Школьный Клуб волонтеров финансового просвещения: из опыта работы

0
0
Материал опубликован 25 November

Школьный Клуб волонтеров финансового просвещения: из опыта работы

Учитель истории и обществознания

ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

высшей квалификационной категории 

Милютина Елена Николаевна

    Финансовая грамотность в школе — это ключевая компетенция, необходимая для формирования ответственного отношения к деньгам у молодежи. В современном мире, где финансовые операции становятся все более сложными, важно, чтобы школьники обладали базовыми знаниями о личных финансах, бюджете, кредитах и инвестициях.

   Обучение финансовой грамотности со школьной скамьи способствует развитию критического мышления и помогает учащимся адаптироваться к экономическим реалиям. Программы, включающие практические занятия и симуляции, позволяют ученикам наглядно увидеть последствия своих финансовых решений. Важным аспектом является также формирование навыков управления расходами и сбережениями. Заказ современного российского общества в сфере образования ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь будущим выпускникам школ успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. Знание основ экономической теории, финансов и практики инвестиций рассматривается сегодня как обязательный элемент современного образования.

     В рамках требуемых современным образовательным стандартом компетенций в Лицее Бауманском г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл была разработана программа школьного Клуба волонтеров финансового просвещения. Целью организации клуба является создание условий для формирования базовой компетенции учащихся в области финансовой грамотности. К его задачам можно отнести разработку и использование готовых методических материалов по финансовому просвещению молодежи;   ознакомление учащихся с теоретическими знаниями, языком и системой финансовых операций; развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений; формирование информационной культуры школьников; организация социально-значимой деятельности учащихся в свободное время; профессиональная ориентация учащихся; популяризация идеи финансовой грамотности в обществе.

     Необходимо отметить, что идея эта не является новой и уникальной разработкой: во многих школах России есть подобные клубы, кружки и т.д. Особенностью нашего клуба является то, что обучение волонтёрских групп для распространения образовательной программы «Клуба волонтеров финансового просвещения» происходит по принципу «равный обучает равного», то есть обучающиеся более старшего возраста учат младших.

     Актуальность создания клуба состоит и в том, что обучающиеся не просто передают знания по экономике более младшему поколению, они проводят мероприятия в игровой форме (викторины, квесты, проведение «вертушек» и т.д), тем самым способствуя развитию креативного мышления, формированию коммуникативных навыков и пр.

    Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности; формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях сознательного выбора дальнейшего экономического образования и профессиональной деятельности, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

       Программа клуба как объединения по интересам осуществляет межпредметную связь с такими предметами базового курса как: история, география, математика, обществоведение, право и информационные технологии.

     За пару лет работы клуба обучающиеся провели несколько мероприятий в рамках Всероссийских недель финансовой грамотности, которые охватили ка основную и старшую школу, так и начальную школу: устраивали игровые перемены-квесты, проводили игры, викторины и финансовые марафоны на уроках обществознания в общеобразовательной школе и на уроках окружающего мира в начальной школе, организовали онлайн-игру «Финансовый детектив» и т.д. Члены клуба выступали на классных часах, показывая обучающие видеоролики, проводили тестирование по финансовой грамотности.

     Интересной методической находкой нашей работы по повышению уровня финансовой грамотности обучающихся стало составление буклетов (рисованных или электронных, по желанию ребенка) на различные темы по финансовой грамотности («Карманные деньги: «за» и «против», «Как не попасться на уловки мошенника», «Финансовые услуги для детей и подростков» и пр.). Оказалось, что такая несложная на первый взгляд работа требует умения работать с текстом, находя главное и отбрасывая ненужное, анализа и синтеза информации, креативного подхода к расположению текста и иллюстраций и т.д. Ребята узнали, что существует психология рекламы, для которой нужно знать правила восприятия текстовой и визуализированной информации.

     Одним из предварительных результатов работы клуба стало создание системы доступных информационных ресурсов (мультимедийные презентации, электронные игры, буклеты, справочник младшего школьника и др.) в области финансовой грамотности, которая и сейчас дополняется.

   «Побочным» результатом нашей работы явилось участие в разных мероприятиях российского уровня – в олимпиадах по финансовой грамотности (победители и призеры перечневых олимпиад РАНХиГС, «Изумруд»), во всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.Ру «Финансовая грамотность и предпринимательство» для 1-9 классов, во всероссийской олимпиаде школьников «На страже экономики». Кроме этого, под руководством старшеклассников клуба учащиеся лицея проходили ФинЗож-фесты, всероссийские онлайн-зачеты по финансовой грамотности и т.д. С проектами по финансовой грамотности обучающиеся участвовали в региональной конференции «Мой первый шаг в науку», где заняли призовые места.

     Таким образом, работа нашего клуба волонтеров финансового просвещения играет важную образовательную роль, в то же время развивая и воспитывая подрастающее поколение. Следуя принципу «равный обучает равного», клуб повышает эффективность усвоения учебного материала в несколько раз. В то же время школьники приобретают регулятивные и коммуникативные навыки работы и учебы, развивают критическое мышление, учатся работать в команде, управлять другими людьми. Тем самым обучающие развивают soft skills – универсальные навыки, отражающие личные качества человека, которые пригодятся им не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.