Профилактическая работа педагогического коллектива в общеобразовательной школе
Профилактическая работа педагогического коллектива в общеобразовательной школе
Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность в целях предупреждения отклонений в ее поведении1.
В профилактической деятельности ОО участвуют все педагогические работники.
В структуре профилактической работы выделяют три уровня:
первичную профилактику,
вторичную и
третичную.
Первичная профилактика осуществляется для предотвращения негативного влияния каких-либо биологических или социально-психологических факторов, способных формировать отклоняющееся поведение. Она включает улучшение социальной обстановки, воспитание социально-позитивно ориентированной личности, защиту законных прав и свобод детей и т.д. Первичная профилактика осуществляется тогда, когда у детей еще нет отклоняющегося поведения, но потенциально оно может появиться вследствие наличия негативных факторов.
Вторичная профилактика включает комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение (пропуски уроков без уважительной причины, употребление психоактивных веществ, драки, использование нецензурной лексики и т. д.). Основная задача профилактики – исключение совершения подростком более тяжкого проступка, а также его социально-психологическая поддержка.
Объектом третичной профилактики выступает несовершеннолетний, который прекратил девиантное поведение. Цель профилактики – исключение рисков возобновления антиобщественного поведения .
В психологической профилактике выделяют также три уровня:
1-й уровень»: На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, независимо от того, отмечаются ли у них трудности социализации или нет.
2-й уровень. Профилактика направлена на так называемую группу риска, т. е. на тех обучающихся, у которых возникли трудности социализации и поведения, но еще не носят устойчивый стабильных характер.
3-й уровень. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических проблем. Такая работа является индивидуальной.
Таким образом, на уровне первичной профилактики работают психолог и социальный педагог, а также все педагоги, участвующие в процессе воспитания и социализации обучающихся и заинтересованные в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Идеи первичной профилактики могут быть реализованы в рамках деятельности классных руководителей, внеурочной деятельности, при реализации программ дополнительного образования или через специально разработанные программы профилактики по решению конкретных проблем. На втором и третьем уровнях происходит разделение сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников, взаимодополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы). Обязательным элементом профилактической деятельности является оценка ее эффективности. Оценка эффективности может быть внутренней (на уровне образовательной организации) и внешней (на муниципальном или региональном уровне). Сроки проведения мониторинга, позволяющего оценить эффективность профилактической деятельности, зависят от объема проведенной работы. Как правило, мониторинг проводится один раз в год.
Система профилактической работы в ОО2
Этапы | Направления работы |
Информационно-аналитический | Создание нормативно-правовой базы Формирование базы данных по основным направлениям профилактической работы |
Целевой | Определение целей и задач профилактики с учетом специфики ОУ. |
Планово-прогностический | Разработка программ профилактической работы ОУ. |
Организационный | Организация выполнения программ и планов по профилактике асоциальных проявлений в поведении школьников Повышение квалификации педагогов ОУ по вопросам профилактики |
Контрольно-коррекционный этап | Внутренний контроль и оценка реализации профилактической работы в ОУ Коррекция и устранение негативных отклонений в воспитательном процессе |
Основные роли воспитательной системы в профилактической работе:
1. Развивающая - стимулирование положительных изменений в
личности ребёнка
2. Интегрирующая - соединение в одно целое различных
воспитательных воздействий
3. Регулирующая - упорядочение педагогических процессов и их
влияния на личность ребёнка
4. Защитная - повышение уровня социальной защищённости детей,
нейтрализация влияния негативных факторов
5. Компенсирующая - создание условий для восполнения
недостаточного участия семьи в развитии ребёнка Корректирующая -
коррекция поведения ребёнка до нормы.
В связи с этим, профилактическая работа действенна, если она системна и весь педагогический коллектив участвует в разработке и реализации программ, социальных проектов по предупреждению асоциального поведения детей и молодежи.
Примерный перечень документов по организации профилактической работы в ОО (составлен в соответствии с актуальной нормативно-правовой базой в сфере образования и воспитания)
Социальный паспорт школы
Документы по организации Совета профилактики (положение, план, анализ, протоколы)
Программа (план) по профилактике асоциального поведения (табакокурения, наркомании, алкоголизма, по проведению правового просвещения учащихся); план совместных действий с заинтересованными ведомствами; аналитические материалы
Учет несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП и ТЖС; личные карточки детей, находящихся в СОП
Документы об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств
Индивидуальные программы реабилитации и адаптации неблагополучных семей, несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН, КДН
Характеристики на учащихся, состоящих на внутришкольном учёте или ПДН, несовершеннолетних из неблагополучных семей (составляется на каждый учебный год)
Учётные карты на несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учёте или ПДН.
1 ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" http://www.fcprc.ru/
2 Методические рекомендации по организации профилактическойдеятельности в школе ( в условиях воспитательной системы) http://www.niro.nnov.ru/?id=48701