Познавательная игра «Шоколадная тайна» (3–6 классы)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы г. Белорецк
МР Белорецкий район Республики Башкортостан
Разработка открытого внеклассного мероприятия в п/к «Ровесник»
Центра внешкольной работы
«Шоколадная тайна»
(познавательная игра)
16.01.2020г.
Подготовила педагог:
Азаматова Светлана Вячеславовна
Тема внеклассного мероприятия: «Шоколадная тайна»
Форма проведения: Познавательная игра
Возрастная категория: 9-11 лет
Количество от 12 человек
Цель: познакомить детей с краткой историей возникновения шоколада.
Задачи:
расширить и обобщить знания детей о шоколаде;
познакомить с видами шоколада, с положительными и отрицательными сторонами употребления шоколада, памятниками, деревом шоколадным;
развивать внимание, логическое мышление;
развивать познавательный интерес и желание узнавать новое;
воспитывать чувства удовлетворенности, чувства меры, радости от проделанных открытий.
Продолжительность досуга: 60м.
Досуг организован педагогом.
Условия успешности проведения досуга: наглядно оформленный, проветренный зал, оснащенный необходимым оборудованием. Хорошо подготовленный педагог по материалу. Яркий наглядный материал. Хорошее настроение.
Оборудование: Яркий наглядный материал о шоколаде, указка, мультимедийное оборудование.
Наглядный материал: презентация на экране, мультфильм, картинки, фото.
Методы: информирование, использование презентаций, игры. Объяснительно-иллюстрационный, игровой, показ слайдов, просмотр мультфильма.
План мероприятия.
I. Организационная часть.
1. Просмотр восточного танца;
2. Приветствие;
II. Основная часть.
1. Краткая история о шоколаде;
2. Виды шоколада;
3. Шоколадная пауза;
4. Сказочная викторина «Герои-сладкоежки»;
5. Конкурс 1. «Дегустация шоколада»;
6. Конкурс 2. «Шоколадные загадки»;
7. Вред или польза;
8. Конкурс 3. «Мотальщик»;
9. Конкурс 4. «Танцор Шоколандии»;
10. Шоколадная викторина;
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия;
2. Мультфильм Смешарики. Сладкая жизнь.
3. Подведение итогов;
4. Награждение;
Ход занятия
I. Организационная часть.
В зале звучит песня Пьера Нарцисса «Шоколадный заяц».
Открывает мероприятие воспитанница п/к «Ровесник»
Авакян Сюзанна – восточный танец.
Вступительное слово:
Педагог. Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые педагоги! Вы знаете, зачем мы с вами здесь собрались? Не знаете? А я вам подскажу. Угадайте загадку:
Расчерчен на квадратики,
Завёрнут в серебро,
Как его вы развернёте,
Моментально вы поймёте,
Что нашёлся сладкий клад.
Это вкусный (шоколад)
Правильно! Сегодня мы будем говорить о шоколаде. Совсем недавно мы встретили Новый год, дедушка Мороз всем приносил много лакомства, а именно шоколада. А где его Родина, как его получают и какая от него польза или вред мы сегодня и узнаем.
II. Основная часть.
Анастасия. Очень часто говорят
Дети любят мармелад,
Шоколадные конфеты
Тоже важные приметы
Торты, слойки и печенье,
Крем, домашнее варенье,
И хрустящие орешки, –
Они просто сладкоежки.
Амелия. Знают взрослые и дети
Нет лучше сладости на свете,
Очень любят все его,
Вызывает восхищенье
Молочный, горький, белый шоколад,
Получить на угощенье
Каждый был бы очень рад.
Азиза. Все мы любим шоколад,
Любой малыш ему так рад!
Разбуди его хоть ночью,
- Шоколада, съешь кусочек?
Съест, конечно, шоколад,
Сразу плиток пять подряд.
Только пользу или вред
Здесь получим мы в ответ?
А теперь узнаем, какие команды пришли сражаться за титул шоколадного чемпиона (представление команд).
