Статья на тему «Современные подходы в работе с одаренными детьми»

5
0
Материал опубликован 13 February 2021 в группе

«СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Дети – национальное достояние страны,

одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал.

 

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок от рождения талантлив по-своему. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.

Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов.

Требования к личности учителя, работающему с одарёнными обучающимися:

- желание работать нестандартно,

- увлеченность своим делом,

- поисковая активность,

- любознательность,

- интеллектуальность,

- нравственность,

- эрудированность,

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся,

- знание всех областей человеческой жизни.

Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач. Кто-то обладает большей способностью абстрагироваться, а кто-то не имеет себе равных в воображении и фантазии. Такие ученики, как правило, имеют высокую мотивацию к изучению предмета.

Мой опыт показывает, что всех одаренных детей можно разделить на три категории:

- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).

- Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).

- Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Существуют определенные виды одаренности:

1. Интеллектуальная одаренность - дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию.

2. Творческая одаренность - подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.

3. Социальная одаренность - характеризуется легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность. Современная педагогика классифицирует одаренность в зависимости от направления деятельности – это практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная.

При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчество), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.

Формы работы, применяемые в работе с одаренными детьми:

классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

исследовательская деятельность;

олимпиады, творческие конкурсы различного уровня;

участие в предметных неделях;

творческие мастерские;

кружки по интересам;

дискуссии;

игры;

Методы работы с одаренными детьми:

исследовательский;

частично-поисковый;

проблемный;

проектный.

Для одаренных детей характерно опережающее развитие в таких сферах как:

1. Познавательные процессы (мышление, память, внимание и т.д.).

2. Психосоциальная сфера (обостренное чувство справедливости, нетерпеливость, порывистость).

3. Физические характеристики (высокий энергетический уровень, моторные функции отстают от познавательных процессов).

Работу с одаренными детьми строю на следующих принципах:

- принципе дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;

- принципе максимального разнообразия предоставляемых возможностей;

- принципе возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам, работу в НОУ;

- принципе усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися;

- принципе создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя.

Считаю, что одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей. 

«Если Вы получаете удовольствие от общения с одаренными учащимися как от интересных людей, свободно обмениваетесь  с точками зрения на любые вопросы, не боитесь учиться чему-либо у них , а они не теряют блеска в глазах в процессе работы с вами, Вы на правильном пути!»

 

Список использованной литературы:

1. Авдеева Н.И. Одаренный ребенок в массовой школе / Н.И. Авдеева, Н.Б. Шумакова. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.

2. Бабаева Ю.Д. Потенциальная и скрытая одаренность / Ю.Д. Бабаева // Одаренные дети: теория и практика: мат-лы Всерос. конф., Москва, 28-30 марта 2001 г. - М., 2001. - С.47-56.

3. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: пособие для воспитателей и родителей / Е.С. Белова. - 3 изд. - М.: МПСИ; Флинта, 2004. - 144 с.

4. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. - М.: Открытый университет, 2005. - Глава 3. - С.88-150.

5. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: БИТА-ПРЕСС, 2011. - 162 с.

6. Дементьева Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми. - Курган, 2009. - 212 c.

7. Джумагулова Т.Н. Одаренный ребенок: дар или наказание / Т.Н. Джумагулова, И.В. Соловьева // Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009. - 160 с.

8. Джуринский, А.Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 440 с.

9. Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся / А.И. Доровский. - М.: Российское педагогическое агентство, 2005. - 415 с.

10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер-Ком, 2000. - 356 с.

11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. - СПб., 2011. - 448 с.

12. Комарова С.А. Работа с одаренными детьми: методические аспекты / С.А. Комарова // Сельская школа. - 2011. - № 3. - С.60-73.

13. Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики / А.В. Кулемзина. - М., 2004. - 264 с.

14. Ландау Э. Одаренность требует мужества. Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Э. Ландау. - М., 2002. - 144 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.