Технологическая карта к уроку в 5 классе «Шляпочные грибы»
Технологическая карта к уроку в 5 классе.
ФИО |
Романова Т. С. |
Предмет |
Биология |
Класс |
5 класс |
Название и автор учебника |
«Биология. Бактерии. Грибы. Растения» / В. В. Пасечник |
Тема |
«Шляпочные грибы» |
Программно-технические средства на уроке |
Компьютер, проектор, экран, презентация по теме, раздаточные материалы, плакаты «Симбиоз грибов и деревьев», «Строение грибов». |
Цель |
Познакомить учащихся со шляпочными грибами, изучив основные понятия и термины темы, применение шляпочных грибов в практической деятельности. |
Основные термины, понятия |
Шляпочные грибы, грибница или мицелий, гифы, плодовое тело, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, споры, симбиоз гриба и дерева (микориза или «грибокорень»), съедобные и ядовитые грибы. |
Задачи:
Обучающие:
Обеспечить усвоение основных понятий темы;
познакомить учащихся с практическим применением знаний по рассматриваемой теме;
способствовать формированию ключевых биологических компетентностей;
способствовать пониманию важности знания основных понятий темы для объяснения биологических закономерностей.
Развивающие:
Развивать личностно-смысловое отношение к грибам, как к живым организмам;
развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий;
вырабатывать навыки самооценки.
Воспитательные:
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности и самоконтроля;
создать условия для понимания важности изучения съедобных и ядовитых грибов, способствовать пониманию важности грибов в повседневной жизни.
Создать условия для формирования ценностного отношения к грибам.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная
Технология: развитие критического мышления, ИКТ-технология.
Планируемые результаты учебного занятия
Предметные:
Знать:
Основные понятия урока: Шляпочные грибы, грибница или мицелий, гифы, плодовое тело, трубчатые грибы, пластинчатые грибы, споры, симбиоз гриба и дерева (микориза или «грибокорень»), съедобные и ядовитые грибы.
практическое применение знаний по теме «Шляпочные грибы»;
роль знаний по теме в жизнедеятельности человека;
Уметь:
Объяснять биологические закономерности, используя основные понятия темы;
Выполнять различные задания, используя основные термины.
Личностные:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу группы;
формировать ценностное отношение к природе.
Метапредметные:
- регулятивные:
Самостоятельно определять тему и задачи урока;
участвовать в коллективном обсуждении задания;
оценивать свою деятельность на уроке с помощью разработанных критериев;
умение осуществлять действие по плану и оценивать результат.
- коммуникативные:
Уметь самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе и индивидуально;
слушать товарища и обосновывать свое мнение;
выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
Работать с учебником;
выполнять предложенные задания;
работать с информационными текстами;
сравнивать, анализировать и делать выводы;
уметь делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с текстом.
2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять рассказы-предположения по ключевым словам, анализировать, сравнивать, делать обобщения и выводы.
3. Продолжить формирование навыков поиска и отбора необходимой информации.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и индивидуально.
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно определять тему и задачи урока.
2. Продолжить формирование умения участвовать в работе группы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование умения оценивать свою деятельность с помощью разработанных критериев.
4. Продолжить формирование умения работать по плану, оценивая результат самостоятельно.
Личностные УУД
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4. Оценивать собственный вклад в работу группы.
5.Создавать условия для формирования ценностного отношения к природе.
