Система перспективного планирования учителя-логопеда с обучающимися с ОНР
Система календарного планирования содержит следующие разделы плана:
Раздел «Развитие общих речевых навыков, артикуляционная гимнастика, развитие мелкой моторики». Для развития общих речевых навыков предлагаются различные виды работ по преодолению нарушений просодических компонентов речи — задания на повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа речи, задания на воспроизведение ритмических структур, расстановку логических ударений, мягкую атаку голоса, силу, длительность звучания; обучение плавному речевому выдоху, чёткости дикции, интонированию.
Для развития мелкой моторики детям предлагаются сложные движения с элементами самомассажа, упражнения с различными предметами. Эти упражнения направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, развитие тонкой двигательной координации.
Артикуляционная гимнастика сначала даётся в виде отдельных упражнений — прежде всего статических, потом динамических, затем по группам звуков, а позже, по мере усвоения, объединяется в интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку, позволяющую решать несколько коррекционных задач сразу. Последовательность и длительность выполнения упражнений определяется наличием или отсутствием дизартрии, её формой и степенью выраженности.
Раздел «Развитие фонематических представлений» включает задания на развитие слухового восприятия, слуховой памяти, чувства ритма, развитие фонематического восприятия.
Раздел «Развитие психических процессов» содержит задания на развитие слухового и зрительного внимания.
Раздел «Развитие лексики и грамматического строя» адресован в большей степени детям с общим недоразвитием речи для детальной проработки. У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи трудностей с ним быть не должно. Раздел содержит задания для развития активного словаря и формирования грамматического строя на морфологическом и синтаксическом уровнях. Формирование лексического и грамматического базиса связной речи — это развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры.
Раздел «Развитие связной речи» в основном планируется для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, но даётся и детям с тяжёлыми нарушениями речи в зону ближайшего развития, т. е. мы даём возможность, а если ребёнок не справляется, не может ответить — предлагаем ответ другого ребёнка или взрослого. Раздел содержит задания для развития как диалогической, так и монологической речи.
Перспективное планирование логопедической работы на логопункте
с детьми 7-го года жизни
I период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Разделы работы | Содержание |
Развитие общих речевых навыков | 1. С детьми второго года обучения продолжить работу по развитию речевого дыхания. 2. С вновь поступившими детьми начать работу по формированию правильного речевого дыхания. 3. Продолжать работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. 4. Учить детей соблюдать голосовой режим, не допуская форсирования голоса, крика. 5. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шёпотом. |
Артикуляционная гимнастика | 1. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата с помощью статических и динамических упражнений . 2. Готовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. 3. Развивать мимическую мускулатуру. |
Звукопроизношение | Закреплять навыки чёткого произношения звуков, уже имеющихся в речи детей. Сформировать правильное произношение звуков и начать их автоматизацию у вновь поступивших детей. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедический пункт. |
Работа над слоговой структурой слова | 1. Восприятие и воспроизведение неречевых ритмических контуров (отхлопывание, отстукивание, речь с движением и др.). 2. Деление слов на части (слоги) с опорой на зрительные ориентиры (фишки, карточки). 3. Проговаривание слов, доступных по слоговому классу. Упражнять в произнесении многосложных слов. |
Развитие фонематических представлений | 1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. 2. Закрепить представления о твёрдости-мягкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации звуков по твёрдости-мягкости. 3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова. 4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа осы, лес. 5. Учить производить анализ и синтез слов типа мама, слон, мост, лиса, лист. |
Подготовка к обучению грамоте | Сформировать правильное представление о разнице между звуками и буквами. Познакомить детей с новыми буквами. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании букв. Учить детей печатать и читать слоги и слова с новыми буквами. Учить детей разгадывать ребусы, решать кроссворды. 6.Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы |
Лексика | Систематизировать знания детей о грибах, овощах, фруктах, ягодах, о диких животных, об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени (ранняя, золотая, поздняя) и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Уточнить понятия «овощи», «фрукты». Расширить представления о труде взрослых в огородах, в садах, на полях осенью. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков. Систематизировать представления детей о многообразии перелётных и зимующих птиц. Закреплять и расширять знания детей о перелётных и зимующих птицах, их поведении осенью. Расширять представления детей о многообразии растений осеннего леса, уточнить знания о грибах и лесных ягодах. Систематизировать представления детей о местах обитания диких животных. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Уточнить и расширить представления об осенней одежде, обуви, головных уборах и материалах, из которых они сделаны. Сформировать представления о труде людей на селе, о пользе их труда. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам. Развивать вариативность лексики. Способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр. Развивать понимание и умение объяснять значения слов с опорой на их смыслообразовательную структуру, активизировать смыслообразовательные процессы. |
