Статья «Система межпредметных заданий с использованием учебника алгебры за 8 класс по формированию познавательных универсальных учебных действий»

4
0
Материал опубликован 7 January 2021

Аюпова Л. Б.,

учитель математики

МБОУ «СШ№8», г. Нижневартовск, Россия.

 

СИСТЕМА МЕЖПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНИКА В КУРСЕ «АЛГЕБРЫ» 8 КЛАССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

 

В своем стремительном развитии современное общество выдвигает новые требования к модели подрастающего поколения. Социальными запросами к выпускнику становятся не столько предметные знания, сколько умение их поиска, интерпретации и практического применения для решения разнообразных профессиональных и жизненных задач. Владение информационной культурой требует своего непрерывного развития, и это становится реальностью и необходимостью. Формирование таких навыков возможно лишь при наличии у обучающихся опыта самообразования и стремления к самосовершенствованию. В связи с этим современным ФГОС в качестве ключевого целевого ориентира школьного образования признано развитие у детей «умения учиться».

Формирование данной компетенции саморазвития учащихся обеспечивается овладением ими системой универсальных учебных действий (УУД) – способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В силу универсальности, УУД имеют метапредметный характер, а потому обучение им должно представлять собой целенаправленный, системный процесс, включающий все предметные области и внеурочную деятельность.

Реальное внедрение заложенных в ФГОС идей формирования УУД является достаточно сложным и во многом зависит как от готовности учителя к их воплощению, так и от тех средств обучения, которые будут использованы.

Главное место среди средств обучения всегда занимал учебник. В условиях реализации ФГОС нового поколения учебник призван создать условия для реализации воплощенных в стандарте планируемых по формированию у учащихся метапредметных умений. Однако имеющее место в настоящее время преобладание традиционного использования учебника в качестве источника информации по теме и задачника существенно ограничивает его возможности, снижает интерес в его использовании и ценность как средства формирования УУД. Поэтому актуальной для учителей остается задача научиться организовывать учебный процесс с использованием учебника таким образом, чтобы по итогам обучения происходило освоение обучающимися знаний одновременно с накоплением опыта универсальных учебных действий.

Новизна разработанной системы межпредметных заданий заключается в формировании целостного восприятия картины мира, усовершенствовании и разнообразии методических приемов формирования устойчивых познавательных УУД с использованием учебника как средства обучения в реализации ФГОС по предметам.

Описание системы заданий

Цель системы заданий: формирование у учащихся познавательных УУД с усвоением обобщенных ориентиров в синтезе знаний разнообразных предметных областей.

Методологическая основа системы заданий

Методическую основу разработки проекта системы межпредметных заданий составили: основные положения системно-деятельностного подхода обучения, разработанные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др.;[1,с.3]

концепция закономерностей формирования УУД у детей на разных этапах возрастного развития А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой; результаты исследований В. Н. Федорова, Д. М. Кирюшина, В. Н. Максимовой, А.А. Чурилина, Т.К. Александровой, Л.М. Панчешниковой, Н.А. Сорокина по проблеме межпредметных связей и их влияния на формирование умений учения; современные педагогические разработки по приемам и формам использования учебника в организации обучения.

Характеристика системы заданий

содержание системы заданий. Система сконструирована на базе математического образовательного курса (алгебра) для ступени 8 класса с интеграцией разнопредметного содержания учебного материала. Проект системы заданий разработан на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010 №1897. Включенные в задания учебные материалы входят в образовательную рабочую программу (авт. А.Г Мерзляк, В.Г. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко, 2017 г.), так и выходят за ее рамки и предполагают внеурочную деятельность;

предметная область. Система представляет собой метапредметный проект, так как предполагает осуществление межпредметной интеграции математических вопросов с другими предметными областями. Учебные задания предполагают использование знаний и умений не менее двух и более учебных дисциплин. Такая организация обучения на основе межпредметных связей будет способствовать усвоению деятельности по установлению межпредметных связей и формированию специального представления у учащихся о принципах и механизмах переноса знаний и умений из разных предметных сфер для решения научных и практических задач;

место в урочной деятельности. Постановка заданий высокоэффективна на всех этапах тематического обучения: для изучения нового материала, для расширения и закрепления сведений, практического осмысления изученного материала и формирования целостных научных ориентаций;

