Система эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей в начальной школе
Система эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей в начальной школе
Для работы с детьми разработаны международные документы, федеральные законы, национальная стратегия действий в интересах детей. Это и «Рекомендация о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод» (издательство ЮНЕСКО, принята 19.11.1974г.);
Декларация прав ребёнка (издательство ЮНЕСКО, принята 20.11.1959г.);
Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013г. № ИР-352/09);
Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений (приказ Минобразования России от 03.02.2006г. № 21).
Поэтому, классному руководителю требуется изучить нормативно-правовые документы и ответственно, последовательно, учитывая возрастные и психологические особенности детей, разработать и осуществить программу воспитания классного коллектива. Большую и неоценимую роль в становлении и воспитании детей играют родители.
Взаимодействие классного руководителя с родителями класса начинается на 1 родительском собрании. Учителю предстоит сложный путь. Он должен познакомиться с родителями обучающихся, рассказать им о первых неделях учебы, настроить на преодоление всех возможных трудностей и неудач, выстроить конструктивное и взаимоприемлемое общение. На последующем собрании совместно с родителями планируется план работы по воспитательной деятельности, как с активом класса, так и со всеми родителями в целом.
Первое направление деятельности – проведение классных часов и мастер-классов совместно с родителями. Каждый родитель имеет профессию, о которой он много знает, имеет практический опыт применения. Родители-стоматологи могут рассказать о правильной гигиене полости рта, о здоровьесберегающих привычках, актуальность соблюдения режима дня. На таких классных часах дети с удовольствием повторяют на макете последовательность чистки зубов, правильно располагая зубную щетку, смотрят мультипликационный фильм и в подарок на память получают мини-наборы от стоматолога. Другие родители работают юристами. Имеют большую юридическую практику, могут рассказать интересные и отражающие реальную действительность истории. Особенное место занимает знакомство детей с Конституцией РФ. Учащиеся получают знания о профессии юриста, адвоката, следователя, прокурора и др. смежных специальностях; родители знакомятся с классом и видят своего ребенка в классных условиях; учитель дает возможность родителям соприкоснуться с детьми в условиях образовательного процесса, повлиять на воспитание существенным образом. В течение учебного года дети имели возможность побывать на классных часах по темам: «Закон и порядок», «Здоровые зубки - для нас не шутки!», «Режим дня – основа здоровья», «Микробы и вирусы», «Советы библиотекаря», «Первые шаги в финансовой грамотности», «Визитная карточка – продавец», «Программист». Важно отметить, что если родители не смогли принять участие в реализации этой деятельности, то во 2 классе такая возможность используется.
Второе направление – осуществление совместных проектов и социальных акций. Их много, как в рамках классной деятельности, так и в рамках общешкольных и городских мероприятий. Например, к 9 Мая создание фильма «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», в рамках которой, каждый ребенок рассказывает о своих прабабушках или прадедушках, воевавших в годы Великой Отечественной войны на фронте или участвующих в военной промышленности: «Все для фронта, все для Победы!» Все ролики объединяются в фильм.
Этот проект является одной из основ воспитания патриотизма и гражданственности будущих поколений, формой узнавания своей семьи, традиций, периода героической страницы в истории Отечества.
Социальные акции и проекты направлены на воспитание таких значимых качеств личности, как: милосердие, гуманизм, доброта, сострадание, ответственность. Каждый год дети и родители участвую в акции «Сбережем лес!» (сбор макулатуры), «Покормите птиц зимой!» (ежедневное кормление птиц в период холодов), «Праздник – детям!» (благотворительный сбор новогодних подарков для детей-сирот), экологический проект «Школьный двор» (уборка пришкольной территории от мусора).
Третье направление в работе с родителями – проведение родительских собраний, встреч, родительских конференций. Здесь обсуждаются вопросы обучения и воспитания, происходит знакомство с документами школы, правилами, решаются проблемные ситуации. В 1 классе родители должны узнать права и обязанности детей, правила использования сотовых телефонов, учебников, правила орфографического режима в тетрадях. Классный руководитель рассказывает и показывает папку «Портфолио достижений учащегося», знакомит с его разделами, объясняет важность создания.
На родительских конференциях обычно берутся злободневные темы, которые не просто обсуждаются и даются конкретные советы, но и предлагается практическое занятие. Здесь родители общаются неформально, рассказывают о своем опыте на заданную тему. Например, проводя родительскую конференцию «Книга – источник знаний» родители поделились свои опытом по воспитанию интереса к книгам в семье, воспитанию читательского кругозора и познавательной активности. На таких встречах родители сами предлагают провести внеклассные мероприятия «Суперчитатель» и помощь в их осуществлении.
Четвертое направление, которое соприкасается со всеми направлениями и осуществляется на любом этапе взаимодействия – индивидуальная работа, индивидуальные консультации и встречи с родителями. Встречи могут иметь плановый, целенаправленный характер, а, могут иметь спонтанный, внезапный источник. Дети, имеющие трудности в обучении и поведении, дети с ОВЗ, одаренные дети – для этой категории детей нужны условия для успешной учебной деятельности, социализации. Поэтому родители приглашаются в школу с целью выработки единых подходов в воспитании, оценке достигнутых результатов и помощи в трудных ситуациях. Наряду с этим, в классе происходят неприятные случаи, когда требуется присутствие родителей. Например, мальчик испортил вещи другого мальчика или случилась драка, повлекшая физическое и моральное здоровье. Здесь нужна встреча с родителями учащихся. Если в такую историю не включить родителей, не разобраться в спорных моментах, то, как правило, конфликт усугубляется и заканчивается более серьезной и травмоопасной проблемой. Сама проблема при этом не решается.
Общаясь с родителями педагогу следует избегать в речи выражений типа:
«Ваш ребенок», то есть противопоставлять себя и родителей. Рекомендуется чаще говорить «мы, вместе, наш (имя ребенка)». «Мы вместе» означает то, что педагог постоянно подчеркивает общую цель его и родителей относительно будущего ребенка.
«Извините, что я Вам помешала/задерживаю…».
«Давайте это с Вами быстренько обсудим» - в этом случае у родителя может возникнуть ощущение, что педагог не заинтересован, подходит к вопросам развития его ребенка формально.
«Вы должны…» - в этом случае у родителя срабатывают защитные, иногда и агрессивные механизмы.
«Если Вы…, то я…» - принцип условного общения затрудняет взаимопонимание педагога и родителей.
Использую такой прием общения как «Присоединение». Это умение говорить с родителями на понятном им языке, доступно, не перегружая информацию специальной терминологией, но профессионально. При несоблюдении этого условия у родителя возникает эмоциональный дискомфорт, который может перерасти в раздражение и уход от общения.
Таким образом, ценность эффективного взаимодействия классного руководителя и родителей становится неотъемлемой частью для воспитания ответственных, успешных, социально адаптированных граждан.