Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Школа успеха. Юный спортсмен»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
города Магнитогорска
Дополнительной образовательной
Общеразвивающей программы
Школа успеха. «Юный спортсмен»
Составили:
ФИО учителя
Бородина Наталья Владимировна
Магнитогорск
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база | Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь» составлена на основе следующих нормативных документов: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 3.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 1.09.2016) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897; Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Санитарно-эпидемиологические правила "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПин 2.4.2.2821-10» (ред. 24.11.2015); «Внеурочная деятельность учащихся», Г.А.Колодницкий, В.С.Кузнецов, М.В.Маслов, М.: Просвещение, 2011 |
Направленность программы курса внеурочной деятельности | Данная программа внеурочной деятельности имеет спортивно-оздоровительную направленность, рассчитана на 1 год, всего 34 часа (1 час в неделю). |
Цель программы | Целью курса по внеурочной деятельности является создание условий для физического развития обучающихся, формирование личности ребёнка средствами подвижных и спортивных игр через включение их в коллективную деятельность. |
Задачи программы | Задачи программы: - воспитать устойчивость интересов и положительного эмоционально-ценностного отношения к спортивно-оздоровительной деятельности; - сформировать у занимающихся умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств; - создать условия для проявления чувства коллективизма; - систематизировать знания о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни. развивать: внимание, ловкость, быстроту реакции, умения ориентироваться в пространстве; -воспитать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным играм. |
Общая характеристика курса ВД
Программа включает в себя три раздела: легкая атлетика, подвижные игры и спортивные игры. В рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа курса «Спорт – это жизнь»» ориентирована на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов учащимися 6-7 классов.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс, включающий учебник под редакцией М.Я. Виленского, В.И. Ляха.
Состав УМК:
Стандарт основного общего образования по физической культуре;
Рабочая программа по физической культуре;
Физическая культура. 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. организаций; под редакцией М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2016
Основное содержание курса ВД
Курс внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь» входит в спортивно-оздоровительное.
Срок реализации программы внеурочной деятельности 1 год, 34 часа, 1 раз в неделю. Участники программы: учащиеся 6-7 ых классов.
Тематические разделы программы:
Легкая атлетика является наиболее оптимальным видом спорта для развития и совершенствования сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствует повышению функциональных возможностей организма, развивает выносливость, ловкость, скоростно-силовые и силовые качества.
Подвижные игры средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры дети используют уже имеющиеся двигательные и умственные навыки, закрепляют их и совершенствуют, а также формируют новые качества личности.
Спортивные игры содержат перечень упражнений для овладения техникой и тактикой игры в волейбол и баскетбол. Используемая методика проведения подводящих игр и эстафет, позволяет успешно воздействовать на различные системы организма, развивать ловкость, быстроту реакции, способность приспосабливаться к меняющимся условиям, повышают эмоциональный уровень.
Весь программный материал направлен на решение оздоровительных задач, развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование самостоятельности и умений взаимодействовать с коллективом.
№п/п | Наименование раздела | Количество часов |
Легкая атлетика | 10 | |
Подвижные игры | 10 | |
Спортивные игры | 14 | |
Итого: | 34 часов |
Содержание курса способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся, в соответствии с основной образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №12» г.Магнитогрска
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ВД
Содержание программы внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь» обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся, в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования МОУ «СОШ №12» г.Магнитогрска.
Личностные:
формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
воспитание морально-этических и волевых качеств;
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств её осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умений характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
развитие умения технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные:
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
овладение умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Тематическое планирование
№ п/п | Тема (содержание) | Вид деятельности, необходимые материалы | Количество часов | Дата проведения | |
Легкая атлетика (10 часов) | | ||||
Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале. Игровые эстафеты. | Выполняют эстафеты. Соблюдают ТБ Свисток, конусы, волейбольные мячи, кубики. | 1 | | | |
Упражнения на развитие быстроты, эстафеты | Выполняют упражнения на развитие быстроты. Свисток, конусы волейбольный мяч | 1 | | | |
Бег на короткие дистанции, низкий старт | Выполняют упражнения, соблюдают ТБ Свисток, секундомер | 1 | | | |
Передача эстафетной палочки, особенности эстафетного бега | Выполняют упражнения, соблюдают ТБ Свисток, секундомер, эстафетная палочка | 1 | | | |
Техника отталкивания и разбега, приземление. | Выполняют упражнения, соблюдают ТБ Свисток, измерительная рулетка | 1 | | | |
Прыжки со скакалкой, игры с мячом | Выполняют упражнения, соблюдают ТБ Свисток, секундомер, скакалки, резиновый мяч | 1 | | | |
Прыжок в длину с места, с разбега. | Выполняют упражнения, соблюдают ТБ Свисток, измерительная рулетка | 1 | | | |
