12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виктор20
Меня зовут Дина Владимировна. По образованию я преподаватель детской психологии. Работаю в школе-саду педагогом-психологом, стаж 8 лет.
Россия, с.Сумский Посад

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Беломорского муниципального района

«Сумпосадская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

Принята на заседании методического объединения классных руководителей 11.09.2011г.

«Утверждаю»

Директор школы:

С.М. Богдан

11.09.2011г.

 

Программа «Лидер школы»

 

(программа реализуется в воспитательной системе школы)

 

Составители: Титова Е.Т., методист;

Клушина Д. В., психолог

 

 

с. Сумский Посад

2011год

 

Обоснование необходимости создания программы «Лидер школы»

Ученическое самоуправление - одна из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Развитие ученического самоуправления в МОУ «Сумпосадская СОШ» зависит от успешности решения целого ряда задач организационных, социально значимой направленности, а также педагогического руководства.

Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни. Работая с подростками, мы наблюдаем социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.

Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества, т.е. формирование чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим.

Наше время, время крупных перемен в отечестве, возвращается к понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания aктивнocти, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов в школе.

Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- очень важна сегодня. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна закладываться в школе. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь обучающимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей школы и села.

Так возникла необходимость создания программы «Лидер школы».

 

Программа определяет основной круг вопросов:

  • выявление лидерских качеств,

  • умения работать в группах, в команде;

  • предлагает алгоритм создания школьного парламента для активного ученического самоуправления.

«Лидер школы», в отличие от большинства программ, индивидуальна: ее задача помочь члену детского коллектива или организации персонально пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.

Эта программа работы детской организации предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.

Модель образовательной системы «Лидера школы» включает в себя организационно-содержательные модули, выделенные в соответствии с возрастно-нормативными моделями развития человека в образовательных процессах.

Цель программы: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность, подготовка обучающихся к работе в органах ученического самоуправления

Задачи программы:

  • развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих;

  • формировать навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;

  • обучать приемам и методам организации и планированию деятельности;

  • воспитывать навыки социальной активности;

  • формировать навыки ученического самоуправления.

 

Направления работы:

  • интеллектуальное развитие обучающихся;

  • развитие командно-групповой работы;

  • программа дополнительного образования для школьников и активистов, входящих в состав школьного парламента;

  • семинары-тренинги: игровые и деловые для обучающихся;

  • обучение школьного актива, участников Школьного парламента;

  • организация и реализация малых проектов «Добрых дел», благотворительных акций, выставок, спортивных и др. мероприятий.

 

Методы работы:

  • диагностика

  • самостоятельная поисковая деятельность

  • наблюдение

  • интеллектуальные игры

  • рефлексия

  • мозговой штурм

  • групповая дискуссия

  • обучение по принципу «ровесник-ровеснику»

  • тренинги

 

Участники программы: обучающиеся 2-11 классов.

Первый модуль (начальная школа): создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу; содействие развитию любознательности и заинтересованности, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения; создание атмосферы эмоциональной включённости, возбуждения интереса к процессу обучения и школьной жизни; постепенное наращивание когнитивных задач с целью становления учебной самостоятельности; предоставление возможности реализовать себя через участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Содержание материала структурировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Предварительная работа: диагностика одарённости, мониторинг; диагностика способностей, мотивации и креативности; разработка всех туров игры, подготовка домашнего задания детям по каждому туру; включение обучающихся в поисковую деятельность по выполнению домашнего задания и т. д.

 

 

 

Мероприятия

Краткое содержание

1.

Старт игре «Лидер школы»

Объявление, реклама, сроки, критерии для отбора участников игры, предварительные промежуточные итоги

2.

Интеллектуальная игра

«Плодово-ягодная викторина»

  • пословицы и поговорки об овощах и фруктах;

  • история переселения овощей в Россию;

  • видовые названия овощей и фруктов;

  • праздники, в которых используются растения

  • сорта яблок

  • сказки, где встречаются овощи

  • свойства овощей и применение их в косметике

  • известные картины, на которых изображены ягоды и фрукты

 

3.

Викторина «Самый, Самая, Самое…»

 

Вопросы из области музыки, живописи, истории, природоведения и др.

 

4.

Самая русская «Иванодраконовая викторина»

 

Вопросы из области истории, социологии, обществознания, права и др.

 

4.

Оформление протоколов по каждому туру игры

В протоколе указываются участники команд, результаты каждого участника, общий вывод

5.

Итоговая линейка.

