12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ромашка199
Россия, Владимирская обл., Меленки

Технологическая карта к уроку в 5 классе.

ФИО

Романова Т. С.

Предмет

Биология

Класс

5 класс

Название и автор учебника

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» / В. В. Пасечник

Тема

«Шляпочные грибы»

Программно-технические средства на уроке

Компьютер, проектор, экран, презентация по теме, раздаточные материалы, плакаты «Симбиоз грибов и деревьев», «Строение грибов».

Цель

Познакомить учащихся со шляпочными грибами, изучив основные понятия и термины темы, применение шляпочных грибов в практической деятельности.

Основные термины, понятия

Шляпочные грибы, грибница или мицелий, гифы, плодовое тело, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, споры,

симбиоз гриба и дерева (микориза или «грибокорень»), съедобные и ядовитые грибы.

Задачи:

Обучающие:

Обеспечить усвоение основных понятий темы;

познакомить учащихся с практическим применением знаний по рассматриваемой теме;

способствовать формированию  ключевых биологических компетентностей;

способствовать пониманию важности знания основных понятий темы для объяснения биологических закономерностей.

  Развивающие:

Развивать  личностно-смысловое  отношение  к грибам, как к живым организмам;

развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности  в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий;                                                                                                                                        

вырабатывать навыки самооценки.

  Воспитательные:

Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности  и самоконтроля;

создать условия для понимания важности изучения съедобных и ядовитых грибов, способствовать пониманию важности грибов в повседневной жизни.

Создать условия для формирования ценностного отношения к грибам.

Тип урока: урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная

Технология: развитие критического мышления, ИКТ-технология.

Планируемые результаты учебного занятия

Предметные:

Знать:

Основные понятия урока: Шляпочные грибы, грибница или мицелий, гифы, плодовое тело, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, споры, симбиоз гриба и дерева (микориза или «грибокорень»), съедобные и ядовитые грибы.

практическое применение знаний по теме «Шляпочные грибы»;

роль знаний по теме в жизнедеятельности человека;

Уметь:

Объяснять биологические закономерности, используя основные понятия темы;

Выполнять различные задания, используя основные термины.

Личностные:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу группы;

формировать ценностное отношение к природе.

Метапредметные:

- регулятивные:

Самостоятельно  определять тему и задачи урока;

участвовать в коллективном обсуждении задания;

оценивать свою деятельность на уроке с помощью разработанных критериев;

умение осуществлять действие по плану и оценивать результат.

- коммуникативные:

Уметь самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе и индивидуально;

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:

Работать  с учебником;

выполнять предложенные задания;

работать с информационными текстами;

сравнивать, анализировать и делать выводы;

уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Продолжить формирование умения работать  с текстом.

2. Продолжить формирование умения находить  отличия, составлять рассказы-предположения по ключевым словам,  анализировать,  сравнивать, делать обобщения и выводы. 

3. Продолжить формирование  навыков поиска и отбора необходимой информации.            

Коммуникативные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и индивидуально.

2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять тему и задачи урока.

2. Продолжить формирование умения участвовать в работе группы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

3. Продолжить формирование умения оценивать свою деятельность с помощью разработанных критериев.

4. Продолжить формирование умения работать по плану, оценивая результат самостоятельно.

Личностные УУД

1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

5.Создавать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Структура и ход урока:

Таблица 1

Этапы урока (время)

Прием урока, название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1

Организа-ционный момент

Презентация

Метод стимулирова-ния интереса и мотивации учебной деятельности

Рассказ-предположение по “ключевым” словам”

Видеосюжет мультфильма «В стране невыученных уроков»

1.Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность учащихся к уроку.

Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас я получила важное сообщение о том, что ученик нашего класса из-за того, что часто не выполнял домашнее задание попал в страну невыученных уроков и пока у него никак не получается вернуться домой. Ребята, надо ему помочь. Поможем?

-Да.

Учитель: Хорошо. А чтобы попасть в эту страну, нам нужно составить небольшой интересный фантастичный рассказ про Грибы, используя слова:

Ключевые слова: шляпочные грибы, плодовое тело, шляпка, ножка (1-2 предложения)

Дети с учителем переносятся в «Страну невыученных уроков».

1.Учащиеся встают из-за парт и приветствуют учителя и настраиваются на работу на уроке

Коммуникативные (сотрудничество с учителем)


 


 


 

Регулятивные (учащиеся настраиваются на работу на уроке)

2

Актуализа-ция знаний (Стадия вызова)

Презентация


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Учитель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите?

