Доклад на тему «Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?»
Устимович Галина Иннокентьевна -учитель биологии, географии и домашнего обучения высшей категории
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» муниципального образования «Ленский район» Республика Саха (Якутия)
Сокращенное наименование: МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
г.Ленск РС (Якутия)
Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе
Доклад (тезисная часть)
Экология, экологическая обстановка, экологическая катастрофа… Эти слова, без сомнения, известны всем и вряд ли вызывают положительные эмоции. С экранов телевизоров, на страницах газет: измененная среда пагубно влияет на здоровье человека. Поэтому перед каждым человеком стоит защита Земли от экологической катастрофы. Но для ее защиты сделанно еще мало. За долгие годы мы привыкли только покорять природу и перевоспитать таких людей сложно. Поэтому мы должны обратить внимание на подрастающее поколение, сформулировать у него новое, экологическое сознание, и тогда оно будет строить свои отношения с природой с иных позиций – позиций биоцентризма, когда человек себя считает хотя и особой разумной, но все же – частью природы.
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения.
Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры.
В специальной (коррекционной) школе одним из главных предметов в этом вопросе является биология и география. Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе – это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.
В факультативных занятиях по экологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида нужно систематизировать и расширять знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии, географии и др.; сообщать элементарные сведения о современных проблемах экологии, доступные детям с ограниченными возможностями; формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство, единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу; развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями; воспитывать бережное отношение к природе.
Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе
Доклад
Эффективность экологического воспитания возрастает при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, такие как: уроки экологии в курсе биологии и географии, внеклассная работа по экологии и если есть факультативные занятия, то факультативы по экологии.
На уроках биологии и географии уделяется большое внимание на формирование нравственных знаний и убеждений в необходимости охраны почв, воздуха, воды, «растительного и животного мира», рационального использования недр земли.
Главная воспитательная задача всех уроков: формирование экологической культуры у детей: что могут сделать они для охраны своей местности.
Уроки проводятся в классе, на природе (осенняя, весенняя экскурсия в лес) используя разнообразные методы, приемы и средства обучения.
Например, возьмем фрагмент урока по природоведению по теме: «Воздух и его состав». Чтобы эмоционально настроить учащегося, урок начинаю с чтения стихотворения:
Неужто завтра замрут моря?
Умолкнут птицы, застынут сосны?
Уже не сможет взойти заря
И спросит небо: Неужто поздно?
Так поклянемся, что мы спасем
И это небо в надежных звездных,
Спасем планету – наш добрый дом
Пока не поздно, пока не поздно!
Слово учителя: Людям всех стран нужна цветущая земля, чистый воздух … (постепенно переходим к новой теме). Воздух зависит от природных факторов, хозяйственной деятельности человека, от бесхозяйственной деятельности сокращающей площадь лесов. Сокращение площади леса приводит к снижению выделения кислорода, и нарушается процесс фотосинтеза зеленых растений и т.д.
При изучении темы «Хищные птицы» на уроке биологии 8 кл. в виде экологического компонента можно говорить об охране птиц.
Птицы – первые помощники в истреблении вредных насекомых и их личинок. Если мы будем беречь птиц, то у нас будет огромная армия неутомимых работников, которые не допустят поражения лесов и садов вредными насекомыми. Рассказываю о том, как сохранить крылатых помощников.
Экологические игры дают возможность ребенку почувствовать себя частицей природы, которая, как и все живое дышит, видит, слышит, чувствует. При проведении игр на уроках географии использую пособие «Я иду на урок географии», «Экологические игры». Цель: Развитие творческого воображения, слуховой, зрительной памяти. По теме «Круговорот воды» можно дать задание «Удивительное путешествие совершает вода в природе. Но иногда на ее пути встречаются враги, которые хотят ее испортить, загрязнить, даже отравить. Это – экологически вредные вещества. Как спасти воду?». Учащиеся предлагают свои варианты спасения воды. Формировать знания у учащихся – что делается на заводах и фабриках, чтобы они не загрязняли воду. Игры помогают обогатить чувственное общение с природой, понять красоту и удивительное многообразие окружающего мира.
Через игру развивается чувство понимания другой формы жизни, уважения и сострадания к ней, прививаются навыки культурного общения с природой и желание сохранить ее красоту.
Чтение отрывков их художественных произведений связанных с охраной окружающей среды.
В 9 классе при изучении темы «Дыхание. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания». Необходимость чистого воздуха. Формирование знаний об отрицательном влиянии никотина на органы дыхания и необходимости и чистого воздуха для дыхания. Воспитывать культуру здорового образа жизни; бережного отношения к своему здоровью, уважение к людям трудящимся.
В факультативных занятиях по экологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида нужно систематизировать и расширять знания учащихся о природе, о взаимодействии общества и природы, полученные на уроках биологии, географии и др.; сообщать элементарные сведения о современных проблемах экологии, доступные детям с ограниченными возможностями; формировать экологическую культуру учащихся, воспитывать любовь к природе, чувство, единства с ней, внушать чувство ответственности за ее судьбу; развивать мышление и речь на основе правильного восприятия предметов и явлений окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи; способствовать коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями; воспитывать бережное отношение к природе.
Внеклассная работа по экологии – это повысить интерес к предмету.
Через игровую деятельность, драматизацию, пение, чтение стихов – учить преодолевать проблемы в общении, поведении.
Развивать и расширять психофизические возможности детей, включение в разнообразную творческую деятельность.
Осуществлять нравственное воспитание учащихся (воспитание чувств гуманизма, патриотизма, чувства любви к Родине, бережное отношение к природе).
Осуществлять экологическое воспитание; показать, что в природе нет ни одного явления, которое бы не было связано с другим и изменение какого-нибудь одного фактора или явления ведет к нарушению равновесия в природе.
Осуществлению эстетическому воспитанию способствуют знакомства с различными видами животных и растений, показ в/ф, слайдов о природе, а так же развитию чувства прекрасного.
Способствуют развития внимания, памяти, речи и воображению детей, способствовать развитию интеллектуальных способностей, коррекции показательной деятельности детей с ограниченными возможностями.
Формы внеклассной работы разнообразны: экологические беседы, конкурсы, викторины, праздники, экскурсии в природу.
Таким образом, система работы по экологическому воспитанию срабатывает, способствует решению основной задачи коррекционной школы: компенсации недостатков умственного и физического развития детей с целью обеспечения максимального возможного уровня социальной адаптации.
Очевидно, что экологическое обучение воспитание ребенка должны проходить через всю систему учебно-воспитательной работы в школе, как на уроках, так и во внеурочное время.
Список литературы:
1. Народное образование Якутии 4/2003г.;
2. Экология. Методическое пособие 5-6 классы А.Т. Зверев, В.Н. Кузнецов – М; ОНИКС, 2005 г.
3. Журнал «Воспитание школьников» 5/2005 г.
4. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. Сборник 1 – М:ВЛАДОС с.49-64
5. Г.Б. Барышникова «Наша зеленая планета» Ярославль Академия развития 2007 г.