так что же такое “координата” точки?

- Назовите координаты точек А, В, С.

Обратим внимание на запись А(1)

Читается: точка А с координатой 1

Запишите координаты заданных точек: А(1),… и прочитайте




Решают кроссворд, отвечают на вопросы учителя, работают в парах.

Отвечают на поставленные вопросы:

Луч, отрезок, прямая, ломаная



t1661886368ad.gif

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей





t1661886368ae.gif

Коммуникативные УУД

Давать пояснение по ходу решения задач, комментировать результат



Линейкой, рулеткой, штангенциркулем, сантиметровой лентой



часы (время), спидометр (скорость), градусник или термометр (температуру), амперметр, вольтметр и т. д.

t1661886368af.png









t1661886368af.png











t1661886368ag.gif

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выявлять математические закономерности, взаимосвязи в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях



деления









п у ш к а г л а з шкала



Записывают дату в тетрадь, ...



определяют тему и цель урока



Возможные ответы учащихся: все приборы с черточками, со штрихами.

Рассматривают приборы, определяют цену деления на каждом приборе.

Поэтапно выполняют построение координатного луча в тетради

t1661886368ah.gif

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать отношения понятий





















Работают над поставленными задачами.











единичный отрезок – одна клетка, две клетки,…

Оставить свой адрес или дать номер телефона

О местоположении.

Число.

Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, т. е. “адрес” точки



Запись в тетради, проговаривание вслух друг другу – работа в парах, хором

Самостоятельно, с последующей проверкой, самопроверка



5

Организация деятельности учащихся по использованию знаний в нестандартных и измененных ситуациях









































Физкультминутка








Организует устную работу.

Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:

а) через любые две точки проходит единственная прямая;

б) в одном сантиметре 10 дециметров;

в) прямая не имеет концов;

г) точка разбивает прямую на два луча;

-Прочитать координаты точек

А(3), В(45), С(57), Р(2), Т(0)

Определение координат колобка

1) Начертите координатный луч и отметьте в тетради точки, в которых будут находиться герои сказки «Колобок»

2) Домик бабушки и дедушки находится в точке О(0)

3) Не захотел колобок оставаться у бабушки и дедушки и покатился
по координатному лучу дальше

4)В точке с координатой 3 встретился он с зайчишкой

5) В точке с координатой 6 его поджидал волк

6) Катится колобок, катится, а в точке с координатой 8 сидит медведь и мед ест

7) Не знал проказник, какая опасность поджидала его в точке с координатой 11

8) Но всё закончилось хорошо, а иначе и быть не могло, ведь это сказка! Веселится колобок в точке

с координатой 13

Поменяйтесь тетрадями и сделаем взаимопроверку

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться

Два! Согнуться,разогнуться. 

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка. 

На четыре - руки шире. 

Пять — разок, другой присесть. 

Шесть — за парту тихо сесть. 

Отвечают, показывая карточки





















t1661886368ai.gif

Коммуникативные УУД

В ходе обсуждения задавать вопросы по существу решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников









Выполняют задания и делают взаимопроверку

t1661886368ad.gif

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи











Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.




5.

Выработка умения применять новые знания, формирования УУД

Работа с

t1661886368aj.pngучебником.











t1661886368ak.png

t1661886368al.png

t1661886368al.png

t1661886368ag.gift1661886368am.gif

Коммуникативные УУД

Участвовать в групповых формах работы, координировать свои действия с другими участниками

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления

Выполняют работу.

работа в парах

6

Рефлексия

деятельности

-Чему учились на уроке?

-Нужны ли вам эти знания для дальнейшей жизни?

-Где в жизни вы сможете применить полученные знания?

На координатном луче отметьте точки, соответствующие вашей оценки:

А - «Я понял все на уроке»

В - «Я могу помочь другому — объяснить тему урока»

С - «Я имею затруднения по теме сегодняшнего урока»

- Пригодятся ли вам эти знания в жизни и почему?

Отвечают на вопросы



Ставят буквы на координатном луче, координата которой соответствует вашей оценки на вопрос

t1661886368ad.gif

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели, давать оценку приобретенному опыту






7



8.

Домашнее задание



Итог урока

9. Домашнее задание.

Параграф 5, вопросы 1-4, № 116.

Творческое задание ( по группам) : сделать презентацию « Координатный луч»

-Какие слайды должны быть в презентации на ваш взгляд?

Из истории открытия

Применение координатного луча в математике

Применение координатного луча в жизни

Вывод

или

Придумайте, нарисуйте или изготовьте (по выбору) свой измерительный прибор. Что он измеряет и в каких единицах?

t1661886368an.gif

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Самостоятельно устанавливать искомое и данное, аргументировать свою позицию, свое мнение














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.