Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечник В.В.)

Шляпочные грибы

учитель химии и биологии Баляева Цаган Вячеславовна

МОКУ «Целинная СОШ им. К. Эрендженова»

п. Аршан-Булг

Содержательная часть урока:

1.Организационный момент (1 мин)

Учитель:

- Здравствуйте уважаемые гости, ребята.

Меня зовут Баляева Цаган Вячеславовна, я работаю учителем биологии в Целинной СОШ им. К. Эрендженова и сегодня проведу у вас урок .

Говорят, как день начнешь, так его и проведѐшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и с таким настроением проведѐм наш урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали свои знания и умение работать .

2. Мотивация /проблемная ситуация/

(2мин)

Аравийские арабы называли их «салом земли», «черными алмазами». Калмыки - «тенгрин ки», что в переводе означало «дыхание неба».

На Руси их большими знатоками  были служители церкви.

Существует целая наука, изучающая эти организмы- микология 

Подумайте, о каких организмах идёт  речь? (О грибах)

Правильно, а о каких именно грибах, попробуйте определить по фрагменту из мультфильма (включаю слайд с видео)

- Ребята, а что помогло героям не промокнуть под дождем? (шляпка)

Правильно, значит мы будем говорить о шляпочных грибах. / о шляпочных грибах/.Слайд с темой урока/

Что бы вы хотели узнать о шляпочных грибах?

Совершенно верно! /слайд с задачами/

- узнать строение шляпочных грибов

- познакомиться с видами шляпочных грибов

- научиться различать съедобные и несъедобные грибы

- выяснить, как грибы взаимодействуют с другими организмами.

3. Изучение нового материала.

(3мин)

- А для того , чтобы решить поставленные задачи, предлагаю вам отправимся в путешествие в царство грибов.

Итак, друзья, в путь! Ой, а что это? (черный слайд) У нас возникла проблема! Хозяин грибного царства Лесовичок-Боровичок приготовил нам испытания, перед тем, как мы вступим в его владения. Ведь сегодня у нас необычный квест-урок, а это значит, что мы отправимся в путешествие по станциям, для которого вам необходимы маршрутные листы, где вы будете оценивать свою работу.

Первая станция «Исследовательская» /Слайд-фанфары/.

Здесь Лесовичок-боровичок приготовил нам письма с заданиями.

Ребята, давайте представим на некоторое время, что вы не просто ученики 5 «Б» класса Троицкой средней школы имени Георгия Константиновича Жукова, а исследователи. Вам предстоит работа в группах, а названия, мы сейчас узнаем, первая группа- микологи, вторая- биологи, №3-экологи, №4- натуралисты. Представители групп подойдите за конвертами. /Ребята, прочитайте свои задания вслух /.

-1 группа: работа с текстом по теме «строение шляпочных грибов», выполнить практическую работу, выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.

-2 группа: работа с текстом по теме «размножение грибов», восстановить последовательность процесса размножения грибов спорами на рисунке и озвучить видеоролик, выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.

- 3 группа: работа с текстом по теме «взаимоотношения грибов с другими организмами» /симбиоз, /, составить словарь новых терминов, выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.

- 4 группа: работа с текстом по теме «разновидности грибов», составить пары грибов-двойников из предложенных картинок, выполнить

Вы отлично справились с заданиями, хорошо потрудились! А теперь пора и отдохнуть!

Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ» (слайд и музыка лес)(2 минут)

В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)

Соберем с тобой их сами.

Раз - грибок, два – грибок, (приседание)

Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)

Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)

Побежим скорей домой! (бег на месте)

Продолжим наше путешествие.

4. Станция «Экологическая»

И вновь наш Лесовичок-боровичок приготовил для нас следующее испытание, «Заморочки из корзинки». (друководители групп подходят берут задание из корзинки.

Ребята, вы уже владеете основными знаниями о грибах, и сейчас вам нужно решить экологические задачи. Не забываем выставлять оценки за выполненную работу!/ задачи - каждой группе/слайд

а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.

(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).

б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )

в) Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

г) Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивал мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, которой может быть 300-500 лет)

5. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этим заданием, наше путешествие продолжается, и следующая станция «Игровая», где наш герой предлагает поиграть в игру «Съедобное, несъедобное» (на интерактивной доске)

Ваша задача - отгадать загадки о грибах и положить сьедобные - в корзину, а несьедобные- в урну для мусора. /

/Проверяется правильность названий грибов, умение их распознавать/.

- Что делать, если ядовитые грибы попали в пищу и вызвали отравление? Как оказать первую помощь?

