12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Гринева Надежда Федоровна17

Профилактическая работа педагогического коллектива в общеобразовательной школе

Профилактика – это комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность в целях предупреждения отклонений в ее поведении1.

В профилактической деятельности ОО участвуют все педагогические работники.

В структуре профилактической работы выделяют три уровня:

первичную профилактику,

вторичную и

третичную.

Первичная профилактика осуществляется для предотвращения негативного влияния каких-либо биологических или социально-психологических факторов, способных формировать отклоняющееся поведение. Она включает улучшение социальной обстановки, воспитание социально-позитивно ориентированной личности, защиту законных прав и свобод детей и т.д. Первичная профилактика осуществляется тогда, когда у детей еще нет отклоняющегося поведения, но потенциально оно может появиться вследствие наличия негативных факторов.

Вторичная профилактика включает комплекс мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение (пропуски уроков без уважительной причины, употребление психоактивных веществ, драки, использование нецензурной лексики и т. д.). Основная задача профилактики – исключение совершения подростком более тяжкого проступка, а также его социально-психологическая поддержка.

Объектом третичной профилактики выступает несовершеннолетний, который прекратил девиантное поведение. Цель профилактики – исключение рисков возобновления антиобщественного поведения .

В психологической профилактике выделяют также три уровня:

1-й уровень»: На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, независимо от того, отмечаются ли у них трудности социализации или нет.

2-й уровень. Профилактика направлена на так называемую группу риска, т. е. на тех обучающихся, у которых возникли трудности социализации и поведения, но еще не носят устойчивый стабильных характер.

3-й уровень. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача – коррекция или преодоление серьезных психологических проблем. Такая работа является индивидуальной.

Таким образом, на уровне первичной профилактики работают психолог и социальный педагог, а также все педагоги, участвующие в процессе воспитания и социализации обучающихся и заинтересованные в формировании культуры здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Идеи первичной профилактики могут быть реализованы в рамках деятельности классных руководителей, внеурочной деятельности, при реализации программ дополнительного образования или через специально разработанные программы профилактики по решению конкретных проблем. На втором и третьем уровнях происходит разделение сферы профилактической деятельности с учетом специфики непосредственных функций участников, взаимодополнения и поддержки (содержание и формы организации профилактики, используемые участниками, не дублируют, а дополняют друг друга, обеспечивая комплексное системное воздействие на адресные группы). Обязательным элементом профилактической деятельности является оценка ее эффективности. Оценка эффективности может быть внутренней (на уровне образовательной организации) и внешней (на муниципальном или региональном уровне). Сроки проведения мониторинга, позволяющего оценить эффективность профилактической деятельности, зависят от объема проведенной работы. Как правило, мониторинг проводится один раз в год.

Система профилактической работы в ОО2


Этапы

Направления работы

Информационно-аналитический

Создание нормативно-правовой базы

Формирование базы данных по основным направлениям профилактической работы

Целевой

Определение целей и задач профилактики с учетом специфики ОУ.


Планово-прогностический

Разработка программ профилактической работы ОУ.

Организационный

Организация выполнения программ и планов по профилактике асоциальных проявлений в поведении школьников

Повышение квалификации педагогов ОУ по вопросам профилактики

Контрольно-коррекционный этап

Внутренний контроль и оценка реализации профилактической работы в ОУ

Коррекция и устранение негативных отклонений в воспитательном процессе

Основные роли воспитательной системы в профилактической работе:

1. Развивающая - стимулирование положительных изменений в

личности ребёнка

2. Интегрирующая - соединение в одно целое различных

воспитательных воздействий

3. Регулирующая - упорядочение педагогических процессов и их

влияния на личность ребёнка

4. Защитная - повышение уровня социальной защищённости детей,

нейтрализация влияния негативных факторов

5. Компенсирующая - создание условий для восполнения

недостаточного участия семьи в развитии ребёнка Корректирующая -

коррекция поведения ребёнка до нормы.

В связи с этим, профилактическая работа действенна, если она системна и весь педагогический коллектив участвует в разработке и реализации программ, социальных проектов по предупреждению асоциального поведения детей и молодежи.

Примерный перечень документов по организации профилактической работы в ОО (составлен в соответствии с актуальной нормативно-правовой базой в сфере образования и воспитания)

Социальный паспорт школы

Документы по организации Совета профилактики (положение, план, анализ, протоколы)

Программа (план) по профилактике асоциального поведения (табакокурения, наркомании, алкоголизма, по проведению правового просвещения учащихся); план совместных действий с заинтересованными ведомствами; аналитические материалы

Учет несовершеннолетних и семей, находящихся в СОП и ТЖС; личные карточки детей, находящихся в СОП

Документы об организации социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств

Индивидуальные программы реабилитации и адаптации неблагополучных семей, несовершеннолетних, состоящих на учёте в ПДН, КДН

Характеристики на учащихся, состоящих на внутришкольном учёте или ПДН, несовершеннолетних из неблагополучных семей (составляется на каждый учебный год)

Учётные карты на несовершеннолетнего, состоящего на внутришкольном учёте или ПДН.

1 ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей" http://www.fcprc.ru /

2 Методические рекомендации по организации профилактическойдеятельности в школе ( в условиях воспитательной системы) http://www.niro.nnov.ru /?id=48701

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.