Программа эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы «Общее счастье»

1
0
Материал опубликован 24 April 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»




СОГЛАСОВАНО

заместитель директора

по ВР МБОУ «Малоенисейская СОШ»



«____» _______ 20___



РАССМОТРЕНО

на заседании методического совета

Протокол №_____


«______»___________20____


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы МБОУ «Малоенисейская СОШ»


Приказ № _______

от «____» _________ 20___






Программа эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы



«Общее счастье»


НА 2019-2022 учебный год


Разработала: учитель начальных классов

Высшей .категории

Карташова Наталья Анатольевна


Малоенисейское, 2019




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Программа эффективного взаимодействия учителя и родителей начальной школы МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2022 год «Общее счастье»

Основание для разработки программы

«Закон Российской Федерации «Об образовании»

«Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения»

«Типовое положение об образовательной школе РФ»

«Типовое положение об образовательной школе Алтайского края»

«Конвенция по правам ребенка»

Послания Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года

Устав МБОУ «Малоенисейская средняя общеобразовательная школа»

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Заказчики программы

Администрация школы, педагоги, родители

Разработчики программы

Учитель начальных классов Карташова Наталья Анатольевна

Цель программы

Создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Задачи программы

повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения; родителей в жизнедеятельность классного сообщества;

содействие родителям в решении проблем воспитания детей;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, как личного примера для детей;

выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики

Этапы и сроки реализации программы

1 этап реализации программы – адаптационный (март 2019 г. - август 2019 года.

На данном этапе будет производиться анализ и изучение семей учащихся класса и создание условий для участия семей в воспитательном процессе.

2-й этап: реализация программы – младший школьный период (сентябрь 2019 г. -май 2022 года)

На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей, работа с проблемными семьями, сотрудничество учителя и родителей в организации воспитательной работы в классе.

3-й этап: период самосовершенствования, адаптация к переходу в среднее звено (сентябрь2021 г. -июнь 2022 года)

Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся за 4 года.

Исполнители основных мероприятий программы

Классный руководитель, коллектив учителей и педагогов дополнительного образования, руководители кружков, секций, учащиеся школы, родители, Совет школы.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы


Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

Формирование культуры здорового образа жизни.

Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.

Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.

Привлечение родителей к государственно-общественному управлению школой.

Система организации контроля за исполнением программы

Ходом реализации программы управляет методический совет классных руководителей

Мониторинг работы программы проводится заместителем директора школы по воспитательной работе и педагог-организатор каждое полугодие.

 Пояснительная записка

Современный школьник стремится к тому, чтобы состояться в жизни и быть успешным. Задача педагогов и родителей заключается в поддержке его на этом пути, в оказании ему помощи в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешна только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Для этого необходимо создание поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, где нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, которые объединены единой целью.

В процессе педагогического взаимодействия учителя и родителей возникает множество задач, которые, по существу, являются задачами поиска оптимальных решений. В таких случаях требуется определить тот путь, выбор которого связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Эффективность педагогической деятельности может быть выявлена, если получено знание о механизме данной деятельности, о её преобразовании, ведущей к заданной цели, к её результатам.

Закономерными становятся вопросы: каковы признаки эффективного и неэффективного взаимодействия учителя и родителей? Каковы причины (факторы) неэффективного взаимодействия учителя и родителей? При каких психолого-педагогических условиях возможно эффективное взаимодействие учителя и родителей? Эти вопросы составляют проблемное поле исследования, основная проблема которого сформулирована следующим образом: каковы сущность, структура, специфика, психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе?

Цель программы – создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания и стремлений работать в одном направлении школы и семьи в развитии личности ребенка, мотиве его учения, ценностных ориентаций, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;

содействие сплочению родительского коллектива, вовлечения; родителей в жизнедеятельность классного сообщества;

содействие родителям в решении проблем воспитания детей;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, как личного примера для детей;

выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;

пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактики

Актуальность создания программы

В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе, гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а первостепенной ценностью, что крепкая и дружная семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.

Вместе с этим, в условиях рыночной экономики, при переходе от общества индустриального к обществу постиндустриальному и информационному, мир жестко предъявляет к будущему поколению новые требования: современный человек должен быть внутренне мобильным и самостоятельным, должен уметь быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации, должен учиться всю свою жизнь. И именно, "сегодняшние" младшие школьники, станут "завтрашней" опорой нации, от их личного благополучия зависит, и благополучие общества. Воспитание такого человека требует мобилизации всех социальных институтов, особого внимания и воздействия воспитательной среды школы, внеклассной работы, семейного воспитания. В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;

дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;

резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;

дестабилизирующее влияние алкоголизма, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;

психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу ребенка из-под влияния семьи". Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети, не умеют противостоять соблазнам. Содержательные различия семейного воспитания зависят от культуры, быта, рода профессиональных занятий родителей, социального статуса семьи. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

В силу обозначенных проблем работа классного руководителя с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу.

Основной принцип программы – это диалогичность, который рассматривается как условие реализации субъект-субъектных отношений между учителем и родителями. При этом принцип предполагает активность всех участников взаимодействия, и эта активность направлена на предмет общения, а не на личность одного из участников.

Условия:

родители – не просто помощники педагогов, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического;

переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьёй к групповым и индивидуальным формам взаимодействия, построенным на диалоговой основе;

осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям;

систематическое и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям;

установление эффективного контроля, основанного на диагностике, и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей,

обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.


Принципы реализации программы:

добровольности;

значимости (выбранные темы актуальны и принимаемы);

вариативности форм и методов;

научности;

непрерывности и целостности;

комплексности;

сотрудничества;

постоянства обратной связи;

открытости;

конфиденциальности.


Планируемый результат.

Первый уровень результатов:

Приобретение родителями знаний, первичного понимания о повседневной жизни в школе, о среде, в которой находится его ребенок. Как и у детей, на этом этапе особое значение имеет значение взаимодействия родителей с учителем.

Второй уровень результатов:

Получение родителями позитивного отношения к базовым ценностям школьного общества. Для достижения этого уровня особое значение имеет взаимодействие родителей между собой, с детьми, с педагогом.

