12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сальникова Зоя Николаевна34
Мой педагогический стаж составляет 37 лет. 22 года работала воспитателем, 15 работаю старшим воспитателем. Свою профессию обожаю. потому что работать и общаться с людьми люблю. а с профессионалами еще больше.
Россия, Хабаровский край, р.п. Солнечный
4

Система работы по ранней профориентации в детском саду «Светлячок»


Система работы по ранней профориентации в детском саду «Светлячок»

Дошкольное образование в соответствии с законом «Об образовании» является I ступенью единой непрерывной образовательной системы, соответственно, первоначальным звеном в рамках преемственности по ранней профориентации дошкольников.Современные требования к организации образовательной деятельности, позволили нам пересмотреть организацию работы:

направить усилия на формирование у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.Периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. В детском саду созданы оптимальные условия, выстроена система работы, имеется соответствующий методический и наглядный материал. Деятельность с детьми младшего дошкольного возраста основывается на самых разнообразных формах и методах работы и реализуется через наблюдение конкретных трудовых процессов людей, работающих в детском саду, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы, экспериментирование с разными материалами, опыты, организацию разных видов труда, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации.Педагоги дошкольных учреждений знают, что основная сложность работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с некоторыми профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения, и в силу этого остаѐтся за пределами понимания ребѐнка.В детском саду для ознакомления с профессиями градообразующих предприятий в группах детского сада были созданы мини – музеи «В краю оловянных гор», музей «Коры», позволяющие познакомить детей с профессиями горняков, шахтеров, лесника. Педагогами совместно с родителями и детьми созданы макеты шахты, с вагонетками, движущимися по рельсам. Есть макет горы в разрезе, коллекция камней. Тематические встречи с людьми разных профессий также направлены на реализацию задач ранней профориентации дошкольников. Сотрудничество с районным краеведческим музеем осуществляется посредством организации совместных интерактивных занятий, просмотр видеофильмов, экскурсий по музею. Уже привычными для детей стали экскурсии в больницу, аптеку, супермаркеты, пожарное отделение, пекарню. В прошлом году мы были приглашены на экскурсию в отделение полиции Солнечного района. Ребята узнали о том, какие службы есть в органах внутренних дел, об их направлении деятельности и задачах, познакомились с формой полицейского, посетили музей, за время существования которого мы были первыми маленькими посетителями. Сотрудники полиции и ГИБДД частые гости нашего детского сада. Они проводят для детей мероприятия по безопасности дорожного движения, рассказывают об особенностях работы. В 2018 учебном году, приняли участие в совместном мероприятии педагогов, родителей и детей - «Велокросс», проводившемся в честь 80 – летия Хабаровского края. С прошлого года в детском саду реализуется направление по экономическому воспитанию и финансовой грамотности дошкольников. Познакомив детей с первоначальными сведениями о науке экономика, воспитатели организовали для детей цикл экскурсий на рабочие места родителей, основными целями которых являлось:- ознакомление детей с понятиями «рабочее место», «рабочее время», «инструменты», «предмет и продукт»;- формирование у детей представлений о содержании профессиональной деятельности своих родителей;- установление зависимости между результатом трудовой деятельности и профессией человека.- ознакомление с современными профессиями: программист, маркетолог и др.Очень познавательной для детей оказалась экскурсия в сбербанк. Работники банка, среди которых также были и родители наших воспитанников, познакомили с некоторыми профессиями. Дети увидели специальные банкоматы, с помощью которых можно положить и получить деньги, где люди совершают различные денежные операции. Узнали, что прежде чем подойти к окошку, нужно взять талончик в банкомате и ждать объявления своего номера на экране. В банке есть бухгалтер, менеджер, финансист. Ребятам показали и дали самим посчитать денежные купюры и монеты на специальных аппаратах. Дети познакомились и проследили за работой инкассаторов.После проведенных экскурсий с ребятами проведены занятия познавательного цикла, во время которых познакомили детей с предприятиями торговли и их особенностями, расширирили словарный запас детей понятиями «мини – маркет», «киоск», «магазин», «супермаркет», «рынок», «касса», «кассир».С помощью дидактических игр «Назови, кто что делает», «Место работы», «Профессии» - ребята закрепляли знания об инструментах, расширяли знания об их роли в изготовлении продуктов труда.Второй год в рамках реализации проектной технологии детский сад сотрудничает с Солнечным промышленным техникумом.Мастер производства рассказала детям много интересного о профессии повара, а потом еще и показала процесс работы электрической плиты, духового шкафа. Специалисты техникума обыграли всем известный мультфильм «Фиксики», для ознакомления дошкольников с профессиями, которым обучают студентов в промышленном техникуме. Ребята узнали, что Солнечный промышленный техникум готовит таких специалистов как повар, кондитер, газосварщик, электрик и др.В этом году 6 октября в рамках реализации проекта «Как хлеб на стол пришел» воспитатели с детьми подготовительной к школе группы пришли в техникум, где их ждали и встречали радушные хозяева: преподаватели и студенты.Преподаватели пригласили детей в аудитории, где познакомились с детьми, узнали, что дети знают о выращивании хлеба, приготовлении муки, спросили, что дети могут добавить по этой теме из личного опыта. Затем рассказали о трудоемком процессе замешивания теста, показали видеофильм и мультфильм из серии «Маша и медведь». Рассказали о профессии пекаря – кондитера. Затем дети под четким руководством мастеров пекли пирожки с картофелем и пироги с джемом.Мы, педагоги детского сада, убеждены, что дети еще долго будут помнить такое сотрудничество, на котором они узнали много интересного, и сами участвовали в процессе.Ранней профориентации старших дошкольников способствует и работа технического кружка «ПервоРобот», основная цель которого формирование основ технического творчества, ранней технической профессиональной ориентации средствами робототехники. Руководителем кружка является педагог ДОУ, прошедший курсы повышения квалификация по данной теме.В результате проведенной работы по данному направлению педагогической диагностики установлено, что у 70% детей старшего дошкольного возраста высокий уровень сформированности представлений о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, они имеют представление о труде как экономической категории. 80 % детей называют профессионально важные качества представителей разных профессий; эмоционально-положительно относятся к трудовой деятельности, труду в целом - 75 % детей.Таким образом можно сделать вывод, что системная работа по ранней профориентации позволила сформировать конкретно-наглядные представления о мире профессий у дошкольников. Дети знают, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, они готовы трудиться не только когда им нравится и интересно, а еще и потому, что это надо. Мы понимаем, что их профессиональное становление будет намного позже, но элементарные ориентиры уважения к труду человека, выбору профессии, исходя из интересов на удалось заложить уже сейчас, в дошкольном детстве.Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.


















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.