Урок-квест «Шляпочные грибы» (Биология, 5 класс)
Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечник В.В.)
Шляпочные грибы
учитель химии и биологии Баляева Цаган Вячеславовна
МОКУ «Целинная СОШ им. К. Эрендженова»
п. Аршан-Булг
Содержательная часть урока:
1.Организационный момент (1 мин)
Учитель:
- Здравствуйте уважаемые гости, ребята.
Меня зовут Баляева Цаган Вячеславовна, я работаю учителем биологии в Целинной СОШ им. К. Эрендженова и сегодня проведу у вас урок .
Говорят, как день начнешь, так его и проведѐшь. Давайте начнем сегодняшний день с улыбки, улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и с таким настроением проведѐм наш урок. Мне хочется, чтобы вы были на уроке внимательны, находчивы, а главное – чтобы вы показали свои знания и умение работать .
2. Мотивация /проблемная ситуация/
(2мин)
Аравийские арабы называли их «салом земли», «черными алмазами». Калмыки - «тенгрин ки», что в переводе означало «дыхание неба».
На Руси их большими знатоками были служители церкви.
Существует целая наука, изучающая эти организмы- микология
Подумайте, о каких организмах идёт речь? (О грибах)
Правильно, а о каких именно грибах, попробуйте определить по фрагменту из мультфильма (включаю слайд с видео)
- Ребята, а что помогло героям не промокнуть под дождем? (шляпка)
Правильно, значит мы будем говорить о шляпочных грибах. / о шляпочных грибах/.Слайд с темой урока/
Что бы вы хотели узнать о шляпочных грибах?
Совершенно верно! /слайд с задачами/
- узнать строение шляпочных грибов
- познакомиться с видами шляпочных грибов
- научиться различать съедобные и несъедобные грибы
- выяснить, как грибы взаимодействуют с другими организмами.
3. Изучение нового материала.
(3мин)
- А для того , чтобы решить поставленные задачи, предлагаю вам отправимся в путешествие в царство грибов.
Итак, друзья, в путь! Ой, а что это? (черный слайд) У нас возникла проблема! Хозяин грибного царства Лесовичок-Боровичок приготовил нам испытания, перед тем, как мы вступим в его владения. Ведь сегодня у нас необычный квест-урок, а это значит, что мы отправимся в путешествие по станциям, для которого вам необходимы маршрутные листы, где вы будете оценивать свою работу.
Первая станция «Исследовательская» /Слайд-фанфары/.
Здесь Лесовичок-боровичок приготовил нам письма с заданиями.
Ребята, давайте представим на некоторое время, что вы не просто ученики 5 «Б» класса Троицкой средней школы имени Георгия Константиновича Жукова, а исследователи. Вам предстоит работа в группах, а названия, мы сейчас узнаем, первая группа- микологи, вторая- биологи, №3-экологи, №4- натуралисты. Представители групп подойдите за конвертами. /Ребята, прочитайте свои задания вслух /.
-1 группа: работа с текстом по теме «строение шляпочных грибов», выполнить практическую работу, выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.
-2 группа: работа с текстом по теме «размножение грибов», восстановить последовательность процесса размножения грибов спорами на рисунке и озвучить видеоролик, выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.
- 3 группа: работа с текстом по теме «взаимоотношения грибов с другими организмами» /симбиоз, /, составить словарь новых терминов, выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.
- 4 группа: работа с текстом по теме «разновидности грибов», составить пары грибов-двойников из предложенных картинок, выполнить
Вы отлично справились с заданиями, хорошо потрудились! А теперь пора и отдохнуть!
Физкультминутка «ЗА ГРИБАМИ» (слайд и музыка лес)(2 минут)
В лес пойдем мы за грибами, (ходьба на месте)
Соберем с тобой их сами.
Раз - грибок, два – грибок, (приседание)
Вот уж целый кузовок! (хлопки в ладоши)
Дождь закапал ой-ой-ой! (одна ладошка вытянута вперед, пальцы другой ее касаются)
Побежим скорей домой! (бег на месте)
Продолжим наше путешествие.
4. Станция «Экологическая»
И вновь наш Лесовичок-боровичок приготовил для нас следующее испытание, «Заморочки из корзинки». (друководители групп подходят берут задание из корзинки.
Ребята, вы уже владеете основными знаниями о грибах, и сейчас вам нужно решить экологические задачи. Не забываем выставлять оценки за выполненную работу!/ задачи - каждой группе/слайд
а) Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.
(В сухое лето более влажно под кроной дерева, у ствола, а в сырое лето влаги достаточно, но почва теплее на открытом пространстве, чем под деревом).
б) Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы? (Да, т.к. они ядовиты только для определенной группы животных, в том числе и человека )
в) Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?
г) Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивал мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, которой может быть 300-500 лет)
5. - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с этим заданием, наше путешествие продолжается, и следующая станция «Игровая», где наш герой предлагает поиграть в игру «Съедобное, несъедобное» (на интерактивной доске)
Ваша задача - отгадать загадки о грибах и положить сьедобные - в корзину, а несьедобные- в урну для мусора. /
/Проверяется правильность названий грибов, умение их распознавать/.
- Что делать, если ядовитые грибы попали в пищу и вызвали отравление? Как оказать первую помощь?
