Симфоническое развитие музыкальных образов
6 класс
Тема урока: Симфоническое развитие музыкальных образов Урок 1.
Запишите число и тему урока в Лист ответов.
Для начала давай с тобой вспомним некоторые моменты из прошлых уроков:
Запиши правильный ответ в Лист ответов
- Антонио Вивальди написал:
а) цикл концертов«Времена года»
б) увертюру «Время, вперед!»
в) музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина «Метель»
- Инструментальный концерт это-
а) концерт для одних только музыкальных инструментов
б) концерт, где играют на музыкальных инструментах и поют
в) концерт, где танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах
- Концерт «Весна» А.Вивальди состоит из частей:
1) «Весна пришла»
2) «Спящий пастух»
3) «Пастораль»
4) «Весенние воды»
5) «Вечер»
6) «Деревенский танец»
2.Симфоническое развитие музыкальных образов
Ребята, мы продолжаем с вами разговор о музыкальных образах.
И сегодня мы будем говорить об образах симфонической музыки.
- Могут ли быть в симфонической музыке образы? А если они там есть, то - какие?
Говорят, что в тех симфонических произведениях, где нет заявленной программы или отсутствует связь с каким-либо сюжетом, можно найти как многообразие жизненных явлений, так и разнообразные переживания не только одного человека, а иногда и целых поколений. Проверить это утверждение, а также понять внутренний мир человека, увидеть в музыке образы и понаблюдать за развитием образов нам помогут сегодня композиторы.
И первый композитор, к которому мы обратимся за помощью в этом вопросе, - тебе уже знаком.
- Посмотрите и послушайте часть его произведения (смотри в прикрепленных файлах фрагмент №1 или поссылке ниже):
https://www.youtube.com/watch?v=EWarDjTuGbw
На Лист ответов запиши название прослушаного произведения, фрагмент которого ты слушал. Обязательно укажи автора этой музыки
Надеюсь, вы узнали композитора по его музыке?
Вольфганг Амадей Моцарт
(1756 – 1791)
Что вы можете сказать об услышанной музыке? Какой у неё характер? настроение? Что вы внутренним взором увидели в этой музыке? Какие рождались образы? Поделитесь своими впечатлениями с родителями.
Совпали ли ваши впечатления?
О следующем произведении Моцарта говорят, что это биография композитора – только записана она не словами, а нотами.
Давайте послушаем начало следующего произведения, только несколько фраз:
(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)
https://www.youtube.com/watch?v=NEkixe_-9Pg
Думаю, что по первым фразам вы узнали одно из самых знаменитых произведений Моцарта. Конечно, это знаменитая Симфония №40.
- Похожи ли образы Симфонии №40 и «Маленькой ночной серенады», которую вы слушали в начале урока?...
Уверена, что вы скажете – они абсолютно разные. А если быть точным – контрастны друг другу.
Контраст – это самое необходимое слово сегодня для нас. Так как основной принцип развития, построения музыкальной формы – сходство и различие. И именно контраст становится ярким приёмом симфонического развития:
контраст – сопоставление или контраст – столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем.
Мы помним, что в симфониях обычно 4 части, и они (части) должны отличаться друг от друга, то есть быть контрастны друг другу по темпу, настроению, характеру.
- А могут ли быть контрасты внутри одной части произведения? Могут ли там быть контрасты-сопоставления или контрасты-столкновения?
Прослушаем теперь полностью 1 часть из Симфонии №40, понаблюдаем за музыкальными темами (образами) и их развитием:
(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №2 или по ссылке ниже)
https://www.youtube.com/watch?v=NEkixe_-9Pg
Опиши своё впечатление от услышанного произведения на Листе ответов. Что ты заметил, наблюдая за образами-темами?
Моцарт нам рассказывает о своей жизни. О каких чувствах идет речь в его музыке? О каких событиях?
3. «Моцартиана», оркестровая сюита П.И.Чайковского
Многим людям нравится музыка Моцарта, несмотря на то, что человечество слушает её больше 200 лет.
В своих воспоминаниях о детских годах русский композитор П.И.Чайковский писал, что «…испытывал святой восторг…» от слушания музыки Моцарта.
Пётр Ильич Чайковский
(1840 – 1893)
Сюита «Моцартиана» (1887г) - это своего рода приношение любимому композитору от Чайковского. А цель создания сюиты со слов Петра Ильича - «…дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества..». В сюите четыре произведения Моцарта в инструментовке Чайковского:
1ч — Жига, 2ч — Менуэт, 3ч — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа),
4ч — Десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку».
Давайте и мы с вами окунёмся в музыку Моцарта и увидим его музыкальные образы — глазами Чайковского, послушав фрагмент из «Моцартианы»:
(смотри в прикрепленных файлах фрагмент №3 или по ссылке ниже)
https://www.youtube.com/watch?v=mh0qNoixAYM
Поделитесь своим впечатлением о музыке «Моцартианы» на Листе ответов.
Что больше всего вас поразило в этой музыке?
Как развиваются образы «Моцартианы»? По какому принципу (контраст – сопоставление или контраст – столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем) происходит развитие образов? Сравни развитие образов в прослушанных произведениях.
Кстати, в 19 веке «Моцартиана» - это был первый симфоническмй цикл, который полностью состоял из заимствованных пьес.
Мы с вами послушали и посмотрели несколько фрагментов музыки Вольфганга Амадея Моцарта.
- Как вы думаете, ребята, почему музыку Моцарта слушают в мире до сих пор? Постарайтесь сформулировать ответ.
4. Домашнее задание. Практическая работа
Найдите в тексте объяснение и запишите в Листе ответов – что такое симфония?
Узнайте в интернет-пространстве – что такое сюита?
Просмотрите внимательно Лист ответов и заполните его
Выполненное домашнее задание можно выслать на электронную почту _____________________
или на ВАЦАП (__________________________)
Помним, что надо указывать Фамилию, Имя ученика и класс. Выполнить домашнее задание предлагается до следующего урока по расписанию.
Формат выполненного домашнего задания:
фото Листа ответов с выполненным заданием должно быть адекватным для оценивания (почерк должен быть читаемым, фото чётким)
Не забывайте делать перерывы между уроками в 10-15 минут.
Интернет-ресурсы:
https://barucaba.livejournal.com/218572.html
Лист ответов
DOCX / 14.17 Кб