Воспитательная программа «Лидер школы»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Беломорского муниципального района
«Сумпосадская средняя общеобразовательная школа»
Принята на заседании методического объединения классных руководителей 11.09.2011г. |
«Утверждаю» Директор школы: С.М. Богдан 11.09.2011г. |
Программа «Лидер школы»
(программа реализуется в воспитательной системе школы)
Составители: Титова Е.Т., методист;
Клушина Д. В., психолог
с. Сумский Посад
2011год
Обоснование необходимости создания программы «Лидер школы»
Ученическое самоуправление - одна из важнейших форм организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Развитие ученического самоуправления в МОУ «Сумпосадская СОШ» зависит от успешности решения целого ряда задач организационных, социально значимой направленности, а также педагогического руководства.
Показателем проблемной ситуации является отношение современных школьников к общественной жизни. Работая с подростками, мы наблюдаем социальную апатию, равнодушие к общественной жизни, неумение организовать жизнь сообщества, безынициативность.
Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Прежде всего, речь идёт о подготовке детей к выполнению роли будущих граждан общества, т.е. формирование чёткой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим.
Наше время, время крупных перемен в отечестве, возвращается к понятию «активная жизненная позиция» его первоначальный смысл. Однако активизировать деятельность всех сразу невозможно. Грань между «пассивом» и «активом» будет стираться постепенно. Процесс воспитания aктивнocти, подготовки лидеров управляем и должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Ведь от того, насколько активны ребячьи «вожаки», зависит успешность реализации всех планов в школе.
Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся",- очень важна сегодня. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна закладываться в школе. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь обучающимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей школы и села.
Так возникла необходимость создания программы «Лидер школы».
Программа определяет основной круг вопросов:
-
выявление лидерских качеств,
-
умения работать в группах, в команде;
-
предлагает алгоритм создания школьного парламента для активного ученического самоуправления.
«Лидер школы», в отличие от большинства программ, индивидуальна: ее задача помочь члену детского коллектива или организации персонально пробудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Эта программа работы детской организации предполагает выявление, стимулирование и подготовку лидеров, т.е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди товарищей и стремятся их вести за собой, вовлекая в различные интересные дела.
Модель образовательной системы «Лидера школы» включает в себя организационно-содержательные модули, выделенные в соответствии с возрастно-нормативными моделями развития человека в образовательных процессах.
Цель программы: создание условий для реализации лидерского потенциала подростка через активное включение его в общественно полезную деятельность, подготовка обучающихся к работе в органах ученического самоуправления
Задачи программы:
-
развивать инициативность, целеустремленность, ответственность за себя и окружающих;
-
формировать навыки коммуникативного взаимодействия в социуме;
-
обучать приемам и методам организации и планированию деятельности;
-
воспитывать навыки социальной активности;
-
формировать навыки ученического самоуправления.
Направления работы:
-
интеллектуальное развитие обучающихся;
-
развитие командно-групповой работы;
-
программа дополнительного образования для школьников и активистов, входящих в состав школьного парламента;
-
семинары-тренинги: игровые и деловые для обучающихся;
-
обучение школьного актива, участников Школьного парламента;
-
организация и реализация малых проектов «Добрых дел», благотворительных акций, выставок, спортивных и др. мероприятий.
Методы работы:
-
диагностика
-
самостоятельная поисковая деятельность
-
наблюдение
-
интеллектуальные игры
-
рефлексия
-
мозговой штурм
-
групповая дискуссия
-
обучение по принципу «ровесник-ровеснику»
-
тренинги
Участники программы: обучающиеся 2-11 классов.
Первый модуль (начальная школа): создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу; содействие развитию любознательности и заинтересованности, интеллектуальной удовлетворённости, получаемой от процесса обучения; создание атмосферы эмоциональной включённости, возбуждения интереса к процессу обучения и школьной жизни; постепенное наращивание когнитивных задач с целью становления учебной самостоятельности; предоставление возможности реализовать себя через участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах различного уровня.
Содержание материала структурировано в соответствии с традиционной логикой рассмотрения сложных психолого-педагогических явлений. Предварительная работа: диагностика одарённости, мониторинг; диагностика способностей, мотивации и креативности; разработка всех туров игры, подготовка домашнего задания детям по каждому туру; включение обучающихся в поисковую деятельность по выполнению домашнего задания и т. д.
|
Мероприятия |
Краткое содержание |
1. |
Старт игре «Лидер школы» |
Объявление, реклама, сроки, критерии для отбора участников игры, предварительные промежуточные итоги |
2. |
Интеллектуальная игра «Плодово-ягодная викторина» |
|
3. |
Викторина «Самый, Самая, Самое…»
|
Вопросы из области музыки, живописи, истории, природоведения и др.
|
4. |
Самая русская «Иванодраконовая викторина»
|
Вопросы из области истории, социологии, обществознания, права и др.
|
4. |
Оформление протоколов по каждому туру игры |
В протоколе указываются участники команд, результаты каждого участника, общий вывод |
5. |
Итоговая линейка. |
Подведение итогов трёх туров игры |
Модуль программы рассчитан для младших школьников (1-4 класс). В один учебный год проходят 3 тура интеллектуальные игры (осенью, зимой и весной). О начале игры дети знакомятся за месяц и получают домашнее задание - примерные вопросы, которые будут в игре. Игра служит некой диагностикой одаренности, в которой вопросы не касаются учебной деятельности, но они с разным уровнем углубления знаний. От каждого класса формируется команда. В игре действует правило поднятой руки. За каждый правильный ответ ребенок получает жетон «Лидер школы». В конце тура происходит подсчет жетонов. Жетоны суммируются за один учебный год. В конце учебного года на 3 туре выявляется, интеллектуальный «Лидер» школы, который набрал большее количество жетонов и получит диплом интеллектуального «Лидера школы» и ценный приз.
Ожидаемые результаты первого модуля программы:
-
выявлена группа лидеров по каждому классу;
-
выявлена группа лидеров по начальной школе;
-
выявлен лидер среди обучающихся начальной школы
Второй модуль (5-7-е классы): изучение основ наук, формирование единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам; овладение умением формулировать суждения и умозаключения, проводить аналогии; развитие навыков систематизации, классификации, обобщения и конкретизации; расширение содержания образования через привлечение учащихся к научно-поисковой работе в секциях научного общества обучающихся, создание условий и мотивов для широкого участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня; социальная адаптация через включение в проектную деятельность, в командно-групповую работу (переход к групповой, командной работе)
|
Мероприятия |
Краткое содержание |
1. |
Старт игре «Лидер школы» |
Объявление, реклама, сроки, критерии для отбора участников игры, предварительные промежуточные итоги |
2. |
Социальное взаимодействие Тренинг выявления и развития лидерских качеств
|
Викторина «Мир профессий» (переход к групповой, командной работе) |
3. |
Обучение формам и методам работы с группой |
Интеллектуальные игры: «Виды деловых бумаг», «Эссе», «Резюме» и др. |
4. |
Тренинги на взаимодействие, сплочение. |
Вечер «Поцелуй, сердце, любовь» (духовно нравственное воспитание) |
4. |
Тренинги по социальной толерантности подростков |
Красота! Спорт! Здоровье! (цикл бесед) |
6. |
Оформление протоколов по каждому туру игры |
В протоколе указываются участники команд, результаты каждого участника, общий итог |
|
Итоговая линейка |
|
Ожидаемые результаты второго модуля программы:
-
умеют формировать команду;
-
умеют подчиняться общим правилам работы в группе;
-
умеют объективно оценивать лидерские качества;
-
умеют объективно оценивать самого себя
Третий модуль (8 -11 классы): развитие высокого уровня обобщения и абстрагирования, причинного объяснения явлений, умения аргументировать и доказывать свои суждения, связывать изучаемые явления в систему, выявлять широкие аналогии; определение области будущей профессиональной деятельности; формирование научного стиля мышления как необходимого условия самообразования; активное включение в соревновательную деятельность на основе участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня с целью самоутверждения; интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к дальнейшему продолжению образования в высших учебных заведениях; формирование гражданской позиции на основе активного участия в организации школьной жизни и управленческих процессах
|
Мероприятия |
Краткое содержание |
1. |
Старт к созданию Школьного парламента |
Объявление, реклама, подготовка и выборы в школьный парламент, сроки, критерии для отбора участников, предварительные промежуточные выборы представителей от классов |
2. |
Школьный парламент – орган системы ученического самоуправления
|
Функции, нормативная основа жизнедеятельности сообщества обучающихся и др. |
3. |
Главные правовые источники для законодательства Школьного парламента |
Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании», Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая декларация прав человека |
4. |
Формирование Школьного парламента |
Формирование Школьного парламента осуществляется на основе выборов: коллективы классов выдвигают своего представителя, прошедшего процедуру отбора. Обновление Школьного парламента осуществляется как путём довыборов (каждый год в связи с выбытием 9, 11-классников), так и перевыборов - один раз в два года. Создание постоянных комиссий (комиссии работают на постоянной основе, цели и задачи комиссий). |
4. |
Порядок работы Школьного парламента |
Обязанности и права, регламент работы школьного парламента определяется его участниками
|
5. |
Организация и проведение «добрых дел» |
Акция «Чистое село», уход за Братской могилой, организация и проведение волостных мероприятий («создание подросткового пространства волости», диспут «Легко ли быть молодым») и др. |
|
Работа с документами |
Образцы документов: список избирателей, бланки заявлений, протоколы и др. |
Ожидаемые результаты третьего модуля программы:
-
наличие у подростков чувства социальной ответственности;
-
эффективная деятельность участников по управлению школой;
-
умение подростков организовывать и руководить ученическим сообществом;
-
умение принимать решения и нести ответственность.
Нормативные основания для разработки программы.
-
Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ;
-
Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации»
-
Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 г. №1760-р «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации»
-
Муниципальная целевая программа «Выявление, поддержка и сопровождение талантливых детей Беломорского муниципального района» (2013 – 2015 годы)