Статья «Система межпредметных заданий с использованием учебника алгебры за 8 класс по формированию познавательных универсальных учебных действий»
Аюпова Л. Б.,
учитель математики
МБОУ «СШ№8», г. Нижневартовск, Россия.
СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНИКА В КУРСЕ «АЛГЕБРЫ» 8 КЛАССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В своем стремительном развитии современное общество выдвигает новые требования к модели подрастающего поколения. Социальными запросами к выпускнику становятся не столько предметные знания, сколько умение их поиска, интерпретации и практического применения для решения разнообразных профессиональных и жизненных задач. Владение информационной культурой требует своего непрерывного развития, и это становится реальностью и необходимостью. Формирование таких навыков возможно лишь при наличии у обучающихся опыта самообразования и стремления к самосовершенствованию. В связи с этим современным ФГОС в качестве ключевого целевого ориентира школьного образования признано развитие у детей «умения учиться».
Формирование данной компетенции саморазвития учащихся обеспечивается овладением ими системой универсальных учебных действий (УУД) – способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В силу универсальности, УУД имеют метапредметный характер, а потому обучение им должно представлять собой целенаправленный, системный процесс, включающий все предметные области и внеурочную деятельность.
Реальное внедрение заложенных в ФГОС идей формирования УУД является достаточно сложным и во многом зависит как от готовности учителя к их воплощению, так и от тех средств обучения, которые будут использованы.
Главное место среди средств обучения всегда занимал учебник. В условиях реализации ФГОС нового поколения учебник призван создать условия для реализации воплощенных в стандарте планируемых по формированию у учащихся метапредметных умений. Однако имеющее место в настоящее время преобладание традиционного использования учебника в качестве источника информации по теме и задачника существенно ограничивает его возможности, снижает интерес в его использовании и ценность как средства формирования УУД. Поэтому актуальной для учителей остается задача научиться организовывать учебный процесс с использованием учебника таким образом, чтобы по итогам обучения происходило освоение обучающимися знаний одновременно с накоплением опыта универсальных учебных действий.
Новизна разработанной системы межпредметных заданий заключается в формировании целостного восприятия картины мира, усовершенствовании и разнообразии методических приемов формирования устойчивых познавательных УУД с использованием учебника как средства обучения в реализации ФГОС по предметам.
Описание системы заданий
Цель системы заданий: формирование у учащихся познавательных УУД с усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний разнообразных предметных областей.
Методологическая основа системы заданий
Методическую основу разработки проекта системы межпредметных заданий составили: основные положения системно-деятельностного подхода обучения, разработанные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др.;[1,с.3]
концепция закономерностей формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой; результаты исследований В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшина, В. Н. Максимовой, А.А. Чурилина, Т.К. Александровой, Л.М. Панчешниковой, Н.А. Сорокина по проблеме межпредметных связей и их влияния на формирование умений учения; современные педагогические разработки по приемам и формам использования учебника в организации обучения.
Характеристика системы заданий
содержание системы заданий. Система сконструирована на базе математического образовательного курса (алгебра) для ступени 8 класса с интеграцией разнопредметного содержания учебного материала. Проект системы заданий разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 №1897. Включенные в задания учебные материалы входят в образовательную рабочую программу (авт. А.Г Мерзляк, В.Г. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко, 2017 г.), так и выходят за ее рамки и предполагают внеурочную деятельность;
предметная область. Система представляет собой метапредметный проект, так как предполагает осуществление межпредметной интеграции математических вопросов с другими предметными областями. Учебные задания предполагают использование знаний и умений не менее двух и более учебных дисциплин. Такая организация обучения на основе межпредметных связей будет способствовать усвоению деятельности по установлению межпредметных связей и формированию специального представления у учащихся о принципах и механизмах переноса знаний и умений из разных предметных сфер для решения научных и практических задач;
место в урочной деятельности. Постановка заданий высокоэффективна на всех этапах тематического обучения: для изучения нового материала, для расширения и закрепления сведений, практического осмысления изученного материала и формирования целостных научных ориентаций;