6. Учитель: Молодцы, ребята, мы с вами хорошо поиграли, а впереди станция «Краеведческая». И вновь Лесовичок –боровичок подготовил для нас следующие вопросы:
Задание для всех групп:
-Какие грибы произрастают в нашей местности?/ О грибах, занесенных в Красную книгу Калмыкии/
- Ребята, кто из вас собирал грибы?
- А какие правила сбора грибов вы знаете? / слайд с правилами/.
7. Подведение итогов.
Путешествие наше закончилось. Но, когда человек возвращается из путешествия, у него еще долго остаются в памяти самые яркие воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что осталось у нас в памяти о том, что мы сегодня увидели и узнали.( Работа по интеллект карте. Подготовить вопросы по интеллект-карте:
- Что мы сегодня изучали?
- Из чего они состоят? Как делятся грибы по строению шляпки?
- Назовите один из способов размножения грибов, который вы узнали сегодня?
- Как называется связь взаимоотношений грибов и деревьев, полезная как одному, так и другому? /сплетение корней дерева с нитями грибницы- микориза или грибокорень/
- Назовите виды грибов по пищевым свойствам?
Ребята, мы с вами повторили изученное на уроке, составив интеллект-карту по теме урока, которая поможет вам легко запомнить сегодняшнюю тему надолго, а также послужит вам при подготовке к сдаче ОГЭ, ЕГЭ по биологии.
Ребята, а теперь давайте оценим свою работу. Микологи, какую оценку вы себе поставили? Биологи? Экологи? Натуралисты? Я согласна с вашими результатами.
8. Рефлексия. Молодцы, ребята! Наш Лесовичок-Боровичок очень доволен вашей работой, рад видеть вас в царстве грибов и уверен, что вы не принесете вреда окружающей среде. Ведь, грибы– это богатство природы, и человек должен относиться к ним бережно.
- Подводя итог, я предлагаю вам выразить свое отношение к уроку. У вас на партах находятся грибы:
- Если на уроке было интересно. Я все понял, нужный материал мне пригодится- гриб съедобный, коричневый
- Если на уроке было интересно. Но я понял не все. Перечитаю дома- гриб желтый
– Если на уроке было неинтересно. Я ничего не понял. Этот материал мне не пригодится- гриб ядовитый, красный.
Положите в корзину выбранные грибы.
Ребята, Лесовичок-Боровичок в память о нашем путешествии дарит вам свои подарки
9. Домашнее задание (на слайд)
1. В учебнике §14.
2. Подготовить сообщение о выращивании грибов (шампиньонов, вёшенок, опят).
Ребята, свои ответы вы пришлете на мой электронный адрес: tsaganabalyaeva@yandex.ru
Спасибо за урок! До новых встреч!
Задание для 1 группы:
- Работа с текстом по теме «строение шляпочных грибов»
- На макете гриба показать строение шляпки и ножки
- Выполнить практическую работу
- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.
Названия грибов |
Трубчатые |
Пластинчатые |
Белый |
||
Подберёзовик |
||
Подосиновик |
||
Опёнок |
||
Мухомор |
||
Бледная поганка |
||
- Работа с текстом по теме «размножение грибов»
- Восстановить последовательность процесса размножения грибов спорами на рисунке
- Озвучить видеоролик
- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.
Задание для 3 группы:
- Работа с текстом по теме «взаимоотношения грибов с другими организмами
- Составить словарь новых терминов
- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.
Симбиоз –
Микориза (грибокорень) –
Задание для 4 группы:
- Работа с текстом по теме «разновидности грибов»
- Составить пары грибов-двойников из предложенных картинок, выполнить
- Выделить ключевые понятия и изобразить на листах при помощи рисунков и схем.
Замечено, что в засушливое лето грибы растут ближе к стволу дерева, а в дождливое – на некотором расстоянии от него. Дайте объяснение этому явлению.
Шляпочные грибы, используемые человеком в пищу, часто бывают червивыми. Поражаются ли этими вредителями ядовитые грибы?
Приложение.
Известно, что у многих грибников есть свои заветные места, куда они приходят из года в год и где собирают грибы. Как вы считаете, можно ли собирать грибы много лет на одном и том же месте?
Нашёл грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивал мелкие грибочки. Какой вред он нанёс природе?
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки
Это хитрые сестрички
Это желтые…(лисички)
Сбились в стайку, как цыплята,
У пенька грибы…(опята)
На грибы она сердита
И от злости ядовита
Вот лесная хулиганка
Это – бледная ….
Царь грибов на толстой ножке
Самый лучший для лукошка
Он головку держит смело
Потому что гриб он ….
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки…(Мухомор)
Это гриб нарядный
Растёт с осиной рядом,
На головку надет
Ярко-красный берет. ( подосиновик)
Грибы похожи на опят,
Но спрятан в них опасный яд. (ложные опята)
Этот гриб почти домашний
Его сажайте хоть на пашне,
Хоть у стежки на ходу,
Хоть под яблоней в саду. (шампиньон)
/Проверяется правильность названий грибов, умение их распознавать/.
- Что делать, если ядовитые грибы попали в пищу и вызвали отравление? Как оказать первую помощь?