Система проверки языковой и лингвистической подготовки учащихся по русскому языку (5 класс)
Стефанова Лариса Михайловна, учитель
русского языка и литературы
ГОУ РК «Республиканский центр образования»
г. Сыктывкара Республики Коми
Система проверки языковой и лингвистической
подготовки учащихся по русскому языку
Введение единого государственного экзамена по русскому языку в 11 классе и изменение требований к уровню знаний, умений и навыков учащихся подталкивают учителя к поиску новых форм и методов работы.
Необходимым условием качества обучения является продуманная и хорошо организованная система контроля за знаниями учащимися.
Работу по подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо начинать в 5 классе, так как именно на этом этапе учащиеся изучают большую часть теоретического материала по тематическим разделам «Лексика», «Фонетика», «Орфография», «Морфемика», «Морфология».
Проверка знаний и умений учащихся в формате ЕГЭ позволяет учителю владеть информацией об уровне овладения учащихся учебным материалом по каждой теме и при необходимости своевременно принимать меры по коррекции пробелов. Также такая работа способствует повышению мотивации учащихся к учению и психологической подготовке к экзамену.
Далее в статье я хотела бы привести примеры типовых заданий, направленные на определение уровня языковой подготовки учащихся. При выполнении данных заданий можно проверить знание учащимися признаков лингвистических понятий и владение умениями и навыками, формируемыми на основе этих знаний.
Задание 1. Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.
А) библиотека;
Б) мелодия;
В) портфель;
Г) яблоко;
Д) вестибюль;
Е) территория.
Задание 2. Расположите синонимы в порядке возрастания степени признака.
1) А) хороший Б) прекрасный В) замечательный
2) А) большой Б) грандиозный В) огромный
3) А) знаменитый Б) известный В) великий
4) А) беспокойство Б) волнение В) тревога
5) А) влажный Б) мокрый В) сырой
Задание 3. Подберите антонимы к существительным.
здоровье – …
радость – …
старость – …
правда – …
смелость – …
свет – …
друг – …
дружба – …
Задание 4. Подберите антонимы к именам прилагательным.
1) Тяжёлые мысли – …
2) Тяжёлый взгляд – …
3) Тяжёлая сумка – …
4) Тяжёлый характер – …
Задание 5. Укажите слова, морфемный состав которых соответствует схеме:
А) грустный;
Б) несчастный;
В) безжалостный;
Г) подъезд;
Д) приехали;
Е) рассказывает.
Задание 6. Укажите, какая часть речи обозначает действие предмета.
А) имя существительное;
Б) имя прилагательное;
В) глагол.
Задание 7. Найдите правильную форму родительного падежа множественного числа данных существительных.
1) Килограмм А) помидор Б) помидоров
2) Ящик А) мандарин Б) мандаринов
3) Пять А) килограммов Б) килограмм
4) Пара А) носок Б) носков
5) Пара А) сапог Б) сапогов
Задание 8. Из двух простых предложений образуйте сложные. Поставьте нужные знаки препинания.
1) Ливень кончился. Ребята побежали на стадион.
2) Начались сильные морозы. Лужи покрылись льдом.
3) Наступил вечер. Мы отправились ловить рыбу на пруд.
Подготовка учащихся в области русского правописания состоит из следующих компонентов:
- владение орфографическим и пунктуационным анализом (опознавание, дифференциация и квалификация орфографических и пунктуационных явлений в разном по сложности языковом материале);
- владение навыками правописания в условиях специфических форм письма (различные виды диктантов);
- владение навыками правописания в условиях естественного письма (свободный диктант, письменное переложение текста, собственное высказывание).
Приведу примерные типовые задания на определение уровня орфографической и пунктуационной подготовки учащихся.
Задание 1. Определите, в каких случаях в словосочетаниях пишется буква Е.
А) сп .шить в школу;
Б) сп . сать задание;
В) св . ла гнездо;
Г) св . ла по ступенькам;
Д) сл . зать с дерева;
Е) сл . зать сметану.
Задание 2. Спишите слова, вставляя пропущенные буквы.
