Конспект урока математики в 5 классе на тему «Шкала. Координатный луч»
«Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по математике». Малова Татьяна Николаевна МАОУСШ №3 г Кстово
Шкала. Координатный луч (УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский и др.)
Тема урока | |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цели
| Предметные: - научить приводить примеры приборов со шкалами, определять цену деления шкалы, - читать показания некоторых приборов |
(термометра, спидометра, часов и т. д.),
- строить шкалы с помощью выбранного единичного отрезка,
- строить на координатном луче точку с заданной координатой,
- определять координату точки.
Личностные:
-формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.
Метапредметные:
- формировать умение использовать приобретённые знания в практической деятельности,
- развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Задачи:
-закрепить основные навыки построения прямой, луча и отрезков заданной длины;
-закрепить навыки изображения точек на координатном луче;
-приучать к аккуратности в ведении записей;
-способствовать развитию интереса к изучению математики;
- развивать словесно-логическое мышление, математическую речь;
-развивать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной;
-учить умению обобщать и делать выводы, применять знания в новой ситуации;
-развивать графическую культуру.
Планируемые результаты | Учащийся научится приводить примеры приборов со шкалами, определять цену деления шкалы, читать показания некоторых приборов (термометра, спидометра, часов и т. д.), строить шкалы с помощью выбранного единичного отрезка, изображать координатный луч, строить на координатном луче точку с заданной координатой, определять координату точки. |
Основные понятия | Шкала, цена деления, координатный луч, начало отсчёта, единичный отрезок, координата точки. |
№ п/п | Этап | Деятельность | |
Учителя | Обучающегося | ||
1 | Организационный момент. | -Настраивает учащихся на урок Посмотрите, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Прозвенел уже звонок Начинается урок. -Запишите в тетрадях дату. | Проверка готовности к уроку |
2 3 4 | Актуализация знаний. Целеполагание. Постановка темы и целей урока. Изучение нового материала | Для начала предлагаю вспомнить материал прошлых уроков - Назовите геометрические фигуры на рисунке. - Какие фигуры называют отрезком, лучом, прямой, ломаной?
-С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка? - А какие еще вы знаете измерительные инструменты или приборы и что они измеряют? распределим названные предметы на две группы а) имеющие шкалы в виде прямой линии: линейка, измерительная рулетка, термометр, штангенциркуль, б) имеющие шкалы в виде круга или дуги: транспортир, часы, весы, датчики в салоне автомобиля. - А что общего они имеют? А какое существует математическое понятие? Затрудняетесь? Отгадайте ребус и вы ответите на поставленный вопрос. -Откройте тетради, запишите число, классная работа. Мотивирует учащихся, вместе с детьми определяет цель урока. - Что общего вы видите? - Сколько делений между двумя числами? (ввести понятие «цена деления») - Определите, чему равна «цена деления» на каждом приборе (линейка, термометр, часы) Работаем с учебником. Откройте учебник с. 34. Выполняем практическую работу. (параллельно построение показывается на доске) -построим луч, расположенный горизонтально, отмечаем начало луча точкой О над лучом, под лучом подписываем число 0, – точка О - точка отсчёта -откладываем отрезок длинной 2 клетки (можно взять любое количество клеток) и отмечаем число 1 и называем А. ОА - единичный отрезок; -еще один отрезок такой же длины и число 2 и т. д. Получаем геометрическую фигуру. Найдите в тексте название этой фигуры. - Числа – 0, 1, 2, 3,… называют координатами точек О, А, В, С, … Уточните сейчас тему урока, как мы назовём луч, о котором идёт речь? - Какова же будет цель урока? Организация и контроль за процессом решения задач. Луч станет называться координатным, если …? Понятие координатного луча: -расположен горизонтально слева направо -отмечено начало, -отложены от начала луча единичные отрезки. Какой длины может быть единичный отрезок? Вы в жизни при встрече можете услышать такое «оставьте свои координаты». Что это значит? – Значит, речь идет …о чем – А что же используют для записи адреса? – Так что же такое “координата” точки? - Назовите координаты точек А, В, С. Обратим внимание на запись А(1) Читается: точка А с координатой 1 Запишите координаты заданных точек: А(1),… и прочитайте | Решают кроссворд, отвечают на вопросы учителя, работают в парах. Отвечают на поставленные вопросы: Луч, отрезок, прямая, ломаная РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Выбирать способ решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей Коммуникативные УУД Давать пояснение по ходу решения задач, комментировать результат Линейкой, рулеткой, штангенциркулем, сантиметровой лентой часы (время), спидометр (скорость), градусник или термометр (температуру), амперметр, вольтметр и т. д. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Выявлять математические закономерности, взаимосвязи в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях деления п у ш к а г л а з шкала Записывают дату в тетрадь, ... определяют тему и цель урока Возможные ответы учащихся: все приборы с черточками, со штрихами. Рассматривают приборы, определяют цену деления на каждом приборе. Поэтапно выполняют построение координатного луча в тетради ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать отношения понятий Работают над поставленными задачами. единичный отрезок – одна клетка, две клетки,… Оставить свой адрес или дать номер телефона …О местоположении. Число. Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, т. е. “адрес” точки Запись в тетради, проговаривание вслух друг другу – работа в парах, хором Самостоятельно, с последующей проверкой, самопроверка |
5 | Организация деятельности учащихся по использованию знаний в нестандартных и измененных ситуациях Физкультминутка | Организует устную работу. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного: а) через любые две точки проходит единственная прямая; б) в одном сантиметре 10 дециметров; в) прямая не имеет концов; г) точка разбивает прямую на два луча; -Прочитать координаты точек А(3), В(45), С(57), Р(2), Т(0) Определение координат колобка 1) Начертите координатный луч и отметьте в тетради точки, в которых будут находиться герои сказки «Колобок» 2) Домик бабушки и дедушки находится в точке О(0) 3) Не захотел колобок оставаться у бабушки и дедушки и покатился 4)В точке с координатой 3 встретился он с зайчишкой 5) В точке с координатой 6 его поджидал волк 6) Катится колобок, катится, а в точке с координатой 8 сидит медведь и мед ест 7) Не знал проказник, какая опасность поджидала его в точке с координатой 11 8) Но всё закончилось хорошо, а иначе и быть не могло, ведь это сказка! Веселится колобок в точке с координатой 13 Поменяйтесь тетрадями и сделаем взаимопроверку Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Физкультминутка Раз, два, три, четыре, пять Все умеем мы считать. Раз! Подняться потянуться Два! Согнуться,разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире. Пять — разок, другой присесть. Шесть — за парту тихо сесть. | Отвечают, показывая карточки Коммуникативные УУД В ходе обсуждения задавать вопросы по существу решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников Выполняют задания и делают взаимопроверку РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
5. | Выработка умения применять новые знания, формирования УУД | Работа с учебником. |
Коммуникативные УУД Участвовать в групповых формах работы, координировать свои действия с другими участниками ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления Выполняют работу.работа в парах |
6 | Рефлексия деятельности | -Чему учились на уроке? -Нужны ли вам эти знания для дальнейшей жизни? -Где в жизни вы сможете применить полученные знания? На координатном луче отметьте точки, соответствующие вашей оценки: А - «Я понял все на уроке» В - «Я могу помочь другому — объяснить тему урока» С - «Я имею затруднения по теме сегодняшнего урока» - Пригодятся ли вам эти знания в жизни и почему? | Отвечают на вопросы Ставят буквы на координатном луче, координата которой соответствует вашей оценки на вопрос РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели, давать оценку приобретенному опыту |
7 8. | Домашнее задание Итог урока | 9. Домашнее задание. Параграф 5, вопросы 1-4, № 116. Творческое задание ( по группам) : сделать презентацию « Координатный луч» -Какие слайды должны быть в презентации на ваш взгляд? Из истории открытия Применение координатного луча в математике Применение координатного луча в жизни Вывод или Придумайте, нарисуйте или изготовьте (по выбору) свой измерительный прибор. Что он измеряет и в каких единицах? |
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД Самостоятельно устанавливать искомое и данное, аргументировать свою позицию, свое мнение |