Подведение итогов трёх туров игры

 

 

Модуль программы рассчитан для младших школьников (1-4 класс). В один учебный год проходят 3 тура интеллектуальные игры (осенью, зимой и весной). О начале игры дети знакомятся за месяц и получают домашнее задание - примерные вопросы, которые будут в игре. Игра служит некой диагностикой одаренности, в которой вопросы не касаются учебной деятельности, но они с разным уровнем углубления знаний. От каждого класса формируется команда. В игре действует правило поднятой руки. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон «Лидер школы». В конце тура происходит подсчет жетонов. Жетоны суммируются за один учебный год. В конце учебного года на 3 туре выявляется, интеллектуальный «Лидер» школы, который набрал большее количество жетонов и получит диплом интеллектуального «Лидера школы» и ценный приз.

Ожидаемые результаты первого модуля программы:

  • выявлена группа лидеров по каждому классу;

  • выявлена группа лидеров по начальной школе;

  • выявлен лидер среди обучающихся начальной школы

 

Второй модуль (5-7-е классы): изучение основ наук, формирование единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; овладение умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии; развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации; расширение содержания образования через привлечение учащихся к научно-поисковой работе в секциях научного общества обучающихся, создание условий и мотивов для широкого участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня; социальная адаптация через включение в проектную деятельность, в командно-групповую работу (переход к групповой, командной работе)

 

Мероприятия

Краткое содержание

1.

Старт игре «Лидер школы»

Объявление, реклама, сроки, критерии для отбора участников игры, предварительные промежуточные итоги

2.

Социальное взаимодействие

Тренинг выявления и развития лидерских качеств

 

Викторина «Мир профессий» (переход к групповой, командной работе)

3.

Обучение формам и методам работы с группой

Интеллектуальные игры: «Виды деловых бумаг», «Эссе», «Резюме» и др.

4.

Тренинги на взаимодействие, сплочение.

Вечер «Поцелуй, сердце, любовь» (духовно нравственное воспитание)

4.

Тренинги по социальной толерантности подростков

Красота! Спорт! Здоровье! (цикл бесед)

6.

Оформление протоколов по каждому туру игры

В протоколе указываются участники команд, результаты каждого участника, общий итог

 

Итоговая линейка

 

 

Ожидаемые результаты второго модуля программы:

  • умеют формировать команду;

  • умеют подчиняться общим правилам работы в группе;

  • умеют объективно оценивать лидерские качества;

  • умеют объективно оценивать самого себя

Третий модуль (8 -11 классы): развитие высокого уровня обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои суждения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии; определение области будущей профессиональной деятельности; формирование научного стиля мышления как необходимого условия самообразования; активное включение в соревновательную деятельность на основе участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня с целью самоутверждения; интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях; формирование гражданской позиции на основе активного участия в организации школьной жизни и управленческих процессах

 

Мероприятия

Краткое содержание

1.

Старт к созданию Школьного парламента

Объявление, реклама, подготовка и выборы в школьный парламент, сроки, критерии для отбора участников, предварительные промежуточные выборы представителей от классов

2.

Школьный парламент – орган системы ученического самоуправления

 

Функции, нормативная основа жизнедеятельности сообщества обучающихся и др.

3.

Главные правовые источники для законодательства Школьного парламента

Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая декларация прав человека

4.

Формирование Школьного парламента

Формирование Школьного парламента осуществляется на основе выборов: коллективы классов выдвигают своего представителя, прошедшего процедуру отбора.

Обновление Школьного парламента осуществляется как путём довыборов (каждый год в связи с выбытием 9, 11-классников), так и перевыборов - один раз в два года.

Создание постоянных комиссий (комиссии работают на постоянной основе, цели и задачи комиссий).

4.

Порядок работы Школьного парламента

Обязанности и права, регламент работы школьного парламента определяется его участниками

 

5.

Организация и проведение «добрых дел»

Акция «Чистое село», уход за Братской могилой, организация и проведение волостных мероприятий («создание подросткового пространства волости», диспут «Легко ли быть молодым») и др.

 

Работа с документами

Образцы документов: список избирателей, бланки заявлений, протоколы и др.

 

Ожидаемые результаты третьего модуля программы:

  • наличие у подростков чувства социальной ответственности;

  • эффективная деятельность участников по управлению школой;

  • умение подростков организовывать и руководить ученическим сообществом;

  • умение принимать решения и нести ответственность.

 

Нормативные основания для разработки программы.

  1. Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;

  2. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»

  4. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»

  5. Муниципальная целевая программа «Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей Беломорского муниципального района» (2013 – 2015 годы)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.