6. Учитель: Молодцы, ребята, мы с вами хорошо поиграли, а впереди станция «Краеведческая». И вновь Лесовичок –боровичок подготовил для нас следующие вопросы:

Задание для всех групп:

-Какие грибы произрастают в нашей местности?/ О грибах, занесенных в Красную книгу Калмыкии/

- Ребята, кто из вас собирал грибы?

- А какие правила сбора грибов вы знаете? / слайд с правилами/.

7. Подведение итогов.

Путешествие наше закончилось. Но, когда человек возвращается из путешествия, у него еще долго остаются в памяти самые яркие воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что осталось у нас в памяти о том, что мы сегодня увидели и узнали.( Работа по интеллект карте. Подготовить вопросы по интеллект-карте:

- Что мы сегодня изучали?

- Из чего они состоят? Как делятся грибы по строению шляпки?

- Назовите один из способов размножения грибов, который вы узнали сегодня?

- Как называется связь взаимоотношений грибов и деревьев, полезная как одному, так и другому? /сплетение корней дерева с нитями грибницы- микориза или грибокорень/

- Назовите виды грибов по пищевым свойствам?

Ребята, мы с вами повторили изученное на уроке, составив интеллект-карту по теме урока, которая поможет вам легко запомнить сегодняшнюю тему надолго, а также послужит вам при подготовке к сдаче ОГЭ, ЕГЭ по биологии.

Ребята, а теперь давайте оценим свою работу. Микологи, какую оценку вы себе поставили? Биологи? Экологи? Натуралисты? Я согласна с вашими результатами.

8. Рефлексия. Молодцы, ребята! Наш Лесовичок-Боровичок очень доволен вашей работой, рад видеть вас в царстве грибов и уверен, что вы не принесете вреда окружающей среде. Ведь, грибы– это богатство природы, и человек должен относиться к ним бережно.

- Подводя итог, я предлагаю вам выразить свое отношение к уроку. У вас на партах находятся грибы:

- Если на уроке было интересно. Я все понял, нужный материал мне пригодится- гриб съедобный, коричневый

- Если на уроке было интересно. Но я понял не все. Перечитаю дома- гриб желтый

– Если на уроке было неинтересно. Я ничего не понял. Этот материал мне не пригодится- гриб ядовитый, красный.

Положите в корзину выбранные грибы.

Ребята, Лесовичок-Боровичок в память о нашем путешествии дарит вам свои подарки

9. Домашнее задание (на слайд)

1. В учебнике §14.

2. Подготовить сообщение о выращивании грибов (шампиньонов, вёшенок, опят).

Ребята, свои ответы вы пришлете на мой электронный адрес: tsaganabalyaeva@yandex.ru

Спасибо за урок! До новых встреч!

Задание для 1 группы:

- Работа с текстом по теме «строение шляпочных грибов»

- На макете гриба показать строение шляпки и ножки

- Выполнить практическую работу

- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.

Названия грибов

Трубчатые

Пластинчатые

Белый

   

Подберёзовик

   

Подосиновик

   

Опёнок

   

Мухомор

   

Бледная поганка

   
     

Задание для 2 группы:

- Работа с текстом по теме «размножение грибов»

- Восстановить последовательность процесса размножения грибов спорами на рисунке

- Озвучить видеоролик

- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.

Задание для 3 группы:

- Работа с текстом по теме «взаимоотношения грибов с другими организмами

- Составить словарь новых терминов

- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.

Симбиоз –

Микориза (грибокорень) –

Задание для 4 группы:

- Работа с текстом по теме «разновидности грибов»

- Составить пары грибов-двойников из предложенных картинок, выполнить

- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.

Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.

Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы?


 


Приложение.

Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?

Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивал мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки

Это хитрые сестрички

Это желтые…(лисички)

 

Сбились в стайку, как цыплята,

У пенька грибы…(опята)

На грибы она сердита

И от злости ядовита

Вот лесная хулиганка

Это – бледная ….

Царь грибов на толстой ножке

Самый лучший для лукошка

Он головку держит смело

Потому что гриб он ….

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красной шляпкой,

На шляпке горошки…(Мухомор)

Это гриб нарядный

Растёт с осиной рядом,

На головку надет

Ярко-красный берет. ( подосиновик)

Грибы похожи на опят,

Но спрятан в них опасный яд. (ложные опята)

 

Этот гриб почти домашний

Его сажайте хоть на пашне,

Хоть у стежки на ходу,

Хоть под яблоней в саду. (шампиньон)

/Проверяется правильность названий грибов, умение их распознавать/.

- Что делать, если ядовитые грибы попали в пищу и вызвали отравление? Как оказать первую помощь?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.