12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Граф Анна Родионовна2930
Работаю учителем русского языка и литературы в одной из школ Красногвардейского района г.Петербурга. Работа любит меня, по-другому не умею...
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации ФГОС

Граф Анна Родионовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №151, г. Санкт-Петербург

Сильна ли Русь? Смотрите ж: всё стоит она!

Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу —
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

А. Пушкин

В гениальности национального поэта России, любимого многими в нашем народе Александра Пушкина мы убеждаемся постоянно, обращаясь к его творчеству в поисках ответов на многие вопросы. Вот и сейчас, пытаясь понять, как же воспитывать наших детей истинными патриотами, читаю русскую классику, где всё уже сказано до нас. Конечно же, патриотизм – это и «любовь к родному пепелищу» (месту нашего рождения и становления человека), и к «отеческим гробам» (наследственной памяти, личному историческому сознанию). Чувство любви к своей Родине не раз сплачивало россиян, вселяло уверенность в победе над завоевателями:

в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир?..

Написанное высоким слогом пушкинское стихотворение напоминает нам о принадлежности великому народу, сохранившему свои лучшие качества вопреки тридцатилетним экспериментам многих новаторов от политики и экономики.

Но, к сожалению, хватает среди нас и тех, кто лишен патриотических чувств, с легкостью бросает свою страну в трудной ситуации (та же мобилизация, когда тысячи молодых людей, оставив на родине своих стариков, подались в другие края в поисках более комфортной жизни). Или многие наши программисты, в обучение которых государство вкладывает немалые деньги, без сожаления прощаются с родной страной, т.к. в других местах им заплатят больше…

Что и говорить, проблема серьезная. Поразительно, что, оказавшись волею судьбы в городе-герое Ленинграде (теперь Санкт-Петербурге), городе, мужественно сражавшемся с врагом в труднейших блокадных условиях, я столкнулась с нежеланием многих учеников писать сочинения на военную тему, с их выбором другой пищи для рассуждений. Наверняка не только в одной взятой школе Северной столицы такая ситуация вокруг патриотизма…

Между тем в условиях реализации ФГОС личностному развитию учащихся, в том числе патриотическому, духовно-нравственному воспитанию школьников уделяется большое внимание. То есть мы должны направить свои усилия на «формирование у школьников системных знаний о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, а также о вкладе страны в мировое научное наследие и формирование представлений о современной России, устремленной в будущее». Наши ученики должны гордиться своей сильной, гордой страной, имеющей славное историческое прошлое, стремящейся к экономической свободе и независимости сегодня.

Все правильно, только достаточно времени потеряно, потрачено на достижение иных целей, привитие иных ценностей… К счастью, учителю теперь дозволено учить, а не превращать урок в шоу, а воспитанию уделяется серьезное внимание, в том числе и семейному, то есть воспитание патриотов не может быть в стороне от воспитания родителей наших учеников. Не их вина, что детство современных родителей пришлось на непростые времена привития молодежи индивидуалистических, чуждых нашему народу понятий и представлений.

Еще в мае 2020 года президент России Владимир Путин предложил расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде. Но так ведь и было когда-то, и все возвращается на круги своя.

Для начала вспомним о собственной принадлежности великому народу России. Для иностранцев мы все - русские, независимо от внешности и наличия родного языка, неудивительно, ведь Россия – федеративное государство с многовековой историей, богатыми культурными традициями. Моя малая родина – Иркутская область, давшая России военачальника Павлантия Белобородова, одного из тех сибиряков, кто со своими солдатами насмерть стоял в судьбоносных боях под Москвой, знаменитого врача-хирурга Федора Углова, создателя ракетных комплексов Михаила Янгеля, космонавтов Бориса Волынова, Анатолия Иванишина, Александра Полещука, Дмитрия Кондратьева, Сергея Микаева, поэтов Иосифа Уткина и Евгения Евтушенко, писателя Валентина Распутина, драматурга Александра Вампилова, кинорежиссёров Михаила Ромма и Леонида Гайдая, музыканта Дениса Мацуева…

Сибирь – многонациональный край, на огромных просторах которого веками проживают и коренные народы, и те, кто пришли позже в эти места – буряты, якуты, эвенки, тофалары, русские, татары, украинцы, белорусы… Надо говорить детям о том, что освоение огромных просторов нашей страны было под силу только великому народу, прибавлявшему российские земли в походах до Тихого океана в труднейших условиях, при этом не уничтожая коренные народы, как это делали колониальные страны. Арктику первой начала осваивать именно Россия, а Антарктиду открыли русские мореплаватели.

