Технологическая карта занятия по физике в 10 классе в формате экспериментариума «Силовой микс»
Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума
Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме
Номер и тематика смены | 12 смена 2018 г. «Артек - единство разных» |
Название (тема) занятия | «Силовой микс» |
Класс | 10 класс |
Предметные области | Физика, история, астрономия, информатика |
Разработчик(и) занятия | Ваулина Татьяна Витальевна – учитель физики |
Цель занятия | Создание условий для формирования у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, при изучении сил и видов сил в природе |
Задачи занятия | 1.Способствовать формированию у обучающихся представлений о физических понятиях: сила тяжести, вес, невесомость, перегрузка, сила упругости, деформация, коэффициент жесткости, сила трения качения, скольжения, покоя, коэффициент трения. 2.Создавать условия для овладения обучающимися умениями: объяснять на конкретных примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира; распознавать, наблюдать и воспроизводить разные виды сил в природе, выполнять измерения и расчёты основных параметров механических взаимодействий. 3.Развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умения формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. 4.Способствовать освоению обучающимися способов использования физических знаний для решения практических задач, для объяснения явлений окружающей действительности, для обеспечения безопасности жизни и охраны природы |
Краткое описание занятия (аннотация) | - Возможно ли измерить массу Земли в домашних условиях? - Что же сказал Ньютон, когда на него упало яблоко? - Можно ли продемонстрировать состояние невесомости прямо в классе? - Без действия какого явления в природе, мы, буквально, «не можем ступить и шагу»? На все эти вопросы, мы ответим, рассматривая материалы темы «Силовой микс». В начале занятия дается теоретическое обоснования действия сил в природе. Работая в группах, обучающиеся докладывают о том, как разные силы действуют в природе. Обучающимися проводится работа по исследования: жёсткости резины и пружины динамометра, а также силы трения. По результатам исследования составляется отчет и заполняется раздаточный лист |
Дидактические единицы (единицы содержания) | Физика: сила тяжести, вес, невесомость, перегрузка, сила упругости, деформация, коэффициент жесткости, сила трения качения, скольжения, покоя, коэффициент трения. История: личности, развитие представлений о мироздании и учений по динамике. Астрономия: вес, невесомость, действие перегрузок на человека, первая и вторая космические скорости, необходимые для выхода человека в околоземное и межпланетное пространство. Информатика: работа с Google Формами, "Облако слов", создание медиа продукта и публикация его в интернете |
Раздел 2. Информация о рабочей группе
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) | |
1. | Учитель-разработчик (физика) Ваулина Татьяна Витальевна | Разработка занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по итогам занятия, участие в презентации творческих продуктов. Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование) |
Раздел 3. Блок общего образования
ЗАНЯТИЕ 1
Общая информация
Реализатор(ы) | Ваулина Татьяна Витальевна – учитель физики | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Сильные должны помогать слабым» | |||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | |||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | ||
Силы в природе | 1 | |||
Гравитационные силы | 1 | |||
Педагогические и образовательные технологии | Экспериментариум; цифровая лаборатория | |||
Используемые площадки проведения | Школа (кабинет/цифровая лаборатория, библиотека); территория детского лагеря | |||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) и формы контроля результатов | ||||
1. | Продукты, созданные обучающимися | Медиа сборник «Силовой микс»; заполненный рабочий лист | ||
2. | Эффекты занятия | Предметные результаты: научиться объяснять закон всемирного тяготения; использовать понятие «инертная масса» и «гравитационная масса», «невесомость»; владение основными методами научного познания. Метапредметные результаты: определение нескольких путей достижения поставленной цели; самостоятельно приобретать новые знания; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; выход за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности; умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности. Личностные результаты: умение управлять своей познавательной деятельностью; формирование ценностного отношения к результатам обучения; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование | ||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | |||
проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся | количество правильных ответов; правильность проведения исследований; верность сформулированных выводов | |||
проверка дополнительных работ обучающихся (предложение вариантов проявления и способов воплощения "Артек - единство разных") | соответствие творческой работы тематике; глубина раскрытия предметного содержания темы; отсутствие ошибок в предметном содержании | |||
проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии | правильность ответа на содержательный вопрос; верность описания действий |
Модель занятия
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
Оргмомент | 5 минут | Знакомство. Инструктаж по ПТБ: № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики; № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике | Кабинет физики |
Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний | 10 минут | - Возможно, ли измерить массу Земли в домашних условиях? - Что же сказал Ньютон, когда на него упало яблоко? - Можно ли продемонстрировать состояние невесомости прямо в классе? - Без действия, какого явления в природе, мы, буквально, «не можем ступить и шугу»? На все эти вопросы, мы ответим рассматривая материалы темы «Силы в природе». В начале занятия дается теоретическое обоснования действия сил в природе. Работая в группах, обучающиеся докладывают о том, как разные силы действуют в природе. Обучающимися проводится работа по исследования: жёсткости резины и пружины динамометра, а также силы трения. По результатам исследования составляется отчет и заполняется раздаточный лист | Кабинет физики |
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели | 5 минут | Обучающиеся получают индивидуальные листы и после обзора их содержимого заполняют блок «Мои ожидания», тем самым ставя себе цели и задачи участия в экспериментариуме. Учитель разъясняет обучающимся предстоящую работу, количество возможных отметок и критерии оценивания. Дети узнают об итоговом продукте (медиа сборник «Силовой микс»). Также они вместе с учителем определяют основную учебную задачу (овладеть физическими понятиями и умениями по динамики). Заполнение левой части раздела (II) уже известной информации о силах в природе | Кабинет физики |
Изучение нового материала (работа в группах) | 25 минут | Групповая работа с элементами сингапурской методики. Согласно уровню знаний по физике (метки в индивидуальных листах или цветной индивидуальный лист) класс делится на 5 групп для работы по темам (теория и демонстрация): 1)«Сила тяжести и сила всемирного тяготения», 2)«Сила тяжести на других планетах. Первая космическая скорость», 3)«Вес. Невесомость. Перегрузки», 4)«Силы упругости», 5)«Силы трения». Группы до окончания первой половины занятия (до звонка на перемену) готовятся к представлению в произвольной форме своего материала, ведь «Лучший способ объяснить – это самому сделать!» | Кабинет физики, библиотека |
Усвоение и закрепление | 30 минут | Презентация группами результатов совместной работы (сопровождается инфографикой на доске и в рабочих листах) с сопутствующими фронтальными комментариями, уточнениями и обсуждениями. Заполнение правой части раздела (II) новой информацией по видам сил, расчетным формулам, прозвучавшей в ходе выступления групп | Кабинет физики |
Подведение итогов | 10 минут | В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия | Кабинет физики |
Рефлексия | 3 минуты | Обучающиеся заполняют в оценочных листах блок «Мои результаты» | |
Оценивание | 2 минуты | Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке |
ЗАНЯТИЕ 2
Общая информация
Реализатор(ы) | Ваулина Татьяна Витальевна – учитель физики | |||
Тема занятия в рамках экспериментариума | «Всякая награда должна быть заслужена» | |||
Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума | 2 | |||
Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП | Темы занятий (по КТП) | Кол-во часов (по КТП) | ||
Силы упругости. Лабораторная работа № 2 «Измерение жёсткости пружины» | 1 | |||
Силы трения. Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения скольжения» | 1 | |||
Педагогические и образовательные технологии | Экспериментариум; обучение вне классной комнаты | |||
Используемые площадки проведения | Школа (классная комната, цифровая лаборатория, библиотека) | |||
Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты) и формы контроля результатов | ||||
1. | Продукты, созданные обучающимися | Медиа сборник «Силовой микс»; заполненный рабочий лист | ||
2. | Эффекты занятия | Предметные результаты: научатся объяснять действия деформированных тел; описывать упругие деформации силой упругости; выяснять природу силы упругости; научатся отличать виды сухого трения; определять, от чего зависит максимальная сила трения покоя; измерять коэффициент трения скольжения; владение основными методами научного познания. Метапредметные результаты: определение нескольких путей достижения поставленной цели; самостоятельно приобретать новые знания; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; выход за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности; умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности. Личностные результаты: умение управлять своей познавательной деятельностью; формирование ценностного отношения к результатам обучения; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование | ||
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов | |||
проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся | количество правильных ответов; правильность проведения исследований; верность сформулированных выводов | |||
проверка дополнительных работ обучающихся (предложение способов «Силы в природе») | соответствие творческой работы тематике; глубина раскрытия предметного содержания темы; отсутствие ошибок в предметном содержании | |||
проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии | правильность ответа на содержательный вопрос; верность описания действий |
Модель занятия
Этапы занятия | Примерное время | Форма реализации | Место проведения |
Оргмомент | 5 минут | Проверка присутствия обучающихся. | Кабинет физики |
Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний | 15 минут | Фронтальное обобщение итогов предыдущего занятия и установление логической связи посещаемого объекта с темой текущего занятия и экспериментариума в целом. Характеристика наблюдаемых взаимодействий при проведении опытов | Кабинет физики/лаборатория физики |
Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели | 5 минут | Распределение класса по группам, определившегося на предыдущем занятии состава. Инструктаж по работе с цифровой лабораторией; Инструктаж по работе с лабораторной установкой; Планирование обучающимися своих действий в группах, определение роли каждого в ней | Кабинет физики/ лаборатория физики |
Исследовательская работа | 30 минут | Выполнение группами исследований по выбранной теме: «Измерение жёсткости пружины» и «Измерение коэффициента трения скольжения» | Кабинет физики/ лаборатория физики |
Закрепление | 5 минут | Фронтальное обобщение результатов групповой работы обучающихся с описанием того, как и почему именно так взаимодействуют физические тела (с опорой на предметный материал). Причём, объект взаимодействия и силы должны назвать команды-слушатели. Заполнение правой части раздела (1) новой информацией о силах в природе, прозвучавшей в ходе выступления групп | Кабинет физики/ лаборатория физики |
Подведение итогов | 10 минут | В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия | Кабинет физики/лаборатория физики |
Рефлексия | 3 минуты | Работа с блоком «Мои результаты» | |
Оценивание | 2 минуты | Взаимо- и самооценка с комментариями и рекомендациями |