Третий уровень результатов :

Самостоятельные общественные действия родителей, социально приемлемых моделей поведения.

Эффект работы с родителями.

Родители самостоятельно и с желанием принимают участие в жизни школы и класса, следят за учебно - воспитательным процессом, оказывают посильную помощь педагогу, принимают активное участие в праздниках и мероприятиях, вместе с детьми ведут проектную и исследовательскую деятельность, ведут и пропагандируют здоровый образ жизни, являются патриотами своей родины и и прививают это чувство своим детям

 Модель «РОДИТЕЛЯ ВЫПУСКНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ»

Деятельный

Готовый к сотрудничеству

Общительный

Готовый вместе с ребенком познавать мир

Участвующий в

жизни школы и класса

Родитель выпускника начальной школы.


Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни

Патриот своей

Родины

Креативный

 Направление работы с родителями


Гражданско – патриотическое и правовое : беседы, род. собрания, совместные встречи с ветеранами, КТД с совместно с детьми , дискуссии, круглые столы. Знакомство с нормативными документами и локальными актами учебного заведения, с правилами поведения в школе, традицими школы, её истории, достижениях в обучении и воспитании учащихся, с содержанием образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе.

Физкультурно - оздоровительное: семейные соревнования, спортивные игры, беседы, консультации, беседы родителей с детьми.

Нравственное и эстетическое: беседы, консультации, совместные поездки в театры, музеи и т.д, , КТД совместно с детьми, выставки, фотовыставки

Экологическое: беседы, проектная и исследовательская деятельность., совместные экскурсии с детьми, привлечение в природоохранную деятельность ( агитация, уборка мусора вместе с детьми и т.д.)

Трудовое: совместные субботники, генеральная уборка класса, помощь в оформлении кабинета и т.д..

Школьно - семейное: род. собрания, консультации, дистанционное общение, работа с портфолио, семейные праздники, проекты.

Исследовательская деятельность: беседы родителей с детьми, совместная исследовательская деятельность, проектная деятельность.

Диагностическое: изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи (анкетирование, беседы, посещение семьи) Проведение мониторинга удовлетворенности родителей учащихся жизнедеятельностью в классе и школе.

Просветительское: просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики с привлечением специалистов различных направлений: врачей, психолога, соц. педагога, библиотекаря, учителей предметников. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. Разработка памяток для родителей по взаимодействию с детьми

Организационное направление: проведение совместных мероприятий по реализации направлений воспитательной работы («День открытых дверей в классе», где демонстрирую родителям достижения

Работа с родителями одаренных детей: оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении проблемных ситуаций. Индивидуальная коррекционная работа с одарёнными детьми.

учащихся, родителей и педагогов школы).

 Работа с неполными и неблагополучными семьями: удачными формами работы являются занятия общешкольного педагогического всеобуча, переписка с классным руководителем, посещение консультативных пунктов Школа должна стать таким семьям не строгим судьей, а надежной опорой и партнером, активно пропагандировать весь позитивный опыт воспитания в ней.


Формы и методы работы с родителями, как условие универсальных родительских действий (УРД)


Учебное сотрудничество - педагог воспринимает родителя как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Родитель свободно пользуется помощью педагога или других родителей.

Родительские собрания - формируют у родителей все виды УРД. Это и коммуникативные- постановка вопросов, умение планировать воспитательный процесс планирования сотрудничества, регулятивные- планирование работы, целеполагание, оценка деятельности родителей, познавательные – формулировать проблемы, структурировать знания, личностные- смыслообразование, нравственно-стетическое оценивание.

Адаптационный период-это период, когда формируются все виды УРД. Родителям необходимо научиться общаться между собой и педагогом, формировать доброжелательный и ( коммуникативные и личностные),уметь организовать свое время и время своих детей, планировать работу и предвидеть результат, контролировать свою деятельность, по отношению к ребенку ( регулятивные), сформировать положительное отношение к учебному процессу, развивать в себе патриотические чувства, интернационализм( личностные), уметь правильно пользоваться полученной информацией, уметь вместе с детьми добывать эти знания( познавательные).

Именно в адаптационный период помощь родителей необходима детям, как никогда, а толь родитель владеющий педагогической культурой, может грамотно помочь ребенку , поэтому формирование УРД так важно но этом этапе

Творческая, проектная, исследовательская деятельность

Совместная с педагогом и детьми проектно- исследовательская работа, помощь детям в создании базы проектов класса. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных результатов. Совместная творческая деятельность детей и родителей при работе над проектами– способствую формированию коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов. Так же для развития регулятивных , коммуникативных и познавательных универсальных действий способствуют выставки, конкурсы , тестирование родителей. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей. Огромное значение имеет положительное общение детей (во время работы над проектом) из неполных и проблемных семей. Встречи, общение с родителями одноклассников может сделать для ребёнка гораздо больше, чем беседы и нравоучения.

В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.

Трудовая деятельность - совместное проведение субботников и рейдов, формирует у родителей личностные УРД-организованность, дисциплинированность, внимательность. Родители выполняют поручения педагога по оформлению класса, оказывают помощь в оформлении и проведении праздников.

Деятельность по формированию здорового и безопасного образа жизни. Эта деятельность развивает в родителях регулятивные УРД- оценивать и корректировать свой образ жизни, для предъявления примера детям, познавательные УРД- моделировать здоровый образ жизни с помощью различных информационных источников, личностные – ориентировать себя и свою семью на здоровый образ жизни, соблюдения правил безопасного поведения и ПДД .

Совместная деятельность родителей и педагога - формирование коммуникативных УРД- умение строить диалог, планировать учебное сотрудничество. Познавательные УРД -поиск информации, логическое построение выступлений, рефлексия деятельности.

Мероприятия, праздники- формируют у родителей регулятивные УРД- планирование, прогнозирование, личностные- нравственно-эстетическое оценивание.

Дистанционное общение – формирование ИКТ –компетентности родителей, основы овладения электронной почтой, блогами, форумами и чатами.

Индивидуальные тематические консультации – развивают у родителей познавательные, коммуникативные и личностные УРД- т.е умение формулировать проблему, проводить рефлексию, умение разрешать конфликты, выражать свои мысли.

