Социализация личности младших школьников в системе начального образования
«Социализация личности младших школьников в системе начального образования»
Салтыкова А.А.
Социальный опыт – это имеющийся опыт социально-ролевых связей и отношений, накопленный в процессе реальной совместной деятельности людей для удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, в процессе которого личность овладевает социальными нормами, правилами, ценностями, социальным опытом, социальными отношениями и действиями.
Критерии сформированности СО | Показатели уровней сформированности СО | ||
низкий | средний | высокий | |
1.Умение налаживать контакт с одноклассниками | Большее время находится один, на контакт с одноклассниками практически не идет | Время от времени общается с ребятами, но, как правило, это малая часть класса | Легко находит общий язык с одноклассниками, пользуется в классе популярностью |
2. Видение себя в роли ученика | Школу посещает с мотивом игры, больше любит перемены, на уроках не усидчив | Ведущим мотивом является общение со сверстниками, большой активности в учебе не проявляет | Точно осознает свою роль «ученика», осознает отношения «учитель-ученик», «ученик-ученик», ведущий мотив – учеба, |
3. Умение удовлетворять групповые интересы | Интересы одноклассников абсолютно не учитываются, эгоистическое поведение | Иногда прислушивается к мнениям одноклассников, но не всегда их учитывает | Выслушивает точки зрения одноклассников, находит компромиссы |
4. Умение удовлетворять индивидуальные интересы | Ведет себя безразлично к себе, всегда соглашается с мнением другим, проявляет конформизм | Отстаивает свою точку зрения только в тех ситуациях, когда чувствует поддержку, или есть сильная заинтересованность | Всегда умеет отстоять свои интересы, аргументируя конкретными фактами |
5. Владение социальными нормами, правилами и ценностями | Не умеет разделять того, что можно делать в конкретной ситуации, речь некультурна, не соблюдает субординацию | Соблюдает общественные нормы при постоянном напоминании, беседах, не видит различий между материальными и духовными ценностями, МЦ доминируют | Понимает смысл культурного поведения и соблюдает такое поведение в жизни, с окружающими вежлив, важны духовные ценности ( например, учеба) |
6. Умение выразить свои чувства и переживания | Неэмоционален, свои чувства сдерживает в себе, но при сильном воздействии может выплеснуть эмоции | Может показать свои чувства и эмоции только тем, кому доверяет, о своих переживаниях рассказывает с трудом, предпочитая краткие высказывания | В любой ситуации может дать точное описание собственных чувств, умеет сопереживать другим и показывать свое отношение как вербально, так и невербально |