Конспект мероприятия социального направления. Тема: «История и принципы толерантности»
Конспект мероприятия социального направления.
Тема: «История и принципы толерантности»
Группа: 2 курс СПО
Цель: Приобщение обучающихся к духовным и нравственным ценностям через средства, формирующие базис нравственности и культуры поведения, чувство ответственности через участие в конкурсе посвящённому дню толерантности.
Задачи:
воспитание морально – нравственных качеств личности, уважению к, людям разных рас и национальностей;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
развитие доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
Формируемые ОК:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ключевые вопросы:
Каково определение и понятие термина «толерантность»?
Какие исторические события способствовали появлению данного термина?
Проблемы толерантности в современном социуме?
Какие перспективы развития возможны при изменении всеобщего сознания?
Направление воспитательной деятельности: духовно – нравственное; развитие познавательных и творческих способностей, обучающихся;
Форма проведения мероприятия: Презентация с выполнением творческой работы для конкурса.
Оборудование занятия:
основной компьютер, рабочие столы с компьютерами для обучающихся;
рабочие столы без компьютеров для обучающихся;
мультимедийный проектор, экран;
диск с презентацией «История и принципы толерантности»;
цветной принтер и бумага;
листы ватмана, цветные и простые карандаши, фломастеры, ножницы, клей; раздаточный материал;
Предварительная подготовка:
Роль педагога:
Организация даты и времени мероприятия
Объявление обучающимся о планируемом мероприятии и организация их явки
Подготовка жетонов с надписями К (компьютер) и БК (без компьютера) для жеребьевки.
Составление положения конкурса по теме
Составление оценочных материалов для жюри
Определение жюри для подведения итогов выставки, организованной в ходе мероприятия
Организация места для демонстрации конкурсных работ
Раздаточный материал:
Статьи о толерантности;
Изображения, подходящие по тематике в распечатанном и цифровом варианте;
Источники образовательные ресурсы:
Толерантность (социология) — Википедия (wikipedia.org)
толерантность: 2 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках (yandex.ru)
Толерантность - что это? Понятие, виды | Правмир (pravmir.ru)
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
Этап занятия: Вступление.
Деятельность преподавателя:
Демонстрация видео «Изгои в школе» (Приложение 1).
Этап занятия: Организационный этап.
Деятельность преподавателя:
Вступительное слово и сообщение темы и целей мероприятия;
Сообщение хода и плана мероприятия с указанием времени;
Представление жюри.
Этап занятия: Основной (игра + лекция)
Деятельность преподавателя:
Вводная беседа;
Показ фильма «Толерантность» (Приложение 2).
Обсуждение темы и понятия «Толерантность»;
Лекция и раскрытие понятия «Толерантность» (Приложение 3).
Игры с участниками на развитие толерантности (Приложение 4);
Показ фильма «Притча о …» (Приложение 5);
Этап занятия: Конкурсный
Деятельность преподавателя (+помощники):
Объявление о конкурсе и его правил;
Жеребьевка среди обучающихся;
Рассадка обучающихся за рабочие столы с компьютерами или без них (выбор по жетонам с буквой К и БК)
Раздача канцтоваров и раздаточных материалов для работы
Раздача положения для конкурса
Этап занятия: Заключительный
Деятельность преподавателя:
Оформление выставки работ и презентация их по желанию обучающихся;
Подведение итогов конкурсным жюри;
Вручение наградных материалов обучающимся;
Благодарственные слова в адрес жюри и ребят
Прогнозируемы результат:
В ходе внеклассного мероприятия обучающиеся выполняют конкурсную работу в виде листовки или плаката. Работа оформлена в 1 группе в виде послания-плаката, с изображением рисунков о космосе, космонавтах и космических открытиях, во 2 группе в виде мультимедийной презентации, в 3 группе- послания письма в газету (публикация), в 4 группе – в виде послания-письма Юрию Алексеевичу Гагарину об открытиях в области космонавтики, которые были сделаны после его гибели.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Изгои в школе
MP4 / 16.16 Мб
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
ЛЕКЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Мы часто слышим слово «толерантность», к ней призывают, как к явлению милосердия и гуманизма. Что же такое толерантность? Как понимать это слово и, действительно ли быть толерантным — хорошо?