Посещение на дому – формирует личностные, регулятивные и коммуникативные УРД , способствуют более тесному сотрудничеству и взаимопониманию, педагог видит семью « изнутри»

Вовлечение родителей в школьное самоуправление- развивают личностные и коммуникативные ууд, формируют умение высказывать своё мнение и уважать позицию другого.


 Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

1) Просвещение по вопросам психологии и педагогики

Цель: вести просветительскую работу среди родителей в вопросах воспитания младших школьников, учитывая предложения и пожелания родителей, выявленные через анкетирование и привлекая представителей разного рода общественных организаций; вызвать интерес к затронутой проблеме в воспитании детей.

Организация «Школы семейного воспитания» для родителей.

Взаимосвязь учителя с психологом, школьным врачом, социальным педагогом, представителями общественных организаций.

Обсуждение тем для совместного обсуждения и просвещения родителей младших школьников.

2) Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.

Цель: организовать встречи с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы, создать ситуацию эффективного взаимодействия школы и семьи в организации внеклассных мероприятий.

Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.

Праздник рождения класса

Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой.

Встреча родителей «Традиции класса, которым быть».

Организация и проведение родительских уроков.

«День открытых дверей» - демонстрация достижений учащихся, родителей и педагога.

Клуб выходного дня (экскурсии в музей, в цирк, в зоопарк, в библиотеку).

Семейные праздники и чаепития.

3) Диагностика

Цель: использование психолого-педагогической диагностики для конструктивного планирования воспитательной работы с ученическим коллективом и коллективом родителей.

Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:

- родительских собраний

- тематических и индивидуальных консультаций

- внеклассных мероприятий

- организации поездок и экскурсий

Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблемных ситуаций, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом, а также у родителей и учеников.

Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах, фестивалях. Итоговая диагностика даёт возможность дальнейшего совершенствования работы с семьёй и учащимися

4) Коррекционная работа деятельности классного руководителя с семьей учащегося

Цель: оказать родителям психолого-педагогическую помощь и поддержку в решении проблемных ситуаций семейного воспитания.

Индивидуальные и групповые беседы по проблемным ситуациям в воспитании младших школьников на темы:

* «Трудности в адаптации к школьной жизни»;

* «Трудности в обучении»;

* «Профилактика вредных привычек»;

* «Мой ребёнок становится трудным» и др.

Основными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные и групповые формы работы.

Групповая форма работы с родителями:

Цель: организация психологического просвещения родителей по проблемам воспитания детей, планирования содержания занятий «Школы семейного воспитания», участия родителей в жизни классного коллектива:

1) родительское собрание;

2) конференция;

3) вечер вопросов и ответов;

4) работа «Школы семейного воспитания».

(Приложение № планирования организации групповой работы с семьёй - классные родительские собрания - учащихся начальных классов на 4 года).

Индивидуальная работа с родителями:

Цель: консультация родителей по проблеме, анализ проблемы, совместный выход их создавшейся ситуации, рекомендации:

1) индивидуальные консультации;

2) беседы;

3) посещение на дому.

5. Психолого-педагогическая диагностика в работе классного руководителя с семьей

Цель: проведение диагностических исследований физического, психического развития ребёнка до школы, положение его в роли ученика, умение взаимодействовать с другими детьми, отношение родителей к успехам и неудачам своего ребенка, семейная атмосфера и др. вопросы для корректировки и дальнейшего сотрудничества.

Диагностику можно использовать:

при подготовке к родительскому собранию;

в ходе встреч с родителями;

после проведенной работы по какой-то определенной проблеме.

1) Предварительная диагностика (проводится, начиная с 1-го класса).

Цель: изучить коллектив родителей и детей до поступления в первый класс, что позволит увидеть отношение родителей к поступлению ребенка в школу, отношение к школе, степень заинтересованности родителей в сотрудничестве со школой и классным руководителем, родителями и учащимися класса.

Формы проведения предварительной диагностики:

анкетирование;

методика неоконченных предложений;

рисуночный тест;

проективная методика для учащихся или родителей.

2) Тематическая диагностика (проводится классным руководителем при подготовке различных мероприятий с родителями по определенной теме).

Цель: организовать сотрудничество с родителями и сделать его полезным и направленным на развитие педагогической культуры родителей, их интереса к развитию и становлению своего ребенка.

Формы проведения тематической диагностики:

тематическое анкетирование;

тест – прогноз;

игровой тренинг.

4) Итоговая диагностика

Цель: изучить результаты взаимодействия учащихся, классного руководителя и родителей по той проблеме, которая была трудноразрешимой в классном коллективе в течение длительного времени.

Формы проведения итоговой диагностики:

анкетирование;

тестирование.

Нравственные аспекты классного руководителя в проведении диагностических исследований:

Правило первое. Если родители поделились информацией, она не должна стать доступной всем.

Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционное действие классного руководителя по изученной проблеме.

Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.

Правило четвёртое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с классным руководителем.

Правило пятое. Для дальнейшего изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.

 Мероприятия по реализации программы «Общее счастье»
Диагностика семей


Задачи: Изучить образ жизни семьи. Выявить особенности семейного воспитания. Выяснить отношение в семье к школе. Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.


Действия

Предполагаемый результат


1. Изучение семей будущих первоклассников, знакомство их с системой обучения в школе

Формирование единых педагогических требований.



2. Ежегодное составление социального паспорта

Создание банка данных



3. Сочинение « Моя семья»

Составление социальных портретов семей.


4. Посещение семей

Раннее выявление кризисных семей.


5. Диагностика «Рисунок семьи»

Своевременное выявление детей, требующих особого внимания.


Работа с родителями


Задачи: Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.


Найти пути оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи. Пропаганда здорового образа жизни.


Действия

Предполагаемый результат

1.День открытых дверей для родителей.

2.День семьи.

3.Встречи для вопросов и ответов.

4.Спортивные соревнования « Папа, мама и я - спортивная семья»

5.Выставка поделок семейного творчества.

6.Выставка семейных газет.

7.Организация кружков и спортивных секций по интересам силами родителей.

8.Проведение конкурсов: « А ну-ка бабушки!», « А ну -ка дедушки!», « У меня сестренка есть, у меня братишка есть.»

9.Поздравление дедушек и бабушек поселка с Днем Победы.

10.Оформление классных летописей фотоальбомов силами родителей.

11.Привлечение родителей – выпускников школы для сохранения и приумножения школьных традиций.




Вовлечение родителей в воспитательный процесс школы.

Педагогическое и психологическое просвещение родителей

Задачи: Повышение воспитательного потенциала семьи через просвещение родителей.


Действия

Предполагаемый результат

Собрание родителей будущих

первоклассников.

Открытые уроки для родителей.

Тематические собрания с

привлечением родителей.


4. Совместные родительские и

ученические собрания с

приглашением учителей

предметников.


5. Собрания практикумы для

родителей.

6.Индивидуальная работа с родителями.

7. Итоговые четвертные собрания по классам.

8. Родительские конференции.


Терапия семейных отношений. Улучшение микроклимата в семье.

Работа с нестандартными (многодетными, неполными, неблагополучными) семьями

Задачи: Учитывать и предупреждать социально - аморальное поведение родителей. Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях. Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.


Действия

Предполагаемый результат

Работа классного руководителя:


а) регулярное посещение проблемных семей;

б) индивидуальные беседы с родителями;

в) совместная работа классного руководителя, родителей и учителей предметников;

г) проведение малых педсоветов;

д) составление индивидуальных программ воспитания;

е) ведение учета пропусков занятий учащихся, способных прогуливать уроки без уважительной причины.

Оказание помощи семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.

Работа социального педагога:


а) психодиагностика уровня развития детей;

б) консультация для родителей;

в) совместная профилактическая работа с инспектором ИДН.

Реабилитация и социальная адаптация подростков с девиантным поведением, профилактика правонарушений и вредных привычек.

Работа администрации школы:

а) индивидуальные беседы и консультации;

б) контроль работы классных руководителей;

в) тематические совещания при завуче;

г) индивидуальные отчеты классных руководителей о текущей успеваемости и посещаемости учебных занятий учащимися из проблемных семей;

д) изучение данных о занятости учащихся в кружках и спортивных секциях.

Обеспечение плодотворного и полноценного сотрудничества с родителями в учебно-воспитательном процессе.

Работа с семьями опекаемых детей:

а) регулярное посещение семей опекаемых детей;

б) контрольная над регулярным питанием опекаемых учащихся в школьной столовой;

в) индивидуальное собеседование с опекунами;

г) оказание помощи в организации летнего отдыха опекаемых детей

д) своевременное выявление школьников, проживающих с родственниками при неоформленном опекунстве.

Составление банка данных, контрольное обследование раза в год, своевременная помощь в различных ситуациях.


Работа с многодетными и малоимущими семьями:

а) контроль над постановкой детей из данной категории семей на бесплатное льготное питание в школьной столовой;

б) проведение праздников для детей из многодетных семей и считать такие праздники ещё одной традицией нашей школы;

в) оказание помощи семьям из фонда «Всеобуч»

Составление банка данных. Оказание своевременной помощи особо нуждающимся детям из малообеспеченных семей.

Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе.

Задача: Организация работы родительского актива.


Действия

Предполагаемый результат

Работа родительского комитета.

Создание инициативной группы родителей.

Поиск родителей – спонсоров классных мероприятий.

Помощь родителей в выполнении детьми режима дня и правил для учащихся.

Оформление классных альбомов «Наши родители».

Посещение членами родительских комитетов « проблемных » семей.

Создание единого воспитательного пространства «родители- дети- учителя». Создание условий для развития родительских общественных организаций.

Работа с семьёй в системе дополнительного образования

Действия

Предполагаемый результат

оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции.

Привлечение родителей для ведения мини- кружков по интересам.

совместная работа с школьным музеем.

Интеграция работы школьных кружков с предметами в гуманитарных классах.

Развитие творческих способностей учащихся.

Работа с педагогическими кадрами

Задача: Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

Действия

Предполагаемый результат

Изучение нормативно-правовых документов по работе с семьей.

Уточнение функциональных обязанностей социального педагога, классного руководителя, психолога.

Качественная работа информационного центра в библиотеке.

Выявление потребностей педагога в обучении и повышение профессиональной квалификации по проблеме организации работы с семьей.

Создание творческих групп классных руководителей по работе с семьей.


Обобщение опыта работы педагогов по работе с семьей.

Знание педагогами необходимых нормативных правовых документов, доступность информации по проблеме работы с семьями, создание методических разработок в помощь классным руководителям.

Работа с социумом

Задача: Активизация работы с социумом, поиск новых путей привлечения семьи к участию в жизни школы.

Действия

Предполагаемый результат

Школа традиционно поддерживает отношения с :


Поселковой библиотекой.

Поселковым Д.К..

Детским садом

Детским домом творчества.


Расширение культурно-воспитательного пространства.

Работа с неблагополучными семьями

Тип семьи

Деятельность

Срок проведения и

ответственный

неполные

Ежегодное оказание помощи этим семьям продуктами питания, школьной одеждой, канцтоварами, одеждой; сбором вещей, игрушек и продуктов по акции «Помоги ребенку» , « Вещи – новую жизнь!»

- Ежемесячное совместное выездное рейдирование со специалистами УСЗН, членами классного и общешкольного родительского комитета по неблагополучным семьям.

- Своевременно ставить вопрос перед органами опеки и попечительства, КДН об изъятии детей, находящихся в социально-опасном положении.


Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних -

Август – сентябрь, кл.руководители

Родит. Комитет, кл.руководители


Председатель родит. Комитета. август- май





По необходимости классный руководитель

Многодетные

Малообеспеченные
















Выявление и учет многодетных, неполных, малообеспеченных семей, составление банка данных

2. Определение основных проблем и потребностей семей

3. Помощь в получении различных видов материальной помощи, организация льготного питания .

4. Предоставление информации о пособиях и социальных льготах

5. Помощь в решении проблем женщины-матери, матери –одиночки, отца-одиночки (психологическая поддержка)

6. Консультирование членов семьи, социально-педагогическая поддержка

7.Социальный патронаж детей, контроль за воспитанием, успеваемостью, посещаемостью,

8.Организация летней занятости, отдыха и трудоустройства детей.

Организация встречи учащихся с инспектором по делам несовершеннолетних

Август-сентябрь

кл.руководители

Сентябрь-род. ком., кл.руководители

Психолог

В течение года

кл.руководители

в течение года


психолог

по мере необходимости

пхихолог, по необходимости

В течение года род. комит.

В течение года участковый ПДН


Опекаемые

Дети -сироты

Выявление детей оставшихся без попечения родителей,

составление банка данных

-Контрольное обследование условий жизни и режима дня детей

сирот, опекаемых

-Помощь в защите имущественных прав и интересов детей-сирот

и опекаемых

-Оказание помощи в приобретении канц.товаров, школьной формы

-Организация летнего отдыха детей-сирот и опекаемых в школьных. районных, областных лагерях отдыха и санаториях.

Индивидуальные беседы с учащимися

В течение года кл.руководители

Август, январь

род. комит.

По мере необходим юрист отдела образования


Общешкольный и классный род. Ком.

в течение года


Администрация школы

кл.руководители

Опекуны май-август

Полная семья, в которой работает один родитель

.выявление и учёт, составление банка данных. Помощь в получении различных видов материальной помощи, организация льготного питания.

-Организация летнего отдыха детей-сирот и опекаемых в школьных. районных, областных лагерях отдыха и санаториях. . Привлечение учащихся в кружки, секции, клубы и т.д. Индивидуальные беседы с учащимися

По мере необходимости


кл.руководител

В течение года, кл.руководители



Неполная семья, в которой родитель неработающий

.выявление и учёт, составление банка данных. Помощь в получении различных видов материальной помощи, организация льготного питания.

-Организация летнего отдыха детей-сирот и опекаемых в школьных. районных, областных лагерях отдыха и санаториях. Привлечение учащихся в кружки, секции, клубы и т.д.

Индивидуальные беседы с учащимися

По мере необходимости

кл.руководители




Администрация школы


кл.руководители,

руководитель кружков


Работа классного руководителя с учащимися группы риска


Педагогическое сопровождение учащихся.

Систематический контроль за посещаемостью и успеваемостью.

Помощь учащемуся в учебно-познавательной деятельности.

Обеспечение постоянной связи с семьей.

Осуществление тесной связи с педагогами-предметниками.

Проведение тематических классных часов и мероприятий с привлечением учащихся «группы риска».

Активизация творческой, трудовой, спортивной и др. деятельности.

Проведение индивидуальной работы с учащимися «группы риска».

Осуществление групповой поддержки детям «группы риска».








 Родительские собрания

1 класс

Работа с семьёй в первом классе существенно отличается от работы в последующих классах. В первом классе тематика встреч, с одной стороны, знакомит родителей с особенностями психологии и физиологии первоклассника, с другой – учит родителей быть умными родителями. Именно в первом классе взаимодействие с родителями носит в первую очередь просветительский характер, наталкивает родителей на развитие в себе умений воспитательного характера.


Сроки прове

дения

Тема

Задачи

Форма общения

Подготовительная

работа


август







Первый раз – в первый класс.

Создание атмосферы сотрудничества и сотворчества, необходимой для дальнейшей совместной деятельности учителя и родителей по воспитанию детей. 2.Формирование коллектива родителей.

Торжественное собрание.


1.Подготовка письма - обращения ребёнка к родителям.

I четверть

Трудности адаптации первоклассников к школе.









Погода в нашем доме.

Ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к первому году обучения в школе.

2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.


1.Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.

2. Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.


Круглый стол.











Праздник всей семьи.

Подготовка фотовыставки «Ура! Мы – школьники».

2.Выставка рисунков детей «Мои первые дни в школе».

3.Анкета для родителей.

4.Памятки для учащихся.

5.Приглашение врача.

6.Приглашение психолога.

1.Плакат с названием праздника.

2.Пословицы, поговорки о семье, о любви.


II четверть






Режим дня в жизни школьника.


1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника.

2. Убедить родителей в необходимости формирования у ребёнка привычки выполнения режима дня.



Семинар - практикум.


1.Анкетирование.

2.Подбор статистических материалов.

3.Подготовка комплекса упражнений, памятки для родителей.


Неразлучные друзья – родители и дети.


1.Формировать у родителей учащихся ответственное отношение к воспитанию доброжелательного отношения к людям.

2. Предложить практические рекомендации по воспитанию у ребёнка доброжелательности.


Форум


1.Плакат – лозунг с темой собрания.

2.Подготовка пригласительных билетов.

3.Подготовка концертных номеров – сюрпризов, конкурсов.

4.Подготовка памяток.


III четверть





Родителям о внимании и внимательности


1.Показать родителям важность и значимость проблемы развития детского внимания.

2.Познакомить родителей с методами и приёмами развития внимания первоклассников.



Творческая лаборатория родителей.


1.Анализ работы учащихся на уроках.

2.Подготовка упражнений и заданий на внимание.

3.Подготовка памяток.

4.Подготовка плаката.

5.Приглашение психолога.


День открытых дверей






1.Демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы.


Творческий отчёт по предметам.






1.Выставка работ, выполненных учащимися или

учащимися совместно с родителями.

2.Подготовка 2-3х

открытых уроков.


Один вне общего закона.


1.Познакомить родителей с психологическими особенностями и трудностями детей, относящихся к группе гиперактивных.

2. Познакомить с психологическими и педагогическими рекомендациями, позволяющими решить проблемы обучения гиперактивных детей.



Собрание – консультация, посвящённое проблемам гиперактивных детей в школе.


1.Приглашение на встречу школьного психолога.

2.Приглашение на встречу врача - педиатора.

3.Анкетирование по теме.


IV четверть





Как помочь ребёнку полюбить чтение.


1.Привлечь внимание родителей к книге как важному фактору воспитания личности.

2. Помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать.



Собрание рецептов.


1.Анкетирование детей.


Итоги первого года «Перелисты

вая страницы».