Развитие грамматического строя речи | 1. Совершенствовать умение детей образовывать и спользовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Грибы,»Овощи», «Фрукты», «Ягоды.Домашние заготовки», «Осень, деревья, осенняя одежда»,»Дикие животные», «Перелетныептицы», «Зимующие птицы», «Домашние животные и птицы и их детеныши», «Зима.Зимняя одежда). 2. Продолжать работу по обучению согласовывать прилагательные с существительными , по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи по изучаемым темам. 3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнять их значение и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги из-аод, из-за. 4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т.п.) и начать обучать образовывать приставочные глаголы, а также закреплять их в речи 5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными (по темам). 6. Работать над коррекцией аграмматизмов в речи. |
Обучение связной речи | 1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. 2. Обучать детей составлять предложения по картинке (по картинкам, по серии картинок). 3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем. 4. Учить грамотно задавать вопросы стимулировать развитие познавательного общения. 5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов, развивать речевой слух. 6. Совершенствовать навык составления рассказов по картинке (по картинкам, по серии картинок). 7. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. 8. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление. |
Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений | Уточнить представления о пространственных отношениях, выраженных предлогами в, на, под, за и пр. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их по 3—4 признакам. Упражнять в умении ориентироваться на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова вверху, внизу, слева, справа. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь понятие «дни недели», названия дней недели. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (зашёл, вышел, перешёл, отошёл, ушёл ). |
II период (декабрь, январь, февраль)
Разделы работы | Содержание |
Развитие общих неречевых навыков | Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса. Совершенствовать навык голосоведения на мягкой атаке, в спокойном темпе. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи. Формировать навыки выразительного чтения, развивая правильность, беглость, выразительность и осознанность (на материале коротких стихотворений на выбор логопеда). |
Артикуляционная гимнастика | Ввести интерактивную артикуляционную гимнастику-сказку. Подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков. Развивать мимическую мускулатуру. |
Звукопроизношение | Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения поставленных звуков у детей. Формировать правильное произношение звуков у вновь поступивших детей. |
Совершенствование слоговой структуры слова | Проговаривать слова доступного речевого класса. Постепенно увеличивать сложность классов. |
Развитие фонематических представлений | Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук. Упражнять детей в различении твёрдых-мягких согласных в ряду звуков, слогов, слов. Совершенствовать навык выделения заданного звука из слова. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа папа, стол, куст, липа, лист, крик. Учить производить анализ и синтез слов из 5 звуков. Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделении этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками. Совершенствовать навык звукового анализа слов и анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. |
Грамота | Совершенствовать у детей навыки печатания и чтения слогов и слов с освоенными буквами. Познакомить детей с новыми буквами. Упражнять детей в выкладывании новых букв из палочек, в печатании, «рисовании» в воздухе. Продолжать обучение детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов. Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, допечатывать незаконченные буквы, читать буквы, наложенные друг на друга. Закрепить умение правильно называть буквы русского алфавита. Учить детей печатать и читать слоги, слова, предложения с новыми буквами. |
Лексика | Систематизировать знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Познакомить детей с зимними месяцами. Закрепить знания детей о зимующихптицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц. Расширить представления о жизни диких животных зимой. Уточнить понятия, расширить представления о материалах, инструментах. Закрепить представления детей о новогоднем празднике. Закрепить знания о том, что в году 12 месяцев, что год начинается 1 января. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах. Систематизировать представления детей о транспорте, сформировать представление о видах транспорта, о профессиях на транспорте Закрепить и расширить знания детей о профессиях, о содержании труда, о роли механизации труда. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться. Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов. Систематизировать представления детей о местах обитания домашних животных и диких зверей. Расширить и углубить представления о подготовке их к зиме. Добиться понимания детьми роли человека в содержании домашних животных. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по этим лексическим темам. Объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы. |
Развитие грамматического строя речи | Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе (по темам: «Человек. Части тела», «Транспорт», «Профессии. Строительство», «Защитники Отечества», «Времена года. Календарь. Весна». Познакомить детей со способами словообразования (по теме «Материалы и инструменты»). Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными (по всем лексическим темам). Учить правильному употреблению в речи относительных и притяжательных прилагательных (по лексическим темам: «Домашние животные», «Домашние животные и птицы и их детёныши», «Зима. Зимняя одежда», «Человек. Части тела»). Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги (по темам «Домашние животные». «Зима. Зимняя одежда»). Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия (по всем темам). Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей. |
Обучение связной речи | Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отрабатываемым темами с использованием коллективно составленного плана ( по картинке, по картинкам, по серии картинок) Учить детей составлять рассказы, опираясь на личный опыт, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным или увиденным. Учить детей пониманию и толкованию слов. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словесно-логическое мышление, развивать речевой слух. |
Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений | Учить детей отражать пространственное положение предметов в речи. Закреплять умение выражать пространственные отношения сложными предлогами из-за, из-под и пр. Учить детей ориентироваться на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, ниже. Закрепить представление о последовательности дней недели, месяцев года. Закрепить в речи названия дней недели и месяцев года. Учить устанавливать возрастные различия между людьми. Закрепить в речи слова шире, уже, выше, ниже, больше, меньше, длиннее, короче. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (заехал, выехал, переехал, отъехал,уехал). |
III период (март, апрель, май)
Разделы работы | Содержание |
Развитие общих неречевых навыков | Развивать правильное голосоведение и выразительное чтение. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении. Совершенствовать звучность и подвижность голоса (быстрое и лёгкое изменение по силе, высоте, тембру). |
Артикуляционная гимнастика | По необходимости: для детей, пропустивших этот этап работы, и для детей с тяжёлыми формами дизартрии. |
Звукопроизношение | Закончить автоматизацию всех звуков у всех детей. Провести дифференциацию смешиваемых звуков. |
Совершенствование слоговой структуры слова | Постепенно увеличивать сложность произносимых слов. Проговаривать двустишия и четверостишия |
Развитие фонематических представлений | Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твердых-мягких согласных, в выделении звука из слова. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа травка, слива, маска, миска, машина. Познакомить детей с новыми звуками. Упражнять детей в выделен этих звуков из слова, в подборе слов с этими звуками. Сформировать представление о том, что буквы Ъ и Ь не обозначают звуков. Совершенствовать навык слогового анализа одно-, двух- и трёхсложные слов. Учить членить на слоги четырёхсложные слова. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами.Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Закрепить знания известных правил правописания. |
Грамота | Закрепить навык печатания слогов, слов. Познакомить детей с новыми буквами. Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга. Выучить алфавит. Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью. |
Лексика | Обобщить представления детей о типичных весенних явлениях в живой и неживой природе. Познакомить их с весенними месяцами. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину. Углубить и расширить знания детей о родном городе, об отличительных чертах города. Воспитывать чувство гордости за родной город. Раскрыть и углубить представления об изменениях, происходящих в живой и неживой природе поздней весной. Обобщить знания детей о жизни перелётных птиц поздней весной (строительство гнёзд, выведение и выкармливание птенцов, ловля насекомых). Расширить и обобщить представления детей о школе, об учёбе, о школьных принадлежностях. Ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголь: по этим лексическим темам. Развивать понимание и объяснять переносное значение устойчивых выражений; объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру, активизировать словообразовательные процессы. |
Развитие грамматического строя речи | Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных (по темам: «Ранние признаки весны. Первоцветы». «Возвращение птиц. Насекомые», «Животные жарких стран»), согласование прилагательных и числительных с существительными (по всем темам). Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов (по теме «Возвращение птиц.Насекомые»). Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными (по темам: «Мамин день. Семья», «Город. Адрес», «Школьные принадлежности»). Совершенствовать умение образовывать сравнительные формы имён прилагательных (по теме «Возвращение птиц.Насекомые»). Работать над коррекцией аграмматизмов в речи детей. |
Обучение связной речи | Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картинке и по серии картинок, рассказа из личного опыта. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные е существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели. Работать над совершенствованием процессов внимания, памяти, операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать словеснологическое мышление, развивать речевой слух. Развивать диалогическую и монологическую формы речи.стимулировать собственные высказывания детей. Учить детей понимать свои переживания и чувства и других людей, рассказывать об этом |
Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений | Закрепить представления о последовательности дней недели, месяцев, об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год Практиковать детей в отражении пространственного положения предметов в речи. Практиковать детей в ориентировании на листе бумаги в клетку, использовать прилагательные левее, правее, выше, . Упражнять в ориентировке на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова сверху, снизу, влево, вправо. Закреплять представления о времени, ввести в активный словарь слова раньше, позже; вчера и позавчера; завтра и послезавтра; старше, младше. Упражнять детей в употреблении различных предложно-падежных конструкций. Учить точно подбирать глаголы движения с приставками пространственного значения (залетел, вылетел, перелетел, отлетел, улетел). |