Термин «толерантность» пришел к нам из науки под названием «социология». Социология изучает общественный строй, закономерности событий, обычаев общества, социальные институты и то, как складываются отношения между людьми в обществе. Толерантность — это терпимость к чужому. Неважно, идет ли речь о чужом мнении, чужой религии и конфессии. Важно, что толерантный человек терпим к другим людям или общественным явлениям. Вопреки расхожему мнению быть толерантным — не значит быть равнодушным и безразличным ко всему. Толерантность предполагает наличие собственного мнения и собственной позиции по тому или иному вопросу. Важно то, что это мнение не навязывается, не насаждается насильно. Мы не должны грубо реагировать, проявлять агрессию, говорить злые слова тому, что отличается от нас. И тогда нас назовут по-настоящему толерантным человеком.
При этом необязательно для себя допускать возможность делать что-то не соответствующие нашим убеждениям или нашему характеру. Толерантность просто гарантирует другим людям иметь право делать то, что они считают нужным. Или быть такими, какими они стали или, какими их создал Бог. Так как нетерпимость может касаться даже цвета глаз или кожи.
Зачем проявлять терпимость?
Если мы не будем проявлять терпимость, не будем сдерживать порывы гнева, постепенно любой конфликт будет перерастать в серьезное противостояние. Человек имеет право на любое мировоззрение. При этом мы не должны быть терпимыми к мировоззрению и взглядам, которые несут в мир опасность и зло. Важно научиться реально оценивать существующую опасность.
При этом толерантному человеку совершенно необязательно молчать и делать вид, что существующая проблема его никак не волнует и не касается. Мы вполне можем корректно и спокойно донести свои взгляды до оппонента. Если говорить о науке, то именно «в споре рождается истина». Если бы ученые не спорили между собой, не рассуждали и не дискутировали, не появилось бы многих научных открытий. Но обратите внимание на особенности дискуссий в научном мире. Научная полемика никогда не опускается до оскорблений и перехода на личности. Этому нам и стоит научиться.
Виды толерантности
Социология, как наука, выделяет разные виды толерантности.
Естественная толерантность
Маленькие дети не знают, что такое быть нетерпимым к человеку или явлению, потому что он «другой». У них идет процесс самоидентификации, дети еще не определились, какими станут они сами. Им неведомо зло расовой нетерпимости. Дети во многом становятся примером человеколюбия для нас. Толерантность у них — врожденное качество, которое помогает выжить в обществе. Это называется «естественной толерантностью». Естественная толерантность заложена в нас.
Моральная толерантность
Это толерантность не гневливых, спокойных и мудрых людей, которые способны сдерживать свои негативные эмоции. Они могут не принимать точку зрения другого человека, но не станут громко кричать, размахивать руками, использовать нецензурную брань или угрожать. Они попытаются корректно донести свою точку зрения и промолчат, если не удастся убедить другого человека вежливо.
Нравственная толерантность
Нравственно толерантные люди пытаются примерить на себя взгляды другого человека и представить, каково ему? Что сформировало его взгляды и мировоззрение? Может быть, человек не стал христианином, потому что вырос в стране, где нет христианских церквей, например? Может быть, человек кажется нам скупым, потому что жил в бедной стране и привык экономить? Нравственно толерантные люди проникаются проблемами других людей, не пытаясь их судить. Это понятие сходно с понятием моральной толерантности.
Этническая толерантность
К сожалению, даже будучи гостями в другой стране, люди могут проявлять нетерпимость к обычаям и укладу жизни в обществе, которое непохоже на наше. Тут важно подумать о том, несут ли взгляды жителей другой страны опасность? Есть ли у этноса в обычаях и культуре нечто, что требует нашего вмешательства и возмущения? Если мы попали в племя, где совершаются жестокие жертвоприношения — мы, конечно, не должны проявлять толерантность к этому явлению. Но, если нам не нравится одежда людей другой этнической культуры — мы обязаны быть терпимыми.
Проблемы толерантности в обществе
Ранее толерантность считалась проявлением слабости духа и характера. Но жизнь в XXI веке и в новом обществе показала нам, что интолерантность не порождает ничего, кроме конфликтов, которые иногда перерастают в серьезные противостояния между представителями той или иной культуры, этнической группы или представителей различных конфессий.
