12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна16
Россия, Нижегородская обл., Саров

Т.А. Веселова,

методист МБУ ДО ДДТ

Нижегородская область, г. Саров


Школа «Лидер» - первый опыт будущих политиков


Изменения, происходящие в социальном заказе на воспитание и обучение подрастающего поколения, отражают современные потребности российского общества в творческой активной молодежи, способной быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, плодотворно решать сложные и неожиданные проблемы многозначного мира.

Молодежная общественная организация – прекрасная возможность получения серьезного лидерского и организаторского опыта. Успешное формирование подобного опыта возможно в ситуации свободного выбора (видов и форм деятельности, информационного поля, групп общения и т.д.), ситуации успеха, ситуации достижения поставленной цели.

При этом общение, как основное средство обучения, является наиболее эффективным для самоутверждения и самоопределения личности подростка. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков.

Статус – многозначное слово. В Сарове оно получило и новый смысл, когда возник Городской Союз старшеклассников «СтаТУС». В данном случае «СтаТУС» означает: «Старшеклассники Творят Узнают, Создают». Это молодежная общественная организация с 20-летней историей. В настоящее время в Союз входят 12 школьных молодежных организаций и 2 совета старшеклассников. Всего более 600 человек. Основными направлениями деятельности Союза «СтаТУС» являются: социально-лидерское, гражданско-патриотическое, правовое, пропаганда здорового образа жизни.

Вступая в Союз старшеклассников в 13 лет, подросток получает возможность расширить свои знания в таких сферах, как нормативно-правовые основы деятельности молодежных общественных организаций; основы проектной деятельности и фандрайзинг; планирование и организация мероприятий различного уровня; основы самопрезентации и ораторские навыки; методы и приемы активного обучения.

Основной объем информации члены «СтаТУСа» получают в рамках обучающих занятий на семинаре-практикуме «Школа «Лидер».

Работа Школы «Лидер» строится на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Перекресток», разработанной координатором ГСС «СтаТУС» Светланой Анатольевной Калипановой (сегодня она – директор Дворца детского (юношеского) творчества).

Целью Школы является выявление и развитие лидерских качеств и формирование организаторских умений, навыков старшеклассников с их дальнейшей реализацией в деятельности школьных молодежных общественных объединений.

Готовой программы обучения актива не существует. Ее содержание меняется ежегодно, в зависимости от приоритетных направлений и возможностей самих ребят. Совместно с координатором, старшеклассники разрабатывают содержание и выбирают формы работы на занятии, а затем проводят их самостоятельно либо в паре с пригашенными специалистами из различных сфер (городская дума, администрация города, молодежный общественный совет при главе города, департамент по делам молодежи и спорта, городские общественные организации и т.д.).

За многие годы деятельности Школы с учетом особенностей распределения времени старшеклассников была выбрана схема, в которой занятия проходят раз в месяц в течение 1,5 – 2 часов. Участниками семинара-практикума являются ученики 9-11 классов, только вступившие в школьную молодежную организацию.

В дискуссиях, с помощью деловых и ролевых игр подростки получают возможность работать в микрогруппах, в парах, индивидуально. Они систематизируют и интегрируют собственные знания по обществознанию, экономике, истории, русскому языку, математике и другим предметам в зависимости от поставленной задачи.

В полном цикле «Школы «Лидер» старшеклассник проходит несколько ступеней роста, которые проявляются в усложнении содержания и видов деятельности, расширении объема знаний, совершенствовании практических умений и навыков; получает живой опыт общения с людьми различного пола, возраста, социального статуса; формирует сеть собственных социальных партнеров, учится грамотно формулировать мысли, адекватно реагировать в конфликтных и спорных ситуациях.

Таблица 1

Ступени роста лидера


Ступень

Навыки

I ступень

НАБЛЮДАТЕЛЬ - УЧАСТНИК

получает базовые знания, умения и навыки;

пробует себя в различных видах деятельности в качестве слушателя, участника;

охотнее выполняет поручения, чем участвует в организации.

II ступень

УЧАСТНИК - ОРГАНИЗАТОР

самостоятельно находит новую информацию;

инициирует выбор тем занятий в Школе;

может обучать других по конкретным темам.

III ступень

ОРГАНИЗАТОР - КООРДИНАТОР

способен самостоятельно организовать занятие по различным темам годового цикла обучения;

инициирует поиск и находит новых социальных партнеров и спикеров.

Старшеклассники, прошедшие Школу, испытавшие свои возможности в рамках деятельности в совете своей школьной молодежной организации, получают возможность продемонстрировать все знания, умения и навыки, полученные в ходе работы в учебном году на итоговом семинаре-практикуме «ЮНОНА». Те, кто успешно справился с поставленной задачей, получают возможность самим стать ведущими станций «Школы «Лидер» в следующем учебном году и приглашаются на городскую профильную смену актива молодежных организаций.

С 2007 по 2012 год занятия в Школе велись при тесном взаимодействии с кафедрой педагогики и психологии Саровского физико-технического института (СарФТИ НИЯУ МИФИ). При этом многие студенты в школьные годы были активными участниками «Школы «Лидер» и выпускниками Координационного Совета городского Союза «СтаТУС». Привлечение студентов, знающих содержание и форму организации семинара «изнутри» позволяет построить практическую работу более эффективно и интересно.

