Конспект урока музыки «Музыкальный образ и его развитие» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 6 December 2018

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока по музыке

Тема: Музыкальный образ и его развитие.

Класс: 5

Цель: создание условий для формирования представления о понятии музыкальный образ и его развитии.

Задачи:

Образовательная: сформировать представления о музыкальных образах, ввести понятия инструментальной и вокальной музыки;

Развивающая: развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей, умения выражать собственные мысли и впечатления, полученные в ходе анализа музыкальных и художественных произведений;

Воспитательная: формирование интереса к музыке, воспитание патриотических чувств, любви к родной природе, толерантного отношения к народам соседних государств.

Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях;

Предметные: сформированность основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению ;

Метапредметные:

Регулятивные: уметь планировать свою деятельность на уроке;

Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать;

Познавательные: сформировать знание понятия «музыкальный образ».

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, учебник, презентация.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивационный

– Здравствуйте! Внимание! Внимание! Какие чудеса! Внимание! В наш класс приходит тишина!

- Приветствуют учителя.

Личностные, коммуникативные.

2. Актуализация знаний (выявление затруднений).

- Когда мы представляем что-то, мы обязательно думаем о том, как это выглядит. Каждый предмет имеет свою характеристику и образ. Невозможно представить книгу круглой - она традиционно прямоугольная.

-Теперь представим человека. Кто- то представил соседа, друга, маму. И обязательно это человек будет в вашем воображении либо грустить, либо улыбаться, либо совершать какое-то действие.

- То, что происходит в воображении, многие талантливые люди переносят в произведения искусства: художники в картины - что более понятно, потому, что это визуально, композиторы - в музыкальные произведения, над которыми можно поразмыслить.

- О чём идёт речь?

- Совершенно верно, а на уроках музыки мы будем говорить о музыкальных образах и их развитии.

- Слушают учителя.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- Об образах.

Познавательные, коммуникативные.

3. Целеполагание.

- Какую цель мы поставим с вами на уроке?

- Узнать, что такое музыкальный образ, какие виды бывают и как он развивается.

Познавательные, коммуникативные.

3. Первичное усвоение новых знаний.

-Что же такое музыкальный образ?


 

- Музыкальный образ - это творческий замысел, который создает композитор, используя возможности музыкального языка.

- Музыкальный язык универсален, он понятен всем. А правильно понять тот или иной музыкальный образ поможет интонация - главное свойство музыки.

- Музыка делится на два вида. Она может быть вокальной и инструментальной.

-Что значит вокальная музыка, инструментальная музыка?


 


 


 


 

-В какой музыке легче определить музыкальный образ?

-Почему?

-Композитор Д.Б.Кабалевский говорил: «Музыкальное произведение, как всё рождённое и живущее, имеет своих родителей. Родители- это композитор и жизнь».

-Как вы понимаете слова композитора?


 


 

- В школе, на уроках литературы, вы знакомитесь с различными видами художественной литературы. Назовите эти виды.

-А может ли музыка воплощать такие образы?

-Музыкальные образы так же могут быть лирические, эпические, драматические. Как вы можете описать каждый из них?

-Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе, к человеку.

-Эпические образы - это грустные воспоминания, разочарования .

-Драматические образы - это образ, где присутствует трагедия, драма .

Сравним музыку и живопись. Художник, например, может изобразить человека, который смеется или плачет, на разных картинах, однако на одной развитие чувства от печали до радости передать невозможно. Музыка же может воспроизвести движение от быстрого к медленному и наоборот, от спокойного до взволнованного; может передать переход от тишины к шуму, ощущение отдаления и приближения

Слушание и анализ музыки. Пьеса Е. Грига

Послушайте его и попробуйте в воображении нарисовать то, что композитор хотел передать звуками.

Что вы представили, слушая эту музыку?

Какая она, музыка?

В начале? В конце? С помощью чего композитор развивал образ?


 


 


 

Прозвучало произведение норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля».

О чем же в нем говорится? Кто может быть в пещере? Что может происходить?

Какие события происходят в этой пещере?

Рассказ о пьесе Е. Грига „В пещере горного короля”

Эдвард Григ жил в городке Трольхаугені. Это название означает «холм троллей».

Эльфы, гномы, тролли являются персонажами норвежских народных сказок. Именно их образы воплощены в пьесе. Все они живут в горах. Их король сидит на троне в пещере, а вокруг него развлекаются фантастические существа.

Композитор создал яркую картину стремительного танца сказочных персонажей. В основе произведения - одна тема. Ее характер постоянно меняется: от настороженного до взволнованного, возбужденного.

Изначально тема звучит в низком регистре, настороженно и таинственно. Постепенно повышается мелодия, усиливается звучность, ускоряется темп, который в конце пьесы становится стремительным. Кажется, будто сказочные жители закружились в стремительном вихре. Вдруг все прерывается резкими аккордами. Еще дважды мелодия стремится восстановить свой неудержимый бег, однако настойчивые аккорды (как властные жесты пещерного повелителя) останавливают дикий танец.

Приемы развития музыки.

Прослушайте это произведение еще раз и попробуйте распознать интонации марша, в котором повторяется одна и та же мелодия, однако характер ее меняется благодаря использованию композитором разнообразных приемов развития музыки:

- динамический прием (изменение звучности);

- жанровый прием (от вкрадчивой поступи до фантастического танца);

- темповый прием (от медленного к ускоренно-стремительного);

- тембровый прием (от низкого, густого тембра высокий, пронзительно-напряженного);

- интонационно-мелодический прием (изменение характера темы от настороженного до взволнованного).

Какие приемы использовал композитор?

Обоснуйте.

Повторное прослушивание с видеообразом.


 

Теперь послушайте еще одну композицию.

Что вы представили, слушая эту музыку?

Какая она, музыка?

В начале? В конце? С помощью чего композитор развивал образ?

Какие приемы использовал?

Это произведение Эдварда Грига. Называется «Утро». Как вы думаете, почему? Как композитор описывает утро? Как оно начинается? С чего? А где можно услышать восход солнца?

Повторное прослушивание с видеообразом.

Теперь послушайте еще одну композицию.

Как можно ее назвать? Почему?

Это произведение Эдварда Грига. Называется «Танец Анитры». Представьте, как танцует Анитра? Как произведение начинается? С чего? Как происходит развитие? Какая становится музыка по характеру?

Повторное прослушивание с видеообразом.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Это произведение Эдварда Грига. Называется «Песня Сольвейг». Как произведение начинается? С чего? Как происходит развитие? Какая становится музыка по характеру?

- Высказывают свои предположения.


 


 


 

-Вокальная музыка- музыка предназначенная для исполнения голосом, а инструментальная- это музыка, которую исполняют только музыкальные инструменты.

-Вокальной.

-Потому что есть слова.


 


 


 

- Музыка рождается композитором, а идею он берёт из жизни.

-Эпические, лирические и драматические.

-Да.

- Высказывают предположения.


 


 


 


 


 


 


 

Слушают


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Предположения


 

Настороженная, таинственная

В начале осторожная, аккуратная, тихая, медленная. В конце более громкая, быстрая, размашистая.

С помощью темпа, громкости.


 


 

Тролли ходят хороводы, может быть работают и т д.


 


 

Слушают


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слушают, распознают


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Динамический, жанровый, темповый, интонационно-мелодический


 


 

Предположения

Светлая, протяжная, потом стремительная, яркая, живая.

Перечисляют, доказывают.

Слышно, как просыпается природа, начинается с перепева птиц, мягко, лениво, сонно.


 


 


 


 

- Сначала в характере вальса, грациозная мелодия первых скрипок поддержана суховатыми аккордами остальных инструментов.

Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.

Танец Анитры — музыкальный портрет. Музыка показывает не только дикую восточную красоту и изящество Анитры, но и её характер — весёлый, шаловливый и непостоянный.

- Музыка запева печальна, но спокойна и светла. Сольвейг грустит, но любовь её безгранична, она верит, что дождётся Пера.

Припев — воспоминание о весёлом деревенском празднике, на котором Сольвейг впервые увидела Пера.

Познавательные, коммуникативные, личностные.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Что же такое музыкальный образ?

Какие виды муз. образов вы запомнили?

Какие приемы развития музыкального произведения вы запомнили?

- Отвечают.

Познавательные, коммуникативные.

5. Физкультминутка.

- А теперь немного разомнёмся.

- Встают, выполняют физкультминутку.

Личностные.

6. Самостоятельная работа.

Сейчас в тетради индивидуально составьте кластер на тему : музыкальный образ и его развитие. (см. приложение)

Выполняют

Личностные, Познавательные.

7. Рефлексия.

-С каким понятием вы познакомились сегодня на уроке?

-Какими бывают музыкальные образы?

- с какими приемами вы познакомились?

- произведения каких композиторов мы сегодня слушали, анализировали?

- Как назывались эти произведения?

Отвечают

Личностные, Познавательные.


Презентация
PPTX / 2.38 Мб

В пещере горного короля
MP3 / 3.54 Мб

В пещере горного короля
MP4 / 9.56 Мб

Утро
MP3 / 3.94 Мб

Утро
MP4 / 56.29 Мб

Танец Анитры
MP3 / 6.34 Мб

Танец Анитры
MP4 / 6.49 Мб

Приемы развития м. образа: динамический прием

- жанровый прием;

- темповий прием;

- тембровый прием;

- интонационно-мелодический прием


 

Бывает: лирическим - это романтические чувства, любовь к природе, к человеку.

-эпическим - это грустные воспоминания, разочарования .

-Драматическим - это образ, где присутствует трагедия, драма .


 

это творческий замысел, который создает композитор, используя возможности музыкального языка.


 

Музыкальный образ

 

 

Предварительный просмотр презентации

Музыкальный образ - это творческий замысел, который создает композитор, используя возможности музыкального языка.

Музыкальные образы: Лирические образы - это романтические чувства, любовь к природе, к человеку. Эпические образы - это грустные воспоминания, разочарования. Драматические образы - это образ, где присутствует трагедия, драма.

Эдвард Григ «В пещере горного короля»

Приемы развития музыки: динамический прием (изменение звучности); жанровый прием (от вкрадчивой поступи до фантастического танца); темповый прием (от медленного к ускоренно-стремительного); тембровый прием (от низкого, густого тембра высокий, пронзительно-напряженного); интонационно-мелодический прием (изменение характера темы от настороженного до взволнованного).

Эдвард Григ «Утро»

Эдвард Григ «Танец Анитры»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.