Технологическая карта занятия по физике в 10 классе в формате экспериментариума «Силовой микс»

1
0
Материал опубликован 8 December 2019

Технологическая карта учебного занятия
в формате экспериментариума

Раздел 1. Общая информация об экспериментариуме

Номер и тематика смены

12 смена 2018 г. «Артек - единство разных»

Название (тема) занятия

«Силовой микс»

Класс

10 класс

Предметные области

Физика, история, астрономия, информатика

Разработчик(и) занятия

Ваулина Татьяна Витальевна – учитель физики

Цель занятия

Создание условий для формирования у обучающихся уверенности в ценности образования, значимости физических знаний для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, при изучении сил и видов сил в природе

Задачи занятия

 1.Способствовать формированию у обучающихся представлений о физических понятиях: сила тяжести, вес, невесомость, перегрузка, сила упругости, деформация, коэффициент жесткости, сила трения качения, скольжения, покоя, коэффициент трения.

2.Создавать условия для овладения обучающимися умениями: объяснять на конкретных примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира; распознавать, наблюдать и воспроизводить разные виды сил в природе, выполнять измерения и расчёты основных параметров механических взаимодействий.

3.Развивать у обучающихся познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; умения формулировать и обосновывать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.

4.Способствовать освоению обучающимися способов использования физических знаний для решения практических задач, для объяснения явлений окружающей действительности, для обеспечения безопасности жизни и охраны природы 

Краткое описание занятия (аннотация)

- Возможно ли измерить массу Земли в домашних условиях?

- Что же сказал Ньютон, когда на него упало яблоко?

- Можно ли продемонстрировать состояние невесомости прямо в классе?

- Без действия какого явления в природе, мы, буквально, «не можем ступить и шагу»?

На все эти вопросы, мы ответим, рассматривая материалы темы «Силовой микс». В начале занятия дается теоретическое обоснования действия сил в природе. Работая в группах, обучающиеся докладывают о том, как разные силы действуют в природе. Обучающимися проводится работа по исследования: жёсткости резины и пружины динамометра, а также силы трения. По результатам исследования составляется отчет и заполняется раздаточный лист

Дидактические единицы (единицы содержания)

Физика: сила тяжести, вес, невесомость, перегрузка, сила упругости, деформация, коэффициент жесткости, сила трения качения, скольжения, покоя, коэффициент трения.

История: личности, развитие представлений о мироздании и учений по динамике.

Астрономия: вес, невесомость, действие перегрузок на человека, первая и вторая космические скорости, необходимые для выхода человека в околоземное и межпланетное пространство.

Информатика: работа с Google Формами, "Облако слов", создание медиа продукта и публикация его в интернете




Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

1.

Учитель-разработчик

(физика)

Ваулина Татьяна Витальевна

Разработка занятия, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по итогам занятия, участие в презентации творческих продуктов.

Проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)

Раздел 3. Блок общего образования

ЗАНЯТИЕ 1

Общая информация

Реализатор(ы)

Ваулина Татьяна Витальевна – учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума

«Сильные должны помогать слабым»


Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Силы в природе

1

Гравитационные силы

1

Педагогические и образовательные технологии

 Экспериментариум;

цифровая лаборатория 


Используемые площадки проведения

Школа (кабинет/цифровая лаборатория, библиотека);

территория детского лагеря

Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

Медиа сборник «Силовой микс»;

заполненный рабочий лист


2.

Эффекты занятия

Предметные результаты:

научиться объяснять закон всемирного тяготения; использовать понятие «инертная масса» и «гравитационная масса», «невесомость»;

владение основными методами научного познания.

Метапредметные результаты:

определение нескольких путей достижения поставленной цели;

самостоятельно приобретать новые знания; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;

выход за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности;

умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности.

Личностные результаты:

умение управлять своей познавательной деятельностью;

формирование ценностного отношения к результатам обучения;

осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;

понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся

количество правильных ответов;

правильность проведения исследований;

верность сформулированных выводов

проверка дополнительных работ обучающихся (предложение вариантов проявления и способов воплощения "Артек - единство разных")

соответствие творческой работы тематике;

глубина раскрытия предметного содержания темы;

отсутствие ошибок в предметном содержании

проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии

правильность ответа на содержательный вопрос;

верность описания действий

Модель занятия

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

Оргмомент

5 минут

Знакомство.

Инструктаж по ПТБ:

4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике

Кабинет физики

Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

10 минут

- Возможно, ли измерить массу Земли в домашних условиях?

- Что же сказал Ньютон, когда на него упало яблоко?

- Можно ли продемонстрировать состояние невесомости прямо в классе?

- Без действия, какого явления в природе, мы, буквально, «не можем ступить и шугу»?

На все эти вопросы, мы ответим рассматривая материалы темы «Силы в природе». В начале занятия дается теоретическое обоснования действия сил в природе. Работая в группах, обучающиеся докладывают о том, как разные силы действуют в природе. Обучающимися проводится работа по исследования: жёсткости резины и пружины динамометра, а также силы трения. По результатам исследования составляется отчет и заполняется раздаточный лист

Кабинет физики

Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Обучающиеся получают индивидуальные листы и после обзора их содержимого заполняют блок «Мои ожидания», тем самым ставя себе цели и задачи участия в экспериментариуме.

Учитель разъясняет обучающимся предстоящую работу, количество возможных отметок и критерии оценивания.

Дети узнают об итоговом продукте (медиа сборник «Силовой микс»).

Также они вместе с учителем определяют основную учебную задачу (овладеть физическими понятиями и умениями по динамики).

Заполнение левой части раздела (II) уже известной информации о силах в природе

Кабинет физики

Изучение нового материала (работа в группах)

25 минут

Групповая работа с элементами сингапурской методики.

Согласно уровню знаний по физике (метки в индивидуальных листах или цветной индивидуальный лист) класс делится на 5 групп для работы по темам (теория и демонстрация):

1)«Сила тяжести и сила всемирного тяготения»,

2)«Сила тяжести на других планетах. Первая космическая скорость»,

3)«Вес. Невесомость. Перегрузки»,

4)«Силы упругости»,

5)«Силы трения».

Группы до окончания первой половины занятия (до звонка на перемену) готовятся к представлению в произвольной форме своего материала, ведь «Лучший способ объяснить – это самому сделать!»

Кабинет физики, библиотека

Усвоение и закрепление

30 минут

Презентация группами результатов совместной работы (сопровождается инфографикой на доске и в рабочих листах) с сопутствующими фронтальными комментариями, уточнениями и обсуждениями.

Заполнение правой части раздела (II) новой информацией по видам сил, расчетным формулам, прозвучавшей в ходе выступления групп

Кабинет физики

Подведение итогов

10 минут

В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия

Кабинет физики

Рефлексия

3 минуты

Обучающиеся заполняют в оценочных листах блок «Мои результаты»

Оценивание

2 минуты

Обучающиеся в своих рабочих листах заполняют таблицу по взаимо- и самооценке

ЗАНЯТИЕ 2


Общая информация


Реализатор(ы)

Ваулина Татьяна Витальевна – учитель физики

Тема занятия в рамках экспериментариума


«Всякая награда должна быть заслужена»

Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

2

Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

Темы занятий (по КТП)

Кол-во часов (по КТП)

Силы упругости. Лабораторная работа № 2 «Измерение жёсткости

пружины»


1

Силы трения. Лабораторная работа № 3 «Измерение коэффициента трения

скольжения»

1

Педагогические и образовательные технологии

Экспериментариум;

обучение вне классной комнаты

Используемые площадки проведения

Школа (классная комната, цифровая лаборатория, библиотека)


Общие ожидаемые результаты занятия (продукты и эффекты)

и формы контроля результатов

1.

Продукты, созданные обучающимися

Медиа сборник «Силовой микс»;

заполненный рабочий лист


2.

Эффекты занятия

Предметные результаты:

научатся объяснять действия деформированных тел; описывать упругие деформации силой упругости; выяснять природу силы упругости;

научатся отличать виды сухого трения; определять, от чего зависит максимальная сила трения покоя; измерять коэффициент трения скольжения;

владение основными методами научного познания.

Метапредметные результаты:

определение нескольких путей достижения поставленной цели;

самостоятельно приобретать новые знания; осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности;

выход за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;

перемена и удержание разных позиций в познавательной деятельности;

умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми в учебно-исследовательской деятельности.

Личностные результаты:

умение управлять своей познавательной деятельностью;

формирование ценностного отношения к результатам обучения;

осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;

понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование

Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся

количество правильных ответов;

правильность проведения исследований;

верность сформулированных выводов

проверка дополнительных работ обучающихся (предложение способов «Силы в природе»)

соответствие творческой работы тематике;

глубина раскрытия предметного содержания темы;

отсутствие ошибок в предметном содержании

проверка ответов содержательной и деятельностной рефлексии

правильность ответа на содержательный вопрос;

верность описания действий

Модель занятия

Этапы занятия

Примерное время

Форма реализации

Место проведения

Оргмомент

5 минут

Проверка присутствия обучающихся.


Кабинет физики

Мотивация обучающихся и актуализация имеющихся у них знаний

15 минут

Фронтальное обобщение итогов предыдущего занятия и установление логической связи посещаемого объекта с темой текущего занятия и экспериментариума в целом.

Характеристика наблюдаемых взаимодействий при проведении опытов

Кабинет физики/лаборатория физики

Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

5 минут

Распределение класса по группам, определившегося на предыдущем занятии состава.

Инструктаж по работе с цифровой лабораторией;

Инструктаж по работе с лабораторной установкой;

Планирование обучающимися своих действий в группах, определение роли каждого в ней

Кабинет физики/ лаборатория физики

Исследовательская работа

30 минут

Выполнение группами исследований по выбранной теме: «Измерение жёсткости пружины» и «Измерение коэффициента трения

скольжения»

Кабинет физики/ лаборатория физики

Закрепление

5 минут

Фронтальное обобщение результатов групповой работы обучающихся с описанием того, как и почему именно так взаимодействуют физические тела (с опорой на предметный материал). Причём, объект взаимодействия и силы должны назвать команды-слушатели.

Заполнение правой части раздела (1) новой информацией о силах в природе, прозвучавшей в ходе выступления групп

Кабинет физики/ лаборатория физики

Подведение итогов

10 минут

В ходе взаимного фронтального опроса обобщается весь охваченный на занятии материал с акцентом на основные понятия

Кабинет физики/лаборатория физики


Рефлексия

3 минуты

Работа с блоком «Мои результаты»

Оценивание

2 минуты

Взаимо- и самооценка с комментариями и рекомендациями



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации