Конспект урока по биологии в 6 классе «Шляпочные грибы»
ФИО автора конкурсных материалов: Сокольцова Софья Сергеевна
Должность: учитель биологии
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Название УМК: УМК В. В. Пасечника, 2014 г.
Пояснительная записка
Урок биологии составлен на основе УМК В. В. Пасечника «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Это 2-й урок в теме «Царство Грибы», по типу – открытие новых знаний, вид данного урока – урок-исследование.
Урок проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – Стандарт), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, который вступил в действие с 01 сентября 2015 г.
Анализируя требования Стандарта, мы видим иные подходы к результатам образования, и к направлениям образования (например, формирование содержательно-критериальной основы оценки результатов освоения учащимися основной образовательной программы к созданию условий, обеспечивающих определение учащимися социальной самоидентификации посредством лично значимой деятельности). Поэтому на уроках пытаемся создать преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и создаем условия для профессионального становления учащихся.
Основу моего урока определяет системно-деятельностный подход с применением исследовательского метода, характерного для данной возрастной группы детей. Поставленная цель достигается решением следующих основных задач: создание условий для развития логического и аналитического мышления учащихся и активизации учебно-познавательной потребности учащихся.
Учитывая возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся 6 класса, на данном уроке нами предлагаются следующие виды деятельности: 1) аналитическая работа с учебными текстами, схемами, таблицами и их анализ; работа с наглядными материалами; анализ научных источников, в целях развития умений учащихся выделять главное, сопоставляя различные мнения по сохранению биологического разнообразия и в целом экологической картины мира, формирование выводов и подведение итогов.
Материал урока является логическим продолжением предыдущего и опорой для последующего. В связи с этим поставленная цель урока не ЯВЛЯЕТСЯ одномоментной, это – системная работа по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов. Поставленная цель определена именно для этого 6-го класса, в котором обучаются дети с различной степенью обученности, воспитанности и качеством образования.
Урок ориентирован на выпускника основной школы, который по Стандарту (портрету) должен осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
В связи с этим, построение урока направлено на развитие у учащихся УУД и определяет результаты по трем составляющим: личностным, метапредметным и предметным.
При подготовке к уроку использовались разные источники: методическая и научно-популярная литература, электронные ресурсы.
Технологическая карта урока по теме «Шляпочные грибы»
Класс: 6
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: урок-исследование
Цель урока: получить предметные результаты по изучению шляпочных грибов.
Задачи: – Заинтересовать учащихся темой при помощи дополнительных источников (литература, электронные ресурсы, схемы, таблицы и наглядные материалы; на первом этапе урока (мотивационном и организационном) обеспечить дисциплину; организовать учебно-познавательную деятельность (исследование) на основе дифференциации и индивидуализации обучения.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
Личностные: сформированность познавательного интереса к изучаемым объектам.
Метапредметные: умение анализировать, строить суждения на основе сравнения, высказывать свою точку зрения, овладение терминами.
Предметные: выявление отличительных признаков строения шляпочных грибов, особенности классификации на трубчатые и пластинчатые, выявление особенностей внутреннего строения, изучение разнообразия и взаимоотношений с растениями.
Источники информации: учебник В. В. Пасечник «Бактерии. Грибы. Растения», портал http://biology-online.ru/.
Оборудование: 1) Учебно-методическое: учебник Пасечник В. В. «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс, инструктивная карточка лабораторная работа «Строение шляпочных грибов», таблица «Особенность строения частей плодового тела шляпочного гриба»;
2) Техническое: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор), мультимедийная презентация «Шляпочные грибы», шариковые ручки, простые карандаши, ластики, наглядные пособия (грибы - шампиньоны), рабочая тетрадь, чашки Петри, препаровальные иглы, картинки грибов, таблица «Крестики-нолики».
