Статья на тему «Система обучения XXI века: опыт прошлого — реализация в будущем»
«Система обучения XXI века: опыт прошлого – реализация в будущем».
Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права и учреждения в 1864 году земств — выборных органов местного самоуправления. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет. В XIX веке продолжали работать и церковно-приходские школы. В 1943 году в школу начали брать с семи лет. В послевоенное время появилась школьная форма, в программу добавили уроки логики, психологии, латыни.
В современном обществе сложилось мнение, что советское образование было более фундаментальным, чем сейчас. Педагоги отличались от сегодняшних большим профессионализмом, а знания, полученные в школе, могли стать полезными во взрослой жизни, а после окончания техникума или института выпускник был полностью готов к профессиональной деятельности.
Реформирование системы образования – отличительная черта российского
образования на протяжении последних десятилетий. На всех уровнях говорят, что сегодняшние выпускники школ, ПОО, ВУЗов не обладают достаточной подготовкой.
Важным направлением государственной политики является повышение
эффективности качества образования. Совершенствование системы качества образования затрагивает все его сферы, в том числе изменение системы профессионального образования, включая модернизацию подготовки рабочих кадров, разработку и внедрение новых профессиональных и образовательных стандартов, участие работодателей в этом процессе.
Современное образование – какое оно? А какой он – современный преподаватель? Учить и воспитывать детей нового поколения – сложно ли это? Современный преподаватель должен быть лидером во всех направлениях, должен обладать современными технологиями, уметь вести за собой коллектив, своими жизненными позициями подавать пример студентам. Учить и воспитывать детей нового поколения – это сложно и интересно. Ведь удивить современного студента очень непросто. Но я уверена, если мне это удаётся на уроке, значит я им даю возможность узнать что-то новое, интересное, необычное.
Применение новых образовательных технологий позволяет студентам проявлять себя индивидуально или в группе, приложить свои знания, попробовать свои силы, показать достигнутый результат, приобрести навыки работы в команде и решить интересную проблему, зачастую сформулированную самими студентами.
Я вижу цель своей работы в формировании гармоничной, всесторонне развитой личности. Для того чтобы процесс развития и саморазвития личности студента шел интенсивно, я как преподаватель стимулирую его исследовательскую активность, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину, поддерживаю в студенте жажду новых впечатлений. Развитие познавательных интересов студента в процессе его обучения– один из важнейших факторов успешности учения.
Новые образовательные технологии позволяют раскрыть индивидуальные особенности студента. И даёт ему возможность приложить свои знания и показать публично достигнутые результаты. Я могу сказать с гордостью, что мои студенты – дети нового поколения. Они умны, пытливы, активны, любознательны, умеют отстоять свою точку зрения, показывают хорошие знания.
Взят курс на компетентностный подход, практикоориентированное образование, на формирование компетенций XXI века. Считается, что именно такое направление способно сделать прорыв в образовании.
Несмотря на все эти реформирования – современная система образования – это вовсе не нечто кардинально новое. Ответственность и добропорядочность, эрудиция и заинтересованность, готовность экспериментировать, планирование, умение аргументировать свои решения — эти качества отличали образованных людей в любую эпоху. Поэтому иногда, чтобы двигаться вперѐд, имеет смысл оглянуться назад и поискать подтверждения для главных тенденций современного образования у классиков педагогики.
Важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога. Для выявления сущности данной педагогической категории обратимся к толкованию понятия «инновация». Всем известно, что «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Следовательно, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.
Считается, что выпускники техникума должен иметь широкий кругозор и умение ориентироваться в смежных дисциплинах. Ключевыми становятся метапредметные навыки, общие компетенции, а также развитие живого мышления и формирование универсальных учебных принципов, нужных для освоения новых знаний.
Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно, проходя не только те курсы обучения, вебинары, которые предлагает администрация учебного заведения, но и подбирать самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций.
В условиях увеличения информационных ресурсов возрастает роль ценностной компоненты обучения. Чтобы добиться успеха, необходимо найти новые технологии обучения, способные максимально использовать преимущества процессов цифровизации, и обеспечивающие развитие проектных компетенций обучающихся. Однако добиться реализации данной цели просто на основе обучения проектной деятельности невозможно, необходимы новые образовательные технологии, способные интегрировать развитие ценностной компоненты будущих специалистов с навыками проектной деятельности.
В заключении хочется отметить, что образование – важнейший стратегический ресурс страны, ведь развитие человеческого капитала – условие её конкурентоспособности в будущем. Повышение качества образования граждан способствует не только росту экономики, но и решению важных социальных задач, преодолению бедности и становлению демократии. Образовательная система призвана выполнять функцию стабилизирующего начала в обществе, способствовать снижению социального напряжения и предотвращать социальные конфликты. Хорошее качество образования и его доступность формирует один из основополагающих критериев гражданского общества с сильной экономикой – вертикальную мобильность, естественное распределение талантов и способностей.
Список литературы
1.Вставская Н.В. Стандарты WorldSkills Russia как инструмент повышения качества среднего профессионального образования / Н.В. Вставская, Е.В. Лисичникова //Инновационные технологии в науке и образовании : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2017 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков[и др.] –Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – No 1 (9). – С. 82-84. – ISSN 2413-3981
2.СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ДОСТИЖЕНИЯ И ИННОВАЦИИ: сборник статей XXXV Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020 – 186 с.