12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федулова Лилия Константиновна1304
Учитель высшей квалификационной категории. Увлекаюсь садом и огородом. Люблю читать. Имею чувство юмора
Россия, Пермский край, Березники

Педагогическое взаимодействие педагога с окружающим его социумом

                                                                      Самая главная формула успеха – знание,

                                                                                             как обращаться с людьми

                                                                                                             Теодор Рузвельт   

   Коммуникативные умения являются важными профессиональными навыками педагога. Многогранный и многоплановый процесс общения педагога с окружающим его социумом (учениками, родителями, коллегами, администрацией, представителями различных общественных организаций) – вот тот круг, с которым постоянно приходится взаимодействовать учителю.

     В последнее время формы коммуникативной деятельности педагога претерпевают изменения. Учителя активно осваивают новые способы коммуникации.

      Педагогическое взаимодействие в ходе образовательного процесса непрерывно, и в современных реалиях жизни не всегда бывает лицом к лицу. Оно может быть и онлайн и офлайн с помощью социальных сетей.

     Практика работы учителя со своими личными страницами в соцсетях показывает необходимость наполнения личных страниц педагога интересным контентом, созданием эмоциональных текстов, размещением видео- и фотоматериалов, а самое главное, общением с единомышленниками и добавлением новых друзей на свою страницу.

   Какими качествами должен обладать учитель для успешного взаимодействия с окружающим его социумом? Ему профессионально необходимы: артистизм, обаяние, дружелюбие, уверенность, искренность, объективность, заинтересованность, готовность к пониманию.

     Каким принципам эффективности речевого взаимодействия необходимо следовать при педагогическом взаимодействии? Перечислим их:

  •  Принцип доступности – учет культурно-образовательного уровня субъектов  взаимодействия.
  •      Принцип экспрессивности – использование средств выразительности (тон, громкость, интонация, жесты).
  •         Принцип ассоциативности – обращение к ассоциациям слушателей.

    Педагогическое взаимодействие – процесс творческий, поэтому учитель выстраивает стратегию, исполняя различные роли, учитывая их актуальность в данный момент. От занятия к занятию он может быть строгим, справедливым, интересным, придирчивым или лояльным.

     Как личность учитель должен быть увлекательным рассказчиком, другом, помощником, знатоком музыки, искусства и спорта. Важна его открытость – готовность к пересмотру своего мнения, своей точки зрения.

     Педагогические ситуации требуют мгновенной реакции, умения перестроиться с одного речевого жанра на другой.

   Какой стиль общения должен быть у педагога? Либеральный, авторитарный или демократический[3]?

    Личный стиль педагогического общения является неповторимой индивидуальностью педагога, создает атмосферу эмоционального благополучия, которая во многом определяет результативность учебно-воспитательной работы и способствует решению многих задач.

   Кроме речевого взаимодействия в работе учителя важно уметь контролировать невербальные взаимодействия сигналами: взглядом, мимикой. Жесты-иллюстраторы, жесты-координаторы, жесты-регуляторы всегда есть в практике педагога-мастера.

    Учитель-мастер ведет педагогическое общение через рефлексивный компонент, т.е. самоанализ и самооценку своих действий и поступков. Он продолжает обучение педагогическому общению и взаимодействию через чтение специальной литературы или просмотр видеолекций (например, кандидата филологических наук Лобачевой Натальи Александровны[5]).

    Таким образом, педагогическое взаимодействие как коммуникативная компетентность педагога – обязательный навык, который высоко ценится всеми участниками образовательного процесса.

Литература

 1.Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и во внеклассной работе. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.

2.Коммуникативная деятельность педагога: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений/ И.А. Колесникова; под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 336 с.

3.Михальская А.К. Педагогическая риторика. – М.: Феникс, 2015.- 380 с.

4.Основы педагогического общения: учебное пособие: курс лекций для студентов педагогических вузов/В.С. Елагина, Е.Ю. Немудрая. – 2-е изд.- Челябинск: НП «Инновационный центр «РОСТ», 2012. – 184 с.

 5.Речевое воздействие: практические приемы убеждения URL: http: vk.com/search ?c%5Bq%5D=педагогическая%20риторик&c%5Bsection%5D=auto&z=video10237824_456239062 (дата обращения 16 декабря 2021)

t1640014941aa.png



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.