Подвести итоги совместной деятельности учителя, учащихся и родителей за учебный год.

2. Способствовать развитию инициативы родителей и учащихся, умению общаться и формированию культуры взаимодействия.



Собрание – праздник.




1.Анкетирование родителей.

2.Подготовка выставки.

3.Подготовка писем – посланий.



2 класс

Во втором классе встречи классного руководителя с родителями должны быть направлены на вопросы формирования детского коллектива, на сплочение учащихся класса на принципах справедливости, добра и человеколюбия, на формирование умения жить среди людей и поступать согласно нравственным нормам.


Сроки прове

дения

Тема

Задачи

Форма общения

Подготовительная

работа


I четверть


Снова вместе!

1.Формировать нравственную культуру детей и родителей.

2. Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семьях воспитанников.

Собрание – праздник

1.Подготовка пригласительных билетов.

2.Подготовка выставки коллажей.

3.Подготовка сценария.

Первые уроки школьной отметки.

1.Показать родителям значение школьной отметки в жизни ребёнка.

2. Формировать культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка.

Родительский педагогический тренинг

1.Анкетирование родителей.

2.Подготовка памяток, карточек отзыва.

II четверть

Как помочь ребёнку хорошо учиться.

1.Выявить представление родителей об организации учебной работы детей дома.

2.Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Ресурсный круг

1.Анкетирование учащихся.

2.Выставка книг для родителей.

3.Памятки родителям.

Роль книги в развитии интеллекту

альных умений ребёнка.

1.Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

2.Развивать у родителей интерес к формированию у детей желание читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Собрание - конкурс

1.Анкетирование детей и родителей.

2.Конкурс на самого лучшего чтеца класса.

3.Памятки для родителей по развитию читательских умений детей.

4.Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

III четверть

Гармония общения- залог психоэмоционального состояния ребёнка. Диалоги о дисциплине

1.В совместном разговоре попытаться выяснить причины недисциплинированности детей и способы воспитания дисциплины.

2.Познакомить родителей с приёмами поощрения и наказания детей.

3.Содействовать укреплению взаимопонимания между взрослыми и детьми посредством применения воспитательных средств.

Собрание - практикум

1.Рисунки на тему «Моя семья».

2.Анкетирование родителей.

3.Подготовка памяток.

День открытых дверей

1.Демонстрация достижений учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы.

Творческий отчёт по предметам.

1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями.

2.Подготовка 2-3-х открытых уроков.

Физическое развитие школьника в школе и дома.

1.Обсудить с родителями новый этап в физическом и психическом развитии детей.

2.Повысить контроль со стороны родителей за физической подготовкой.

Беседа

1.Выставка детских рисунков «Я на уроке физической культуры».

2.Анкетирование родителей.


IV четверть




О разумной родительской любви…

1.Средствами совместного обсуждения нравственных проблем в общении формировать традиции культуры проявления родительской любви.

Дискуссионный клуб

1.Анкетирование.

2.Подготовка памят

ки для родителей.

3.Создание книжки-малышки рассказов учащихся «Можно» и «Нельзя» нашего дома».

Праздники и будни нашей жизни.

1.Обратить внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье.

2.Формировать культуру общения родителей и детей, умение видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

3.Развивать чувство юмора детей и родителей, уважение друг к другу.

Родительско -ученический капустник.

1.Подготовка декораций, разучивание ролей.

2.Оформление выставки работ учащихся на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо».

3.Оформление поздравительных писем родителям.

3 класс

В работе с родителями третьеклассников классный руководитель должен обратить внимание на воспитание ответственного отношения к выполнению нравственных законов жизни в социуме, воспитывая при этом стойкую привычку нравственного поведения. В этом возрасте имеет огромное значение воспитание учащихся на примерах родных и близких людей, родителей, дедушек и бабушек.


Сроки прове

дения

Тема

Задачи

Форма общения

Подготовительная

работа


I четверть














Значение семейных традиций в формиро

вании у ребёнка желания трудиться.


1.Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.

2.Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.


Круглый стол


1. Приглашение на встречу школьного психолога.

2. Анкетирование детей и родителей.

3. Фотовыставка «Труд в нашей семье»

4. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.

5. Памятки для родителей.


Мы дружим с книгой


1.Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения.

2.Воспитывать у детей интереса к чтению.

3.Развивать навык выразительного чтения.



Литературная гостиная


1. Приглашение библиотекаря.

2. Организация выставки книг.

3. Подготовка детей к чтению стихотворений наизусть.

II четверть

Как преодолеть застенчи

вость и неуверен

ность ребёнка

1. Обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника.

2.Способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности.

Обучающий тренинг

1. Анкетирование детей и родителей.

2. Подготовка тренингового практикума по теме собрания.

3. Памятки для родителей.

Эстетичес

кое воспитание в семье – школа высококультурного человека

1.Обсудить с родителями проблему формирования эстетической культуры ребёнка.

2.Продемонстрировать достигнутые успехи в развитии эстетической культуры учащихся во внеклассной и учебной деятельности.

Час общения: дети и родители.

1. Подготовка выставки рисунков.

2. Оформление фото-коллажа «Всей семьёй – на природу»

3. Выставка рассказов и сочинений.

4. Выпуск газеты.

5. Анкетирование детей и родителей.

III четверть

Принужде

ние – это крайность

1.Убедить родителей в том, что принуждение – это крайность.

Лекция

1. Приглашение социального педагога.

2. Анкетирование родителей и детей.


День открытых дверей

Продемонстрировать достижения учащихся и педагога родителям и коллективу педагогов школы.

Творческий отчёт по предметам.

1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями.

2.Подготовка 2-3х открытых уроков.


Значение воображе

ния в интеллектуальном развитии ребёнка

1.Показать родителям значение развития воображения для формирования учебных умений младших школьников.

2.Предложить родителям конкретные задания и упражнения по развитию воображения учащихся.

Школа интеллектуаль

ного развития.

1. Выставка поделок ребят «Необычное в обычном»

2. Выставка проектов ребят под названием «Перевёртыши»

3. Анкетирование детей и родителей.