Команда 1 п/к «Ровесник»
Команда 2 п/к «Современник»
Команда 3 п/к «Орленок»
Команда 4 п/к «Радуга»
А оценивать наше состязание будут непревзойденные мастера шоколадоварения:
__________________________________________________________________________
Слайд 1. «Шоколадная тайна»
Ребята, а «Что такое шоколад»? (ответы детей), правильно ребята, это сладкое, вкусное лакомство.
- вы любите шоколад? Ответы детей (Да) – Я тоже очень люблю его. В далекие времена считали, что шоколад - это «пища богов». Слайд 2.А сегодня мы знаем, что шоколад любимое лакомство детей и взрослых.
-Ребята, а вообще откуда берут шоколад? Ответы детей………
Есть такое дерево, которое так и называется шоколадное дерево. Так вот -
Слайд 3.Родина шоколадного дерева тропическая Америка, острова Мексиканского залива. Вот мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад.
Слайд 4. Родина шоколада – Швейцария.
Слайд 5. Это всеми любимое лакомство заслуженно получило право на собственный праздник. Первый День шоколада стали отмечать в 1995 году. Праздник самого почитаемого лакомства в мире придумали французы. И с тех пор 11 июля каждого года отмечается Всемирный день шоколада. Поклонники шоколада празднуют день своего любимого лакомства. А так как мы с вами отдыхаем в это время, мы решили поговорить о нем сейчас, а почему именно сейчас да потому что пришел Новый год, а Новый год у нас связан с поеданием шоколада. Слайд 6.
Ребята, знаете ли вы, как этот продукт производят? Откуда он берётся? Из чего его делают? (ответы детей)
Я предлагаю вам посмотреть слайд 7. Презентация «Где растёт шоколад?»
внимание на экран.
Слайд 8. История шоколада. Впервые в Европу шоколад привез путешественник Эрнандо Кортес. Вначале вкусное лакомство здесь не понравилось, потому что его готовили без сахара и он был горьким.
Слайд 9. Один французский повар догадался добавить сахар к горькому какао и шоколад тут же все полюбили.
Слайд 10.Шоколадное дерево (это не значит, что готовый шоколад растет на дереве). Так выглядят цветы на шоколадном дереве, они растут не на ветках как у обычных деревьев, а прямо на стволе.
Слайд 11.Затем появляются плоды шоколадного дерева.
Слайд 12. Обратите внимания, ствол шоколадного дерева полностью покрыт плодами – время сбора урожая.
Слайд 13. Плоды шоколадного дерева разного цвета и размера. Почему? Потому что они разной степени зрелости. Шоколадное дерево дает урожай 2 раза в год.
Слайд 14. Внутри плодов шоколадного дерева находятся какао–бобы.
Слайд 15. Время сбора плодов.
Слайд 16. После сбора урожая какао-бобы необходимо просушить.
Слайд 17. Какао-бобы перетирают и получают какао-порошок.
Уборка урожая с какао-деревьев производится вручную.
И так, собрали урожай, тщательно перебрали, просушили, перетёрли и получили порошок - основу для изготовления шоколада.
А какой вид шоколада знаете вы? Ответы детей (белый, молочный, горький, пористый и т.д.). Правильно, молодцы ребята. Мы с вами сегодня рассмотрим самые основные виды, часто употребляемый шоколад:
Слайд 18. Темный (горький) шоколад. Является наиболее ценным по стоимости и полезным свойствам. В его составе преобладает какао-масса.
Слайд 19. Молочный шоколад относится к обычным кондитерским изделиям для массового потребителя. Имеет много полезных свойств, но содержит много сахара и отличается высокой калорийностью, что может привести к накоплению лишнего жира в организме человека.
Слайд 20.Белый шоколад. Специалисты до сих пор не придут к единому мнению о том, является ли белый шоколад шоколадом. С одной стороны, в нем есть масло какао, с другой – в его составе отсутствуют измельченные какао-бобы. Продукт состоит из небольшого количества какао-массы, сахара, молочных продуктов и добавок в виде фруктов, масел, сгущенного молока и т.д.