алгоритм поэтапного проектирования системы межпредметных заданий. Овладение УУД в системе усвоения межпредметных знаний происходит на основе «научения» учащихся отдельным элементам умений с поэтапным усложнением: распознавание межпредметных связей в учебных текстах, в отрывках из научных статей, в первоисточниках → поиск и отбор фактического предметного материала для подтверждения, доказательства законов диалектики, общенаучных идей, понятий → анализ конкретных примеров (из области биологии, физики, химии, истории) с позиций общих закономерностей, категорий → осознание межпредметного характера познавательных учебных задач → самостоятельная постановка (видение) межпредметных задач, проблем на основе сравнения и анализа научных фактов → составление плана деятельности для решения межпредметной проблемы;[2,с.15]

дифференцированность обучения. Необходимым условием развития УУД в системе межпредметных заданий выступает дифференцированность обучения с учетом познавательных интересов и возможностей учащихся: для не имеющих прочной системы знаний учеников – показ образца выполнения заданий, проведение установочных бесед с определением логики рассуждения и усвоением обобщенных ориентиров, выполнение серии аналогичных задач определенного типа; для учащихся с высоким уровнем знаний - стимулирование интереса с внесением сложной проблемности, исследования и творчества, побуждение к самостоятельной работе с овладением новыми умениями;

методы организации деятельности. При конструировании заданий использованы методы, требующие выполнение учащимися различных видов деятельности: словесная, наглядная, игровая, практико-ориентированная, исследовательская, проблемная, проектная и проектно-конструкторская.

количество участников. Система заданий предусматривает учебную активность как в индивидуальном порядке, так и задействует коллективное пространство класса. Индивидуализация позволяет выявить успешность деятельности каждого учащегося. Потребность в коллективных формах работы вызвана их высокоэффективностью в решении межпредметных проблем, где активно действуют стимулы познавательного интереса, связанные с отношениями между участниками учебного процесса: эмоциональный тонус, доверие к познавательным возможностям учащихся, взаимная поддержка, элементы соревнования, поощрение и др.

Технология работы с учебником

В разработанной системе заданий учебник выступает основой программного материала самих заданий, одновременно являясь информационной базой для учащихся для их выполнения.

Работа с материалом учебника организована в формах различного характера, в двух направлениях: с помощью учителя и как самостоятельная деятельность учащихся с материалом учебника. Его использование дополняется другими внеучебными источниками и сочетается с иными видами учебной деятельности.

 

Вид работы с учебником

Форма работы с учебником

Функции

Поисково-репродуктивная работа

чтение текста

формирования умений поиска информации с выделением главной мысли, установления логической связь и зависимости между сведениями

ответы на вопросы к параграфу

заполнение таблиц

работа с терминами

работа по правилам, памяткам

составление схем

составление опорных конспектов (карточки-шпаргалки)

Сравнительно-аналитическая работа

 

решение задач, примеров из учебника

систематизация и фиксация мыслей, выделение отдельных частей и признаков анализа (обобщение), нахождение взаимосвязей (синтез)

составление сравнительных таблиц, схем

анализ рисунков

Творческая работа

 

составление вопросов к параграфу

мыслительное и речевое развитие, развитие воображения, умения четко и однозначно формулировать мысли, применения знаний в новых условиях

 

составление примеров, рассказов с задуманными ошибками

составление рассказов по заданным словам

разработка тестов по теме

составление кроссвордов

 

Система межпредметных заданий в учебном курсе «Алгебра» 8 класс

Тема по КТП

Межпредметное задание

Формируемые познавательные УУД

Межпредметные связи

 

Глава 1. Рациональные выражения

 

§ 1. Рациональные дроби

Сообщение по истории возникновения рациональных дробей и их система записи в древности (Древней Индии, Древнем Китае, Вавилоне, Древнем Риме, Руси)

самостоятельный поиск информации в различных источниках;

отбор и структурирование наиболее важной информации в соответствии с целью;

преобразование информации из одного обозначения в другое

история: исторические факты развития систем записи;

информатика: представление числовой информации в разных видах записи

§ 2. Основное свойство рациональной дроби

Придумать таблицу дробей для заполнения примерами из сферы биологии, географии

-установление взаимосвязи между числовыми значениями и предметными явлениями

география, биология: предметные явления, удовлетворяющие установленным закономерностям

§ 3-4. Сложение и вычитание рациональных дробей с одинаковыми, разными знаменателями