История Олимпийских игр. Метание мяча с 4-5 шагов разбега | Выполняют упражнения, соблюдают ТБ Свисток, теннисные мячи | 1 | | | |
Метание мяча в цель и на дальность | Выполняют упражнения, соблюдают ТБ Свисток, теннисные мячи, обручи | 1 | | | |
Круговая тренировка | Выполняют упражнения круговой тренировки самостоятельно соблюдают ТБ Свисток, конусы, гимнастическая палка, гимнастический мат, скакалка, мячи | 1 | | | |
Подвижные игры (10 часов) | | ||||
Техника безопасности на занятиях по подвижным играм. Эстафеты. | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток, конусы, мячи | 1 | | | |
ОРУ. Игра «Запрещенное движение». Игра «К своим флажкам». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток | 1 | | | |
ОРУ. Игра «Вышибалы». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток, мячи | 1 | | | |
ОРУ. Игра «День и ночь», «Светофор». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток | 1 | | | |
Ору. Игра «Третий лишний», «Внимание». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток | 1 | | | |
ОРУ. Эстафеты с мячами. Игра «Не урони». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток, мячи | 1 | | | |
ОРУ. Игра «Поймай мяч», «Невод». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток, мячи, скакалки | 1 | | | |
ОРУ. Игра «Вызов», «Гонка мячей по кругу». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток, мячи | 1 | | | |
ОРУ. Игра ««Ловец с мячом». | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток, мячи | 1 | | | |
ОРУ. Перестрелка | Участвуют в подвижных играх, соблюдают правила игры и ТБ Свисток, мячи | 1 | | | |
Спортивные игры (14 часов) | | ||||
Техника безопасности на волейболе. Основная стойка | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток | 1 | | | |
Правила игры. Основная стойка, эстафеты. Стойка при перемещениях, эстафеты | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Выполняют технику перемещения по площадке без мяча, с мячом Свисток волейбольные мячи | 1 | | | |
Техника приёма мяча в парах, в четвёрках. | Совершенствуют передачи и приемы мячей, взаимодействуют во время выполнения упражнений, соблюдают ТБ Свисток, волейбольные мячи | 1 | | | |
Передача и прием мяча после передвижений. | Выполняют упражнения по освоению приемов игры Свисток, волейбольные мячи | 1 | | | |
Передача мяча сверху двумя руками. | Выполняют упражнения по освоению приемов игры Свисток, волейбольные мячи | 1 | | | |
Правила судейства. Прием мяча снизу двумя руками. | Выполняют упражнения по освоению приемов игры Свисток, волейбольные мячи | 1 | | | |
Техника владения мячом: нижняя прямая подача | Выполняют упражнения по освоению подачи мяча Свисток, волейбольные мячи | 1 | | | |
Техника безопасности на баскетболе. Основная стойка | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток | 1 | | | |
Правила игры. Техника передвижений. Остановка прыжком. | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток | 1 | | | |
Ведение мяча на месте, по прямой, по дугам, зигзагом | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток, баскетбольные мячи | 1 | | | |
Система личной защиты. Штрафной бросок мяча в корзину | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток, баскетбольные мячи | 1 | | | |
Подстраховка. Выбивание мяча. | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток, баскетбольные мячи | 1 | | | |
Бросок мяча в движении после остановки | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток, баскетбольные мячи | 1 | | | |
Разбор результатов игры. Перехват мяча. | Выполняют упражнения по освоению приемов игры, соблюдают ТБ Свисток, баскетбольные мячи | 1 | | |
Планируемые результаты изучения курса ВД
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности «Спорт – это жизнь» учащиеся 6-7 класса:
получат представление:
о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о соблюдении правил игры
будут уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные и спортивные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
соблюдать правила игры
Ожидаемый результат
устойчивость интересов и положительное эмоционально-ценностное отношение к спортивно-оздоровительной деятельности;
умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить спортивную или подвижную игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
проявление чувства коллективизма;
расширение знаний о физической культуре и спорте, истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни.
умение самостоятельно подбирать упражнения для развития внимания, ловкости, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве;
соблюдение культуры игрового общения, ценностного отношения к подвижным и спортивным играм.
Ученик научится:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями
организовывать и проводить подвижные игры, соблюдать правила взаимодействия с игроками;
выполнять упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Учебно-методическая литература:
1.1. Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха: Физическая культура. 5—7 классы/Под редакцией М. Я. Виленского.
М. Я. Виленский, В. Т. Чичикин. Физическая культура. Методические рекомендации. 5—7 классы.
В.И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5—9 классы (серия «Текущий контроль»).
Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»).
Г.А. Калодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»)
1.2. Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению.
1.3. Методические издания по физической культуре для учителей
1.4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте»
2. Технические средства обучения
2.1. Мультимедийный центр
2.2. Компьютер
2.3. Учебные кинофильмы
2.4. Аудиозаписи
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
3.1. Мяч малый (теннисный)
3.2. Палка гимнастическая
3.3. Обруч гимнастический
3.4. Корзина для переноски мячей
3.5. Конусы
Подвижные и спортивные игры
3.6. Мячи волейбольные и баскетбольные
3.7. Стойки волейбольные универсальные
3.8. Сетка волейбольная
3.9. Табло перекидное
3.10. Свисток
3.11. Скакалки
3.12. Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой
3.13. Компрессор для накачивания мячей
3.14. Легкий резиновый мяч
3.15. Кубики
Измерительные приборы
Секундомер
Измерительная рулетка