Структура и ход урока:
Таблица 1
№ |
Этапы урока (время) |
Прием урока, название используемых ЭОР |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты (УУД) |
1 |
Организа-ционный момент |
Презентация Метод стимулирова-ния интереса и мотивации учебной деятельности “ Рассказ-предположение по “ключевым” словам” Видеосюжет мультфильма «В стране невыученных уроков» |
1.Учитель приветствует учащихся и проверяет готовность учащихся к уроку. Здравствуйте, дорогие ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Сейчас я получила важное сообщение о том, что ученик нашего класса из-за того, что часто не выполнял домашнее задание попал в страну невыученных уроков и пока у него никак не получается вернуться домой. Ребята, надо ему помочь. Поможем? -Да. Учитель: Хорошо. А чтобы попасть в эту страну, нам нужно составить небольшой интересный фантастичный рассказ про Грибы, используя слова: Ключевые слова: шляпочные грибы, плодовое тело, шляпка, ножка (1-2 предложения) Дети с учителем переносятся в «Страну невыученных уроков». |
1.Учащиеся встают из-за парт и приветствуют учителя и настраиваются на работу на уроке |
Коммуникативные (сотрудничество с учителем)
Регулятивные (учащиеся настраиваются на работу на уроке) |
2 |
Актуализа-ция знаний (Стадия вызова) |
Презентация
|
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Уч-ся: Большое количество разных грибов. Уч-ль: Да. Вы правы. Так как вы думаете, по какой теме Витя Перестукин сделал больше всего ошибок? Уч-ся: По грибам Уч-ль: Да. А какие части тела вы можете выделить у окружающих вас грибов? Уч-ся: Шляпку и ножку Уч-ль: Значит, если у грибов есть шляпка, то они какие? Уч-ся: Шляпочные. Уч-ль: Верно. Как вы сформулируете тему урока? Уч-ся: Шляпочные грибы Тема урока: «Шляпочные грибы» (записывают в тетрадь) Уч-ль: Верно. А как вы думаете, что мы сегодня будем изучать у шляпочных грибов? Уч-ся: их строение, процессы жизнедеятельности, особенности, применение. Уч-ль: Верно. Исходя из этого, какие мы поставим для себя сегодня задачи? Уч-ся: 1)Изучить строение шляпочных грибов; 2)Изучить особенности процессов жизнедеятельности шляпочных грибов; 3)Рассмотреть практическое применение шляпочных грибов. Уч-ль: Молодцы. А теперь давайте исправим наш рассказ или предложение по ключевым словам. Правильный вариант звучит так: Шляпочные грибы имеют плодовое тело, состоящее из шляпки и ножки. |
1.Учащиеся внимательно слушают учителя
2.Учащиеся смотрят формулируют тему урока «Шляпочные грибы».
3.Учащиеся формулируют задачи урока. Учитель дополняет ответы учащихся. 4.Учащиеся проверяют правильность рассказа-предположения по ключевым словам. |
Коммуникативные (участие в поисковой беседе с учителем) Коммуникативные (умение слушать и вступать в диалог) Регулятивные (умение определять тему и задачи урока)
Познавательные (умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания) |
3 |
Усвоение новых знаний (Стадия осмысления) |
Поисковая беседа
Прием «Мудрые совы»
Поисковая беседа
Фронтальная работа
Объяснение
Поисковая беседа
Просмотр видеосюжета
Объяснение
«Дерево решений»
|
Уч-ль: А теперь, ребята, нам нужно помочь Вите исправить ошибки по теме «Шляпочные грибы». Он написал сочинение по грибам, сделав ошибки в трех предложениях. Да, ребята, даже в трех предложениях. Я знаю, вы справитесь с этим заданием, но чтобы еще лучше с ним справиться, я раздам вам небольшую информацию, изучите ее самостоятельно. Текст для учащихся (для самостоятельного изучения): Грибы – особые организмы в природе. Есть среди них одноклеточные (мукор, дрожжи) и многоклеточные (шляпочные грибы и др.). В клетках грибов есть вакуоли, ядро, также как у растений, но нет пластид и целлюлозы. Главной частью любого гриба является грибница, или мицелий. Она у шляпочных грибов находится в почве, состоит из гиф, и на ней развиваются плодовые тела. Плодовые тела шляпочных грибов состоят из шляпки и ножки. Задание: Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. Текст 1.Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных. 2.Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3.Грибница грибов состоит из ветвящихся нитей – гиф. 4.Как и растения, грибы имеют прочные клеточные оболочки, содержащие целлюлозу. 5.В клетках грибов есть пластиды, поэтому грибы считаются автотрофами. Учитель и учащиеся проверяют правильность выполненного задания. Уч-ль: Раньше считали, что грибы – это растения. Как вы думаете, почему сейчас мы понимаем, что это не так? Уч-ль: Хорошо, сейчас продолжим. Ребята, вы слышите? Кажется, к нам кто-то бежит… (Вбегает Витя Перестукин) Здравствуйте, помогите пожалуйста. Уч-ль: Что же с тобой случилось? Витя: За мной гонятся грибы и хотят съесть меня. Уч-ль: Почему? Такого быть не может. Витя: Нет, гонятся. Я сказал на уроке, не подумав, что все грибы - это хищники. И сейчас огромный белый гриб грозится скушать меня. Уч-ль: Ребята, как нам быть в этой ситуации. Кто-то из вас может рассказать про способы питания грибов? А то скоро неправильные белые грибы из-за ошибки Вити могут оказаться здесь… Сообщение