Система домашних заданий по литературе для обучения смысловому чтению
Система домашних заданий по литературе
для обучения смысловому чтению
Пояснительная записка
Проблема, с которой встречаются учащиеся при анализе композиции текста, при пересказе (изложении) его, - отсутствие умения выделять смысловые вехи текста и устанавливать логические связи между частями целого. Работа над структурой текста начинается в детском саду и начальной школе, но из-за возрастных особенностей только к 5-6 классу ученик может научиться делать эту работу самостоятельно, качественно.
Система специально подобранных домашних заданий по литературе помогает школьнику научиться смысловому чтению. В арсенале учителя литературы должны быть разные по форме задания, чтобы решение литературоведческих задач сочеталось с задачами развития ученика. Вниманию учителей литературы предлагается три вида заданий для развития умений анализировать текст у учащихся 5 класса. Задания соответствуют требованиям ФГОС ООО, они рассчитаны на среднего по способностям ученика, поэтому степень сложности – медиум. Все задания творческого характера, с учетом возрастных особенностей.
1. Изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка».
Домашнее задание (выполняется с помощью родителей) «Формула народной сказки «Царевна-лягушка» с использованием Картинок Google» (время выполнения – 25 мин).
Инструкция:
1. Вспомни формулу волшебной сказки В.Я.Проппа, с которой познакомились на уроке с помощью мультипликационного фильма.
2. По тексту сказки «Царевна-лягушка», с которым работали в классе, на листе электронного документа составь формулу. Для этого открой документ, вставь таблицу. В ячейки скопируй подходящие по смыслу картинки из Интернета так, чтобы по ним можно было составить пересказ текста.
3. Распечатай лист, подготовь устный рассказ.
Рис. 1 Формула волшебной сказки «Царевна-лягушка»
Способ проверки. Выполненное домашнее задание на следующем уроке дети обсуждают в группах, комментируют, выбирают лучшую работу. Лучшие работы заслушиваются у доски.
2. Повторение изученного о народных и авторских сказках.
Домашнее задание (выполняется в группах) «Составление сравнительной таблицы по сказкам с похожим сюжетом: В.А. Жуковского «Спящая царевна», «Спящая красавица» бр. Гримм, А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (время выполнения – 25 мин).
Инструкция:
1. Класс делится на 3 группы (по количеству сказок).
2. Каждая группа составляет формулу сказки с указанием на части текста (зачин, завязка, основная часть/развитее действия-кульминация-завершение действия, развязка, концовка).
3. В процессе создания формулы можно использовать рисование, аппликацию, средства ИКТ. Есть возможность дополнять таблицу значимыми деталями, вводить новые символы.
Рис. 2 Сопоставление смысловых частей авторских сказок
Способ проверки. Представление результатов работы групп. Устная работа - подготовка вывода по сравнительной таблице. Написание минисочинения.
3. Изучение рассказа А. Платонова «Никита».
Домашнее задание (индивидуальное) «Схематическое изображение содержания прозаического произведения и подбор языковых средств для точного выражения мысли» (время выполнения – 25 мин).
Инструкция:
1. Выстроить логическую цепочку, отражающую содержание художественного текста. Нарисовать, используя символы (геометрические фигуры, эмодзи и т.д.). Символически изобразить смену настроения главного героя в ходе повествования.
2. Подобрать слова и выражения (связки, скрепы), которые помогут перейти от одной мысли к другой в устном рассказе о прочитанном.
3. Создать вторичный текст – устный рассказ о прочитанном.
Рис. 3 Рассказ о прочитанном на основе схематических изображений
Способ проверки. Выставка работ (схем) учащихся и их устное рецензирование, оценка. Заслушивание рассказов о прочитанном и выбор лучших для создания аудиожурнала по рассказу (звукозапись с помощью стандартных программ в ноутбуке). Публикация записи с лучшими работами (аудиожурнала) в интернет-группе для родителей.