Система передачи знаний «от сверстника – к сверстнику» позволяет более доступно и эффективно представить для освоения материал любой сложности, помогая школьникам легче справляться с барьерами общения, включаться в игровые формы работы, усваивать теоретический материал. В свою очередь, студенты факультета в рамках педагогической практики получали возможность развить собственные профессиональные навыки.

Кроме того взаимодействие с СарФТИ позволило выстроить существовавшую систему диагностики результатов обучения в «Школе «Лидер» на качественно новом уровне. Были адаптированы следующие методики:

Методика «Незавершенные предложения» Сакса-Леви;

Методика для изучения коммуникативной установки В.В. Бойко;

Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым);

«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана;

Социограмма Я. Морено;

Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой;

«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).

По итогам анализа данных за период 2007-2017 годы 45% старшеклассников из числа выпускников городского Союза старшеклассников «СтаТУС», прошедших обучение в рамках семинаров-практикумов «Школа «Лидер», выбирали профессии, связанные с социальной сферой: журналистика, образование, менеджмент, политика и т.д.

В 2017-2018 году актуальными направлениями занятий Школы стали: политология, конфликтология, социальное проектирование и ораторское мастерство. Особое внимание организаторы уделили вопросам формирования компетентности школьников о работе органов местного самоуправления, базовых знаний о политико-правовых основах Российской Федерации, а также расширению знаний и навыков для успешного участия в инициативах городского Союза старшеклассников «СтаТУС».


Таблица 2

План занятий Школы «Лидер» на 2017-2018 учебный год


Дата

Тема занятия

Обсуждаемые вопросы

Ведущий

22 ноября 2017

Политология

Работа органов местного самоуправления (дума и администрация – полномочия, зоны ответственности).

Задачи депутатского корпуса.

Ульянов А.С., заместитель председателя Городской Думы города Сарова

13 декабря 2017

Политология

Политические силы общества.

Политический портрет города Сарова.

Качества человека, участвующего в политических процессах.

Тихонов А.М.,

Глава города Сарова

24 января 2018

Лидер и его команда

Командообразование.

Кто такой лидер.

Маркелова Е.Н.,

педагог-организатор МБУ ДО ДДТ, координатор ГСС «СтаТУС»

28 февраля 2018

Конфликтология

Виды конфликтов, пути их разрешения.

Конфликт как способ развития мысли.

Веселова Т.А.,

методист МБУ ДО ДДТ

21 марта 2018

Социальное проектирование

Социальный проект: от идеи до реализации.

Михайлова-Листрем С.А.,

методист МБУ ДО ДДТ

Маркелова Е.Н.,

педагог-организатор МБУ ДО ДДТ, координатор ГСС «СтаТУС»

4 апреля 2018

Ораторское мастерство

Сила слова.

Портрет грамотного оратора. Навыки и приемы ораторского мастерства.

Артикуляция и интонация.

Зекцер Н.С.,
педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДТ



Наиболее востребованной и эффективной формой организации занятий являются дискуссионные упражнения («Дебаты», «Метод Джеффа» и др.). Принимая правила игры, подростки получают возможность сформулировать и высказать собственную точку зрения на волнующие темы, не боясь осуждения и критики. Важным при этом является наличие провокатора, задающего «неудобные» вопросы, дающие возможность размышлять и проверять собственную точку зрения.

Эффективным также является принцип работы на «реальных примерах». Так, о работе органов местного самоуправления и специфике закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Сарова в данной сфере участникам семинара рассказывал Глава города А.М. Тихонов, выступивший в роли эксперта в деловой игре. Социальное проектирование рассматривалось на примерах проектов, разработанных членами ГСС «СтаТУС» и становившихся победителями профильных конкурсов различного уровня.

Ярким примером является социальный проект «Сквозь объектив» (2012 год). В ходе одного из мозговых штурмов у ребят родилась идея провести в городе фотокросс, соревнование для молодых непрофессиональных фотографов. Удачная и привлекательная форма позволила решить социально важную задачу – показать горожанам проблемы, волнующие молодежь. Данный проект городского Союза старшеклассников «СтаТУС» занял первое место на областном этапе Всероссийского конкурса «Я – гражданин России».

Социальный проект «Р.И.О.» (Реальные игры и общение), реализовывавшийся на протяжении трех лет (2012-2014 гг.), дал подросткам попробовать свои силы в организации интеллектуальных, армадных, павильонных, поисковых и других видах игр. Некоторые участники проекта продолжают организацию подобных форм активного и позитивного досуга уже став студентами московских, нижегородских, казанских и других вузов.

Представители ГСС «СтаТУС», прошедшие «Школу «Лидер», неоднократно приглашались в качестве ведущих образовательных блоков по темам «Лидерство», «Разработка и организация игр», «Социальное проектирование» на областных профильных сменах для лидеров и руководителей детских и молодежных общественных организаций, ежегодном городском молодежном форуме «Время выбрало нас»; городских слетах и школах актива Союза детских организаций «Сияющие звезды» и т.д.

Ежегодно могут модифицироваться направления, содержание и форма деятельности. Меняются специалисты, курирующие данное направление работы. Но единой остается цель «Школы «Лидер» – формирование у подростка активной жизненной позиции, знаний, умений и качеств социально-активной и творческой личности.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.