IV четверть

Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника

1.Познакомить родителей с особенностями физического развития младших школьников.

2.Знакомить родителей с результатами развития физических возможностей учащихся класса на уроках физической культуры.

Круглый стол

1.Подготовка анализа спортивных достижений.

2. Приглашение школьного врача, учителя физкультуры.

3. Анкетирование родителей и детей.

4. Памятки для родителей.


В кругу семьи

1.Способствовать развитию добрых дружеских взаимоотношений в семье.

2. Расширить представление детей и родителей о семье, её обязанностях, традициях, реликвиях.

Семейный праздник

1. Создание рисунков герба каждой семьи.

2. Составление родословной.

3. Фото-коллаж «В кругу семьи»

4. Подбор ситуаций для обсуждения.

5. Подготовка концерта.


4 класс

Работа с семьёй в четвёртом классе имеют свою специфику. Она должна быть направлена на то, чтобы помочь родителям и детям в будущем легче пережить адаптацию к обучению в пятом классе, подготовить детский и родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами.

Сроки

проведения

Тема

Задачи

Форма общения

Подготовительная

работа

I четверть


Культура учебного труда и поведения школьни

ков

Совершенствовать знания родителей о физиологических особенностях ребёнка данного возраста, об особенностях развития познавательных интересов.

Лекция

1. Приглашение на встречу школьного психолога.

2. Памятки для родителей.

Роль семьи и школы в формировании у ребёнка интереса к учению

1.Показать всему родительскому коллективу значение интереса в формировании интеллекта ребёнка.

2.Формировать интеллектуальную культуру взрослых и детей.

Интеллектуаль-ный марафон

1. Формирование команд для участия в интеллектуальном марафоне.

2. Подготовка эмблем, девизов, приветствий.

3.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

4.Подготовка сцена

рия проведения марафона

II четверть

Как научить своего ребёнка жить в мире людей

1.Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2.Формировать у родителей понимание значимости поведения ребёнка для становления его характера, взглядов.

Дискуссион-

ный клуб

1. Анкетирование детей и родителей.

2. Подбор ситуаций для дискуссии.

3. Выпуск классной газеты по теме собрания.

4. Памятка для родителей.

О родных и близких людях с любовью

1.Способствовать формированию уважительного отношения детей к своим родителям и родителей к своим детям.

2.Влиять на формирование культурных традиций в общении взрослых и детей.

Час сердечного общения

1. Подготовка пригласительных билетов для родителей.

2.Подготовка кон-

цертной программы.

3.Конкурс сочинений «Дом, в котором я живу…»

4. Выставка рисунков «Окна моего дома»

5. Подготовка сценария часа общения.

III четверть



Какой отец нужен вашему ребёнку?


1.Активизировать внимание родителей на влияние воспитания отцов в становлении характера ребёнка и его взглядов.


Вечер вопросов и ответов


1.Подбор ситуаций для обсуждения.

2. Анкетирование учащихся и родителей.

3.Памятки взрослым и детям.



Поговорим о дружбе


1.Формировать у родителей понимание значения дружбы в жизни ребёнка.

2.Способствовать формированию у родителей интереса к делам класса и взаимоотношениям в детском коллективе.


Костёр дружбы


1. Анкетирование детей и родителей.

2. Выставка сочинений «Мой друг»

3.Конкурс пословиц и поговорок о дружбе.

4. Фото-коллаж «Кладовая дружбы».

5. Выпуск газеты.

IV четверть


День Победы






1.Способствовать развитию добрых дружеских взаимоотношений в семье, расширению представлений детей о жизни своих дедушек и бабушек.


Встреча поколений


1.Пригласительные билеты.

2. Подготовка сценария.

3. Подготовка концертных номеров


День открытых дверей в классе



1.Продемонстрировать достижения учащихся, родителей и педагога коллективу педагогов школы.


Творческий отчёт по предметам.


1.Выставка работ, выполненных учащимися или учащимися совместно с родителями.

2.Подготовка 2-3х открытых уроков.


«До свидания, школа! Здравствуй, лето!»


1.Подвести итоги развития коллектива учащихся в начальной школе.

2.Создать условия для дальнейшего совершенствования коллектива.


Семейный праздник


1. Подготовка фото-коллажа.

2. Проведение интервью с педагогами, работающими в классе.

3. Подготовка сценария праздника.




Список литературы

Ануфриев А. В., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось - 89, 1999.

Бочарова Н. И., Тихонова О. Г. Организация досуга в семье. М.,2001.

Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. М.: Ось - 89, 2002.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М.: ВАКО, 2004.

Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: ВАКО, 2007.

Иванов С.А. Помоги себе сам. М., 2001.

Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск., 2002.

Разумихина Г.П. Мир семьи. М.: Просвещение, 1996.

Сонин В.А. Психологический практикум. М., 1998.

Филимонова Н.И. Через занимательное - к развитию личности.

С.Р. Рябова., М.:ВАКО, 2008,2010г. Родительские собрания. (1-4 классы)

Электронные ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/subjects/23

http://sch49.mosuzedu.ru/node/70

http://class-15.jimdo.com

http://vashpsixolog.ru/working-with-parents/156-programs-for-parents

http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=801


Приложение

Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями, готовность к сотрудничеству"

Уважаемые родители!

Прошу вас ответить на следующие вопросы. На¬деюсь, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания учеников - ваших детей.

1. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?

Доброжелательные

Доверительные

Равнодушные

Неприязненные

Конфликтные

2. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к ва¬шему ребенку?

Да Не совсем Нет

3. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?

Регулярно Иногда Нет

Если не посещаете, то почему? __________________________________-

4. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?

Да Не совсем Нет

5. Получаете ли вы достаточную информацию при индивидуальных беседах с классным руководителем, для решении проблем в воспитании вашего ребенка?

Да Не совсем Нет

6. Часто ли вы участвуете в воспитательном процессе? (Посещаете мероприятия, участвуете в проектной деятельности, конкурсах, выставках и др.)

Регулярно Иногда Нет

7. Готовы ли вы продолжить сотрудничество с классным руководителем в процессе воспитания вашего ребенка?

Да Не совсем Нет

Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учи¬телю.

