Статья «Система обучения XXI века: опыт прошлого — реализация в будущем»
СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ XXI ВЕКА: ОПЫТ ПРОШЛОГО – РЕАЛИЗАЦИЯ В БУДУЩЕМ
Трудность заключается не столько
в создании новых идей, сколько в том,
чтобы отойти от старых.
Джон Мейнард Кейнс
Современное обучение в широком смысле этого слова претерпевает изменения. Сам процесс направлен на получение учеником качественных знаний, которые помогут ему в будущем эффективно выполнять трудовые обязанности. Предприятиям и организациям нужны компетентные, предприимчивые, ответственные сотрудники, умеющие оперативно принимать правильные решения и прогнозировать результаты.
Научно-технический прогресс выступает как важнейшее средство решения социально-экономических задач, таких, как улучшение условий труда, повышение его содержательности, охрана окружающей среды, а, в конечном счете – повышение благосостояния народа.
Перед педагогами ставятся новые задачи – применение таких методов, которые позволяли бы сделать процесс обучения непрерывным на протяжении всей жизни человека и так, чтобы это обучение было интересно, актуально и востребовано, не только в возрасте активного приобретения знаний, но и в период трудовой деятельности.
Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение «лицом к лицу» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.
Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту со студентами. Ключевые лекции и семинарские занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам. Речь идет о необходимости развития личности, а не некоего среднего обучающегося. Следовательно, приоритет должен быть за личностно-ориентированной педагогикой, личностно-ориентированными педагогическими технологиями.
Основные характеристики образования 21 века:
- индивидуальное обучение;
- обучение через действия;
- применение технологий;
- справедливость, разнообразие и инклюзивность;
- отношения в сообществе;
- профессионализация учителей изменение их роли.
В педагогике, в дидактике всегда следует проявлять особую осторожность и принцип целесообразности и искать место наиболее продуктивным способам достижения поставленных целей.
Основными направлениями, по которым сегодня строится образовательная политика, являются политика децентрализации, политика диверсификации образовательных услуг, политика стандартизации процесса образования и нормирования деятельности образовательных учреждений и субъектов процесса образования, политика конвергенции результатов, методов и форм организации отечественного и зарубежного образования.
В регионах начала формироваться новая образовательная политика, отражающая конкретные социально-экономические условия России и интегрирующая общецивилизационные факторы развития мирового образовательного сообщества.
Прогнозы относительно развития системы образования в 21 веке неоднозначны. Некоторые специалисты считают, что качество учебного процесса постепенно будет снижаться. С другой стороны, этот процесс управляемый, и чтобы не допустить его развитие, потребуются грамотные менеджеры.
Современная культурная ситуация решительно требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм, которые сегодня оказываются уже несостоятельными в смысле обеспечения развития любого цивилизованного общества. В настоящее время мы можем наблюдать нарастающий крах вообще любой тоталитарности и авторитаризма во всех сферах человеческой деятельности, особенно отчетливо проявившийся в последнее десятилетие на так называемом советском и постсоветском пространстве. Этот процесс, конечно, не мог не затронуть и такую определяющую сферу жизни общества, как образование, сделав его привычные содержание и формы неприемлемыми.
Информационные источники:
Современное образование: проблемы и перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 9 ноября 2021 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2021. – 144 с.
Филиппов В. М. Правда и домыслы о российском образовании // Официальные документы в образовании. – 2001. – № 13 (48). – С. 19.
Проблемы и перспективы развития образования в XXI веке: профессиональное становление личности (философские и психолого-педагогические аспекты): материалы III международной научно-практической конференции 10–11 апреля 2013 года.