Внеклассное мероприятие «Электричество в нашей жизни. Освещенность» (7–8 классы)
Автор: Ахонен Екатерина Петровна
Внеклассное мероприятие: «Электричество в нашей жизни. Освещенность»
Класс: 8
Форма проведения: экспериментариум
Оборудование: комплекты для проведения лабораторных работ по теме: «Электричество», лаборатория «Архимед» совместно с датчиком освещенности, интерактивная доска.
Фотоотчет: приложение 5
Цели мероприятия:
образовательная: привлечение внимания школьников к вопросу о важности электричества и света для качества жизни людей и устойчивого развития человечества в целом, ознакомление с возможностями и преимуществами энергосберегающих технологий, формирование устойчивого понимание необходимости бережного отношения к расходованию электроэнергии и энергетических ресурсов;
развивающая: развитие творческого мышления, интеллектуальных способностей учащихся; развитие умения наблюдать за явлениями, анализировать, делать выводы;
воспитательная: формирование активной жизненной позиции школьников, их гражданского самоопределения, формирования умения работать в группе; умения использовать свои эмоции и волю.
Задачи:
содействовать повышению энергетической, экономической, грамотности обучающихся; создать условия для развития познавательного интереса у детей к изучению темы; активизировать познавательный процесс к изучению вопросов энергосбережения и применения этих знаний на практике; повысить исследовательский интерес, творческую активность и вовлеченность учащихся в познание темы «Электричество в нашей жизни».
Ход мероприятия.
Добрый день! Я приветствую сегодня всех собравшихся на состязании - экспериментариуме «Электричество в нашей жизни. Освещенность».
На уроках мы знакомились с вами с понятием «электричество». И сегодня вам приоткроется занавес на некоторые интересные законы физики из области электричества, связанные с понятиями «Энергосбережение, нормы САНПИН и освещенность».
Давайте на минутку закроем глаза и представим себе «жизнь без электричества». В домах нет света, на улицах темно, на заводах и фабриках остановилось производство. Не работает техника, Интернет стал для нас недоступен. Люди не летают в космос, не общаются друг с другом на расстоянии! Какие у вас ощущения?
-ответы учащихся
А теперь откройте глаза! Мы понимаем, что без электричества жизнь в современном мире представить сложно. Как же возникло электричество? Давайте выполним задание.
Ребятам предлагается интерактивное задание: определить, о чем идет речь в предложениях (выбрать соответствующие названия из второго столбца) и расставить предложения в порядке их возникновения в жизни человека.
Правильный ответ: 3 (факел), 5 (светцы), 1 (свеча), 2 (керосиновая лампа), 4 (электрическая лампочка).
- ответы учащихся
Конечно, наиболее привычный для нас способ освещения своих домов – это использования ламп накаливания. Они широко распространены и очень дешевы. Вот только часто перегорают, особенно при скачках напряжения в сети. На смену ламп накаливания пришли люминесцентные лампы.
Предлагаю посмотреть видеофрагмент «Свет в нашей жизни». Определить с какими проблемами сталкивается человечество, и каковы пути их решения?
В видеоролике говорится о важности света для жизнедеятельности человека и о способах экономии электроэнергии, в том числе и о необходимости заменять лампы накаливания на энергосберегающие лампы (https://www.youtube.com/watch?v=qqLJo8J5nNo).
- ответы учащихся
Конечно, ресурсы электроэнергии не бесконечны. Электроэнергия поступает в наши дома с электростанций различного типа, и для ее производства сжигаются уголь, нефть, газ. Экономное использование электроэнергии позволит сократить объемы использования этих энергетических ресурсов, а, значит, и снизить выбросы вредных веществ в атмосферу, сохранить чистоту водоемов.
23 ноября 2009 года президент России подписал принятый ранее Госдумой закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно документу, с 1 января 2011 года к обороту на территории страны не допускается продажа электрических ламп накаливания мощностью 100 Вт и более; с 1 января 2013 года - электроламп мощностью 75 Вт и более, а с 1 января 2014 года - ламп мощностью 25 Вт и более.
Ответьте на вопрос, представленный на слайде: сравните две лампы энергосберегающую и лампу накаливания с точки зрения потребления энергии. Какая лампа экономичнее, во сколько раз?
- ответы учащихся.
А теперь давайте ответим на вопрос, как различные потребители энергии влияют на работу электрического тока. Для этого вам предстоит собрать электрические цепи с различными потребителями:
Цепь 1: источник тока, ключ, резистор, лампочка
Цепь 2: источник тока, ключ, 2 резистора, лампочка
Цепь 3: источник тока, ключ,2 резистора, электрический двигатель, лампочка.
Ребята выполняют работу в парах
Проследите за свечением лампочки и сделайте вывод о зависимости яркости свечения лампочки от количества потребителей энергии.
- ответы учащихся
Вам представлена диаграмма «Расход электрической энергии в школе за год». Проанализируйте таблицу.
Ответьте на следующие вопросы:
Определите месяц наибольшего потребления электричества?
Определите месяц наименьшего потребления электричества?
Определите причину возрастания потребления электроэнергии с октября по декабрь?
- ответы учащихся
В нашей школе, как и в любой организации, как и в любой квартире много различных потребителей энергии. В каждом классе установлены компьютеры, принтеры, интерактивное оборудование, качественное освещение. Но ведь это все влияет на расход электроэнергии, на расход денежных средств.
Следующее задание: Рассчитать расход электроэнергии в некоторых кабинетах школы (кабинеты указывает учитель).
Ребята делятся на группы по 4 человека (деление происходит до проведения мероприятия). Задание проходит в виде игры –квеста. Заполняя рабочие листы, ребята определяют, сколько денежных средств необходимо заплатить организации за работу 1 кабинета. Для удобства учащимся представлен алгоритм выполнения заданий и таблица, которую они заполняют по ходу выполнения задания. На выполнение задания предусмотрено 30 минут.
Во время проведения мероприятия заведующие кабинетов находятся на рабочем месте; паспорта техники заранее подготовлены; мощность энергосберегающих ламп заранее определяется учителем. Время работы техники заведующий кабинетом сообщает ученикам, которые пришли в его кабинет.
Для расчета денежных средств ученикам необходимо у работников бухгалтерии узнать существующий тариф для организации.
Таблица для заполнения (приложение 1)
После выполненного задания ребята возвращаются в кабинет и сообщают результаты и сами делают вывод о том, что необходимы меры, направленные на эффективное использование энергетических ресурсов - энергосбережение.
- учащиеся называют способы экономии электроэнергии
Конечно, чтобы сэкономить электроэнергию, можно на меньшее количество времени включать лампы для освещения. Например, сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебном кабинете во время перемен за 1 месяц? Выполните задание в рабочих листах (приложение 2).
Ребята производят расчет и делают вывод о целесообразности такого способа экономии электроэнергии.
Выключать свет на переменах это действительно надежный способ экономить энергию, но рационально ли выключать свет на уроках? Это может повлечь за собой невыполнение ряда параметров из существующей системы «САНПИН» в области необходимой освещенности. Ребятам предлагается таблица, в которой представлена информация о нормах освещения в кабинетах.
Таблица для заполнения (приложение 3):
Поэтому предлагаю вам следующее задание в группах. Измерить уровень освещенности в кабинетах в соответствии с пунктами, представленными в таблицах, сравнить с нормами и сделать вывод о выполнении в школе данных норм САНПИН.
Учащиеся для измерения освещенности используют прибор из лабораторного оборудования «Архимед». Подключив к прибору датчик освещенности, на экране фиксируется значение величины, которое учащиеся вписывают в таблицу. После выполненного задания ребята снова возвращаются в кабинет и сообщают о результатах: о выполнении норм САНПИН в кабинетах.
А вы знаете, что нормы САНПИН предусмотрены даже для домашних комнат. Поэтому с помощью прибора Архимед нужно измерить освещенность в ваших квартирах соответствии с параметрами САНПИН. При этом нормы САНПИН узнайте самостоятельно.
Итак, наше мероприятие подошло к концу. Я надеюсь, что знания, полученные вами в ходе проведения мероприятия, будут помогать вам в жизни. Я предлагаю вам памятку (приложение 4) «Экономия электроэнергии в домашних условиях», из которой вы узнаете, как пользоваться бытовыми приборами и экономить электроэнергию (Методические рекомендации к всероссийскому уроку «Свет в нашей жизни»).