По примеру заданий со стр. 33, 41, 48 разработка задач на движение по местности, по воде, на работу, на смеси и сплавы

составление условия на основе математической модели;

интерпретация математических законов в других предметных сферах на основе аналогичности структуры и связей элементов

физика, химия: предметные явления, удовлетворяющие установленным закономерностям;

русский язык: грамотное составление условия заданий

§ 5. Умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень

Составление карточки-шпаргалки по теме «Рациональные дроби» с добавлением смысловых предметных рисунков

обобщение и систематизация способов решения рациональных дробей;

самостоятельное создание способов решения творческой проблемы

география, биология, физика, МХК: поиск подходящих по смыслу изображений

§ 6. Тождественные преобразования рациональных выражений

Комплекс из 8 примеров на тождественное преобразование, ответы которых соотнести со значениями рекордов России (историческими, географическими, культурными показателями)

установление взаимосвязи между числовыми значениями и предметными событиями и явлениями

география, история, МХК: знание основных предметных фактов и явлений

§ 7. Равносильные уравнения. Рациональные уравнения

Решение задачи на реальную экономическую ситуацию несколькими способами (старинным, в виде дроби, в виде системы уравнений). Сравнение способов и их обоснование

создание математической модели решаемой ситуации и ее преобразование в различные формализованные представления;

определение наиболее подходящего способа решения

экономика: разбор реальной практической проблемы

§ 8. Степень с целым отрицательным показателем

Используя объекты курсов физики, химии, географии, биологии, астрономии и пр. построить ряд их величин (от больших а*10n до малых а*10-n).

выявление явлений, удовлетворяющих условиям поиска;

группировка предметов и явлений по признакам, их сравнение и классификация

физика, химия, география, биология, астрономия: поиск удовлетворяющих условию объектов

§ 9. Свойства степени с целым показателем

Составить сравнительную таблицу именных названий степеней и единиц информации в степенном виде. Придумать задачу на исчисление объема информации

выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

постановка условия задания на основе имеющегося алгоритма решения творческого характера

русский, иностранный языки: лингвистическое образование слов;

информатика: знания единиц измерения информации

§ 10. Функция t1610046689aa.gifи её график

Сообщение об исторической задаче древнегреческого математика Менехма о гиперболе и ее свойствах.

самостоятельный поиск информации с адекватной оценкой различных источников;

отбор и структурирование наиболее важной информации в соответствии с целью

история: исторические факты по теме;

информатика: представление доклада в компьютерном приложении

Поиск и рисование предметов и явлений из повседневной жизни и науки, динамика которых является гиперболой. Для каждого случая составить уравнение

поиск взаимосвязи между математическими явлениями и реальными процессами;

анализ объектов с целью выделения признаков;

моделирование реальных процессов

 

все учебные предметы: поиск удовлетворяющих условию объектов;

информатика: представление задания в компьютерном приложении

Итоговое задание по теме

Разработка теста по теме (по 2 вопроса к каждому параграфу: теоретический вопрос и пример для решения)

формулирование проблемы;

структурирование знаний;

создание условий задачи на основе способа решения

все учебные предметы: поиск удовлетворяющих условию объектов

 

Результаты реализации системы заданий

Планируемыми результатами реализации системы межпредметных заданий являются следующие познавательные УУД:

а) общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации, понимание и адекватная оценка источников, применение методов информационного поиска;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

б) знаково-символические:

преобразование объекта из чувственной формы в модель, с выделением существенных характеристик объекта;

преобразование модели с целью выявления общих законов, которые определяют данную предметную область.

в) логические универсальные действия:

анализ объектов с целью выделения признаков;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

г) действия постановки и решения проблем:

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. [1,с.29]

Список литературы

Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / Под ред. А. Г. Асмолова / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, С. В. Молчанов, Н. Г. Салмина. – М., 2008.

Данилов Д.Д. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100». – М.: Вита-Пресс, 2012 г. – 168 с.

Зырянова И.М.,Тодер Г. Б. Система задач на основе межпредметных связей// Наука и школа.Москва 2010 с.63-67

Норов Х. С. Учебный предмет – дидактическая основа межпредметных связей // Материалы международной школы – семинара физика в системе высшего и среднего образования. Москва 2011. - с. 212-214.

Кизелевич И.Е., Фоменко Е.В . Организация интегрированных уроков в процессе обучения математике.– Красноярск, КГПУ. – 2015. – 85 с.

6

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации