Система работы с дошкольниками по формированию у них трудовых навыков. Старший дошкольный возраст.
Система работы с дошкольниками по формированию у них трудовых навыков Старший дошкольный возраст Воспитатель: Федорова В.С. г. Рыбинск 2024 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71
Рабочая программа воспитания Трудовое направление воспитания Цель трудового воспитания - формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребёнка к труду. Ценность - труд лежит в основе трудового направления воспитания. Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.
Виды труда дошкольников Самообслуживание Хозяйственно – бытовой труд Труд в природе Ручной труд
Формы организации труда Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада Дежурства наиболее широкое применение получают в старшей и подготовительной группах Коллективный труд (общий, совместный) используется только в старшей и подготовительной группах, так как в этом возрасте навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость
Требования к организации детского труда Систематичность детского труда Постепенность рабочей нагрузки Подбор оборудования для труда Создание в группе трудовой атмосферы
Руководство трудовой деятельностью Планирование трудовой деятельности Процесс трудовой деятельности Результат трудовой деятельности Постановка цели
Образовательная деятельность, осуществляемая В утренний отрезок времени, может включать: трудовые поручения и дежурства (сервировка стола к приему пищи, уход за комнатными растениями и другое). Во время прогулки, включает: элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО. Во вторую половину дня, может включать: элементарную трудовую деятельность детей (уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей).
Целевые ориентиры воспитания: детей раннего возраста (к трем годам) Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях. Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). детей на этапе завершения освоения программы Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.
Содержание образовательной деятельности в области социально-коммуникативного развития Педагог обогащает представления детей о труде взрослых, знакомит детей дошкольного возраста с разными видами производительного (промышленность, строительство, сельское хозяйство) и обслуживающего (сфера досуга и отдыха, сфера культуры, медицина, торговля) труда. Создает образовательные ситуации по ознакомлению детей с конкретными профессиями взрослых, демонстрирует возможные связи между профессиями, обращает внимание детей на содержание каждой профессии в соответствии с общей структурой трудового процесса (мотив, цель, инструменты и оборудование, содержание действий, выбор трудовых действий в соответствии с целью, результат): продавец продает товар покупателю, рабочий на фабрике изготавливает товар, шофер развозит товар по магазинам, грузчик разгружает товар.