Но помните, экономия энергии должна соответствовать нормам, если речь идет об освещенности. Так как от освещенности зависит здоровье, сопротивляемость стрессам, усталости, физическим и умственным нагрузкам. Наше зрение напрямую зависит от количества света в помещении. Поэтому следует очень четко соблюдать требования по нормам, ведь от этого зависит экологическая обстановка в нежилых зданиях и физическое и психологическое здоровье работающих или пребывающих в них с другими целями людей.
Спасибо, за увлекательное путешествие в мир «Электричества и освещенности».
Приложение 1
Задание 1: Расчет энергозатрат в кабинете |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||
Приборы |
количество |
Мощность, Вт |
Общая мощность, Вт |
Общая мощность, кВт |
Время работы, ч |
Общий расход, кВт·ч |
||
Лампа накаливания |
||||||||
Лампа дневного света |
||||||||
Монитор |
||||||||
Принтер струйный |
||||||||
Принтер лазерный |
||||||||
Системный блок |
||||||||
Интерактивная доска |
||||||||
Итого: |
Найдите сумму всех значений из колонки 7 |
* |
||||||
Затраты в денежном эквиваленте |
||||||||
Общий расход, Квт·ч Колонка (7) |
Цена, руб (узнайте у работников бухгалтерии) |
Стоимость, руб |
||||||
Приложение 2
Задание. Сколько мы можем сэкономить электроэнергии при выключении света в учебном кабинете во время перемена за 1 месяц?
Общее время работы ламп на переменах, ч____________
Мощность лампы, кВт_____________________________
Общий расход – экономия, кВт·ч____________________
Общий расход – экономия, руб _____________________
Вывод: Экономия электроэнергии при выключении света в учебном кабинете во время перемена за 1 месяц составляет __________________
Приложение 3
Задание. Используя оборудование «Архимед» измерьте освещенность в кабинетах
№ |
Освещаемые параметры |
Освещенность, нормы САНПИН, лк |
Освещенность в кабинете, лк |
Соответствие, да/нет |
1 |
На доске в кабинете |
500 |
||
2 |
На столах учащихся |
400 |
||
3 |
На столах в кабинете информатики |
400 |
||
4 |
На полу в спортивном зале |
200 |
||
5 |
На уровне 2,0 м от пола в спортивном зале |
75 |
||
6 |
На столах учителя в кабинете |
300 |
||
7 |
На полу в рекреации |
150 |
Вывод: Освещенность в школе _________________ нормам САНПИН
Приложение 4
Большая экономия начинается с малого!
1.Уходя, всегда выключай за собой свет.
2.Любое оборудование следует выбирать, исходя из потребностей. Согласитесь, что приобретать профессиональный офисный пылесос для маленькой квартиры нецелесообразно, так же, как и мощную стиральную машину на несколько килограммов белья для небольшой семьи.
3.Загружайте стиральную машину полностью. Расход электроэнергии практически не зависит от того, насколько загружена машина. Стирка при полной загрузке машины дает экономию 15-20 кВт·ч энергии в месяц.
4.Наиболее экономным методом сушки остается натянутая на улице или в помещении для сушки веревка. Электросушилка не экономична.
5. Смените все лампы накаливания в квартире на энергосберегающие. Стоят они значительно дороже обычных ламп накаливания, но и работают значительно дольше. К тому же, это позволит сократить оплату за электричество без ущерба для освещенности квартиры. Но, несмотря на то что вы поменяли лампочки, все же выключайте их по мере того, как в их использовании больше не нуждаетесь.
6. Также выключайте телевизор и компьютер, если выходите надолго по хозяйственным делам или после того, как все передачи просмотрены, а необходимости в использовании компьютера больше не существует на сегодняшний день.
7. После того как вы зарядили телефоны, фотоаппараты и другую технику, которая требует зарядки от электросети, выдергивайте зарядное устройство из сети. Это хотя и мелочь, но все-таки помогает сэкономить несколько киловатт.
Все меры в совокупности позволят снизить расходы по оплате за электроэнергию, как минимум, на треть, но и эта сумма в расчете за один год будет существенно экономить ваш семейный бюджет.
Приложение 5