Статья «Система обучения XXI века: опыт прошлого — реализация в будущем»

2
0
Материал опубликован 16 February 2022 в группе

Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем

Со времен Ушинского К.Д. многое изменилось, мы вступили в новую реальность. Вместо доски во многих классах сейчас мультимодульное оборудование , много техники, онлайн- сервисов для обучения детей. Но всё так же дети сидят в классах, пишут контрольное работы, отвечают на вопросы учителя, работают в парах или группах… Если ученик допускает ошибку, он получает плохую оценку. Но ведь, на самом деле, ошибаться хорошо, ошибки приближают нас к решению, благодаря им в следующий раз мы оказываемся ближе к истине. Мы учимся, когда экспериментируем и совершаем ошибки. Мы должны дополнить теорию практикой, дать детям возможность учиться через опыт. Задача школы служить, в первую очередь, личности и только после – обществу.

Труды классика отечественной и мировой педагогической мысли К.Д. Ушинского, его точные, емкие формулировки достаточно убедительны и современны и дают, на наш взгляд, ясное продуктивное решение актуальных проблем теоретической и практической школьной педагогики. Опираясь на главный научный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1867 г.), хочется сказать, что воспитание и развитие с детства чувства, потребности и способности личностно-значимого общения с прекрасным и его умножения — процесс пробуждения и формирования в человеке его сущностных, продуктивных, созидательно-перспективных начал и задатков. Таков доминантный вывод из наследия классика российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. На этой основе и сформулированы им были принципы природосообразности и культуросообразнности воспитания в частности и, шире,— образования, подтвержденные в наши дни всей мировой педагогикой.

Эйнштейн сказал: «Вы действуете так же, как раньше, но ожидаете других результатов»: нельзя получить в новых условиях другой результат, если не будем подстраиваться под сегодняшние реалии. Сегодня мы должны учитывать колоссальный опыт предыдущей системы обучения и накладывать на крепкий фундамент «новые стены».

Впереди информационных технологий всегда идут технологии педагогические. Возьмем традиционную форму проведения урока… Говорят, она устарела… Колесу много тысяч лет, но оно остается круглым и крутится так же, как тысячи лет назад. И то же самое с уроком – его педагогическая суть, основа должна таковой оставаться при любом техническом прогрессе. А вот дополнить, улучшить, наполнить традиционный урок, например, проектной деятельностью мы можем.

Что касается, информационных технологий, которые вошли в нашу жизнь глобально. Особая роль в информатизации общества XXI века принадлежит системе образования, поскольку образование выступает, с одной стороны, как потребитель информации, с другой, как создатель новых информационных технологий (через выпускаемые высококвалифицированные кадры). Поскольку умение работать с информацией становится одним из приоритетных для современного человека, то система образования призвана формировать у учащегося способность к критическому мышлению, начиная со школы (для критического мышления характерны знания, осмысление, применение, анализ, синтез, оценка). Образованность, гибкость мышления, умение ориентироваться в огромном потоке информации становятся значимыми ценностями для человека на протяжении всей его жизни. Эти же ценности значимы и для общества, так как стремительное развитие технологий во всех областях науки, культуры, производства предполагает использование творческого потенциала образованных людей не только в сфере управления, но и для обслуживания технологий. Поэтому информатизация образования рассматривается как одно из приоритетных направлений информатизации общества. Но использование средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных моментов: индивидуализация обучения сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". При этом орган активизации мышления человека-речь, оказывается выключенной на долгое время. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

Система обучения XXI века изменилась. Целью современной системы образования является обеспечение права человека на образование через инновационные педагогические , информационные технологии. Но без прошлого нет настоящего и не может быть будущего. Существует тесная связь основных выводов и требований современной школы с педагогическими идеями К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко и др., в чьих научных трудах реализуется система развивающего обучения.





ЛИТЕРАТУРА:

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (Краткий курс лекций) Составители: Пегов А.А., Пьяных Е.Г.

Статья Евгения Ямбурга о школьном образовании, о свободе, о России, о будущем https://akvobr.ru/yamburg_o_shkolnom_obrazovanii_svobode_rossii_buduschem.html


Актуальность научного наследия К. Д. Ушинского в современном воспитании школьников, статья



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.