Ход урока
Этап мотивации к учебной деятельности. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Проверка наличия оборудования. Приветствие. Актуализация знаний. – Ребята, с каким новым царством живой природы мы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске картинки с изображениями шляпочных и плесневых грибов. Одному учащемуся предлагается разделить на 2 группы и назвать критерий, по которому он их разделит. Остальные для проверки домашнего задания выполнят тест. | Готовятся, достают учебные принадлежности. Приветствуют учителя. Отвечают на вопрос. – Мы начали изучать Царство Грибы. Один учащийся работает с заданием у доски (Приложение 1. Изображения грибов) Остальные учащиеся выполняют тест. | Личностные – развитие учебной мотивации; – самоопределение целей Познавательные | |||||||||
Методический комментарий. Использование метода наблюдения за готовностью детей к уроку, особенно слабоуспевающих. | |||||||||||
Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Учитель выводит слайд с тестовыми вопросами на экран (Приложение 2. Слайд. Тестовые задания) - А теперь выполните взаимопроверку по образцу. На экране появляется слайд с правильными ответами и критериями оценивания (Приложение 3). Возвращение к заданию у доски. По какому принципу разделили объекты? Давайте подумаем и определим тему сегодняшнего урока. (Приложение 4. Слайд с темой урока) Какие задачи мы поставим себе на урок? | Решают тест. Делают взаимопроверку по образцу. – По признаку разделения грибов на шляпочные и плесневые. Анализируют и выдвигают предположения о формулировке темы урока. – Тема Шляпочные грибы Формулируют задачи. – Изучить особенности строения – Узнать съедобные и ядовитые грибы – Правила сбора грибов | Познавательные Коммуникативные – умение правильно оценить товарища, согласно критериям Регулятивные – оценка своих знаний, их систематизация; – осознание качества и уровня изученного материала | |||||||||
Методические комментарии. По возможности спрашиваю формулировки темы и задач на урок у учащихся с разным уровнем подготовки. Привлекаю к целеполаганию всех учащихся. | |||||||||||
Этап постановки проблемы. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Обратите внимание на название Шляпочные грибы, почему их так назвали? Приложение 5. Интерактивный слайд строение гриба. – А какие части внешнего строения можно еще выделить? Где он будет находиться? Посмотрите внимательно на строение мицелия и скажите, какая особенность строения данной части гриба? Действительно, если мы разроем почву, то увидим большое количество переплетенных нитей. А чтобы нам еще более подробно изучить плодовые тела шляпочных грибов, проанализируйте текст учебника параграф 8, страница 40 абзац – строение шляпочного гриба и заполните таблицу (Приложение 6. Таблица «Особенность строения частей плодового тела шляпочного гриба») – Сопоставьте названия нижних слоев гриба и разделите шляпочные грибы на две группы. Какие это группы? Слайд с изображениями трубчатых и пластинчатых грибов (Приложение 7). | – Имеют шляпку. – Ножка, Грибница – мицелий. – под землей. – Тонкие переплетающиеся нити – гифы. Анализируют текст учебника. Заполняют таблицу
– Трубчатые и пластинчатые. | Регулятивные Познавательные – самостоятельное выделение главного в изученном материале; – построение логических рассуждений | |||||||||
Методический комментарий. В процессе изучения материала в большей мере применяю самостоятельную работу учеников при демонстрации мультимедийной презентации, таблиц и схем, требую рассуждения и аналитических выводов. Спрашиваю с дифференцированным и индивидуальным подходом. | |||||||||||
Этап построения проекта выхода из затруднения. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
А сейчас я предлагаю провести исследование в виде Лабораторной работы «Изучение строения шляпочных грибов». (Приложение 8. Маршрутный лист с ходом выполнения лабораторной работы) У вас имеется раздаточный материал, плодовые тела – шампиньоны. Ход работы у вас расписан в маршрутных листах. Внимательно изучите их и приступайте к работе. В конце работы не забудьте проанализировать весь ход действий и сделать вывод. | Выполняют лабораторную работу с использованием инструктивной карточки. | Регулятивные Самостоятельное планирование учебной деятельности в домашних условиях Познавательные Исследование, рассуждение, выделение главного Коммуникативные Умение работать в парах | |||||||||
Методический комментарий. Отвечаю на возникающие вопросы, а также оказываю психологическую поддержку слабоуспевающим учащимся. | |||||||||||
Этап реализации построенного проекта. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Обсуждение Лабораторной работы. | Зачитывают выводы. | Познавательные | |||||||||
Методические комментарии. В формулировке вывода обращаю внимание на правильность формулировки. | |||||||||||
Этап первичного закрепления во внешней речи. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
