12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Виктория Олеговна Приходько129
Область профессиональных интересов – психолингвистика, ономастика, текстосимметрика. Персональный сайт http://thedesaska.wixsite.com/prichodkovo
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Система домашних заданий по литературе

для обучения смысловому чтению

Пояснительная записка

Проблема, с которой встречаются учащиеся при анализе композиции текста, при пересказе (изложении) его, - отсутствие умения выделять смысловые вехи текста и устанавливать логические связи между частями целого. Работа над структурой текста начинается в детском саду и начальной школе, но из-за возрастных особенностей только к 5-6 классу ученик может научиться делать эту работу самостоятельно, качественно.

Система специально подобранных домашних заданий по литературе помогает школьнику научиться смысловому чтению. В арсенале учителя литературы должны быть разные по форме задания, чтобы решение литературоведческих задач сочеталось с задачами развития ученика. Вниманию учителей литературы предлагается три вида заданий для развития умений анализировать текст у учащихся 5 класса. Задания соответствуют требованиям ФГОС ООО, они рассчитаны на среднего по способностям ученика, поэтому степень сложности – медиум. Все задания творческого характера, с учетом возрастных особенностей.

1. Изучение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Домашнее задание (выполняется с помощью родителей) «Формула народной сказки «Царевна-лягушка» с использованием Картинок Google» (время выполнения – 25 мин).

Инструкция:

1. Вспомни формулу волшебной сказки В.Я.Проппа, с которой познакомились на уроке с помощью мультипликационного фильма.

2. По тексту сказки «Царевна-лягушка», с которым работали в классе, на листе электронного документа составь формулу. Для этого открой документ, вставь таблицу. В ячейки скопируй подходящие по смыслу картинки из Интернета так, чтобы по ним можно было составить пересказ текста.

3. Распечатай лист, подготовь устный рассказ.

Рис. 1 Формула волшебной сказки «Царевна-лягушка»

Способ проверки. Выполненное домашнее задание на следующем уроке дети обсуждают в группах, комментируют, выбирают лучшую работу. Лучшие работы заслушиваются у доски.

2. Повторение изученного о народных и авторских сказках.

Домашнее задание (выполняется в группах) «Составление сравнительной таблицы по сказкам с похожим сюжетом: В.А. Жуковского «Спящая царевна», «Спящая красавица»  бр. Гримм, А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (время выполнения – 25 мин).

Инструкция:

1. Класс делится на 3 группы (по количеству сказок).

2. Каждая группа составляет формулу сказки с указанием на части текста (зачин, завязка, основная часть/развитее действия-кульминация-завершение действия, развязка, концовка).

3. В процессе создания формулы можно использовать рисование, аппликацию, средства ИКТ. Есть возможность дополнять таблицу значимыми деталями, вводить новые символы.

Рис. 2 Сопоставление смысловых частей авторских сказок

Способ проверки. Представление результатов работы групп. Устная работа - подготовка вывода по сравнительной таблице. Написание минисочинения.

3. Изучение рассказа А. Платонова «Никита».

Домашнее задание (индивидуальное) «Схематическое изображение содержания прозаического произведения и подбор языковых средств для точного выражения мысли» (время выполнения – 25 мин).

Инструкция:

1. Выстроить логическую цепочку, отражающую содержание художественного текста. Нарисовать, используя символы (геометрические фигуры, эмодзи и т.д.). Символически изобразить смену настроения главного героя в ходе повествования.

2. Подобрать слова и выражения (связки, скрепы), которые помогут перейти от одной мысли к другой в устном рассказе о прочитанном.

3. Создать вторичный текст – устный рассказ о прочитанном.

Рис. 3 Рассказ о прочитанном на основе схематических изображений

Способ проверки. Выставка работ (схем) учащихся и их устное рецензирование, оценка. Заслушивание рассказов о прочитанном и выбор лучших для создания аудиожурнала по рассказу (звукозапись с помощью стандартных программ в ноутбуке). Публикация записи с лучшими работами (аудиожурнала) в интернет-группе для родителей.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.