12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юля Посредникова600
Россия, Рудня
Предмет: биология АВТОР УМК: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012 Класс: 5 Изучаемый раздел: многообразие живых организмов Номер урока в Разделе: 4 Тема урока: Грибы ТИП УРОКА: КОМБИНИРОВАННЫЙ УЧИТЕЛЬ: ХАМАЕВА Юлия андреевна ШКОЛА: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА №14» ГОРОД: СМОЛЕНСК

Цель:

Образовательная: познакомиться с царством Грибов, его особенностями; изучить строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело); научиться распознавать шляпочные съедобные грибы и ядовитые

Развивающая: развивать умения анализировать, формировать умение применять знания на практике, развивать память, пространственное мышление и логику.

Воспитательная: формировать у учащихся любовь к природе, учить заботиться о ней, понимать ее красоту и ценность для человека.

Методы обучения: словесные, наглядные.

Образовательные ресурсы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012. Презентация.

Основные понятия и термины: гриб, мицелий, гифы, грибница, симбиоз,

План

Организационный момент (3 мин.)

Повторение (10 мин.)

Изучение нового материала (20 мин.)

Закрепление (10 мин.)

Домашнее задание (2 мин.)

Ход урока

Организационный момент

Повторение

(тест «Бактерии») (Приложение 1)

Изучение нового материала

Учитель:

Отгадайте загадку:

С ним в лесу никто не дружен,

И в лукошке он не нужен.

Мухи скажут: «Это мор!»

В красной шляпке… (мухомор) [2]

(Слайд 1)

Кто может сказать, какие организмы мы будем изучать сегодня?

Ученик: Грибы

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Грибы». (Слайд 2) (изображение [3])

Что вы вспоминаете, когда произносите слово «грибы»? (Слайд 3)

Ученик: подберезовики, подосиновики, боровики, мухоморы и т.д.

Учитель: верно, сегодня мы пополним ваши знания о грибах.

Зачем нам нужно изучать грибы?

Ученик: мы изучаем грибы, чтобы знать, какие собирать нельзя; как правильно собирать грибы, узнать о необычных грибах.

Учитель: Какие цели мы ставим перед собой на этом уроке? (Слайд 4)

Ученик: познакомиться с царством Грибов, его особенностями; изучить строение гриба; научиться распознавать грибы.

Учитель: также мы познакомимся с новыми понятиями: грибница (мицелий), гифы, плодовое тело); узнаем какие грибы являются съедобными, а какие ядовитыми.

Сегодня наш урок будет проходить по следующему плану. (Слайд 5)

Грибы - это одно из царств живой природы. Мы с вами встречались с подосиновиками, подберезовиками в лесу. Все вы их видели. А из чего же состоит гриб? Давайте разберем строение шляпочного гриба. (Слайд 6). (изображение [1])

Кто хочет объяснить по картинке строение гриба?

Ученик: гриб состоит из шляпки, ножки и грибницы

Учитель: Как и грибница шляпка и ножка состоят из тонких нитей – гифов. Которые в свою очередь образуют мицелий.

Скажите, а где мы чаще всего находим грибы? Кто является друзьями грибов?

Ученик: грибы часто растут под деревьями.

Учитель: верно, деревья и будут являться друзьями грибов. Такая дружба гриба и дерева называется симбиоз. (Слайд 7) (изображение [3])

Приведите пример симбиоза дерева и гриба

Ученик: подберезовик и береза, подосиновик и осина, боровик и дуб и т.д.

Учитель: хорошо. А мы же с вами можем найти ни один гриб под деревом, а целую «семью». Как же размножаются грибы. Внимание на слайд (Слайд 8) (изображение [6])

Кто хочет по картинке объяснить размножение грибов?

Ученик: грибы могут размножаться частями грибницы и спорами. Споры образуются на нижней стороне шляпки гриба, высыпаясь, попадают на землю и прорастают, образуя новую грибницу из которой появляются грибы.

Учитель: верно. Так как грибы появляются из грибницы, ее нельзя повреждать. Поэтому грибы срезают, а не вырывают с частью грибницы.

