Сценарий внеклассного мероприятия по математике для 7 классов «Школа чародейства и мастерства»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Казачий кадетский корпус»
Фестиваль-конкурс «Я хочу поделиться …»
Номинация «Методическая разработка внеурочного занятия или внеурочного мероприятия»
Сценарий внеклассного мероприятия по математике
«Школа чародейства и волшебства»
(по мотивам произведения Л. Кэрролла «Алиса в Стране чудес»)
Автор: Берсункаев Д. Д.
учитель математики,
Буденновск, 2019 год
Цели:
Предметные: повторить и обобщить основные понятия алгебры и геометрии 5-7 классов; совершенствовать вычислительные навыки, навыки упрощения выражений и решения уравнений.
Личностные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с учебным заданием, работать в коллективе и находить согласованные решения, прогнозировать собственные результаты, обосновывать свою точку зрения; развивать абстрактно-логическое, образное мышление.
Метапредметные: развивать интерес и любовь к художественным произведениям, умение видеть связь между математикой и окружающей природой; формировать умение решать логические задачи; совершенствовать грамотность устной речи.
Оборудование: мультимедийное устройство, компьютер.
Подготовка: составить и раздать пригласительные, установить таблички на столы с названием факультетов, подготовить черный ящик с часами, медальки с баллами, задания для команд, протокол соревнования, шляпу с жребием, подарки победителям.
Ход мероприятия
Игра построена по принципу телевизионной викторины «Счастливый случай». Учащиеся делятся на 2 команды по 7 человек: факультет им. Ломоносова и факультет им. Толстого. Старосты факультета определены заранее из числа сильных учеников. Соревнование состоит из четырех основных этапов: 1 этап «Блиц-опрос»; 2 этап «Командный зачет»; 3 этап «Битва старост»; награждение. В конце соревнования подводится итог и происходит награждение участников.
Подготовительный этап (2-3 минуты).
Участники команд заходят в кабинет по приглашениям.
Деление участников на команды с помощью «распределительной шляпы»
Ученики факультетов занимают свои места.
Организационный момент (2-3 минуты).
Ведущий 1. Дорогие участники нашего турнира! Рад приветствовать Вас в нашей «Школе чародейства и волшебства». Сегодня Вам предстоит сразиться за честь называться настоящими волшебниками математики. За победу в состязаниях Вам будут присуждаться баллы. А в конце всех этапов турнира победители получат звание «Магистров математики»! (вдруг ведущий замечает странную девушку в коридоре) Ой, а Вы кто? Что Вы здесь делаете? Может Вы пришли в школу чародейства и волшебства?
Алиса. Наверное мне к Вам. Здесь проходит турнир математиков?
Ведущий 1. Да, здесь.
Алиса. –Тогда мне сюда. Меня зовут Алиса. Я гуляла по лесу, увидела кролика и пошла за ним. А затем провалилась в кроличью нору. Я так долго падала, что потерялась и не знаю где мой дом. Помню только свое имя.
Ведущий 1. А что это у тебя в руках?
Алиса. Это черный ящик. Кролик дал мне его и сказал, что предмет внутри поможет мне вернуться домой. Но я никак не могу открыть этот ящик. Ребята, вы же волшебники? Помогите мне открыть ящик и вернуться домой?
Ведущий 1. Ребята, поможем Алисе вернуться домой? (дружный ответ ДА!). очень хорошо. Тогда приступим к нашему турниру.
Алиса. Кролик сказал мне, что вернуться будет не так просто. Необходимо иметь мужеств, терпение, быть хорошим другом и помощником, а еще хорошо знать математику. Для того чтобы проверить наши знания кролик оставил свиток с вопросами. Ребята давайте попробуем ответить на все? И тогда мы сможем получить подсказку, которая прольет свет на то, что скрыто в ящике.
3. Этап состязания «Разминка» (4-5 минут).
Каждой команде задают по очереди 10 вопросов. Верный ответ дает 1 балл.
Вопросы первой команде:
Наибольшая сторона прямоугольного треугольника. (Гипотенуза)
Сумма одночленов. (Многочлен)
Арифметическое действие, обратное умножению. (Деление)
Чертежный инструмент для построения окружности. (Циркуль)
Слагаемые, имеющие одинаковую буквенную часть. (Подобные)
Великий древнегреческий математики, автор книги «Начала». (Евклид)
Перпендикуляр, соединяющий вершину треугольника с противоположной стороной или ее продолжением. (Высота)
Какое число в римской нумерации записывается как MM? (2000)
Есть у растения и у уравнения. (Корень)
Как называют вторую координату точки на плоскости? (Ордината)
Вопросы второй команде:
Сумма односторонних углов при пересечении двух параллельных прямых секущей. (180°)
Как называется число, указывающее положение точки на координатном луче? (Координата)
Треугольник, у которого две стороны равны. (Равнобедренный)
Отрезок, соединяющий центр окружности с какой-нибудь ее точкой? (Радиус)
Сотая часть числа. (Процент)
Произведение ее крайних членов равно произведению средних? (Пропорция)
Луч, который выходит из вершины угла, и делит его пополам? (Биссектриса).
Какое число в римской нумерации записывается как ХL? (40)
Утверждение, истинность которого доказывать не нужно. (Аксиома)
Как называют координату первую координату точки на плоскости? (Абсцисса)
Историческая справка: А знаете ли Вы кто такой Михаил Васильевич Ломоносов?
Промежуточный итог. Подсчет баллов.
– Алиса, ты готова озвучить нам результаты первого этапа? (Да)
Подсказка № 1: этот предмет бывает большим и маленьким, круглым или квадратным.
Ведущий 1. Алиса, мы прошли испытание кролика. Попробуй открыть ящик.
Алиса. Нет, никак не получается. Не могу.
Ведущий 1. Что же тогда нам делать? Вспомни? Может кролик сказал еще что-то?
Алиса. Я помню, кролик привел меня в лес. Там стоял дом. Около дома под деревом стоял накрытый стол, а за столом пили чай Шляпник, Мышь-Соня и такой забавный кот. Чеширский кот. Они рассказали мне много забавных историй. И оказалось, они так хорошо знают математику. Хм, кто бы мог подумать? Ребята, а так ли хорошо математику знаете Вы, как мои друзья? Дайте проверим?
Ведущий 1. И правда ребята, давайте докажем, что знаем математику не хуже котов и мышей. Объявляю 2 этап турнира «Командный зачет». Задание выполняет все участники факультетов по очереди. За каждое, правильно выполненное задание присуждается 1 балл. Задание необходимо выполнить за строго отведенное время. Не забывайте о главном - о дружбе! Итак, приступим.
4. Этап «Командный зачет» (5-6 минут).
Пока команда выполняет задание (4-5 минут) работа с залом и с группой поддержки. Вопросы на смекалку.
Задания для первой команды:
1. Вычислите 0,32 + 1,2·0,7; (0,93)
2. Упростите выражение: (12а2 + 3а) – 2а(7 + 6а); (-11а)
3. Угол при основании равнобедренного треугольника равен 35°. Найдите угол при вершине этого треугольника. (110°)
4. Решите уравнение 3,2х + 7,3 = 1,2х – 2,7. (-5)
5. Периметр равнобедренного треугольника равен 52 см, его основание – 20 см. Чему равна длина его боковой стороны? (16 см)
6. В Кадетском корпусе обучается 200 человек, из них 35% посещает бассейн. Сколько учащихся посещает бассейн? (70 чел)
7. Вычислите (2)
Задания для второй команды:
1. Вычислите 0,42 + 1,3·0,6; (1,18)
2. Упростите выражение: (10х2 – 8х) – 5х(2 + 2х); (-18х)
3. Угол при вершине равнобедренного треугольника равен 130°. Найдите угол при основании этого треугольника. (25°)
4. Решите уравнение 4,9 + 4,3х = 6,3х – 3,1. (4)
5. Периметр равнобедренного треугольника равен 48 см, одна из боковых сторон – 15 см. Чему равна длина его основания? (18 см)
6. В Кадетском корпусе обучается 200 человек, из них 45 % любят математику. Сколько учащихся любят математику? (90 чел)
7. Вычислите (3)
З адания для зрительного зала:
3
+
4
=
?
Ответы: а) 21; б) 20 треугольников; в) 5.
Историческая справка: А знаете ли Вы кто такой Лев Николаевич Толстой?
Промежуточный итог. Подсчет баллов.
– Алиса, ты готова озвучить нам результаты первого этапа? (Да)
Подсказка № 2: этот предмет есть практически у всех.
Ведущий 1. Алиса, давай попробуем теперь открыть ящик. Получается?
Алиса. Нет, не открывается. Все еще нет. Как же мне вернуться домой?
Ведущий 1. Не расстраивайся. Вспомни, какие истории тебе рассказывали во время чаепития Шляпник и кот?
Алиса. Они рассказали мне о стране в которой живут. Стране чудес. И про то, как за власть борются Красная королева, повелительница карт, и Белая, монархиня шахматного мира. Чеширский кот рассказал мне, что в Бравный день я, именно я, должна победить страшно чудовище. Я Алиса и буду сражать. Нет, вы в это верите? Я не могу. Мне так страшно. Одна я точно не справлюсь. Что же мне делать?