Слайд 21. Жидкий шоколад. Сначала шоколад употреблялся только в горячем, жидком виде, и довольно долго до 19 века и только в 19 веке появилась первая плитка шоколада. В те времена это был очень дорогой продукт, поэтому он был доступен только очень богатым людям. А сейчас это одно из самых популярных и любимых лакомств во всем мире! Горячий шоколад является очень популярным напитком. Его можно самостоятельно приготовить в домашних условиях, отведать в заведениях, что мы с вами сейчас и сделаем. Я объявляю шоколадную паузу. (На разносе всем предлагается продегустировать шоколад).
На самом деле существует большая разновидность шоколада: пористый, фигурный, смешанный, с добавками, десертный, диетический и т.д. и т.п..
Любовь к шоколаду настолько велика, что люди в его честь создали музеи, где можно не только увидеть необычный шоколад, а так же и купить и попробовать.А в России, в г. Покрове, Владимирской области, 1 июля 2009 г. даже поставлен единственный в мире памятник шоколаду. Посмотрите, Слайд 22. на что похожа статуя?
Памятник любимому лакомству миллионов выглядит очень необычно. Это трёхметровая бронзовая фигура сказочной Феи, которая словно создана из плитки шоколада. Высокая шляпа, напоминающая головные уборы сказочных чародеев, распахнутый плащ – казалось бы, обычный портрет волшебницы. Однако плащ распахнут, и мы видим: Фея – это ожившая шоколадная плитка огромных размеров! В руке у волшебницы тоже плитка любимого лакомства, которую Фея протягивает всем желающим. Создатель памятника Илья Шанин, говорил, что его вдохновлял сам шоколад: «Меня вдохновлял шоколад, я его много ел, разворачивал из обёрток и смотрел на него, как на модель. Я решил создать памятник в образе феи, так как хотел привнести в него загадочность и тайну»
Сладости любят не только дети и взрослые, а ещё и герои сказок.
Конкурс № 1.Сказочная викторина
Угадайте героев-сладкоежек (слайд 23-27)
1. - Самый большой любитель варенья с пропеллером? (Карлсон);
- Кто написал такие стихи: «У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка?» (Незнайка);
2.- Кто лез на дерево за мёдом и пел песню «Я тучка, тучка, тучка, я вовсе не медведь». (Винни-Пух);
- В каком детском стихотворении врач с помощью шоколада пытался вылечить больного? («Очки»).
3. - Кто из стихотворения Чуковского попросил 5-6 тонн шоколада? (слон произведение Телефон);
-Герой, который выдвигал условия "Бочку варенья и кило печенья". (Мальчиш-плохиш), "Сказки про военную тайну";
4.- Кто из персонажей детской сказки мечтал, что в день рождения волшебник подарит ему 500 эскимо? (Чебурашка);
- Из какой сказки эти слова?:
И дать ему в награду
Сто фунтов шоколаду
И 1000 порций мороженого! ( К. Чуковский «Крокодил»)
Конкурс № 2.«Дегустация шоколада» (с завязанными глазами): Слайд 28
Молочный, белый, горький.
А теперь я предлагаю разгадать загадки! Вы готовы? Слайд 30
Конкурс № 3.
Вот хрустящее печенье
И молочный шоколад.
Не захочешь и варенья
Лишь ему ты будешь рад.
Загадочный, как мистер Икс-
Ну, конечно, это….(твикс).
В нем есть все, что только можно
Пройти мимо невозможно!
Назван в честь одной планеты
И любим всем белым светом!
Он поддержка, просто класс!
Знают все, что это …(марс).
А вот это что за штука?
Фокус- тонкая наука.
В молоке он не утонет
Нежный, аж за душу тронет!
Распечатал, чуй быстрей!
Наш любимый …(милки-уэй)
Этот маленький злодей,
Из психов делает людей,
Гонит голод он и стресс.
А зовут его... (сникерс).
Подсказка: ну-ка друг не тормози, а возьми и (сникерсни).
