Технология психолого-педагогической и медико-социальной работы с детьми с ООП
Тема: Технология психолого-педагогической и медико-социальной работы с детьми с ООП. План: 1. Технология ППМС помощи детям с ООП. 2. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты деятельности служб. 3. Этапы ППМС: ранняя помощь. 4. Программа ППМС сопровождения детей с ОВЗ. 5. Формы работы специалистов психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
1. Технология ППМС помощи детям с ООП. На диагностическом этапе каждой службой медицинской, психологической и педагогической формируется база о ребёнке с ООП. Специалисты каждой службы, используя набор диагностических методик, а также другие методы: наблюдение, беседу, эксперимент, практическую деятельность, изучают состояние ребёнка, его психологический статус, определяют зону ближайшего развития, способности и наклонности ребёнка. Вся информация заносится в диагностическую карту. Коллегиальное обсуждение результатов обследования всеми специалистами ПМПк позволяет выбрать единое представление о характере и особенностях развития ребёнка, определить общий прогноз его дальнейшего развития. Аналитический этап: Аналитический этап проводится непосредственно на заседании ПМПк. На данном этапе осуществляется профессиональный анализ «входящей» информации и результатов комплексного обследования каждым специалистом.
Особые образовательные потребности – это потребности в помощи и в услугах в учебном процессе, которые осуществляются психолого-педагогическими методами с целью обеспечения успешности в обучении каждого ученика. Развитие общего образования исходя из принципа инклюзивности предполагает изменение ценностных ориентиров в образовании. Ценности инклюзивного образования декларируют, что все участники образовательного процесса будут: 1) рассматривать разнообразие возможностей как ресурсы, а не барьеры и проблемы. Ресурсы для воспитания толерантной культуры поведения в обществе, для совершенствования педагогического мастерства учителя и обеспечения высокого качества преподавания. Работа в отношении преодоления трудностей одного ученика, как правило, приносит пользу и другим детям; 2) строить учебный процесс с ориентиром на всех учеников класса, а не только на тех, которые имеют высокие достижения в обучении;
3) обеспечивать поддержку учеников с особыми образовательными потребностями со стороны всех участников образовательного процесса и прежде всего учителем класса, а не только специалистами (логопед, специальный педагог, психолог, индивидуальный помощник); 3) обеспечивать поддержку учеников с особыми образовательными потребностями со стороны всех участников образовательного процесса и прежде всего учителем класса, а не только специалистами (логопед, специальный педагог, психолог, индивидуальный помощник); 4) использовать командный подход к решению вопросов помощи ученикам в учебном процессе; 5) отказываться от навешивания «ярлыков» при организации и оказании поддержки учащимся. Помощь оказывается ученикам - полноправным членам ученического сообщества, а не «инклюзивщикам», «особым», «кризисным», «подлежащим инклюзии» детям. Навешивание ярлыков является проявлением дискриминации.
2. Психолого-педагогические и медико-социальные аспекты деятельности служб.
3. Этапы ППМС: ранняя помощь. I этап – первичное выявление, которое предполагает: обращение родителей (законных представителей) через письменное заявление, обращение специалистов образовательной организации, и направление медицинскими организациями сведений о семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ (персональные данные направляются с согласия родителей (законных представителей).
II этап – выявление причин трудностей в обучении, развитии и социальной адаптации включает в себя: изучение анамнеза, диагностику когнитивной и аффективно-эмоциональной сфер ребенка, изучение социального окружения ребенка и семьи, особенностей социальных взаимоотношений ребенка и членов семьи, особенностей взаимоотношений в семье, детско-родительских отношений и т.д.
III этап – разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на решение проблемы осуществляется при: • организации ранней помощи ребенку и семье, • коррекции развития в дошкольном возрасте, • коррекции развития в школьном возрасте
4. Программа ППМС сопровождения детей с ОВЗ. Цель программы: сопровождение детей – инвалидов и детей с ОВЗ, поддержание комфортной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального и личностного потенциала детей с ОВЗ.
Задачи: · выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка ; · комплексное ППМС сопровождение образовательного процесса детей с ОВЗ; · составление индивидуальной программы сопровождения, включая определение вида и объема необходимой помощи (обучающей, медицинской, социально-педагогической, психологической, коррекционной); · психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей с ОВЗ, создание условий для преодоления, замещения ограничений жизнедеятельности; · формирование родительской ответственности за здоровое развитие и воспитание детей, формирование системы семейных ценностей;
1.Этап подготовительный . Выявление, анализ проблем и причин отклонений у ребенка при помощи ПМПк. Обсуждение специалистами возможных вариантов решения проблемы, составление программы сопровождения. Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ. Содействие в прохождении медико-социальной экспертизы. Создание банка данных для реализации индивидуальных программ социальной реабилитации детей.
2. Этап основной Обеспечение дифференцированных условий (посещение кружков и секций, вариативные формы получения образования) и специализированной помощи в соответствии с рекомендациями ПМПК и в соответствии с его возрастными и индивидуально-типологическими особенностями. Реализация комплексного сопровождения ребенка. Проведение специфической профилактики, учитывая индивидуальные особенности здоровья ребенка. Соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня, питания ребенка, осуществление индивидуальных лечебно-профилактических действий. Организация социально-педагогической и психологической помощи детям и их родителям.
3. Этап аналитико-обобщающий. Период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Мониторинг динамики развития детей на основе реализации индивидуальных программ сопровождения. Перспективное планирование дальнейшего ППМС сопровождения обучающихся.
5. Формы работы специалистов психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Первичная курсовая медико-социальная реабилитация в нестационарной форме – курс реабилитации, включающий: диагностику физического и психического развития, составление и реализацию индивидуальноориентированной реабилитационной программы, профилактику вторичных нарушений, а также помощь в решении психологических проблем ребенка и его семейного окружения, нормализацию поведенческих проблем, консультативную психолого-педагогическую работу с родителями по 18 вопросам развития, обучения и воспитания детей. Продолжительность курса реабилитации 28 дней, кратность 1-2 раза в год
Пролонгированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи – это основная форма оказания услуг ребенку и его семье, направленная на длительное (на протяжении двух и более лет), динамическое наблюдение за физическим и психическим развитием ребенка, решение медицинских, психологических и социальных проблем ребенка, профилактику вторичных нарушений, нормализацию детско-родительского взаимодействия, улучшения психологического климата в семье.
Повторный прием – все последующие посещения ребенка и семьи Службы ранней помощи, включающие в себя диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, профилактическую, просветительскую помощь. Частота посещения ребенком Службы не реже 1- 2 раз в неделю, продолжительностью 1-2 часа.
Таким образом, ребенок под контролем специалистов, при непосредственном участии родителей, получает комплексное восстановительное лечение непрерывно и длительно. Таким образом, ребенок под контролем специалистов, при непосредственном участии родителей, получает комплексное восстановительное лечение непрерывно и длительно.