Школа «Лидер» - первый опыт будущих политиков
Т.А. Веселова,
методист МБУ ДО ДДТ
Нижегородская область, г. Саров
Школа «Лидер» - первый опыт будущих политиков
Изменения, происходящие в социальном заказе на воспитание и обучение подрастающего поколения, отражают современные потребности российского общества в творческой активной молодежи, способной быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни, плодотворно решать сложные и неожиданные проблемы многозначного мира.
Молодежная общественная организация – прекрасная возможность получения серьезного лидерского и организаторского опыта. Успешное формирование подобного опыта возможно в ситуации свободного выбора (видов и форм деятельности, информационного поля, групп общения и т.д.), ситуации успеха, ситуации достижения поставленной цели.
При этом общение, как основное средство обучения, является наиболее эффективным для самоутверждения и самоопределения личности подростка. Лидерская позиция может быть реализована более эффективно в том случае, если старшеклассники уже обладают определенным запасом знаний, умений и навыков.
Статус – многозначное слово. В Сарове оно получило и новый смысл, когда возник Городской Союз старшеклассников «СтаТУС». В данном случае «СтаТУС» означает: «Старшеклассники Творят Узнают, Создают». Это молодежная общественная организация с 20-летней историей. В настоящее время в Союз входят 12 школьных молодежных организаций и 2 совета старшеклассников. Всего более 600 человек. Основными направлениями деятельности Союза «СтаТУС» являются: социально-лидерское, гражданско-патриотическое, правовое, пропаганда здорового образа жизни.
Вступая в Союз старшеклассников в 13 лет, подросток получает возможность расширить свои знания в таких сферах, как нормативно-правовые основы деятельности молодежных общественных организаций; основы проектной деятельности и фандрайзинг; планирование и организация мероприятий различного уровня; основы самопрезентации и ораторские навыки; методы и приемы активного обучения.
Основной объем информации члены «СтаТУСа» получают в рамках обучающих занятий на семинаре-практикуме «Школа «Лидер».
Работа Школы «Лидер» строится на основе авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Перекресток», разработанной координатором ГСС «СтаТУС» Светланой Анатольевной Калипановой (сегодня она – директор Дворца детского (юношеского) творчества).
Целью Школы является выявление и развитие лидерских качеств и формирование организаторских умений, навыков старшеклассников с их дальнейшей реализацией в деятельности школьных молодежных общественных объединений.
Готовой программы обучения актива не существует. Ее содержание меняется ежегодно, в зависимости от приоритетных направлений и возможностей самих ребят. Совместно с координатором, старшеклассники разрабатывают содержание и выбирают формы работы на занятии, а затем проводят их самостоятельно либо в паре с пригашенными специалистами из различных сфер (городская дума, администрация города, молодежный общественный совет при главе города, департамент по делам молодежи и спорта, городские общественные организации и т.д.).
За многие годы деятельности Школы с учетом особенностей распределения времени старшеклассников была выбрана схема, в которой занятия проходят раз в месяц в течение 1,5 – 2 часов. Участниками семинара-практикума являются ученики 9-11 классов, только вступившие в школьную молодежную организацию.
В дискуссиях, с помощью деловых и ролевых игр подростки получают возможность работать в микрогруппах, в парах, индивидуально. Они систематизируют и интегрируют собственные знания по обществознанию, экономике, истории, русскому языку, математике и другим предметам в зависимости от поставленной задачи.
В полном цикле «Школы «Лидер» старшеклассник проходит несколько ступеней роста, которые проявляются в усложнении содержания и видов деятельности, расширении объема знаний, совершенствовании практических умений и навыков; получает живой опыт общения с людьми различного пола, возраста, социального статуса; формирует сеть собственных социальных партнеров, учится грамотно формулировать мысли, адекватно реагировать в конфликтных и спорных ситуациях.
Таблица 1
Ступени роста лидера
Ступень | Навыки |
I ступень НАБЛЮДАТЕЛЬ - УЧАСТНИК | получает базовые знания, умения и навыки; пробует себя в различных видах деятельности в качестве слушателя, участника; охотнее выполняет поручения, чем участвует в организации. |
II ступень УЧАСТНИК - ОРГАНИЗАТОР | самостоятельно находит новую информацию; инициирует выбор тем занятий в Школе; может обучать других по конкретным темам. |
III ступень ОРГАНИЗАТОР - КООРДИНАТОР | способен самостоятельно организовать занятие по различным темам годового цикла обучения; инициирует поиск и находит новых социальных партнеров и спикеров. |
Старшеклассники, прошедшие Школу, испытавшие свои возможности в рамках деятельности в совете своей школьной молодежной организации, получают возможность продемонстрировать все знания, умения и навыки, полученные в ходе работы в учебном году на итоговом семинаре-практикуме «ЮНОНА». Те, кто успешно справился с поставленной задачей, получают возможность самим стать ведущими станций «Школы «Лидер» в следующем учебном году и приглашаются на городскую профильную смену актива молодежных организаций.
С 2007 по 2012 год занятия в Школе велись при тесном взаимодействии с кафедрой педагогики и психологии Саровского физико-технического института (СарФТИ НИЯУ МИФИ). При этом многие студенты в школьные годы были активными участниками «Школы «Лидер» и выпускниками Координационного Совета городского Союза «СтаТУС». Привлечение студентов, знающих содержание и форму организации семинара «изнутри» позволяет построить практическую работу более эффективно и интересно.
Система передачи знаний «от сверстника – к сверстнику» позволяет более доступно и эффективно представить для освоения материал любой сложности, помогая школьникам легче справляться с барьерами общения, включаться в игровые формы работы, усваивать теоретический материал. В свою очередь, студенты факультета в рамках педагогической практики получали возможность развить собственные профессиональные навыки.
Кроме того взаимодействие с СарФТИ позволило выстроить существовавшую систему диагностики результатов обучения в «Школе «Лидер» на качественно новом уровне. Были адаптированы следующие методики:
Методика «Незавершенные предложения» Сакса-Леви;
Методика для изучения коммуникативной установки В.В. Бойко;
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым);
«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) опросник А.А. Реана;
Социограмма Я. Морено;
Тест «Формирование положительной групповой мотивации» В.А. Розановой;
«Экспресс-методика» по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе (О.С. Михалюк и А.Ю. Шалыто).
По итогам анализа данных за период 2007-2017 годы 45% старшеклассников из числа выпускников городского Союза старшеклассников «СтаТУС», прошедших обучение в рамках семинаров-практикумов «Школа «Лидер», выбирали профессии, связанные с социальной сферой: журналистика, образование, менеджмент, политика и т.д.
В 2017-2018 году актуальными направлениями занятий Школы стали: политология, конфликтология, социальное проектирование и ораторское мастерство. Особое внимание организаторы уделили вопросам формирования компетентности школьников о работе органов местного самоуправления, базовых знаний о политико-правовых основах Российской Федерации, а также расширению знаний и навыков для успешного участия в инициативах городского Союза старшеклассников «СтаТУС».
Таблица 2
План занятий Школы «Лидер» на 2017-2018 учебный год
Дата | Тема занятия | Обсуждаемые вопросы | Ведущий |
22 ноября 2017 | Политология | Работа органов местного самоуправления (дума и администрация – полномочия, зоны ответственности). Задачи депутатского корпуса. | Ульянов А.С., заместитель председателя Городской Думы города Сарова |
13 декабря 2017 | Политология | Политические силы общества. Политический портрет города Сарова. Качества человека, участвующего в политических процессах. | Тихонов А.М., Глава города Сарова |
24 января 2018 | Лидер и его команда | Командообразование. Кто такой лидер. | Маркелова Е.Н., педагог-организатор МБУ ДО ДДТ, координатор ГСС «СтаТУС» |
28 февраля 2018 | Конфликтология | Виды конфликтов, пути их разрешения. Конфликт как способ развития мысли. | Веселова Т.А., методист МБУ ДО ДДТ |
21 марта 2018 | Социальное проектирование | Социальный проект: от идеи до реализации. | Михайлова-Листрем С.А., методист МБУ ДО ДДТ Маркелова Е.Н., педагог-организатор МБУ ДО ДДТ, координатор ГСС «СтаТУС» |
4 апреля 2018 | Ораторское мастерство | Сила слова. Портрет грамотного оратора. Навыки и приемы ораторского мастерства. Артикуляция и интонация. | Зекцер Н.С., |
Наиболее востребованной и эффективной формой организации занятий являются дискуссионные упражнения («Дебаты», «Метод Джеффа» и др.). Принимая правила игры, подростки получают возможность сформулировать и высказать собственную точку зрения на волнующие темы, не боясь осуждения и критики. Важным при этом является наличие провокатора, задающего «неудобные» вопросы, дающие возможность размышлять и проверять собственную точку зрения.
Эффективным также является принцип работы на «реальных примерах». Так, о работе органов местного самоуправления и специфике закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Сарова в данной сфере участникам семинара рассказывал Глава города А.М. Тихонов, выступивший в роли эксперта в деловой игре. Социальное проектирование рассматривалось на примерах проектов, разработанных членами ГСС «СтаТУС» и становившихся победителями профильных конкурсов различного уровня.
Ярким примером является социальный проект «Сквозь объектив» (2012 год). В ходе одного из мозговых штурмов у ребят родилась идея провести в городе фотокросс, соревнование для молодых непрофессиональных фотографов. Удачная и привлекательная форма позволила решить социально важную задачу – показать горожанам проблемы, волнующие молодежь. Данный проект городского Союза старшеклассников «СтаТУС» занял первое место на областном этапе Всероссийского конкурса «Я – гражданин России».
Социальный проект «Р.И.О.» (Реальные игры и общение), реализовывавшийся на протяжении трех лет (2012-2014 гг.), дал подросткам попробовать свои силы в организации интеллектуальных, армадных, павильонных, поисковых и других видах игр. Некоторые участники проекта продолжают организацию подобных форм активного и позитивного досуга уже став студентами московских, нижегородских, казанских и других вузов.
Представители ГСС «СтаТУС», прошедшие «Школу «Лидер», неоднократно приглашались в качестве ведущих образовательных блоков по темам «Лидерство», «Разработка и организация игр», «Социальное проектирование» на областных профильных сменах для лидеров и руководителей детских и молодежных общественных организаций, ежегодном городском молодежном форуме «Время выбрало нас»; городских слетах и школах актива Союза детских организаций «Сияющие звезды» и т.д.
Ежегодно могут модифицироваться направления, содержание и форма деятельности. Меняются специалисты, курирующие данное направление работы. Но единой остается цель «Школы «Лидер» – формирование у подростка активной жизненной позиции, знаний, умений и качеств социально-активной и творческой личности.