– Сегодня на уроке мы узнали, что же находится под землей в грибнице (мицелий). Грибы человек часто использует в пищу, собирая их в лесу. Но ведь грибница находится под землей. Давайте подумаем, а человек может навредить грибнице? Поразмышляйте и составьте несколько правил сбора грибов. | – Может, ведь из грибнице появляются новые плодовые тела. Составляют правила сбора грибов. 1. Идя в лес, подготовьтесь: возьмите жесткую тару (удобнее всего корзину, лукошко), нож, подберите небольшую палку; желательно прихватить с собой бутерброды, воду. 2. Собирайте в лесу те грибы, которые вам хорошо знакомы. 3. Не берите даже хорошие грибы вблизи крупных автодорог, заводов, очистных сооружений: плодовые тела могут содержать в себе значительные концентрации солей тяжелых металлов. 4. Вызывающие сомнения грибы собирать и пробовать на вкус не следует - это опасно! 5. При сборе плодовые тела лучше «выкручивать», осторожно вращая их в противоположные стороны; если грибы срезать, оставшийся пенек загнивает сам и разрушает грибницу. 6. Собирая грибы, особое внимание обращайте на то, чтобы не отломить ножку, сохранить её нижнюю часть. Именно здесь расположена вольва у многих (в том числе ядовитых) видов. 7. Старайтесь запомнить (или записать) внешний вид сомнительных грибов, взяв их образцы для домашнего определения. Это нужно делать, так как многие виды грибов изменяют свою окраску даже по прошествии короткого промежутка времени. 8. Не нужно употреблять старых, перезревших, со знаками разложения или порчи плодовых тел пусть даже белых грибов. 9. Не употребляйте грибы в сыром виде, а также после недостаточной по продолжительности кулинарной обработки. 10. По возвращению домой не откладывайте чистку грибов: как можно быстрее и тщательнее переберите их, рассортируйте, удалите нижнюю часть ножки; сомнительные экземпляры и дряблые следует выбросить. | Регулятивные Познавательные Развитие логического мышления и способностей Последовательное и содержательное изложение мыслей | |||||||||
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
А теперь для закрепления проведем знакомую вам игру «Крестики-нолики», если согласны с выражением то ставите «крестик», если не согласны – «нолик». 1.Взаимовыгодное сожительство гриба и дерева называется симбиоз. + 2. Шляпка гриба состоит из одного слоя клеток. – 3. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки.+ 4. Микориза – это плотно переплетенные гифы грибницы с корнем дерева.+ 5. В симбиозе растение от гриба получает готовые органические вещества.- 6. Ножка гриба состоит из тонких переплетающихся нитей – гиф.+ 7. Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые.+ 8. Грибница – это мицелий.+ 9. Грибокорень – это микориза.+ | выполняют задание
Выполняют взаимопроверку по образцу. | Регулятивные Самооценка Самоанализ качества полученных знаний | |||||||||
Методические комментарии. Конроль за самостоятельностью выполнения задания. | |||||||||||
Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Существуют такие названия как подосиновик, подберезовик. С чем связано такое название? Почему они поселяются вместе? Видеоматериал о симбиозе http://biology-online.ru/uroki/media/griby-5-6klass/griby_pitanie.swf | – Такое сожительство называется симбиоз. Корни дерева плотно переплетаются с гифами грибницы и образуют микоризу или грибокорень. Грибница получает готовые органические вещества, а растение – воду и минеральные вещества которые всасывает грибница. | Познавательные – развитие интереса к изучаемому; – осмысление; – смысловое прослушивание видеоматериала | |||||||||
Методические комментарии. Обращаю внимание на степень усвоения новых терминов. | |||||||||||
Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности. | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Рефлексия. А теперь давайте на нашей грибной шкале каждый оценит свою активность понимание материала на уроке. Шкала от 1 до 5. Обсудить! | Проводят самооценку своей работы на уроке 1 0 5 | Регулятивные Самооценка | |||||||||
Методические комментарии. Провожу анализ усвоения материала по результатам рефлексии. | |||||||||||
Этап домашнего задания | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | |||||||||
Домашнее задание: параграф 8, подготовить сообщение об одном трубчатом, одном пластинчатом грибе, в виде доклада или презентации. | Записывают домашнее задание | Регулятивные Самостоятельное планирование учебной деятельности в домашних условиях | |||||||||
Методические комментарии. Проверить запись домашнего задания в дневниках, спросить всем ли понятно домашнее задание. |
Список использованных источников:
Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В.Пасечник, – 14-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2014. – 304, c. : ил.
Пасечник, В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2014. – 192 с.
Поташник, М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. / Поташник М.М., Левит М.В. – М. : Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.
Садовниченко, Ю.А. Биология / Ю.А. Садовниченко. – М. : Эксмо, 2013. – 512 с. – (Универсальный справочник школьника).
Электронные ресурсы: портал http://biology-online.ru/
Самоанализ урока
Мною, Сокольцовой С.С., был разработан урок по теме «Шляпочные грибы», в соответствии с темой тематического планирования, рабочей программой, утвержденной приказом директора МБОУ «СОШ № 25» от 29.08.2015 г. № 202. Данный урок составлен на основе УМК В. В. Пасечника, для курса биологии «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Номер урока 11, это вторая тема в разделе «Царство Грибы».