алгоритм поэтапного проектирования системы межпредметных заданий. Овладение УУД в системе усвоения межпредметных знаний происходит на основе «научения» учащихся отдельным элементам умений с поэтапным усложнением: распознавание межпредметных связей в учебных текстах, в отрывках из научных статей, в первоисточниках → поиск и отбор фактического предметного материала для подтверждения, доказательства законов диалектики, общенаучных идей, понятий → анализ конкретных примеров (из области биологии, физики, химии, истории) с позиций общих закономерностей, категорий → осознание межпредметного характера познавательных учебных задач → самостоятельная постановка (видение) межпредметных задач, проблем на основе сравнения и анализа научных фактов → составление плана деятельности для решения межпредметной проблемы;[2,с.15]
дифференцированность обучения. Необходимым условием развития УУД в системе межпредметных заданий выступает дифференцированность обучения с учетом познавательных интересов и возможностей учащихся: для не имеющих прочной системы знаний учеников – показ образца выполнения заданий, проведение установочных бесед с определением логики рассуждения и усвоением обобщенных ориентиров, выполнение серии аналогичных задач определенного типа; для учащихся с высоким уровнем знаний - стимулирование интереса с внесением сложной проблемности, исследования и творчества, побуждение к самостоятельной работе с овладением новыми умениями;
методы организации деятельности. При конструировании заданий использованы методы, требующие выполнение учащимися различных видов деятельности: словесная, наглядная, игровая, практико-ориентированная, исследовательская, проблемная, проектная и проектно-конструкторская.
количество участников. Система заданий предусматривает учебную активность как в индивидуальном порядке, так и задействует коллективное пространство класса. Индивидуализация позволяет выявить успешность деятельности каждого учащегося. Потребность в коллективных формах работы вызвана их высокоэффективностью в решении межпредметных проблем, где активно действуют стимулы познавательного интереса, связанные с отношениями между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка, элементы соревнования, поощрение и др.
Технология работы с учебником
В разработанной системе заданий учебник выступает основой программного материала самих заданий, одновременно являясь информационной базой для учащихся для их выполнения.
Работа с материалом учебника организована в формах различного характера, в двух направлениях: с помощью учителя и как самостоятельная деятельность учащихся с материалом учебника. Его использование дополняется другими внеучебными источниками и сочетается с иными видами учебной деятельности.
Вид работы с учебником |
Форма работы с учебником |
Функции |
Поисково-репродуктивная работа |
чтение текста |
формирования умений поиска информации с выделением главной мысли, установления логической связь и зависимости между сведениями |
ответы на вопросы к параграфу |
||
заполнение таблиц |
||
работа с терминами |
||
работа по правилам, памяткам |
||
составление схем |
||
составление опорных конспектов (карточки-шпаргалки) |
||
Сравнительно-аналитическая работа
|
решение задач, примеров из учебника |
систематизация и фиксация мыслей, выделение отдельных частей и признаков анализа (обобщение), нахождение взаимосвязей (синтез) |
составление сравнительных таблиц, схем |
||
анализ рисунков |
||
Творческая работа
|
составление вопросов к параграфу |
мыслительное и речевое развитие, развитие воображения, умения четко и однозначно формулировать мысли, применения знаний в новых условиях
|
составление примеров, рассказов с задуманными ошибками |
||
составление рассказов по заданным словам |
||
разработка тестов по теме |
||
составление кроссвордов |
Система межпредметных заданий в учебном курсе «Алгебра» 8 класс
Тема по КТП |
Межпредметное задание |
Формируемые познавательные УУД |
Межпредметные связи |
|
|
Глава 1. Рациональные выражения |
|
||
§ 1. Рациональные дроби |
Сообщение по истории возникновения рациональных дробей и их система записи в древности (Древней Индии, Древнем Китае, Вавилоне, Древнем Риме, Руси) |
самостоятельный поиск информации в различных источниках; отбор и структурирование наиболее важной информации в соответствии с целью; преобразование информации из одного обозначения в другое |
история: исторические факты развития систем записи; информатика: представление числовой информации в разных видах записи |
|
§ 2. Основное свойство рациональной дроби |
Придумать таблицу дробей для заполнения примерами из сферы биологии, географии |
-установление взаимосвязи между числовыми значениями и предметными явлениями |
география, биология: предметные явления, удовлетворяющие установленным закономерностям |
|
§ 3-4. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми, разными знаменателями |
По примеру заданий со стр. 33, 41, 48 разработка задач на движение по местности, по воде, на работу, на смеси и сплавы |
составление условия на основе математической модели; интерпретация математических законов в других предметных сферах на основе аналогичности структуры и связей элементов |
физика, химия: предметные явления, удовлетворяющие установленным закономерностям; русский язык: грамотное составление условия заданий |
|
§ 5. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень |
Составление карточки-шпаргалки по теме «Рациональные дроби» с добавлением смысловых предметных рисунков |
обобщение и систематизация способов решения рациональных дробей; самостоятельное создание способов решения творческой проблемы |
география, биология, физика, МХК: поиск подходящих по смыслу изображений |
|
§ 6. Тождественные преобразования рациональных выражений |
Комплекс из 8 примеров на тождественное преобразование, ответы которых соотнести со значениями рекордов России (историческими, географическими, культурными показателями) |
установление взаимосвязи между числовыми значениями и предметными событиями и явлениями |
география, история, МХК: знание основных предметных фактов и явлений |
|
§ 7. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения |
Решение задачи на реальную экономическую ситуацию несколькими способами (старинным, в виде дроби, в виде системы уравнений). Сравнение способов и их обоснование |
создание математической модели решаемой ситуации и ее преобразование в различные формализованные представления; определение наиболее подходящего способа решения |
экономика: разбор реальной практической проблемы |
|
§ 8. Степень с целым отрицательным показателем |
Используя объекты курсов физики, химии, географии, биологии, астрономии и пр. построить ряд их величин (от больших а*10n до малых а*10-n). |
выявление явлений, удовлетворяющих условиям поиска; группировка предметов и явлений по признакам, их сравнение и классификация |
физика, химия, география, биология, астрономия: поиск удовлетворяющих условию объектов |
|
§ 9. Свойства степени с целым показателем |
Составить сравнительную таблицу именных названий степеней и единиц информации в степенном виде. Придумать задачу на исчисление объема информации |
выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов; постановка условия задания на основе имеющегося алгоритма решения творческого характера |
русский, иностранный языки: лингвистическое образование слов; информатика: знания единиц измерения информации |
|
§ 10. Функция и её график |
Сообщение об исторической задаче древнегреческого математика Менехма о гиперболе и ее свойствах. |
самостоятельный поиск информации с адекватной оценкой различных источников; отбор и структурирование наиболее важной информации в соответствии с целью |
история: исторические факты по теме; информатика: представление доклада в компьютерном приложении |
|
Поиск и рисование предметов и явлений из повседневной жизни и науки, динамика которых является гиперболой. Для каждого случая составить уравнение |
поиск взаимосвязи между математическими явлениями и реальными процессами; анализ объектов с целью выделения признаков; моделирование реальных процессов
|
все учебные предметы: поиск удовлетворяющих условию объектов; информатика: представление задания в компьютерном приложении |
||
Итоговое задание по теме |
Разработка теста по теме (по 2 вопроса к каждому параграфу: теоретический вопрос и пример для решения) |
формулирование проблемы; структурирование знаний; создание условий задачи на основе способа решения |
все учебные предметы: поиск удовлетворяющих условию объектов |
Результаты реализации системы заданий
Планируемыми результатами реализации системы межпредметных заданий являются следующие познавательные УУД:
а) общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, понимание и адекватная оценка источников, применение методов информационного поиска;
структурирование знаний;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
б) знаково-символические:
преобразование объекта из чувственной формы в модель, с выделением существенных характеристик объекта;
преобразование модели с целью выявления общих законов, которые определяют данную предметную область.
в) логические универсальные действия:
анализ объектов с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
г) действия постановки и решения проблем:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [1,с.29]
Список литературы
Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. – М., 2008.
Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100». – М.: Вита-Пресс, 2012 г. – 168 с.
Зырянова И.М.,Тодер Г. Б. Система задач на основе межпредметных связей// Наука и школа.Москва 2010 с.63-67
Норов Х. С. Учебный предмет – дидактическая основа межпредметных связей // Материалы международной школы – семинара физика в системе высшего и среднего образования. Москва 2011. - с. 212-214.
Кизелевич И.Е., Фоменко Е.В . Организация интегрированных уроков в процессе обучения математике.– Красноярск, КГПУ. – 2015. – 85 с.
6