Анкета

«Хорошо ли ребёнку в школе?»

Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да),

если думает также. Если его ответ нет. Т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

4. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

5. Очень хочется отдохнуть.

6. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

8. Я всегда боюсь отвечать у доски.

9. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,

10. Часто па уроках я чувствую, что устал,

11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, У меня плохое настроение.

12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

13. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

'14. Я точно знаю, что мои родители любят меня.

15. Мне часто кажется, что я болен.

16. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

18. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

19. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

20. Я думаю, что плохо вижу.

21. Мне интересно в школе.

22. Мне очень нравятся ребята в моем классе.

23. Я стараюсь 'как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня

ничего не получается.

24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

25. Обычно я спокоен и полон сил


Положение о классном родительском комитете.

Родительский комитет является одной из форм общественного управления классом.

Порядок выборов Родительского комитета.

Родительский комитет избирается и утверждается на родительском собрании в сентябре сроком на 1 год в количестве 3человек.


Состав Родительского комитета.


В состав Родительского комитета входят родители или лица, их заменяющие.

Осуществление членами Родительского комитета своих функций производится на безвозмездной основе.

Компетенция Родительского комитета.


Родительский комитет выполняет, роль родительского собрания, выполняет его роль в период между собраниями и при необходимости принимает решение от его имени.


Функции Родительского комитета.


обеспечивает контроль за выполнением детьми Устава школы, вносит предложения об изменении и дополнении Устава на рассмотрение родительского собрания.


- создает фонд развития класса, привлекая средства добровольных пожертвований родителей и спонсоров.


- осуществляет общественный контроль за целевым использованием бюджетных, а также внебюджетных средств администрацией школы в том числе средств, отпускаемых на оказание материальной помощи и питание учащихся.

- содействует исполнению Федерального Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Декларации защиты прав ребенка» и Закона об образовании.

- содействует и участвует в организации досуговых, спортивно-оздоровительных классных и школьных мероприятий.

- содействует совершенствованию материально-технической базы класса.

- содействует организации мероприятий по укреплению здоровья детей, организации отдыха в каникулярное время.


Организация работы родительского комитета.


Родительский комитет избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

- Заседания Родительского комитета проходят по мере необходимости, но не реже 1 раза в четверть.


- Документация родительского комитета.


· Списочный состав с указанием № телефона;

· Положение о Родительском комитете;

· План работы;

· Протоколы заседаний;

· Справки, заявления, акты и другие документы, поступающие секретарю.

- Заседание Родительского комитета является правомочным, если в нем участвуют не менее 2/3 его членов, а решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от списочного состава Родительского комитета. Заседания и решения Родительского комитета оформляются его председателем и секретарем.

Решения Родительского комитета, принятые в пределах его полномочий, доводятся до сведения всех заинтересованных лиц и обязательны для исполнения.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.


Циклограмма работы классного родительского комитета и его председателя.



Вид и содержание работы

1 раз в месяц

1 раз в четверть

1 раз в год

по необходимости

1. Заседание родительского комитета.

2.Учеба председателей родительских комитетов.

3. Заслушивание отчетов о проделанной работе членов комиссий.

4. Учебные рейды (дневники, тетради, форма, опоздания, посещаемость).

1. Подготовка родительских собраний.

2. Проверка решений родительских собраний.

3. Подготовка классных праздников.

4. Организация классных экскурсий, походов.

5. Финансовые вопросы

6. Классные часы с участием родителей.

1. Организация классных поездок.

2. Информационный стенд.

3. Оклеивание окон в классном кабинете.

4. Участие в школьных проектах по благоустройству.

1. Встреча с классным руководителем.

2. Рейд в столовую по проверке организации и качества питания Ремонт класса.

3. Информирование родителей.

4. Участие в работе общешкольного родительского комитета.


Заседание родительского комитета


Мероприятия

Дата

Ответственные

Заседания родительского комитета класса

1 раз в четверть

Председатель родительского комитета

Рассмотрение учёбы и поведения учащихся по итогам четверти

1 раз в четверть

Председатель родительского комитета, Администрация школы

Подготовка к проведению новогодних праздников

Декабрь

Председатель родительского комитета

О предстоящем ремонте класса

Апрель

Председатель родительского комитета

Проведение родит. всеобуча

В течение года

Председатель родительского комитета, администрация школы

Посещение неблагополучных семей, детей из группы "риска"

В течение года

Члены родительского комитета, педагог-психолог

Участие во внеклассных мероприятиях:

В течение учебного года

Родительский комитет школы






Модель сопровождения учащихся «группы риска».


В настоящее время мы все чаще употребляем понятие "трудный" подросток. Многие огрехи семейного и школьного воспитания можно списать на то, что ребенок относится к так называемой группе риска. Для того, чтобы найти верный подход к таким учащимся, педагогу приходится выстраивать целую воспитательную систему.

По отношению к подростку термин "трудновоспитуемость" означает невосприимчивость и сопротивляемость воспитуемого педагогическому воздействию. Обусловлено это обычно отставанием личности в положительном развитии, отсюда – проявления недостатков развития, неправильных установок в поведении, отрицательных качеств характера, нездоровых потребностей и т. д. И, как результат, – сначала "трудные" дети и школьники, а затем – взрослые с устойчивыми негативными качествами характера и отклонениями в поведении.

В чем же причины такого отставания?

Во-первых, в самом подростке, его психологических особенностях. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой.

Во-вторых, "трудный" подросток и "трудные" семьи – понятия неразделимые. Многие социальные пороки (алкоголизм, преступность, наркомания), присущие подросткам, имеют корни в семье.


Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет; незнание их интересов и потребностей; политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность; усиление влияния псевдокультуры; неблагоприятные семейно-бытовые отношения; отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям; чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки; сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства; "эпидемия" разводов; потеря эмоциональных контактов с детьми.



Проанализировав социальный состав семей можно выделить следующие типы семей группы риска:


Статус семьи

Количество семей

Неполные


Многодетные


Малообеспеченные


Опекаемые


Полная семья, в которой работает один родитель


Неполная семья, в которой родитель неработающий




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.