В . стибюль, м . ршрут, пл . нета, ф . нтан, с . лдат, ин . й, г . рой,
фу . бол, г . рбарий, ст . дион, г . мнаст.
Задание 3. Укажите слова, в которых есть непроизносимые согласные.
А) окрес . ность;
Б) ровес . ник;
В) вкус . ный;
Г) сверс . ник;
Д) чудес . ный;
Е) учас . ник .
Задание 4. Определите, какие слова являются «лишними» в предложенных рядах слов.
Растение, заросли, вырастать, роса, выращивание, рассвет.
Рожь, товарищ, врач, молодёжь, испечь, помощь, жечь.
Вьюга, объезд, соловьи, апельсин, обезьяна, объявление, корабль.
Задание 5. Укажите пословицы, в которых следует писать Ь.
А) Учёным никто не родит . ся.
Б) Каждое дело любовью освещает . ся.
В) Сену с огнём не ужит . ся.
Г) Надо наклонит . ся, чтобы из ручья воды напит . ся.
Задание 6. Найдите слова с приставкой С - .
А) сделать;
Б) слеза;
В) светить;
Г) сносить;
Д) слезать.
Задание 7. Замените существительные с предлогами близкими по смыслу прилагательными.
1) Небо без звёзд -
2) Мотор без шума -
3) Ночь без сна -
4) Человек без страха -
5) Даль без предела -
6) Жидкость без цвета -
7) Человек без жалости -
8) Гласный без ударения -
9) Малыш без защиты -
Задание 8. Соотнесите правильное написание приставки с остальной частью слова.
1) Раз - А) клеить
2) Рас - Б) бить
В) нести
Г) крутить
3) Из - Д) готовить
4) Ис - Е) следовать
Ж) винить
З) править
Задание 9. Укажите словосочетания, в которых пишется буква О.
А) тяж . лый труд;
Б) искусственный ш . лк;
В) тихий ш . пот;
Г) гулять с товарищ . м;
Д) спелый крыж . вник;
Е) больш . й город.
Задание 10. Укажите предложения, в которых в окончаниях существительных пишется буква И.
А) Вчера я был на открыти . выставки.
Б) Вечером мы побывали на площад . .
В) Я присутствовал на репетици . .
Г) На детской площадк . установили новые качели.
Задание 11. Укажите вариант, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А) Начался листопад. Ветер бросал горсти листьев на стол, на койку, на пол, на книги.
Б) Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом.
В) В саду суетились синицы. Они висели вниз головами на ветках, и заглядывали в окно из-под листьев клёна. (К. Г. Паустовский)
Ответы на типовые задания, направленные на определение уровня языковой подготовки учащихся:
Б, Г.
1) А, Б, В.
А, В, Б.
Б, А, В.
А, Б, В.
А, Б, В.
Болезнь, горе, молодость, ложь, трусость, тьма, враг, вражда.
Приятные мысли, ласковый взгляд, лёгкая сумка, мягкий характер.
Б, В, Д, Е.
В.
1 – Б, 2 – Б, 3 – А, 4 – Б, 5 – А.
8. 1) Ливень кончился, и ребята побежали на стадион.
2) Начались сильные морозы, и лужи покрылись льдом.
3) Наступил вечер, и мы отправились ловить рыбу на пруд.
Ответы на типовые задания, направленные на определение уровня орфографической и пунктуационной подготовки учащихся:
А, Г, Д.
Вестибюль, маршрут, планета, фонтан, солдат, иней, герой, футбол, гербарий, стадион, гимнаст.
А, Г, Е.
1) роса, рассвет.
2) испечь, жечь.
3) апельсин, корабль.
5. В, Г.
6. А, Г, Д.
7. Беззвёздное небо, бесшумный мотор, бессонная ночь, бесстрашный человек, беспредельная даль, бесцветная жидкость, безжалостный человек, безударный гласный, беззащитный малыш.
8. 1 – Б, В.
2 – А, Г, Е, З.
3 – Д, Ж, Б.
– Е, З.
Д, Е.
А, Б, В.
В.
Использованные источники:
Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. Примерная (типовая) учебная программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2006.
Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М.: Просвещение, 1991.
Селиванова Галина Геннадьевна