Коренные народы Сибири также внесли большой вклад в славную историю нашей страны. Древнейший народ за Уралом – буряты – очень талантливый народ, автор мирового эпоса «Гэсэр» (50 тысяч стихотворных строк) и еще 200 героических улигеров и сказаний, главной мыслью которых всегда был призыв их создателей к добру и справедливости, как в любом великом произведении устного народного творчества. Кроме того, буряты всегда были патриотичным народом, беззаветно любящим свою малую и большую Родину. Только в нашем роду за свободу нашей страны сражались 16 человек во время Великой Отечественной войны, 10 не вернулись назад. Это совсем еще молодой дедушка и братья родителей, не успевшие завести свои семьи, «не познавшие счастья ремёсел».

И в наше время воины-буряты продолжают традиции своих славных предшественников, честно служат России, показывая чудеса героизма и самоотверженности. Из 17 Героев России 4 – из небольшой Бурятии, 2 – посмертно. Оскорбительны слова главы римской католической церкви о жестокости бурят на Украине. Один из самых толерантных и патриотичных народов России огульно назван понтификом жестоким. Почему же при этом римский папа ни разу не упомянул о жестокости тех, кто вернул этих людей матерям изувеченными инвалидами?

Вызывает уважение то, что ребята из российской глубинки, никогда не имевшей особой поддержки из столицы, так мужественно, оставляя последнюю гранату себе, сражаются на передовой с современным фашизмом. Пусть же их хранят высшие силы! Думаю, у наших ребят найдутся небесные покровители и без римской католической церкви. Церкви, призванной объединять людей, а не разделять, как это сделали по отношению к бурятам и чеченцам…К слову сказать, у чеченцев обостренное чувство справедливости, уверенный в своей правоте горский народ проявляет чудеса героизма и самоотверженности, защищая интересы России. Недаром, видимо, понтифик выделил эти два народа, не впервой Западу стравливать народы во имя веры…

В другом регионе, другом городе, в другой школе я все же продолжаю сеять ростки патриотизма, несмотря на неожиданное открытие мною неприятия военной темы и вообще патриотизма нашими старшеклассниками и даже некоторыми взрослыми. Пусть пока только два ученика выбрали работу над проектами, посвященными русскому языку и устному народному творчеству, но это очень важно и ответственно, дает возможность приобщить детей к мысли о национальной гордости, об их принадлежности великому народу. По возможности рассказываю об известных ученых – выходцах из Петербурга, об их вкладе в мировую науку. Например, американцы русского происхождения Владимир Зворыкин – основоположник телевидения, выпускник технологического института, и Игорь Сикорский, «витязь неба», изобретатель летательных аппаратов, начинали свою деятельность здесь; это Федор Пироцкий, придумавший трамвай (идея была подхвачена немцем Сименсом, компания его имени процветает в наше время); великий оружейник Сергей Мосин, его винтовка служила верой и правдой многим солдатам более ста лет; изобретатель радио Александр Попов; замечательный личный токарь Петра I Андрей Нартов, на 80 лет опередивший англичанина Генри Модсли изобретением суппорта для токарных станков и др.; Иван Александровский, еще при Александре II придумавший подводные лодки и торпеды; идею, кстати, перехватили англичане; знаменитый военный хирург Николай Пирогов, он первым начал оперировать в полевых условиях, применил наркоз, придумал гипсовую повязку для лечения переломов; Григорий Петров изобрел стиральный порошок, незаменимый в домашнем хозяйстве и химической промышленности. Таких примеров русского ума очень много, чем же это не повод для гордости для нас, россиян, привыкших смотреть на Запад с привычным уважением и даже, что скрывать, самоуничижением.

Патриотизм начинается в семье. Там, где читают малышам народные сказки, поют колыбельные песни, не высмеивают историю своего Отечества. Почему бы не поучиться у тех же китайцев уважению к собственной истории? В этой стране не принято хулить прошлое, ругать вдогонку своих правителей, какими бы они ни были. Поводов для гордости своей страной у нас гораздо больше, чем для привычной критики. Похвально, что в Петербурге многие родители заинтересованы во всестороннем развитии своих детей, дети посещают кружки, секции, танцевальные студии, школы детского творчества. Юные петербуржцы, занимаясь теми же народными танцами, не должны вырасти равнодушными к искусству своей страны, к чувству прекрасного.