Невозможность быть толерантным к чужим политическим взглядам в ряде стран выливалась в гражданскую войну, как показывает нам история. Религиозная нетерпимость становилась причиной преступлений, которые не должны были совершаться, если бы люди были толерантнее друг к другу. В это трудно поверить, но и в наше время люди продолжают погибать за веру.
Принципы воспитания толерантности
Существуют разные принципы воспитания толерантности, к которым пришло современное общество. Они делятся на две основные группы:
Общепедагогические
Частные
Общепедагогические принципы воспитания толерантности
Толерантности можно научить, но для этого у ребенка должна быть мотивация научиться быть терпимым. На доступных примерах следует рассказывать о том, к чему приходит общество, в котором люди не проявляют терпимости друг другу, решают все конфликты агрессией и методом силы. Уважение к личности другого человека должно воспитываться еще со школы, ведь мы знаем примеры школьной травли, которые зачастую обусловлены тем, что дети не готовы принять в группу непохожего на них человека. Впрочем, объекты для школьной травли могут выбираться и спонтанно.
Толерантность естественна для маленьких детей. Но со временем под влиянием окружающей среды, ребенок начинает формировать свою позицию по многим вопросам и выясняется, что не ко всему он может быть терпим. То, каким именно образом ребенок проявит свою нетерпимость и справиться с ней зависит от нас, взрослых людей. Прежде всего, нам следует решить, в каком обществе мы хотим жить.
Частные принципы воспитания толерантности
Частные принципы воспитания толерантности во многом зависят от социальной среды. Если ребенок растет в обществе нетерпимости, в атмосфере агрессии и злобы, ему трудно будет сформировать для себя толерантное мировоззрение. Многое зависит от социального положения, отношений в семье и даже от характера ребенка. Все эти обстоятельства важно учитывать, если мы хотим разработать правильные методы работы с детьми.
Именно от нас зависит то, каким вырастет будущее поколение. Будет ли это поколение людей, способных договариваться, быть милосердными, мудрыми и терпимыми. Или мы будем жить в атмосфере агрессии и злобы. Толерантность — это важный аспект жизни в мультикультурном обществе.
Религиозная толерантность
Мы живем во многоконфессиональной стране. Примеры христианофобии и гонений на христиан показали нам, конфликты на религиозной почве — это реальная опасность даже в наше время. Именно поэтому так важно проявлять терпимость к религиозным взглядам людей. Никого еще не удалось привлечь к вере во Христа, проявляя насилие.
Религиозная толерантность появилась, потому что в ней появилась вынужденная необходимость. И, несмотря на то, что это понятие из мира науки, социологии, светского мира, оно пришло к нам не из христианской этики. Оно прочно вошло в нашу жизнь, в связи с проявлениями религиозной нетерпимости, которые перерастали в трагедии. Одним из примеров стала история зарождения Реформации. Как известно, Мартин Лютер не планировал создавать новую конфессию — протестантизм. Он хотел реформировать в католицизме то, что считал неприемлемым для себя. У Лютера появилось множество последователей. Но, в то время, как он удалился для перевода Библии на немецкий язык, ряд его последователей, неверно истолковавших посыл, принялись громить католические костелы. Так религиозная нетерпимость проявилась даже среди христиан, в то время, как нам заповедовали любить не только друг друга, своих единомышленников, но и своих врагов.
В 2016 году мы стали свидетелями уникального исторического события — первая в истории встреча Патриарха и папы состоялась 12 февраля 2016 года на Кубе. Речь шла, в том числе, и о проблеме христианофобии в мире. Представители двух конфессий встретились, несмотря на существующие разногласия, чтобы принять документ, который в том числе затрагивал вопросы толерантности, недопустимости преследования людей за их религиозные убеждения.
Миссионерство вовсе не предполагает преследование людей за их религиозные воззрения. Об этом мы, христиане, должны помнить, решая для себя вопрос — быть ли нам толерантными.
При этом мы не должны отступать от Библейских принципов и толерантность к светскому миру или другим религиям не должна выражаться в том, что мы отступили от Завета и забыли слова Христа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
ПРАВИЛА ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Игра №1. «Повтори за мной»
Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.
Ход: Один обучающийся показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь “передразнивает” его как можно точнее и передает дальше — своему соседу. “Гримаса” передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.
Так же “ передается” еще несколько эмоций.