Подумайте, на какие 2 группы мы можем разделить шляпочные грибы?

Ученик: грибы можно разделить на съедобные и ядовитые.

Учитель: внимание на слайд (Слайд 9, 10, 11) (изображение [4-5])

Скажите пожалуйста чем отличаются съедобные грибы от ядовитых?

Ученик: некоторые ядовитые грибы необычной формы, большинство имеет яркие цвета, на некоторых можно увидеть под шляпкой «юбочку».

Учитель: но некоторые ядовитые грибы похожи на съедобные, поэтому при сборе грибов пользуемся правилом: незнакомые грибы не собирать!

Кроме уже рассмотренных грибов есть и другие грибы (Слайд 12) (изображение [1])

Что мы можем сказать про эти грибы?

Ученик: существуют очень маленькие грибы, которые называют плесенью, и они портят продукты питания. Есть и полезные грибы – дрожжи, которые используют в хлебопечении. Есть и большие грибы – трутовики, которые паразитируют на стволах деревьев.

Учитель: хорошо. Больше информации об использовании грибов вы можете узнать, прочитав учебник и воспользовавшись энциклопедическим материалом о грибах.

Что мы узнали сегодня на уроке?

Ученик: сегодня на уроке мы узнали из чего состоит грив, как он размножается, классификацию и разнообразие грибов, что такое симбиоз, почему грибницу нельзя повреждать.

Учитель: думаю, что мы выполнили все поставленные цели. Давайте попробуем применить полученные знания.

Закрепление (Слайд 13)

Учитель:

Ваня с Петей пришли в лес и насобирали много грибов. В их корзинах были подосиновики, подберезовики, мухоморы, боровики, сыроежки, ложные опята и даже одна бледная поганка.

1. Скажите, можно ли есть эти грибы?

2. Назовите только съедобные грибы. (Слайд 14)

Ученик: Некоторые из собранных грибов есть нельзя, например: мухоморы, ложные опята и бледную поганку. К съедобным грибам относятся: подосиновики, подберезовики, боровики, сыроежки.

Учитель: верно.

Когда Ваня с Петей собирались в грибы, мама дала им корзинки и маленькие перочинные ножи. Ребята очень удивились. Зачем им ножи, если они могут просто сорвать гриб…

Ребята, а как вы думаете, можно ли рвать грибы? (если нет, то почему) (Слайд 15)

Ученик: рвать грибы нельзя, т.к. можно повредить грибницу.

Учитель: верно. И последнее задание.

Какой гриб лишний? Почему? (Слайд 16) (изображение [4])

Ученик: мухомор. Так как он ядовитый, а остальные съедобные.

Рефлексия. Нарисуйте на полях тетради смайлик, который отражает ваше настроение к концу нашего урока.

Домашнее задание (Слайд 17)

Стр. 64 – 67. (пересказ)

Упр. 2, 5, 8 (в тетради письменно)

Творческое задание:

1. Составить кроссворд «Грибы»

2. Подготовить сообщение «Значение грибов

Приложение 1

1 вариант

Выберите правильное утверждение

Бактерии – это царство живой природы

В клетке бактерии много органоидов

У бактерии информация находится в ядре

Бактерии шаровидной формы называются кокки

Бактерии размножаются делением надвое

Бактерии бывают только вредными

2 вариант

Выберите правильное утверждение

Бактерия состоит из одной клетки

В клетке бактерии отсутствует большинство органоидов

У бактерии есть ядро

Бактерии палочковидной формы называются кокки

Бактерии могут образовывать споры

Бактерии бывают только полезными

Список литературы

А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Биология. Введение в биологию. 5 класс. Москва, «Дрофа», 2012

kladraz.ru кладовая развлечений. Загадки для детей

livejournal.com . фотографии

okrugmir.ru . окружающий мир. Грибы

1pogribam.ru. самые распространенные несъедобные грибы

gribnikoff.ru. все о размножении грибов

ПРЕЗЕНТАЦИЯ


     
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.