ученика. Все грибы по способу питания гетеротрофы. Это организмы, которые питаются готовыми органическими веществами. В группе гетеротрофов выделяют еще сапрофитов, паразитов, симбионтов. Сапрофиты (или сапротрофы) - это организмы, питающиеся мертвыми органическими веществами. К ним относятся шляпочные грибы, то есть те, которые мы сегодня рассматриваем; плесневые грибы и дрожжи. Паразиты – это организмы, питающиеся питательными веществами организма-хозяина. К ним относятся трутовики. А симбионтами тоже чаще являются шляпочные грибы. А еще в клетках грибов нет пластид и хлорофилла, значит они не могут быть автотрофами. Грибы – гетеротрофы: сапрофиты, паразиты или симбионты. Уч-ль: Правильно. Думаю, теперь белые грибы не побегут за Витей и за нами. Ребята, я хочу обратить ваше внимание на процессы жизнедеятельности грибов. Какие процессы жизнедеятельности свойственны грибам, как живым организмам? Уч-ся: Дыхание, питание, выделение, размножение. Уч-ль: Верно. Дышат они кислородом, как все живые организмы. Питаются путем всасывания питательных веществ. А как вы думаете, какие клетки будут участвовать в размножении грибов? (подсказка: бактерии с помощью них переживают неблагоприятные условия среды). Уч-ся: Споры. Уч-ль: Молодцы. правильно. Жизнь представителей царства Грибы короткая.. В процессе развития под шляпкой каждого гриба появляются черные споры – это будущие детки грибов. Когда споры попадут в землю, из них прорастет новая грибница, а на ней будут образовываться мелкие бугорки – плодовые тела будущих грибов. Споры могут находиться в трубочках или на пластинках шляпки. Исходя из этого, выделяют две группы грибов: трубчатые и пластинчатые. Трубчатые грибы – это грибы, у которых нижняя сторона шляпки, напоминающая губку, состоит из мелких, как правило, круглых трубочек. К ним относятся белый гриб, подберезовик, подосиновик и др. Пластинчатые грибы – это грибы, у которых споры образуются на пластинках с нижней стороны шляпки. Это сыроежки, лисички, грузди и др. Уч-ль: Витя, мы часто наблюдаем, находясь в лесу, что грибы растут рядом с деревьями. Как ты думаешь почему? Витя переминается с ноги на ногу. Витя: Ну просто так, наверное. А что? Захотелось им, и всё. Сообщение ученика (выходит ученик с плакатом) Микориза, или «грибокорень» Грибы растут рядом с деревьями неслучайно. Каждый из них от такого расположения получает пользу. Это связано с тем, что гифы грибницы грибов оплетают корни деревьев и проникают глубоко в почву. Из почвы грибы с помощью гиф поглощают воду с минеральными веществами и делятся ими с деревьями. А деревья образуют органические вещества и делятся ими с грибами. Всё очень просто. Такое взаимовыгодное сожительство двух организмов называется симбиозом. А симбиоз гриба и дерева – это микориза. Уч-ль: Спасибо, очень интересное сообщение. Как же так, Витя, ну нельзя же во всем ошибаться. Ребята, мы должны с вами многое знать, но одно должны знать непременно: какие грибы съедобные, а какие ядовитые. Вы знаете съедобные грибы? Уч-ся: Белый, лисичка, масленок и т. д. Уч-ль: Верно. А ядовитые? Хорошо. Посмотрите вместе с Витей один сюжет и ответьте на один вопрос? 1.Какую ошибку сделала Маша? Уч-ся и Витя: Не есть ядовитые грибы. А если сомневаешься в том, что гриб съедобный лучше его не брать. Основные правила сбора грибов 1.Собирай только те грибы, которые знаешь. 2.Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. 3.Не надо брать старые грибы, в них может быть опасный для человека яд. 4.Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог, в этих грибах накапливаются вредные вещества. 5.Если у гриба ножка пустая, то этот гриб лучше срезать, так как при выкручивании, можно поломать ножку, что в дальнейшем приведет к нагноению грибницы. А вот грибы с полной ножкой лучше выкручивать. Первая помощь при отравлении грибами 1.Необходимо немедленно вызвать врача. 2.До прихода врача больному сделать промывание желудка. 3.Пострадавшему нужно дать активированный уголь, уложить в постель и поить водой или крепким чаем. 4.Для уточнения диагноза нужно сохранить все несъеденные грибы. Уч-ль: А теперь, давайте немного поиграем. Физкультминутка Если на слайде появляется съедобный гриб, вы поднимаете желтую карточку (это говорит о том, что опасности в употреблении таких грибов нет), если появляется ядовитый гриб – красную (это говорит, что гриб опасен и использовать его в пищу нельзя). Уч-ль: Витя и ребята, теперь вы понимаете, почему нужно изучать грибы и учить эту тему? Уч-ся: да. Витя: Спасибо, я обязательно выучу эту тему. Уч-ль: А теперь я предлагаю вам разделиться на группы и составить свое дерево решений, ответив на вопрос: Какие признаки характеризуют шляпочные грибы? (учащиеся делятся на группы и пишут на листах признаки шляпочных грибов, а затем группы меняются местами и участники групп дописывают другим группам ненаписанные ими признаки) |
1.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
2.Учащиеся находят ошибки в тексте
3.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
4.Учащиеся слушают сообщение ученика.
