Школа как институт социализации младших школьников
Школа как состояние адаптации, индивидуализации и интеграции макро- и микрофаз.
Ситуация социального развития определяет личностное развитие индивида, которое проходит состояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз. Все эти линии развития взаимосвязаны, взаимообусловлены.
Адаптация: предполагает активное усвоение действующих в группе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу все, что составляет его индивидуальность, субъект не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены групп. У него возникает объективная необходимость «быть таким как все», чтобы максимально адаптироваться.
Вторая фаза - индивидуализация: порождается обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, «как все» в группе, - и не удовлетворенной на первом этапе потребности в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств для обозначения своей индивидуальности, ее фиксации.
Третья фаза - интеграция: детерминируется противоречием между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значительными для него отличиями - с одной стороны, и с другой, потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности.
В младшем школьном возрасте (6-11 лет) ситуация развития личности во многом напоминает предшествующую. Три фазы, ее образующие, дают школьнику возможность войти в совершенно новую для него группу одноклассников, которая имеет первоначально диффузный характер. Учитель, по сравнению с воспитательницей детского сада, оказывается еще более референтным для детей, поскольку он, используя отметки, регулирует взаимоотношения ребенка как с его сверстниками, так и со взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как другому».
Третья фаза периода младшего школьного возраста означает не только интеграцию школьника в систему «ученики-ученики», но и прежде всего в систему «ученики-учитель», «ученики-родители».
Определения эффективности процесса социализации младшего школьника.
В качестве показателей успешной социализации в младшем школьном возрасте выступают такие качества, как исполнительность, самостоятельность, инициативность, ответственность, которая признается важнейшим критерием перехода социальной реактивности в социально активное поведение в младшем школьном возрасте. В этом возрасте появляется возможность саморегуляции поведения на основе усвоенных знаний и правил поведения. Младшие школьники пытаются сдерживать свои желания, которые не совпадают с требованиями, предъявляемыми взрослыми, подчиняют свои действия установленным социальным нормам поведения
У младших школьников при поступлении в школу изменяются взаимоотношения с окружающими, причем довольно существенные. В данном возрасте меняется ведущая деятельность ребенка, а значит происходит изменения и в темах общения, в которые теперь не входят темы, связанные с игрой.
В школе дети находятся под влиянием двух групп агентов социализации: учителя и сверстников.
Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в классном коллективе, в целях их изменения, улучшения и совершенствования, можно применить социометрическое исследование, разработанное Дж. Морено.
Социометрическое исследование класса показало низкие результаты социальной адаптации. Нами были запланированы мероприятия, направленные на успешную социализацию младшего школьника.
Функции школы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта. Перед учителями стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путем внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Нравственное начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную сферы. На это надо опираться при выборе методов и приемов духовно-нравственного воспитания младших школьников на каждом этапе урока.
Социально-возрастные характеристики детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является особым периодом в жизни каждого ребёнка, который по историческим меркам выделился совсем недавно. Это возраст детей от 7 до 10 лет, обучающихся в 1 - 4 классах современной отечественной начальной школы. С приходом ребёнка в начальную школу происходит перестройка всей системы отношений ученика с действительностью. В школе, возникает новая структура отношений между детьми и между учителем.
В школьный период жизни, приобретенные рефлексивные способности детей оказывают хорошую услугу при решении проблемных ситуаций в отношениях с учителем, а так же с одноклассниками. В то же время учебная деятельность требует от первоклассника особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и организацией исполнительских действий, а также контролем за вниманием, мысленным планированием и решением учебных задач. Новая социальная ситуация вводит ребенка в мир отношений и требует от него организованной произвольности, дисциплинированности, а также отвечает за умственное развитие в учебном процессе в целом. Тем самым новая социальная ситуация ухудшает условия жизни ученика и выступает для него уже как стрессогенная. Поэтому, у каждого первоклассника повышается психическая напряженность и это отражается не только на физическом здоровье ребёнка, но и на поведении, как в школе, так и дома.
Для детей первого и второго класса безразлично, получили они замечание наедине с учителем или в присутствии одноклассников в классе. Но уже в четвертом классе дети придают большее значение замечаниям от учителя. При этом социальная ситуация развития ребёнка, сложившаяся в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной, и которая является ведущей в данном возрастном периоде. Учебная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на усвоение интеллектуальных и духовных богатств ученика, накопленных в течение жизни. Именно в начальной школе ребенок начинает осваивать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности. При благоприятных условиях обучения на основе учебной деятельности и достаточном уровне умственного развития у младшего школьника формируются предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.