Давайте рассмотрим, какую пользу и какой вред приносит шоколад. Слайд 31. Польза:
1. Улучшает настроение.
2. Вызывает прилив сил.
3. Заряжает бодростью.
4. Стимулирует память.
5. Полезен для сердца.
6. Шоколад - источник энергии.
Вред:
Употребление большого количества шоколада ведет:
1. к ожирению;
2. к проблемам с кожей;
3. к появлению угревой сыпи;
4. к появлению кариеса;
5. может привезти к различным заболеваниям.
Конкурс № 4. эстафета Слайд 32
«Мотальщик»- шоколад на нитке наматывать на карандаш. Кто быстрей?
Конкурс № 5. «Лучший танцор Шоколандии». Выходит один из команды.
Слайд 33
На эстраде звучит песня П. Нарцисса «Шоколадный заяц». Под нее необходимо исполнить свой танец с тем предметом, который достанется участнику (мяч, обруч, ушки зайчика, шляпа, жезл, полицейская шляпа и др.). Определяется самый креативный, нестандартно подошедший к выполнению задания конкурсант.
Конкурс № 6. Шоколадная викторина Слайд 34
1.Назовите Родину шоколадного дерева? (тропическая Америка, острова Мексиканского залива); Слайд 35
2. Какой вклад внёс в историю шоколада путешественник Эрнандо Кортес? (Впервые привёз шоколад в Европу);Слайд36
3.Как растут какао-бобы на шоколадном дереве? (на стволе); Слайд 37
4.Сколько раз в год Шоколадное дерево даёт плоды? (два раза в год.); Слайд 38
5. Сколько шоколадных памятников существует в мире? (нисколько т.к. это не рационально); Слайд 39
6. Назовите первый в мире памятник шоколаду? (шоколадная Фея); Слайд40
7. Назовите Родину шоколада? (Швейцария); Слайд41
8. Кем был придуман шоколад? (Французами). Слайд 42.
Вопрос для педагогов: Почему создатель памятника решил создать памятник в образе феи? (потому что создатель много ел шоколада, разворачивал из обёрток и смотрел на него, как на модель. Ему захотелось привнести в него загадочность и тайну. Получает балл команда, педагог которой дал правильный ответ.
III. Заключительная часть.
Рефлексия:
-Ребята, о чем мы сегодня говорили? (О шоколаде).
- Что вам понравилось больше всего?
- Вы узнали, что-то новое для себя?
- Как вы думаете, какой шоколад не вреден? (Горький).
Пока жюри подводит итоги, я предлагаю нам всем просмотреть замечательный мультфильм про сладкоежку.
Просмотр мультфильма «Сладкая жизнь» Смешарики (о шоколаде) Слайд 43
После просмотра
Я передаю слово председателю жюри: директору Центра внешкольной работы Кузнецовой Татьяне Александровне.
Жюри подводит итоги.
Награждение.
Вот и закончилась наша познавательная игра. Сегодня вам пришлось не только показать свою эрудицию, но и поразмышлять, проявить смекалку.
Я желаю, чтобы ваша любовь к шоколаду была разумной и приносила только пользу и удовольствие.
Ведь любой продукт, в том числе и шоколад, несет организму пользу, если есть его в меру!
Уж веселья закончился час
И пора нам сказать: «До свидания!»
Но мы встретимся с вами не раз
Всем спасибо за вниманье
А сейчас все хором: «До свидания!»
Ребята, вы молодцы, очень старались!
Всем спасибо.
До новых встреч.
Используемая литература:
Григорьева, А. Путешествие по чужим столам / А. Григорьева – М.: Рудомино: Эксмо, 2006. – 56 с. – (Другой, другие, о других.Детский проект Людмилы Улицкой).
Журнал Читаем, учимся, играем, 7выпуск, 2013г.
Иванова, Ю. Шоколадно-аппетитная история / Юлия Иванова. – М.: Фома, 2013. – 23 с.
Интернет – ресурсы: (картинки, фотографии для презентации)
Панов Егор Игоревич