Ведущий 1. Ребята, как же так? Мы не оставим Алису в беде? Поможем ей? (дружный ответ «Да!»). Тогда для проведения 3 этапа турнира приглашаются старосты факультетов. Прошу Вас к доске. Вам необходимо выполнить задание, каждому свое. За победу в этом состязании присуждается 5 баллов.
Алиса. Пока старосты факультетов выполняют задание, у команды есть возможность заработать дополнительные очки. Для этого у меня есть вопросы от Шляпника. Кто первым хочет ответить поднимете руку. Вопросы не простые, ведь наш Шляпник очень необычный. Будьте внимательны. За правильный ответ 2 балла.
5. Этап «Битва капитанов» (4-5 минут).
Старосты приглашаются к доске. Выполняют задание. В это время работа с командой «Заморочки из бочки».
Задания для капитанов:
1. На ферме 100 кроликов и кур, у них 270 лап. Сколько кроликов и сколько кур на ферме? (35 кроликов и 65 кур)
2. В хозяйстве имеются куры и овцы. Сколько тех и других, если у них вместе 19 голов и 46 лап? (4 овцы и 15 кур)
Заморочки из бочки:
Сколько яиц можно съесть натощак? (одно)
Что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты? (одинаково)
Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли через 72 часа ожидать солнечную погоду? (нет, будет опять ночь)
Если бы завтрашний день был вчерашним, то до воскресенья осталось бы столько дней, сколько дней прошло от воскресенья до вчерашнего дня. Какой же сегодня день? (Среда)
Мельник пришел на мельницу. В каждом из четырех углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается, много ли ног было на мельнице? (Две ноги мельника, остальные лапы)
Одно яйцо варят 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 мин)
Площадь квадрата 25 см2. Сторону квадрата увеличили на 3 см. найдите площадь увеличенного квадрата. (64 см2)
Историческая справка: Кто написал произведение «Алиса в Стране чудес?» А знаете ли вы, что Л. Кэрролл написал очень много книг о математике?
Промежуточный итог. Подсчет баллов.
– Алиса, ты готова озвучить нам результаты первого этапа? (Да)
Подсказка № 3: Про них говорят: «Одна нога — короче, одна нога — длиннее. Идём мы день. Идём мы ночь. И убегают сутки прочь!»
Ведущий 1. Ребята кто же отгадал, что в этом ящике? (ответ «часы»)
Алиса. (открывает ящик). И, правда, там часы!! А как вы думаете, почему именно часы белый кролик поместил в ящик? (ответ детей, рассуждения). Давайте посмотрим, что великие люди говорили о времени?
Всё в нашей жизни приходит в своё время. Только надо научиться ждать! (Оноре де Бальзак)
Счастливые часов не наблюдают. (Александр С. Грибоедов)
Время проходит, но сказанное слово остается. (Лев Н. Толстой)
- С каким из данных высказываний вы согласны? Почему?
- Ой, а в ящике еще что-то!
6. Итоги. Рефлексия (4-5 минут)
Ведущий 1. Настало время нам подвести итоги нашего турнира. (подсчет баллов и награждение победителя)
Алиса. В моем ящике призы. Видимо кролик знал, что я попаду к волшебникам, которые знают математику и смогут мне помочь. (награждение победителя и участника). Спасибо дорогие друзья. Спасибо за помощь.
Ведущий 1. Дорогие участники турнира, вы доказали свои зная, и я гордо могу назвать вас магистрами математики. Спасибо вам за этот замечательный день. Хочу пожелать совершенствовать свои знания. И до новых встреч в нашей школе чародейства и волшебства!
Алиса. Благодаря вам я поняла, что время очень ценно. Поэтому я не буду терять его терять и скорее вернусь домой. Спасибо вам! До новых встреч!
Дети встают, прощаются с Алисой и гостями.
Список использованной литературы
1. Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес./ Ред.Федорова М.В. - Москва ЦТР МГП ВОС, 1992.
2. Алгебра. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы Г.В.Дорофеев, Е.А.Бунимович, С.Б.Суворов, Л.В.Кузнецова, С.С.Минаева - М..: Просвещение, 2018.
3. Л.П. Евстафьев дидактические материалы, 7 класс. М. Просвещение, 2017.
4. Мерзляк А.Г. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф, 2015г.;
5. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и другие Геометрия 7-9: Учебник для общеобразоват. учреждений. М: Просвещение, 2013.
Кияйкина Наталья Федоровна