5.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
6.Учащиеся слушают сообщение
7.Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.
8.Учащиеся выполняют задание по определению съедобных и ядовитых грибов.
|
Коммуникативные (умение слушать других людей и высказывать своё мнение) Познавательные (умение делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания) Познавательные (умение добывать новые знания
Коммуникативные (умение слушать учителя и участвовать в поисковой беседе)
Коммуникативные (умение слушать учителя и высказывать свое мнение)
Коммуникативные (умение доходчиво и понятно высказывать свою мысль)
Коммуникативные (формирование умения самостоятельно организовывать учебное действие при работе в группе)
Коммуникативные (участие в поисковой беседе с учителем
Коммуникативные (умение сотрудничать с учителем)
Личностные (личностная позиция по данному вопросу)
Личностные (бережное отношение к природе как личностная позиция)
Коммуникативные (умение работать в группе)
Познавательные (умение анализировать и делать выводы) |
4 |
Обобщение и системати-зация знаний |
Презентация
|
Уч-ль: Ребята, нам всем пора возвращаться из «Страны невыученных уроков» в нашу школу, но чтобы вернуться, нам нужно написать с вами небольшой тест из 5-ти вопросов. Тест 1.Плодовое тело гриба-подберезовика состоит из: 1)корней 2)побегов 3)почек 4)шляпки и ножки 2.По способу питания грибы являются: 1)автотрофами 2)гетеротрофами 3)они не питаются 3.Симбиоз гриба с корнем дерева называется 1)мицелий 2)плодовое тело 3)микориза 4)грибница 4.К пластинчатым грибам относится: 1)лисичка 2)подосиновик 3)масленок 4)белый гриб 5.Что из перечисленного есть в клетке грибов? 1)пластиды 2)хлорофилл 3)целлюлоза 4)хитин Уч-ль: А теперь нам нужно возвращаться. Но ребята, мы же хотим с вами оставить сообщение тем учащимся, которые могут попасть в «Страну невыученных уроков»?! Поэтому давайте, оставим им послание. В своих посланиях ответьте на такие вопросы: 1.Тебе понравилось сегодня в «Стране невыученных уроков»? 2.Что тебе понравилось или не понравилось? 3.Что нужно делать, чтобы все-таки не попадать в эту страну? |
1.Учащиесявыполняют тест.
|
Познавательные (выполнение заданий) Регулятивные (проверка прочности усвоения новых знаний) Коммуникативные (умение слушать мнения других учащихся и высказывать свое)
Регулятивные (умение осознанно оценивать усвоение нового материала и определять возникающие трудности) |
5 |
Подведе-ние итогов урока |
Презентация |
1.Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке. |
1.Учащиеся слушают учителя и участвуют в оценивании |
Регулятивные (умение оценивать себя, свою работу) |
6 |
Домашнее задание |
Презентация |
1.Учитель сообщает о домашнем задании: -параграф 14,выполнить игру на сайте. |
1.Учащиеся записывают домашнее задание. |
Коммуникативные (умение слушать учителя) |
Приложение к плану-конспекту урока «Шляпочные грибы»
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
Таблица 2
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Фрагменты мультфильма «В стране невыученных уроков» |
Интернет |
Видеосюжет |
___ |
2 |
Презентация по теме «Шляпочные грибы» |
Интернет |
Презентация |
___ |
3 |
Видеосюжет «Неизвестные ягоды и грибы. Аркадий Паровозов» |
Интернет |
Видеосюжет |
___ |