Игра №2. "Приветствие без слов"
Приветствовать всех окружающих без слов с помощью мимики и жестов, при этом четко выполняя команды ведущего. Возможные команды: поздороваться глазами; поздороваться мизинцами; поздороваться пятками; поздороваться ушами и т.д.
Игра №3. «Все мы разные»
Участники становятся в две шеренги так, чтобы один участник стоял напротив другого. Ведущий: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Участники по очереди должны назвать одно отличие себя от партнера, стоящего напротив в другой шеренге.
Игра №4. «Комплименты»
Участники, встав в круг, бросают друг другу мяч и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Имя соседа произносится в ласковой форме и говорят то, что в нем нравится. (Например, «У Леночки красивые длинные волосы», «Надюша - прекрасно рисует», «Димочка – хороший друг», «Аленушка - очень добрая»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.
Притчи о терпимости и правилах жизни
MP4 / 29.75 Мб
ПРИЛОЖЕНИЕ 6.
ШАБЛОН ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ КОНКУРСА
Положение
о конкурсе «Плакат об основных идеях толерантности»
Общие положения
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок и сроки проведения конкурса «Плакат об основных идеях толерантности» для обучающихся образовательных учреждений г. _______________________________.
Учредителем конкурса является ГАПОУ СО ______________________ _______________________________________________________________________.
Участниками конкурса являются обучающиеся учреждений среднего профессионального образования (индивидуальные участники и творческие коллективы не более 3 человек).
2. Цели конкурса:
формирование интереса обучающихся к теме конкурса;
реализация творческого потенциала обучающихся.
3. Порядок организации и проведения конкурса
3.1. Порядок и сроки проведения конкурса определяет оргкомитет. В оргкомитет конкурса входят сотрудники ГАПОУ СО _________________________.
3.2. Членами жюри являются сотрудники ГАПОУ СО ____________________ и других образовательных организаций.
3.2. Конкурс проводится в очной форме. Работы участников конкурса размещаются на выставочном стенде учреждения – организатора.
3.3. На конкурс принимаются творческие работы по двум категориям:
плакат (работа, выполненная вручную);
листовка (работа, выполненная в графическом редакторе)
К каждой работе должен быть сопроводительный комментарий. Комментарий должен быть авторским и отражать личное отношение автора к теме конкурса. Приветствуется творческая форма комментария (стихотворение, письмо, эссе и проч.)
3.4. Работы, присланные на конкурс, должны соответствовать одной из следующих номинаций:
«Социальная толерантность»;
«Толерантность и терпимость»;
«Толерантность и религия»;
«Герои вне времени».
3.5. Организаторами установлены следующие порядок и сроки проведения конкурса:
Выполнение работа участниками конкурса в срок до _____________________
Рассмотрение работ участников экспертами до __________________________
Подведение итогов до _______________________________________________
3.6. Каждый участник может получить консультацию членов жюри 1 раз.
3.7. Расходы по подготовке и проведению конкурса несет Организатор конкурса.
4. Требования к работам
4.1. На Конкурсе оцениваются работы, исполненные в следующих техниках:
Плакат:
в любом виде ручной графики и применение различных художественных графических материалов (акварель, гуашь, акрил, пастель, тушь);
Листовка
в компьютерных программах графического редактирования изображений (corel draw, adobe photoshop). Формат JPEG, не менее 300 dpi, до 20 Mb.
4.2. Предъявляемые на Конкурс материалы не должны содержать информацию нарушающую авторские права третьих лиц более чем на 30%. Они должны иметь образовательный характер и не противоречить этическим нормам и законодательству Российской Федерации:
нормам Гражданского кодекса Российской Федерации;
федеральному закону от 20.07.2004 N 72-ФЗ «О защите авторских и смежных прав».
федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»,
федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе».
4.3. Плакаты и листовки, предъявляемые на конкурс, могут быть отклонены от участия в следующих случаях:
при нарушении авторских прав третьих лиц более чем на 30%;
при определении несоответствия морально-эстетических норм.
5. Подведение итогов
5.1. Сертификаты, дипломы и благодарственные письма выдаются участникам конкурса по окончанию работы жюри в ____________________________.
5.2. Вся информация о результатах проведения мероприятий размещается на официальном сайте ГАПОУ ______________________________________________.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК РАБОТ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА
Номинация: __________________________________________________________________ Дата ______________________
ФИО участника и название работы | Соответствие требованиям | Соответствие теме | Эмоциональная выразительность | Композиционное построение кадра | Четкость и соответствие текста | Итого |
2 балла – критерий проявлен максимально
1 балл – критерий проявлен частично
0 баллов – критерий не раскрыт
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Согласие на обработку персональных данных
Я,________________________________________________________________
(Ф.И.О обучающегося)
в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года
№ 152-ФЗ «О персональных данных» даю свое согласие ГАПОУ ______________
_______________________________________________________________________ на обработку моих персональных данных
_______________________________________________________________________
(ФИО совершеннолетнего обучающегося)
Подтверждаю, что, давая такое согласие, я действую добровольно и в своих интересах. Согласие дается мною для использования в целях участия в конкурсе «Плакат об основных идеях толерантности» и распространяется на следующую информацию:
фамилия, имя, отчество участника конкурса;
контактная информация;
изображение, воспроизведенное любым способом.
результаты участия в конкурсе.
Настоящее согласие дается на обработку персональных данных, совершаемую с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, которая включает сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, изменение, использование, предоставление, передачу, обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных.
Данное согласие действует с момента его подписания.
_______________________ /_______________________/
(подпись лица, давшего согласие) (расшифровка подписи)
Дата « » _____________________ 20____ г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9.
ПРИМЕРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ДЛЯ РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА
ПРИЛОЖЕНИЕ 10.
ПРИМЕРЫ СТАТЕЙ И ИНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗДАТОЧНОГО МАТЕРИАЛА К ОФОРМЛЕНИЯ КОНКУРСНОГО МАТЕРИАЛА.
Д. М. Бондаренко и Е. Б. Деминцева говорят о сегодняшней толерантности как фундаментальном универсальном принципе, на котором должны базироваться и мир в целом, и отдельные общества. Среди многих прочих аспектов проблемы толерантности (социальной, гендерной и т. д. особое значение к началу XXI века приобрели её этнорасовая и конфессиональная составляющие. В утверждении толерантности важнейшая роль отводится образованию
Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»: лат. tolerantia, англ. tolerance, нем. Toleranz, фр. tolérance. Кроме того, все словари XX века однозначно указывают прямое толкование толерантности как терпимости.
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость». Словарь Брокгауза и Ефрона сводит толерантность в основном к веротерпимости
Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами.
Как известно, «новое мышление» было предложено всему миру в качестве стратегической ориентации М. С. Горбачёвым. Парадигму «нового мышления» можно представить как попытку подчинить эмпирические данные о наличии глобальных угроз задаче формирования всеобщего братства народов мира.
Горбачёв был совершенно уверен в том, что перестройка старого сознания и утверждение «нового мышления» позволят решать ключевые глобальные проблемы «в духе сотрудничества, а не враждебности». Мир, таким образом, должен был вступить в качественно новую эру — эру всеобщей толерантности. Горбачёв утверждал, что концепция перестройки — это не звонкая фраза, а тщательно подготовленная программа.
Толерантность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Философский энциклопедический словарь определяет это понятие так: :
Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.
Проблема понятия толерантности на уровне микросоциологии была исследована Дж. Мидом и Г. Блумером. Для объяснения толерантности они пользовались описанием процессов межличностного взаимодействия и теорией символического интеракционизма. Личности и социальные действия обозначаются символами, в символы вкладывается отношение, позиция и социальная установка. В дальнейшем общающиеся индивиды интерпретируют символы друг друга. Присвоение знаков и символов есть процесс идентификации. При помощи знаков люди и группы людей находят своё место в системе «свой-чужой». Толерантность может существовать только в тех случаях, когда человек пробует посмотреть на ситуацию глазами «другого». Так же толерантность обеспечивается созданием символов, отвечающих общечеловеческим ценностям, таким как: права человека, демократия, мир.
Наиболее частыми векторами исследования толерантности в социологии являются:
гендерная толерантность;
расовая и национальная толерантность;
толерантность по отношению к инвалидам;
религиозная толерантность;
сексуально-ориентационная толерантность;
политическая толерантность;
образовательная толерантность;
межклассовая толерантность.
Худякова Светлана Викторовна
Хомета Екатерина Сергеевна