Уч-ся: Большое количество разных грибов.

Уч-ль: Да. Вы правы. Так как вы думаете, по какой теме Витя Перестукин сделал больше всего ошибок?

Уч-ся: По грибам

Уч-ль: Да. А какие части тела вы можете выделить у окружающих вас грибов?

Уч-ся: Шляпку и ножку

Уч-ль: Значит, если у грибов есть шляпка, то они какие?

Уч-ся: Шляпочные.

Уч-ль: Верно. Как вы сформулируете тему урока?

Уч-ся: Шляпочные грибы

Тема урока: «Шляпочные грибы» (записывают в тетрадь)

Уч-ль: Верно. А как вы думаете, что мы сегодня будем изучать у шляпочных грибов?

Уч-ся: их строение, процессы жизнедеятельности, особенности, применение.

Уч-ль: Верно. Исходя из этого, какие мы поставим для себя сегодня задачи?

Уч-ся: 1)Изучить строение шляпочных грибов;

2)Изучить особенности процессов жизнедеятельности шляпочных грибов;

3)Рассмотреть практическое применение шляпочных грибов.

Уч-ль: Молодцы. А теперь давайте исправим наш рассказ или предложение по ключевым словам.

Правильный вариант звучит так: Шляпочные грибы имеют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки.

1.Учащиеся внимательно слушают учителя


 

2.Учащиеся смотрят формулируют тему урока «Шляпочные грибы».


 


 


 


 


 

3.Учащиеся формулируют задачи урока. Учитель дополняет ответы учащихся.

4.Учащиеся проверяют правильность рассказа-предположения по ключевым словам.

Коммуникативные (участие в поисковой беседе с учителем)

Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог)

Регулятивные (умение определять тему и задачи урока)


 

Познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания)

3

Усвоение новых знаний (Стадия осмысления)

Поисковая беседа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Прием «Мудрые совы»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Поисковая беседа


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Фронтальная работа


 


 

Объяснение


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Поисковая беседа


 


 


 

Просмотр видеосюжета


 


 


 


 

Объяснение


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

«Дерево решений»


 

Уч-ль: А теперь, ребята, нам нужно помочь Вите исправить ошибки по теме «Шляпочные грибы». Он написал сочинение по грибам, сделав ошибки в трех предложениях. Да, ребята, даже в трех предложениях.

Я знаю, вы справитесь с этим заданием, но чтобы еще лучше с ним справиться, я раздам вам небольшую информацию, изучите ее самостоятельно.

Текст для учащихся (для самостоятельного изучения):

Грибы – особые организмы в природе. Есть среди них одноклеточные (мукор, дрожжи) и многоклеточные (шляпочные грибы и др.). В клетках грибов есть вакуоли, ядро, также как у растений, но нет пластид и целлюлозы. Главной частью любого гриба является грибница, или мицелий. Она у шляпочных грибов находится в почве, состоит из гиф, и на ней развиваются плодовые тела. Плодовые тела шляпочных грибов состоят из шляпки и ножки.

Задание: Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

Текст

1.Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.

2.Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3.Грибница грибов состоит из ветвящихся нитей – гиф.

4.Как и растения, грибы имеют прочные клеточные оболочки, содержащие целлюлозу.

5.В клетках грибов есть пластиды, поэтому грибы считаются автотрофами.

Учитель и учащиеся проверяют правильность выполненного задания.

Уч-ль: Раньше считали, что грибы – это растения. Как вы думаете, почему сейчас мы понимаем, что это не так?

Уч-ль: Хорошо, сейчас продолжим. Ребята, вы слышите? Кажется, к нам кто-то бежит…

(Вбегает Витя Перестукин)

Здравствуйте, помогите пожалуйста.

Уч-ль: Что же с тобой случилось?

Витя: За мной гонятся грибы и хотят съесть меня.

Уч-ль: Почему? Такого быть не может.

Витя: Нет, гонятся. Я сказал на уроке, не подумав, что все грибы - это хищники. И сейчас огромный белый гриб грозится скушать меня.

Уч-ль: Ребята, как нам быть в этой ситуации. Кто-то из вас может рассказать про способы питания грибов? А то скоро неправильные белые грибы из-за ошибки Вити могут оказаться здесь…

Сообщение ученика.

Все грибы по способу питания гетеротрофы. Это организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. В группе гетеротрофов выделяют еще сапрофитов, паразитов, симбионтов.

Сапрофиты (или сапротрофы) - это организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами. К ним относятся шляпочные грибы, то есть те, которые мы сегодня рассматриваем; плесневые грибы и дрожжи. Паразиты – это организмы, питающиеся питательными веществами организма-хозяина. К ним относятся трутовики. А симбионтами тоже чаще являются шляпочные грибы. А еще в клетках грибов нет пластид и хлорофилла, значит они не могут быть автотрофами. Грибы – гетеротрофы: сапрофиты, паразиты или симбионты.

Уч-ль: Правильно. Думаю, теперь белые грибы не побегут за Витей и за нами. Ребята, я хочу обратить ваше внимание на процессы жизнедеятельности грибов. Какие процессы жизнедеятельности свойственны грибам, как живым организмам?

Уч-ся: Дыхание, питание, выделение, размножение.

Уч-ль: Верно. Дышат они кислородом, как все живые организмы. Питаются путем всасывания питательных веществ. А как вы думаете, какие клетки будут участвовать в размножении грибов? (подсказка: бактерии с помощью них переживают неблагоприятные условия среды).

Уч-ся: Споры.

Уч-ль: Молодцы. правильно.

Жизнь представителей царства Грибы короткая.. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются черные споры – это будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастет новая грибница, а на ней будут образовываться мелкие бугорки – плодовые тела будущих грибов. Споры могут находиться в трубочках или на пластинках шляпки. Исходя из этого, выделяют две группы грибов: трубчатые и пластинчатые.

Трубчатые грибы – это грибы, у которых нижняя сторона шляпки, напоминающая губку, состоит из мелких, как правило, круглых трубочек. К ним относятся белый гриб, подберезовик, подосиновик и др.

Пластинчатые грибы – это грибы, у которых споры образуются на пластинках с нижней стороны шляпки.

Это сыроежки, лисички, грузди и др.

Уч-ль: Витя, мы часто наблюдаем, находясь в лесу, что грибы растут рядом с деревьями. Как ты думаешь почему?

Витя переминается с ноги на ногу.

Витя: Ну просто так, наверное. А что? Захотелось им, и всё.

Сообщение ученика (выходит ученик с плакатом)

Микориза, или «грибокорень»

Грибы растут рядом с деревьями неслучайно. Каждый из них от такого расположения получает пользу. Это связано с тем, что гифы грибницы грибов оплетают корни деревьев и проникают глубоко в почву. Из почвы грибы с помощью гиф поглощают воду с минеральными веществами и делятся ими с деревьями. А деревья образуют органические вещества и делятся ими с грибами. Всё очень просто. Такое взаимовыгодное сожительство двух организмов называется симбиозом. А симбиоз гриба и дерева – это микориза.

Уч-ль: Спасибо, очень интересное сообщение.

Как же так, Витя, ну нельзя же во всем ошибаться. Ребята, мы должны с вами многое знать, но одно должны знать непременно: какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Вы знаете съедобные грибы?

Уч-ся: Белый, лисичка, масленок и т. д.

Уч-ль: Верно. А ядовитые? Хорошо. Посмотрите вместе с Витей один сюжет и ответьте на один вопрос?

1.Какую ошибку сделала Маша?

Уч-ся и Витя: Не есть ядовитые грибы. А если сомневаешься в том, что гриб съедобный лучше его не брать.

Основные правила сбора грибов

1.Собирай только те грибы, которые знаешь.

2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох.

3.Не надо брать старые грибы, в них может быть опасный для человека яд.

4.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог, в этих грибах накапливаются вредные вещества.

5.Если у гриба ножка пустая, то этот гриб лучше срезать, так как при выкручивании, можно поломать ножку, что в дальнейшем приведет к нагноению грибницы. А вот грибы с полной ножкой лучше выкручивать.

Первая помощь при отравлении грибами

1.Необходимо немедленно вызвать врача.

2.До прихода врача больному сделать промывание желудка.

3.Пострадавшему нужно дать активированный уголь, уложить в постель и поить водой или крепким чаем.

4.Для уточнения диагноза нужно сохранить все несъеденные грибы.

Уч-ль: А теперь, давайте немного поиграем.

Физкультминутка

Если на слайде появляется съедобный гриб, вы поднимаете желтую карточку (это говорит о том, что опасности в употреблении таких грибов нет), если появляется ядовитый гриб – красную (это говорит, что гриб опасен и использовать его в пищу нельзя).

Уч-ль: Витя и ребята, теперь вы понимаете, почему нужно изучать грибы и учить эту тему?

Уч-ся: да.

Витя: Спасибо, я обязательно выучу эту тему.

Уч-ль: А теперь я предлагаю вам разделиться на группы и составить свое дерево решений, ответив на вопрос: Какие признаки характеризуют шляпочные грибы? (учащиеся делятся на группы и пишут на листах признаки шляпочных грибов, а затем группы меняются местами и участники групп дописывают другим группам ненаписанные ими признаки)

1.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.Учащиеся находят ошибки в тексте


 


 


 


 


 


 


 

3.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4.Учащиеся слушают сообщение ученика.


 


 


 


 


 

5.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

6.Учащиеся слушают сообщение


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

7.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.


 

8.Учащиеся выполняют задание по определению съедобных и ядовитых грибов.


 


 


 


 


 

Коммуникативные (умение слушать других людей и высказывать своё мнение)

Познавательные (умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания)

Познавательные (умение добывать новые знания


 


 

Коммуникативные (умение слушать учителя и участвовать в поисковой беседе)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные (умение слушать учителя и высказывать свое мнение)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные (умение доходчиво и понятно высказывать свою мысль)


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные (формирование умения самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе)


 

Коммуникативные (участие в поисковой беседе с учителем


 


 


 

Коммуникативные (умение сотрудничать с учителем)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Личностные (личностная позиция по данному вопросу)


 


 


 


 


 

Личностные (бережное отношение к природе как личностная позиция)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Коммуникативные (умение работать в группе)


 

Познавательные (умение анализировать и делать выводы)

4

Обобщение и системати-зация знаний


 

Презентация


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Уч-ль: Ребята, нам всем пора возвращаться из «Страны невыученных уроков» в нашу школу, но чтобы вернуться, нам нужно написать с вами небольшой тест из 5-ти вопросов.

Тест

1.Плодовое тело гриба-подберезовика состоит из:

1)корней 2)побегов 3)почек 4)шляпки и ножки

2.По способу питания грибы являются:

1)автотрофами 2)гетеротрофами 3)они не питаются

3.Симбиоз гриба с корнем дерева называется

1)мицелий 2)плодовое тело 3)микориза 4)грибница

4.К пластинчатым грибам относится:

1)лисичка 2)подосиновик 3)масленок 4)белый гриб

5.Что из перечисленного есть в клетке грибов?

1)пластиды 2)хлорофилл 3)целлюлоза 4)хитин

Уч-ль: А теперь нам нужно возвращаться. Но ребята, мы же хотим с вами оставить сообщение тем учащимся, которые могут попасть в «Страну невыученных уроков»?! Поэтому давайте, оставим им послание. В своих посланиях ответьте на такие вопросы:

1.Тебе понравилось сегодня в «Стране невыученных уроков»?

2.Что тебе понравилось или не понравилось?

3.Что нужно делать, чтобы все-таки не попадать в эту страну?


 


 


 


 


 

1.Учащиесявыполняют тест.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Познавательные (выполнение заданий)

Регулятивные (проверка прочности усвоения новых знаний)

Коммуникативные (умение слушать мнения других учащихся и высказывать свое)


 


 


 


 


 


 

Регулятивные (умение осознанно оценивать усвоение нового материала и определять возникающие трудности)

5

Подведе-ние итогов урока

Презентация

1.Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке.

1.Учащиеся слушают учителя и участвуют в оценивании

Регулятивные (умение оценивать себя, свою работу)

6

Домашнее задание

Презентация

1.Учитель сообщает о домашнем задании:

-параграф 14,выполнить игру на сайте.

1.Учащиеся записывают домашнее задание.

Коммуникативные (умение слушать учителя)


 


 

Приложение к плану-конспекту урока «Шляпочные грибы»

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Фрагменты мультфильма «В стране невыученных уроков»

Интернет

Видеосюжет

___

2

Презентация по теме «Шляпочные грибы»

Интернет

Презентация

___

3

Видеосюжет «Неизвестные ягоды и грибы. Аркадий Паровозов»

Интернет

Видеосюжет

___

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.