12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
3

«Школьный музей как эффективная среда для развития интересов школьника к математике»



Муниципальное учреждение

«Рыбницкое управление народного образования»















ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

«Школьный музей как эффективная среда для развития интересов школьника к математике»

в рамках муниципального семинара-практикума учителей математики Рыбницкого района и г. Рыбницы на базе МОУ «Воронковская РСОШ»











Подготовил:

учитель математики второй

квалификационной категории

МОУ «Советская РСОШ-д/с»

Бабисанда В.Г.




16.11.2022


Современное образование ставит перед школой ряд задач: формирование у учащихся познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации, освоение системы знаний, необходимых для социальной адаптации, овладение умениями коммуникативной, практической деятельности, воспитание гражданской ответственности. И здесь, на мой взгляд, одним из важных средств решения этих задач является работа школьного музея.

Я представляю комплексный историко-краеведческий музей МОУ «Советская РСОШ-д/с». В 2022 году музею исполнилось 10 лет (основан 10 января 2012г.) В нем собрано около 250 экспонатов. Не использовать такой потенциал просто нельзя.

Так как я являюсь учителем математики, то предлагаю вместе со мной доказать теорему:

Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам,

то музей является эффективной средой для развития интересов школьника к математике.

Материалы нашего музея представлены на:

Стендах:

- «Школьные годы чудесные», «Летопись школы» (два стенда, на которых расположены материалы о директорах школы, информационная справка о школе, фотографии выпускников и медалистов школы, архивные справки о создании школы).

- «Малая моя Родина» (один стенд, на котором расположены материалы об истории села Советское Рыбницкого района, связанные с именем князя Павла Петровича Трубецкого (1834-1917).

- «Успехи нашего края» (один стенд, на котором расположены почетные грамоты совхоза «Оплот социализма» за большие заслуги и вклад в развитие сельского хозяйства 1979г.).

- «Легенды нашего края» (один стенд, на котором расположены мэрцишоры, изготовленные руками учащихся и педагогов школы).

- «Фантазии полет и наших рук творенье…», (один стенд, на котором расположены вышитые салфетки учащихся).

-«На дорогах войны» (один стенд, на котором расположены фотографии участников и ветеранов – односельчан Великой Отечественной войны).

- «Герои Отчизны» «Спасибо за мир» (два стенда, на которых расположен материал, посвященный биографии защитника ПМР – выпускника школы Виктора Федорова», статьи из газет).

Витринах:

- «Ими гордится школа» (расположены фотографии бывших учащихся школы, личные вещи бывших учащихся и учителей школы, в том числе книги, чернильница, перо, пионерский галстук, значки октябрят, грамоты и

похвальные листы о достижениях учащихся и коллектива школы с 1987г., почетная грамота за лучшую подготовку школы к началу 1970-71 у.г., кубки за спортивные достижения, почетная книга гостей с 2003г.);

- «Великая Отечественная война» (патроны, граната периода ВОВ, лопата окопная периода ВОВ, предметы одежды, панно «Живой не забывай-75 лет Победе»)

- «Герои Отчизны» (расположены книга памяти защитников ПМР, книги «Приднестровская война, история в иллюстрациях…»), «Они защищали Родину, Воспоминания о рыбницких защитниках Приднестровья», «Я помню о Войне…», - макет памятного знака В.Федорову).

- «Успехи нашего края» (расположены свидетельства работников совхоза «Оплот Социализма, участников Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1957-1959г.г., свидетельства победителей социалистического труда 1979г., план землепользования совхоза «Оплот Социализма »1990г., альбом «История совхоза «Оплот Социализма»» с фотографиями и документами с 1930г.

- «Национальная старина» (предметы быта: иконы, ткацкий станок, веретено, утюги, кувшины глиняные, керосинки, сито, сбивалка для масла, часы настольные «СЛАВА», 1970г., дорожка выполненная шерстяными нитками, салфетки вышитые, простынь вышитая, полотенца – рушники, сорочка-гейша, 1969г., юбка волнистая из черного материала, блуза белая вышитая, ткань вышитая нитками, пластинки, журналы, книги.

- «Нумизматика» (Облигации 1051г.,1953г., билеты национального банка Беларусь 2000г., купоны «Карбованцы национального банка Украины 1991г.», билеты государственного банка СССР 1961г., купоны приднестровского банка 1993г.).

Для доказательства теоремы расскажу о некоторых формах работы музея и использовании материалов музея в учебной работе, в частности по математике.

Казалось, что математика и краеведение – науки далекие. Однако использование экспонатов школьного музея на уроках математики и во внеклассной работе оказалась весьма благодатной. Выделю следующие направления работы:

Тематические уроки

Индивидуальные проекты, коллективные проекты

Встречи с интересными людьми

Мастер-классы

Были проведены уроки «Натуральное число. Натуральный ряд чисел» в 5 классе, «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе.

По материалам музея подготовлены индивидуальные проекты с детьми:

1.«Моделирование задач с краеведческим содержанием»

2.«Таблицы, графики, диаграммы, числовые характеристики ряда архивных данных».

Коллективные проекты:

1.«Старинные русские денежные единицы» (с использованием нумизматической коллекции музея).

2. «Старинные меры измерения величин массы» (безмен, пресс для масла).

В рамках Недели математики проведены мастер-классы:

1.«Русские счеты»

2. «Построения с помощью лекала».

Иногда кажется, что возможности использования краеведческого материала на математике исчерпаны. Потом появляются новые идеи, требующие исследования творческого подхода. Идеи будущих проектов:

1.Геометрия национального костюма.

2.Симметрия и параллельный перенос на примере орнаментов.

3.Урок - ярмарка (традиции, денежные единицы, меры длины, массы)

4.Геометрическая экскурсия по селу Советское.

Учащиеся в процессе подготовки к таким работам узнают много нового. Написание таких работ способствует развитию умения работать с информацией, развитию операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза,

обобщения, классификации воспитанию позитивного эмоционально-ценностного отношения к истории быта человечества в разные периоды времени. Поднимают интерес к изучению математики.

Посещение школьного музея вызывает у учащихся бурю эмоций и становится отличным поводом для написания творческих работ на основе собственных впечатлений.

Такие необычные нестандартные музейные уроки повышают интерес детей к математике как учебному предмету, способствуют развитию у них экспериментальных навыков и творческих способностей.

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, продолжает свою работу. Музейная комната пополняется новыми экспонатами, давая новые идеи юным исследователям.

Таким образом, школьный музей сегодня рассматривается как одно из важнейших средств для развития интересов школьника к математике Документальные материалы, фотографии, предметы быта и культуры, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие.

Возвращаясь к теореме, посмотрим, все ли пункты условия выполнены, можно ли сделать заключение, что музей является эффективной средой для развития интересов школьника к математике?

школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра?

в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности?

если предметом исследования школьников являются объекты местного значения?

исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам?

Что и требовалось доказать.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.