Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как необходимое условие, способствующее реализации образовательных потребностей обучающегося
Доклад: «Система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ как необходимое условие, способствующее реализации образовательных потребностей обучающегося»
Безболезненная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в общую систему образования, по мнению психологов, возможна только после переосмысления обществом своего отношения к данной категории детей, а также признания их прав на получение качественного образования. Данное право прописано и в Конституции РФ, и в Законе «Об образовании»
Однако на практике для обеспечения такой возможности требуется внесение значительных изменений в организацию процесса обучения, а также организация качественного психолого-педагогического сопровождения данной категории обучающихся на протяжении всего срока их обучения.
В СОШ № 2 функционируют 59 классов с общей численностью 1 222 чел., а именно: классы для детей с задержкой психического развития (9 классов) и нарушениями интеллекта (13 классов-комплектов) и 37 общеобразовательных классов (1062 чел.).
В школе разработан и реализуется модуль «Доступная среда для обучающихся с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве, в условиях СОШ № 2». Вся деятельность направлена на создание системы комплексной помощи детям с ЗПР и умственной отсталостью, эффективности их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение в нашей школе ставит своей целью обеспечение двух процессов, согласованных между собой:
1) сопровождение развития ребенка и процесса его обучения, воспитания и коррекции различных отклонений. Коррекционные мероприятия включают в себя исправление/ослабление имеющихся нарушений, а развивающие направлены на то, чтобы раскрыть потенциальные возможности ребенка и помочь ему достичь оптимального уровня развития.
2) комплексная технология, которая включает в себя различные методики поддержки ребенка при решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в нашей школе осуществляется на основании заключения ПМПК.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом. В состав консилиума входят: председатель – зам. директора по УВР; учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед; социальный педагог, медицинский работник.
Основной задачей школьного консилиума является регулирование процесса сопровождения и обеспечение его комплексности. Работа ПМПк регламентируется Положением о ПМПк.
Консилиум работает по плану, установленному на 1 учебный год (7 плановых заседаний в год и внеплановые заседания проводятся по запросу в течение года). Принцип командной работы специалистов различного профиля в рамках школьного консилиума чрезвычайно важен. В течение первых двух недель учебного года специалистами школы проводится изучение у каждого ребёнка запаса сведений об окружающем мире (формируются группы для занятий с дефектологом). Выявляются речевые дефекты, особенности устной и письменной речи (на основании этого комплектуются логопедические группы), отмечаются особенности их психологических и личностных возможностей, изучение «зоны ближайшего развития» каждого ребёнка (в этот момент формируются группы для занятий с психологом), выявляется положение ребёнка в семье, участие родителей в воспитании и развитии ребёнка (здесь обращается внимание социального педагога к семьям вновь прибывших детей, составляются списки сирот , опекаемых, работа с родителями, выявление жилищных условий семьи)
Отслеживание уровня адаптации, обучающихся к новым условиям, требованиям школы.
Результаты комплексного изучения воспитанников отражаются в представлениях специалистов.
Классные руководители и педагоги школы также наблюдают за учеником, затем представляют на консилиум характеристику, в которой раскрывают индивидуальные особенности ребёнка как в учебное время, так и во внеурочное.
После такой глобальной диагностической работы на заседании консилиума дается коллегиальное заключение с рекомендациями о необходимом образовательном маршруте для каждого воспитанника.
На каждого обучающегося заводится индивидуальная карта сопровождения, опираясь на этот документ легко увидеть динамику развития и мониторинг усвоения знаний обучающимися.
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.
Таким образом, школьный ПМПк является ценным инструментом, осуществляющим комплексное, целостное и системное изучение ребёнка, которое позволяет составить план индивидуального коррекционного развития и подобрать оптимальный вариант индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа с родителями (законными представителями) обучающихся является одним из приоритетных направлений работы специалистов службы сопровождения. Родителям также предоставляется возможность участия в согласовании индивидуальной программы на своего ребенка, обсуждении проблем ребенка в рамках работы психолого-медико-педагогического консилиума.
Эффективным средством реализации образовательной инклюзии в МБОУ СОШ № 2 является использование инновационных форм работы с родителями: с этой целью организован семейно-психологический клуб «Комфорт». Функционирует он с 2013 года. В рамках данного направления работы происходит формирование родительских компетенций и оптимизация взаимодействия школы и родителей по вопросам воспитания, обучения и социализации детей с ОВЗ. В рамках клуба организуются встречи родителей, законных представителей, заинтересованных в решении проблем своих детей. В условиях неформального общения участники клуба знакомятся дуг с другом, делятся собственным опытом взаимодействия со своим ребенком, встречаются со специалистами службы сопровождения школы, а также для беседы с родителями, в зависимости от темы, приглашаются и другие специалисты (медицинский работник, дефектолог, педагоги дополнительного образования), участвуют в тренингах.
Организована работа консультационного пункта и «телефона доверия», в рамках сетевого взаимодействия. Педагоги образовательного учреждения активно привлекают детей и родителей к совместному участию в конкурсах детского творчества: международном конкурсе детской рукописной книги, областном фестивале «Созвездие», в реализации акции "Прикоснись к подвигу сердцем", экологических акциях «Сохраним природу Заполярья», «Экологическая тропа».
Показателями эффективности реализации психолого-педагогического сопровождения являются положительная динамика развития ребенка, его полное включение в детский коллектив, стремление и желание идти в школу; благоприятная, доброжелательная атмосфера, в которой проходит образовательный процесс, включенность в него всех обучающихся и педагогов, отношения сотрудничества и участия; удовлетворенность родителей качеством работы педагогического коллектива.
В заключение хотелось бы отметить, система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ должна эффективно функционировать в едином образовательном пространстве, которое, в свою очередь, должно способствовать принятию индивидуальности каждого отдельного учащегося и удовлетворение особых потребностей каждого ребенка.
Педагог-психолог Беляева О. П.