Учитывая, требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по биологии я поставила перед собой следующую цель урока: получить предметные результаты по изучению шляпочных грибов и их видовом разнообразии в живой природе.
Для достижения цели, я поставила перед собой следующие задачи: заинтересовать учащихся темой при помощи дополнительных источников (литература, электронные ресурсы, схемы, таблицы и наглядные материалы; на первом этапе урока (мотивационном и организационном) обеспечить дисциплину; организовать учебно-познавательную деятельность (исследование) на основе дифференциации и индивидуализации обучения.
Вызвать заинтересованность учащихся к новой теме я смогла благодаря использованию следующих дополнительных ресурсов: живые объекты – грибы, мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска), мультимедийная презентация «Шляпочные грибы», изображения шляпочных и плесневых грибов; а также использование метода наглядностей и самостоятельной работы.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Познавательные УУД: развитие целеполагания, планирования, контроля действий, коррекции и оценки собственной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение работать в парах/группах, сообща, учет мнения партнера, развитие действий, направленных на кооперацию.
Регулятивные УУД: развитие умений делать самоконтроль и самооценивание.
В ходе урока планировала получить следующие результаты:
Личностные: сформированность познавательного интереса к изучаемым объектам.
Метапредметные: умение анализировать, строить суждения на основе сравнения, высказывать свою точку зрения, овладение терминами.
Предметные: выявление отличительных признаков строения шляпочных грибов, особенности классификации на трубчатые и пластинчатые, выявление особенностей внутреннего строения, изучение разнообразия и взаимоотношений с растениями.
Тип урока: открытие новых знаний при использовании деятельностного метода обучения.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, учитывая, что основой является деятельностный подход, то на уроке доминировала деятельность учащихся: заполняли таблицы, работали в парах, на основе изученного делали выводы, анализ, выполняли исследования при поведении лабораторной работы.
На уроке я в большей мере использовала метод диалога и метод самостоятельной работы (поиск необходимой информации для заполнения таблиц, сопоставления текстов), проверка знаний осуществлялась с помощью теста и фронтального опроса.
В результате урока учащиеся четко усвоили: характерные особенности строения шляпочных грибов, их видах; сформировали знания о правилах сбора грибов.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Используя названные педагогические методы и технологии, дети, добывали знания сами, используя тексты учебника, дополнительных источников, наглядных пособий, схем и таблиц. При организации работы на уроке использовалась индивидуальная и парная работа. На протяжении всего урока, между мной и учениками происходил учебный диалог. Обращая внимание на речь учащихся, я выявляла полученные знания.
На уроке дети ответили на все вопросы, проявив навыки сравнения, сопоставления факты, анализа текстов
Во время объяснения домашнего задания дополнительных вопросов от учащихся не было, следовательно, тема понята детьми, поставленные задачи решены. Цель достигнута.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Изображения грибов
Приложение 2. Слайд. Тестовые задания
Приложение 3. Ключ к тесту
Приложение 4. Слайд с темой урока
Приложение 5. Интерактивный слайд строение гриба. http://biology-online.ru/uroki/media/griby-5-6klass/gryby_stroenie.SWF
Приложение 6. Слайд. Таблица «Особенность строения частей плодового тела шляпочного гриба»
Приложение 7. Слайд с изображениями трубчатых и пластинчатых грибов
Приложение 8. Маршрутный лист с ходом выполнения лабораторной работы.
Лабораторная работа.
«Строение шляпочных грибов»
Инструктивная карточка
Материал и оборудование: чашки Петри с плодовым телом – шампиньон; линейка, препаровальная игла.
Ход работы:
Рассмотрите плодовое тело гриба. Найдите его основные части, зарисуйте плодовое тело и отметьте выявленные основные части.
Рис. 1________________________________________________________________________
Рассмотрите шляпку гриба и опишите её по следующему плану:
а) диаметр______________________________________________________________
б) форма (вогнутая или выпуклая)__________________________________________
в) окраска_______________________________________________________________
г) наличие запаха________________________________________________________
д) цвет мякоти___________________________________________________________
е) наличие пластинок или трубочек с нижней стороны шляпки__________________
ж) что располагается в пластинках или трубочках_____________________________
3. Рассмотрите ножку гриба и опишите её по следующему плану:
а) цвет_________________________________________________________________
б) высота_______________________________________________________________
в) особенность строения на срезе___________________________________________
4. Сделайте вывод о строении шляпочного гриба (К какой группе трубчатый или пластинчатый данный объект) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1
Сокольцова Софья Сергеевна
Марина Александровна Акопян
Надежда Алексеевна Паршукова