Вернемся к воспитанию молодых родителей. Задумываются ли они о том, что читать надо не только малолетним детям? Если на долгое чтение нет времени, помочь обсудить, понять тему предстоящего сочинения по литературе – уже шаг к зарождению патриотизма в обычной российской семье. Например, «Слово о полку Игореве – призыв к объединению русских земель»: действительно, разрозненность всегда опасна для страны, особенно когда пытаются настраивать народы друг против друга, и это никуда не ушло, несет опасность раскола и в современной России.

Проходят десятилетия, все дальше от нас события великого и трагического двадцатого века, но есть то, что нельзя предать забвению. Поэтому и предлагается детям написать рассуждения на тему «Зачем нам помнить о войне?»…Действительно, зачем? Приведу отрывки из сочинений бывших учеников:

«А помнить о войне надо, ведь память о войне - это напоминание живущим, какой ценой был завоеван мир на нашей Земле. Помнить о войне, чтобы не было новой войны! Мы должны помнить эту войну, она унесла жизни ни в чем неповинных людей. Мы обязаны это знать и хранить память, чтобы передать ее следующим поколениям. Чтобы рассказать о тех, кто защищал нашу Родину, о тех, кто освободил мир от фашизма. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, мучения и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Хранить в памяти войну, героизм и мужество прошедших ее дорогами, не переставать сражаться за мир - дело живущих на Земле! Война прикоснулась к каждому. Сбережем в душе воспоминания о близких, родных, отстоявших мирное небо над нашей головой! Воспоминания о войне делают человека храбрым, сильным и учат ценить то, что есть у нас! Память человеку дана для того, чтобы он не повторял ошибки. Историю своего народа надо знать, потому что помнить войну мы не можем по возрасту. А уважать, знать о признаниях и заслугах своего народа - это обязанность каждого, кто себя называет россиянином. Благодаря подвигам наших прадедов мы видим чистое, мирное небо над своей головой. Наши предки отдавали жизнь, защищая детей, жен, матерей, защищая свою Родину.

Живая память о той войне уходит вместе с ее участниками.

И наш долг - всегда помнить, помнить и помнить о своих героях Второй мировой так долго, насколько хватит памяти сменяющих друг друга поколений.

Максимова Елизавета.

Я думаю, что девочка обращалась к своим родным за поддержкой, сочиняя этот текст. То есть не только учителя и преподаватели литературы и истории, обществознания несут основную нагрузку в таком важном деле, как патриотическое воспитание. Это и классные руководители, получившие возможность общения с детьми через «Разговоры о важном», и учителя младших классов, вот уж кто есть настоящие ваятели человеческих душ! Это и учителя-предметники, каждый найдет в своем предмете интересное, связанное с вкладом великих россиян в науку и процветание Отечества.

Возвращаясь к неприятию военной темы старшеклассниками, хочу все же надеяться, что наши усилия не будут напрасными, мы помним о самом важном средстве – слове, способном совершать чудеса. О слове Александра Пушкина – большого патриота нашей России, напоминающего нам о том, что без сыновних чувств к своей родине
Земля была б без них мертва,
Как пустыня
И как алтарь без божества.

Классика потому и классика, что актуальна во все времена. Как современно звучит пушкинское стихотворение, наполняющее наши души уверенностью и силой!
Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
Иль мало нас? Или от Перми до Тавриды,
От финских хладных скал до пламенной Колхиды,
От потрясенного Кремля
До стен недвижного Китая,
Стальной щетиною сверкая,
Не встанет русская земля?..
Так высылайте ж к нам, витии,
Своих озлобленных сынов:
Есть место им в полях России,
Среди нечуждых им гробов.

Национальный поэт России уверен в готовности русских людей встать на защиту своего Отечества. Любому агрессору всегда найдется «место… в полях России», «среди нечуждых им (защитникам страны) гробов».

Вселяет надежду то, что в День Победы у ростральных колонн я видела много патриотично настроенной молодежи, ребята просили у нас красный флаг, чтобы подержать его в руках, приобщиться к тому, что называется ощущением себя частицей единого народа.

Только надо поддержать свою армию, забыть о мелких распрях. Честно трудиться каждому на своем рабочем месте, особенно учителю – человеку государственному, ведь на него возлагается большая надежда – надежда на обучение грамотных, образованных людей и воспитание настоящих патриотов своей, без преувеличения, великой страны. Благодаря и российскому учителю держится наша Россия, пусть же хватит сил нашей Родине и сегодня, в непростые, судьбоносные времена! Выстоять и сохраниться!
Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: всё стоит она!


Дата проведения:  9 декабря 
Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.